Вначале было Слово..
(литературная композиция, посвящённая Дню славянской письменности)
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с историей её создания славянской азбуки.
Воспитать у учащихся уважительное отношение к духовному наследию предков.
Развить интерес к славянской культуре, побудить детей к её самостоятельному изучению.
Оборудование: икона святых Кирилла и Мефодия, свеча перед нею, презентация, мультимедийное оборудование.
Участники сценки: братья Кирилл и Мефодий, София.
Ход мероприятия:
1.Здравствуйте, ребята! Мы живем в стране, которая называется Россия. (Россияне, русские, русичи).
Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки. Род, родился, Родина, родословная—все эти слова родственные(родственники), однокоренные.
Сегодня мы при помощи нашего устного журнала еще раз обратимся ко своим истокам, воздадим дань прошлому. А помогут нам в этом странички, посвященные празднику славянской письменности.
(слайд 1)
Чтец: Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь Слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь!
(И.Бунин)
2. (слайд 2) А знаете ли вы, что означают эти фразы:
- Сначала аз да буки, а потом и науки. Азбуку учат - на всю избу кричат. Азы да буки избавляют от муки.
Стоять фертом означает горделивую позу человека, подперевшего руки в бока.
Прописывать ижицу - как следует наказать, проучить, высечь.
3. (слайд 5– 6) - Академик Д.С. Лихачёв говорил: « Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную память».
- А как вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта,
отличающая образованность от дикости»?
4. Слайд 7 -8 - 24 мая – День славянской письменности и день памяти святых, равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Какой радостный крик благодарности вырывается из уст людей, от рождения сидевших в пещере, когда кто-то, растворив их мрачное жилище, вольёт в него живительные лучи солнца и выведет их на свободу! Такое же чувство благодарности испытываем и мы в отношении святых Кирилла и Мефодия, которые подарили нам свет разума, грамоты, просвещения. 5. Слайд 9 – 10 история пиктографии
Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далекие времена люди жили в пещерах, ведь домов еще не было. Но в некоторых пещерах жили медведи. Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.
Чтец:
В те времена славянские народы
В язычестве жестоком пребывали.
Ученья правды, веры и свободы
Во тьме невежества они не знали.
Чтец 2:
Славян святые братья просветили.
Мефодий и Кирилл творили письмена,
И азбуку народам подарили,
И светом озарили времена.
Ведущий: ( слайды 12 -14) Из "Повести временных лет"- мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк, и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".
Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев - Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Первоучители славян Кирилл и Мефодий родились и жили в Греции в г. Солуни в IX веке. Они славились своей учёностью и образованностью, глубокой верой в Бога и хорошим знанием славянского языка. Поэтому греческий патриарх Фотий и царь Михаил направили их проповедовать Слова Божие славянским народам на языке понятном им, поэтому-то мы и называем их равноапостольными, так как подобно ученикам Христа они несли слово Божие другим народам.
Свершилось это в 863 году. Святые братья сложили письмена, изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи, и перевели Апостол и Евангелие. Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину. К нам на Русь церковнославянский язык пришел в 988г. после того, как князь Владимир принял святое крещение, а затем крестилась и вся Русь. "И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своём языке".
Слайд 15 - Когда Кириллу было 7 лет, он увидел вещий сон: «Отец собрал всех красивых девушек Солуни и приказал избрать одну из них в жёны. Осмотрев всех, Константин выбрал прекраснейшую; её звали София (по-гречески мудрость)». Так ещё в детстве он обручился с мудростью: для него знания, книги стали смыслом всей жизни. Константин получил блестящее образование при императорском дворе в столице Византиии – Константинополе. Быстро изучил грамматику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении, трудолюбие – всё это сделало его одним из самых образованных людей Византии. Не случайно его за великую мудрость прозвали Философом
Сценка : (братья Кирилл и Мефодий)
Мефодий: Мой брат Кирилл,
Я вспомнил сон твой вещий,
Тебе явилась дева чудной красоты.
(появляется София)
Кирилл: Средь множества красавиц при дворе
Её я выбрал… (берёт её за руку)
Кто ты? Какое имя Бог дал тебе?
София: София – Премудрость Божия,
Так нарекли меня.
А ты служить мне будешь?
Кирилл: Всегда готов я мудрости служить.
Так будь же ты царицею над нами.
София: Прошло уж много лет,
Как дали грамоту славянам,
Но их сердца разумнее ли стали?
Ведь мудрость сердца ценится пред Богом
Дороже знания законов и наук.
Кирилл: Царица София! Открыла
Ты мудрость Божию нам
Небесною красою сияет
Твой дивный лазурный храм.
Уже пролетели столетья,
Вот подданные твои (показывает на учеников)
Мефодий: Народы просветили Божьи письмена.
Была великой силы книга создана.
Свет знания, глубина ума
И мудрость сердца в ней заключена. (уходят)
Слайды 16 - 19 - история жизни и смерти братьев.
В те времена только три языка – еврейский, греческий и латинский – считались языками, достойными выразить святое Писание. Византия стремилась не столько завоевать и покорить соседние народы, сколько вовлечь их в свой культурный и религиозный мир. Вы знаете, что христианская вера основана не только на устных традициях, но и на письменных ( Библия). Богослужение в церкви совершается по богослужебным книгам, поэтому для народа, принявшего христианство, книжно – письменная культура обязательна. У славян развитой книжно – письменной традиции не было. Константин (Кирилл) стал переводить книги Священного Писания с греческого на славянское наречие, а затем ,вместе с братом и учениками, выработал библейский язык славянских народов – старославянский (древнецерковнославянский).
Немецкое духовенство всячески мешало братьям. После смерти братьев их ученики были брошены в темницу, а потом одних изгнали из Моравии, других продали в рабство. Изгнанные отправились в Болгарию, где их принял христианский князь Борис ( в крещении Михаил). Именно он утвердил христианство в Болгарии.
Слайд 20 – 26 – знакомство с глаголицей и кириллицей.
Глаголица и кириллица похожи друг на друга буквенным составом, порядком букв, их звуковым значением. Сильно различаются буквы внешне – формой (стилем) букв. Источник кириллицы – греческое (византийское) письмо в его торжественной разновидности. Глаголица не имеет вполне очевидного источника. Она больше всего похожа на искусственно созданную систему. Знаменательно, что первая буква глаголицы «аз» по форме представляет собой крест. Вероятнее всего, глаголица – плод творчества христианского миссионера, знавшего много языков и очень одарённого. Глаголица не получила широкого распространения. До 19 века она сохранялась как система только у хорватов. В Древней Руси иногда употребляли глаголические буквы. Чаще всего как тайнопись.
А теперь прочитаем название букв славянского алфавита. Так почему названная книга, по которой вы учились читать - Азбука?
-Посмотрим на первый славянский алфавит - кириллицу.
Аз – я; Буки – буквы, книги;
Веди – ведать, знать; Глаголь - говорю, слово; Добро – добро;
Есть – есть; Живете – жизнь; Земля - земля; И – и; Како - как;
Люди - люди; Мыслите – мыслите;
-Почему буквы стоят именно в таком порядке?
Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?
Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?
Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.
(Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.
Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)
То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.
Имена славянских букв восходят к древнему акростиху, составленному самим Кириллом.
Аз есмь всему миру свет.
Бог есть прежде всех век.
Ведаю всю тайну человеческую.
Глаголю же вам Сыном человеческим:
Добро есть верующим во имя Мое.
Есть гнев мой на грешники.
Жизнь есмь всему миру.
Зло законопреступником.
Земля – подножие ногам Моим.
Иже Престол Мой на Небесах.
Иного Бога несмь разве Мене.
Како совещаша на Мя зол совет.
Люди мои законопреступнии,
Мысляша на Мя злая за благая,
На кресте пропяша Мя,
Оцта и желчи напоиша Мя.
Слайд 32- 33 - В 1708 году Пётр I провёл первую реформу русского письма. Он убрал из алфавита ряд букв, ввел так называемый «гражданский шрифт». Первой книгой, напечатанной новым шрифтом, стал учебник геометрии.
Слайд 34 -37 – первые книги были рукописными и стоили они очень дорого.
Чтец:
Искусно предки книги украшали
Камнями, позолотой и эмалью.
И, словно драгоценные венцы,
Евангелия старинные сияли.
В обителях послушниуи – писцы
Старательно умелою рукою
Строку вели усердно за строкою.
Письма славянского узорчатая вязь
Орнаментом цветочным оплелась,
А силуэты лесных зверей и птиц
Цветами, травами и стеблями вились.
Ведущий: - Задумывались ли вы когда – нибудь, как наши предки относились к сквернословию?
(звучит песня «Улетай на крыльях ветра…»)
Чтец: Любил дедушка Влас сребротканный лад церковнославянского языка. Как заговорит , бывало, о красотах его, так обдаст тебя монастырским ветром, так осветит тебя святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то лазоревым. Тяжко грустил дедушка, что светозарный этот язык мало кто постиг. Не раз говорил он:
«В кладезе славянских речений – златые струны вод Господних. В нём и звёзды, и лучи, и ангельские гласы, и каменья многоцветные, и чистота снега горного светлейшая. Вникни, чадо, красота- то какая! Что за слово – «златозарный»! Светится это слово. Всё светло, всё от сердца, от чистоты, от святости, от улыбки Господней!»
Чтец:
Он самый молитвенный в мире,
Он волею Божьей возник,
Яцык нашей древней Псалтири
И святоотеческих книг;
Он царственное украшенье
Церковного богослуженья,
Живой благодати родник,
Господнее нам утешенье-
Церковнославянский язык.
Слайды 38 – 39 - Орден имени Святых Кирилла и Мефодия учрежден Международной Академией Славянской письменности имени святых Кирилла и Мефодия
Орденом награждаются выдающиеся представители науки, образования и просвещения, культуры, журналистики Славянских Стран. Орден вручается в торжественной обстановке в городе Москва. Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия. Этот праздник объединяет более 270.000.000 славян по всей планете.
Слайды 40 – 41 Памятники Кириллу и Мефодию в разных городах.
Заключение:
Без слова звучащего невозможна наша жизнь. Родной язык – это сокровище, которое нужно беречь. «Пусть никакое гнилое слово не выйдет из ваших уст, а только доброе, чтоб оно доставляло благодать окружающим,»- сказал Апостол Павел. Слова нечестивые, скверные могут нанести человеку непоправимый вред. Для наших предков сквернословие было страшным грехом. Мы – дети своего народа, потомки древних славян, потомки Кирилла и Мефодия, обязаны хранить в чистоте свой язык, не употребляя грубых слов и непристойных выражений.
Чтец: Слава Вам, братья, славян просветители, Слава Вам, церкви святые отцы, Слава Вам, правды Христовой учители, Слава Вам, азбуки нашей творцы!
МКОУ Губарёвская СОШ
Урок в 6 классе, посвящённый Дню славянской письменности:
«Вначале было Слово…»
Подготовила и провела:
Гузеева С.А.,
учитель русского языка
Губарёво 2013 г. |