Скачать 244.27 Kb.
|
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ Это интересно! Слово "наречие" существовало уже в древнерусском языке. Что оно означает? В слове можно выделить корень "реч-". В древнерусском языке слово "речь" имело различные значения, одно из которых было названием части речи — "глагол". Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что означает "приглаголие". 1. Замените слова в скобках наречиями. Прийти домой (пока светло)__________________________ обсуждать (со всех сторон) ___________________________ встречать зарубежных гостей (как друзей) ___________ работать (устремясъ к цели)__________________________ находиться (на близком расстоянии)__________________ бродить в темноте (ничего не видя) __________________ задержаться (до позднего времени)_____________________ выступать (много раз с успехом)______________________ увидел (рядом с собой)_________________________________ проговорил (очень тихо) _______________________________ Слова для справок: засветло, шёпотом, всесторонне, вслепую, невдалеке, дружески, успешно, по-детски, целеустремлённо, дотемна. 2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где необходимо, знаки препинания. Определите синтаксическую роль наречий. 1) Страшно и скучно. Здесь новоселье, Путь и ночлег. Тесно и душно. В диком ущелье...— Тучи да снег. (А. Пушкин.) 2) Неохотно и несмело Сол__це смотр__т на поля. Чу! За тучей прогр__мело Пр__нахмурилась земля. (Ф. Тютчев.) 3) Лишь изредка хлюпа__т вода о пр__брежный камень и этот одинокий звук ещё более подчёркивает (н__) чем (не) нарушаемую тишину. (А. Куприн.) 4) Белый свитер с отвёрнутым наружу воротом пр__давал ему вид немного чужеземный и, пожалуй, морской. (К. Федин.) 5) Хозяин выпивал пять стаканов вприкуску. (И. Соколов-Микитов.) 6) Вернулась весна в апреле — хмельная, в зипуне нараспашку прошлась по лугам син__ю водою налила овражки. (И. Соколов-Микитов.) Смысловые группы наречий 3. Выпишите из предложений словосочетания, в которых есть наречия. Определите значение наречий. Образец. Поглядывал грозно (образа действия) 1) Ещё трава полна прозрачных слёз, А гром вдали гремит раскатом. (А. Блок.) 2) А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. (А. Фет.) 3) Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит, И вся дубрава задрожит Широколиственно и шумно! (Ф. Тютчев.) 4) Давай, земля, Немножко отдохнём От важных дел, От шумных путешествий. (Н. Рубцов.) 4. Допишите в каждую строку 3—4 наречия. Места: внизу,_____________________________________ времени: завтра, ___________________________________ образа действия: горячо, _____________________________ причины: сослепу,__________________________________ цели: назло,________________________________________ меры и степени: очень,_______________________________ Составьте с любыми из названных наречий предложения, соответствующие схемам: 1) [_----- =====],и[----- =====]. 2) (Когда), [ ]. 5. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания. Образец. Добросовестно — усердно (работал) старательно (писал) —____________________________ близко —___________________________ воодушевлённо — ___________________________________ искусно —__________________________________ ласково —____________________________.______ Степени сравнения наречий 6. Найдите в предложениях сравнительную степень прилагательного и сравнительную степень наречия. Определите их синтаксическую функцию. Выделите суффиксы, при помощи которых образованы наречия и прилагательные в сравнительной степени. 1) Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И. Тургенев.) 2) Человек твёрже камня, нежнее цветка. (Афганская поговорка.) 3) Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет; Колокольчики ландышей в чаще земной цветут; На ра__вете в д__линах теплом и черёмухой вее__т, Соловьи до ра___вета поют. (И. Бунин.) 4) Снега синей, снега тума___ей, Вновь освеж__нней дыш__м мы, Люблю деревню, вечер ра___ий И грусть серебря___ой зимы. (А. Белый.) 7. Вспомните, при помощи каких суффиксов и слов образуются степени сравнения наречий. Допишите таблицу и образуйте степени сравнения наречий. Какой формы у наречия не существует?
Фантазируем и размышляем! 8. Напишите небольшое сочинение на тему: "Мой друг и я ( Моя подруга и я"), употребив прилагательные и наречия в сравнительной степени. Начните своё сочинение следующими строками: В мире не бывает одинаковых людей. Каждый человек – неповторимая личность. Вот и среди моих друзей есть такие. Я хочу рассказать о…. Морфологический разбор наречий 9. Вставьте, где надо, пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Определите значения наречий. Выполните морфологический разбор указанных слов. Солнце высоко. Под зелё___ой развес__стой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно свежо а на крыльце уже нач__нает пр__пекать. Широкая искус__но наведё___ая за ноч_ паутина вся серебря___а от кап__лек р__сы отч__тливо каждой своей ниточкой выд__ляется на фоне густой тёмной листвы. В небе ни обл__ч__ка ни единый не двин__т__ся лист. На том берегу за извил__стой речкой заросш__й ч__рным орешником (светло) зелёным морем ход__т колыш__тся рож__. Солнце стоит высоко печ__т. В объеде___ом кустарнике в сухом медовом сене неут__мимо неустанно ещё громче, чем ра___им утром звенят кузнечики. Звон их уд__вительно сл__вается с глубокой син__вой и (не) подвижностью сухого июльского дня. (И. Соколов-Микитов.) Общая характеристика предложения:_________________________________ _______________________________________________________________ НЕ с наречиями на -О, -Е 10. Подберите синонимы к следующим наречиям, выделите производящие основы и приставки. нерешительно — робко неуютно — ___________________________________________ недолго — _____________________________________________ невдалеке — ___________________________________________ не_______________________________________ — враждебно не____________________________________________— лживо не____________________________________________— вблизи не_____________________________________________— глупо не____________________________________________— дешево 11. Дополните своими примерами столбцы. Слитно Раздельно 1) нелепо 1) не весело, а грустно недоумевающее ______________________ _____________________________ ______________________ _____________________________ 2) невесело = грустно 2) далеко не интересно _______________________ отнюдь не ______________ _______________________ вовсе не ________________ _______________________ ничуть не ______________ _______________________ никогда не______________ _______________________ нисколько не ____________ 3) совершенно неинтересно весьма__________________________ крайне ________________________ чрезвычайно____________________ очень ___________________________ Запомните! Раздельно: не случайно не скоро > "временной оттенок" не мудрено не худо не надо сказуемые не страшно не стыдно 12. Раскройте скобки. Вставьте, где необходимо, буквы и знаки препинания. 1) Говорил (не) громко (не) тихо а совершенно так, как следует. (Н. Гоголь.) 2) (Не) устанно куковала в бору кукушка. (М. Пришвин.) 3)Пут__шестве__ник пр__выкший бродить по полям и лесам страны нашей в горном лесу чу__ствует себя (не) уютно. (И. Соколов-Микитов.) 4) В Крым, вероятно попаду (не) скоро. (А. Чехов.) 5) Работал Леонтьев хорошо но (не) постоянно и на него были жалобы. (В. Шкловский.) 6) Пришёл жаркий час снег (не) заметно подта__вает. (М. Пришвин.) 7) Мы идём (не) спешно ступая по сырой, скольз__кой тр__пинк__. (И. Соколов-Микитов.) 8) (Не) стыдно не знать, стыдно (не) учиться. 9) Волчата втроём нападали на щенка и визжа от восторга стали кусать его (не) больно а в шутку. (А. Чехов.) |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы закончили изучать сложную, но в то же время очень интересную часть речи- наречие. Наречие в русском языке- весьма «коварная» часть... | Свойства кобальта. Общие сведения В древнерусском языке имеются близкие по смыслу слова кобение (гадание), кобь (гадание по птичьему полету); последнее слово интересно... | ||
Конспект урока тема: "Что такое наречие?" Автор: Окишева Татьяна... ... | Тесты по орфографии»; стенд «Наречие». Этапы урока Содержание урока Оборудование урока: фотографии «Елгинские пейзажи»; таблицы и плакаты по теме «Наречие»; разноуровневые карточки; словари разных... | ||
Конспект урока по русскому языку по теме «Наречие» Тема: «Разряды наречий» Задание. Запишите предложение, сделайте полный синтаксический разбор. Найдите в предложении наречие, расскажите о нем как о части... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Слово о русском языке. Лексика. Слово и его значение. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова | Урок русского языка в 7 классе. Повторение и обобщение темы «Союз» Оборудование урока: фотографии «Елгинские пейзажи»; таблицы и плакаты по теме «Наречие»; разноуровневые карточки; словари разных... | ||
Алкоголизм и преступление это два явления общественной жизни Люди научились получать алкоголь из дикорастущего винограда еще в те далекие времена, когда не существовало земледелия. Так известный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы с вами начали изучать новый раздел науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? /раздел науки о языке изучает... | ||
Сценарий сказки на французском языке Постановка спектаклей как дополнительное языковое образование повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, благодаря... | Тема: алгоритмическая структура ветвления на языке Паскаль Здравствуйте! Какая тема сегодняшнего урока? (алгоритмическая структура ветвления на языке Паскаль) Мы изучали уже это? (да) Как... | ||
История современной альтернативной музыки В этом значении слово встречается в пьесе У. Шекспира "Мера за меру". В америке в начале ХХ века его относят уже к заключённым "шестеркам".... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хором, по слогам читаем 1 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем 2 слово (слово закрывается) – пишем это слово; читаем... | ||
Мы уже студенты! У кого-то появились новые друзья и знакомые, кто-то уже активно участвует в общественной жизни университета, а у кого-то нашлось... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке... |