Скачать 83.53 Kb.
|
Бережная Марина Александровна докт. филол. наук, профессор Кафедра телерадиожурналистики Журналистика, очная форма, 3 курс 5 семестр 2014-2015 уч. г. СОЦИАЛЬНАЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА Спецкурс В процессе освоения материала курса студенты познакомятся со спецификой социальной тележурналистики, опытом отечественного и зарубежного ТВ в освещении социальных проблем современного общества. Социальная проблематика в СМИ – специфический тематический сегмент, связанный с процессами самосохранения общества. Отражение проблем социальной сферы нуждается в особых подходах, чуждых манипуляциям и основанных на конструктивном взаимодействии общественных сил. Социальная журналистика является медийным ресурсом социальной сферы: как профессиональная идеология она имеет глубокие традиции на телевидении и в разные периоды общественно-политической жизни демонстрировала сущностные приоритеты в отражении социальных проблем. Несмотря на явные тенденции к развлекательности, современное телевидение является мощным ресурсом социальной сферы, не только сохраняя некоторые традиции советской журналистики, но и разрабатывая новые профессиональные подходы в работе с социальной проблематикой. Трактовка в телевизионном эфире проблем социальной сферы может оказывать серьезное воздействие на отношение общества к этим проблемам. Однако существенно, каким образом телевидение формирует это отношение, какие методы воздействия использует и насколько телевизионная трактовка соответствует реальности. Актуальные политические тенденции способствуют не только увеличению количества материалов на социальные темы, но и определяют трактовку проблем и характер подачи информации, оказывая существенное влияние на функционирование журналистики. Особенности телевизионной информации требуют соответствующих «образных» методов анализа социального контента, характеристик, способных зафиксировать качество присутствия социальной проблематики в телеэфире и соотнесенных со спецификой социальной сферы. Материалы курса по выбору представляют многолетний и меняющийся опыт ТВ в освещении проблем социальной сферы. Студенты знакомятся с функционированием социальной сферы, спецификой ее телевизионного отражения, с воздействием телевизионных образов на реальные жизненные ситуации и проблемы. В курсе представлены современные методы и формы отражения социальных проблем на телеэкране с точки зрения их творческой новизны, социальной целесообразности и этической приемлемости. Курс предусматривает освоение широкого спектра творческих решений при создании материалов социальной тематики. Занятия сопровождаются демонстрацией телепрограмм российских телеканалов и продюсерских центров. Автор курса имеет многолетний телевизионной работы в качестве автора и ведущей программ социальной тематики, таких как: «Воскресный лабиринт», «Молодежная телевизионная служба «Чапыгина-6», «Политклуб» (Ленинградское ТВ), «Срок ответа — сегодня», «Ритмы города» (ТРК «Петербург»), «Она, о ней, для нее» (51 канал); выступала в качестве эксперта ряда международных проектов, посвященных отражению социальных проблем в СМИ. Авторские публикации по теме спецкурса
План лекционных занятий Занятие 1. Обзор рекомендуемой литературы. «Социальная тема», «социальная проблема», «социалка», «социальная сфера»: трактовки понятий. Социальная сфера как сфера воспроизводства действительной жизни людей. Факторы функционирования социальной сферы, медийный ресурс социальной сферы. Занятие 2. Тема и идея в телевизионной программе. Социальная журналистика. Тематическая, функциональная и коммуникативная специфика. Понятие социального ракурса. Социальные стереотипы: их создание и преодоление в социальной журналистике. Позитивная социальная информация: конъюнктурный и конструктивный аспект. Занятие 3. Социальные темы в СМИ: исторический аспект. Освещение социальных проблем в прессе и в аудиовизуальных СМИ в периоды: 60-80-х годы, 90-е. СМИ как инструмент решения социальных проблем. Занятие 4. Проблемы социальной сферы. Подходы к определению понятия. Субъективные и объективные компоненты социальной проблемы. Занятие 5. Специфика современного социального дискурса: состояние социальной сферы, основные тенденции социальной политики, направления интереса СМИ в освещении событий, явлений, проблем социальной сферы. Занятие 6. Проблемы социальной сферы в «повестке дня» СМИ, конкуренция социальных проблем. Принципы отбора социальных проблем в СМИ. Занятие 7. Демографические проблемы и их освещение на телеэкране. Тематические тренды современной журналистики Занятие 8. Социальные группы, освещение проблем социальных групп на телеэкране. Социальные стереотипы. Занятие 9. Современные социальные проблемы и методы их освещения СМИ. Динамика форм отражения социальных проблем. Развитие проблемы: реальность и отражение. Современное качество и проблемы социальной журналистики. Занятие 10. Интерактивность как обязательная характеристика социальной журналистики. Адресная социальная информация. Аудитория – адресат и участник социального информирования и просвещения. Локальные СМИ (муниципальные издания, радио, кабельное ТВ) их роль и потенциальные возможности активного функционирования в социальной сфере. Занятие 11. Социальная журналистика и социальная работа. Специфика профессиональной деятельности журналиста при освещении социальных проблем. Этические проблемы социальной журналистики. Занятие 12. Проблемы социальной сферы в СМИ как часть политического пира. Методы исследования социальных публикаций. Занятия 13-15. Анализ современного дискурса социальной проблемы (по выбору студентов). Список вопросов к зачету
Текущая аттестация К зачету допускаются студенты, посетившие не менее 75% лекций. При большем количестве пропусков студент готовит реферат по темам пропущенных занятий, используя рекомендованную по дисциплине литературу. Объем реферата – не менее 10 страниц (14 кегль). Критерии оценки (зачет) Зачет по данному курсу включает: 1) Собеседование по теоретическим вопросам, предложенным ниже. 2) Анализ освещения социальной проблемы (по выбору) на телеэкране в виде презентации (10 минут). Зачет проходит в устной форме. На подготовку ответа студенту дается не менее 15 минут. Презентация должна продемонстрировать актуальность выбранной проблемы, анализ ее состояния, тенденций, примеры освещения на ТВ, сопоставление реальной ситуации с ее телевизионной трактовкой. Оценка «зачет» ставится: - если материал презентации доказательно демонстрирует качество освещения социальной проблемы на телеэкране; - если студент дает полный и обстоятельный ответ на теоретический вопрос. В отдельных случаях зачет может быть выставлен на основании одной презентации (если она выполнена добросовестно, а студент пропустил не более 2 лекционных занятий) Оценка «незачет» ставится, если студент не подготовил презентации (или она не соответствует необходимым требованиям). Зачет не может быть выставлен только на основании ответа на теоретический вопрос. Предполагаемая продолжительность зачета – 15 минут. Список основной литературы
Список дополнительной литературы
Перечень иных информационных источников
|
031300. 62 Журналистика, профиль Тележурналистика Автор программы Утвердить прилагаемую Стратегию развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года | Темы рефератов Актуальность развития социальной работы как науки... Базовые технологии социальной работы: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная диагностика, социальная терапия,... | ||
Рабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной... Социальная работа (профиль "Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и... | Урока Тема урока «Социальная стратификация современного общества» Учащиеся должны уметь характеризовать понятия «социальная стратификация», «социальная мобильность» | ||
Рабочая программа дисциплины «c оциальная политика и социальная защита» Основные задачи изучения дисциплины «Социальная политика и социальная защита» формулируются следующим образом | Рабочая программа дисциплины социальная педагогика направление: 040400 Социальная работа | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социальная экология Специальность... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | «Социальная структура и социальная стратификация» Фгбоу впо «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2012 | ||
Тематическое планирование по обществознанию ( профильный уровень) №п/п Функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность | Рабочая программа по дисциплине «общественные организации и социальная... Рабочая программа составлена на основе Государственного образовательного стандарта (госа) специальности 040101 Социальная работа,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторительно – обобщающий урок «Социальная стратификация и социальная мобильность в современном российском обществе» | Социальная безопасность Социальная безопасность: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. М. Хохлова, Э. А. Бачурин. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с понятиями – социальный статус личности, социальная роль, социализация, социальная адаптация | 2. Ком муникативная, образовательная, социальная, контекстуальная,... Реклама как социальная технология, социальный институт современного общества и инструмент формирования стилей жизни. 2 | ||
Программа элективного курса профильного обучения «Социальная безопасность» Предлагаемый элективный курс «Социальная безопасность» предлагается для изучения учащимися выпускного 11-го класса | Рабочая учебная программа по дисциплине «Социальная политика государства»... Социальная политика государства: [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. 28 с |