Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/7
Дата публикации19.03.2015
Размер0.99 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Журналистика > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. Ф.10. ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

030601.65 Журналистика


Утверждено на заседании кафедры

культурологии и

межкультурной коммуникации, теории языка

и журналистики

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 8 от 01.03.2013г.)
Зав. кафедрой

______________________________ (Иванищева О.Н.)
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы:

кандидат педагогических наук, доцент МГПУ Короткова Т.А.

1.2. Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, профессор Беляева Л.С.

Доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой языкознания Северодвинского

филиала ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова». Симашко Т.В.
1.3. Пояснительная записка

Учебная дисциплина имеет цель: освоение общих закономерностей журналистики как творческой деятельности в их практически значимых проявлениях.

В связи с данной целью, определяются следующие задачи:

- изучить общетеоретические основы курса;

- изучить систему и состав профессиональных обязанностей;

- дать характеристику массовым информационным потокам и механизмам их формирования;

- изучить жанровое разнообразие журналистских произведений и особенности работы над произведениями разных жанров.

В ходе изучения курса студент должен знать:

теоретические основы творческой деятельности,

массовые информационные потоки и их природу,

жанры журналистских произведений и особенности их создания, систему и состав профессиональных обязанностей журналиста.

В ходе изучения курса студент должен уметь:

освоить технологию создания журналистского произведения; использовать творческие методы и приемы в процессе создания журналистского произведения.

Данная учебная дисциплина тесно связана с курсами: «Основы журналистики», «Профессиональная этика журналиста», «Психология журналистики» и другими.

При составлении программы учебной дисциплины были использованы следующие материалы: Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник / Лазутина Г.В.—М.: Аспект Пресс, 2001.—240с.; Мельник, Г.С. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина .—СПб.: Питер, 2006.—272с.; Черникова, Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. пособие / Е.В. Черникова.—М.: Гардарики, 2005.—287с.;Основы творческой деятельности журналиста: учебник / ред.-сост. С.Г. Корконосенко.—СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.—272с.и другие.
1.4.Извлечение из ГОС ВПО специальности
ОПД.Ф.10. Основы творческой деятельности журналиста


Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества. Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени в развитии профессионала. Система профессиональных обязанностей журналиста. Формирование массовых информационных потоков и создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов) как компоненты журналистской деятельности. Характеристика массовых информационных потоков. Механизмы формирования массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста.

Состав профессиональных обязанностей журналиста периодической печати, радио и телевидения. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Специфика темы, идеи и структурно-композиционного решения журналист-ского материала. Общее и особенное в материалах для печатной и электронной прессы. Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса. Особенности стадии познания действительности в зависимости от видов познавательной деятельности (ознакомление, исследование и расследование). Стадия создания произведения (формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала). Методы познания действительности и методы предъявления информации в печатном и электронном тексте. Технические средства в процессе творчества. Профессионально-этические регуляторы журна-листского поведения. Жанровые разновидности журналистских про-изведений и особенности работы над мате-риалами разных жанров. Основы новостной и проблемно-аналитической журналистики, эссеистики, худо-жественной критики, сатиры и юмора.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоем-кость

Всего ауд.

ЛК

ПР/

ЛБ

Сам. раб.

1.

030601 «Журналистика»

2,3

4,5,6

520

264

90

40/

134

256

зачет


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

1

Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества

16

6

6

4

20

2

Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость, мастерство как основные ступени в развитии профессионала

12

6




6

20

3

Система профессиональных обязанностей журналиста

10

6

4




20

4

Формирование массовых информационных потоков и создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов) как компоненты журналистской деятельности

6

6







20

5

Характеристика массовых информационных потоков. Механизмы формирования массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуально и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста

6

6







20

6

Состав профессиональных обязанностей журналиста периодической печати, радио, телевидения


4

4







20

7

Журналистское произведение как особый информационный продукт. Специфика темы, идеи и структурно-композиционного решения журналистского материала. Общее и особенное в материалах для печатной и электронной прессы

42

8

8

26

20

8

Способ творческой деятельности журналиста. Структура творческого процесса. Особенности стадии познания действительности в зависимости от видов познавательной деятельности (ознакомление, исследование и расследование)

18

10

4

4

20

9

Стадии создания произведения (формирование конкретного замысла, конкретизация и реализация замысла, авторское редактирование материала)

10

10







20

10

Методы познания действительности и методы предъявления информации в печатном и электронном тексте

28

10

4

14

20

11

Технические средства в процессе творчества.

6

4

2




20

12

Профессионально-этические регуляторы журналистского поведения

12

4

2

6

20

13

Жанровые разновидности журналистских произведений и особенности работы над материалами разных жанров. Основы новостной и проблемно-аналитической журналистики, эссеистики, художественной критики, сатиры и юмора

94

10

10

74

16




Итого:

246

90

40

134

256


1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Понятие о творчестве. Творчество как высшая форма труда. Зарождение специализированного характера творчества
Журналистская деятельность как процесс индивидуального труда. Характеристика содержания журналистского труда. Основные элементы журналистской деятельности. Творческий характер журналистской деятельности.

Понятие о творчестве. Творческая сущность человека. Механизмы творчества. Критерии творчества. Сочетание репродуктивных и творческих элементов деятельности человека. Творчество как высшая форма труда. Зарождение и развитие специализированных видов творчества.

Литература: 1 – 8, 10, 13, 21, 24, 27, 36, 41 ,49.

.
Тема 2. Любительство и профессионализм как формы организации творческой деятельности; обученность, умелость и мастерство как основные ступени развития профессионала



Основные формы организации творческой деятельности в обществе: любительство и профессионализм. Характеристика общих и отличительных черт.

Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Любительство и профессионализм в журналистике. Основные этапы развития профессионала: обученность, умелость, мастерство. Основные задачи студента в процессе движения к профессионализму.

Литература:1 – 8, 10,13, 21, 24, 27, 30, 35, 36, 41, 49.




Тема 3. Система профессиональных обязанностей журналиста

Массовые информационные потоки (МИП) общества как условие его оптимального функционирования. Типы информационных продуктов, составляющие массовые информационные потоки. Области творческой деятельности, создающие информационные продукты. Журналистика как организатор деятельности по созданию информационных продуктов. Особенности производства массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста, а также состав его профессиональных обязанностей.

Литература: 1-14, 18, 21, 24, 27, 30, 35, 36, 41, 46, 49.

Тема 4. Формирование массовых информационных потоков и создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов) как компоненты журналистской деятельности
Понятия «информация», «массовая информация», «информационный продукт», «социальная информация». Характеристика структуры, форм социальной информации. Массовое сознание как инвариант общественного сознания. Условия для развития массового сознания. Общественное мнение как ситуативное возникающее информационное образование, производимое массовым сознанием.

Массовые информационные потоки (МИП) как способ актуального существования массовой информации. Соотношение понятий «массовые информационные потоки» и «каналы массовой коммуникации».

Массовые потоки и журналистика. Соотношение понятий «творческая деятельность» и «система средства массовой информации».

Литература: 1 – 8, 10, 13, 15, 24, 33, 38, 48.

Тема 5. Характеристика массовых информационных потоков. Механизм формирования массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста

План:

МИП как современное явление. Проблема дифференциации МИП. МИП: нейтральные, запрашиваемые, требуемые. МИП: естественные и искусственные. Характеристика естественных МИП. Особенности формирования искусственных МИП.

Факторы, определяющие соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста: идеологический, этический и другие.

Литература: 1 – 8, 10, 13, 15, 24, 33, 38, 48.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск