Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга





Скачать 278.15 Kb.
НазваниеМедиакоммуникационные особенности японских комиксов манга
страница1/3
Дата публикации05.08.2013
Размер278.15 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Журналистика > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Проханов Дмитрий Михайлович

МЕДИАКОММУНИКАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ЯПОНСКИХ КОМИКСОВ МАНГА

Специальность 10.01.10 – журналистика

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Москва-2013

Диссертация выполнена на кафедре истории русской литературы и журналистики факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой теории и экономики СМИ
Вартанова Елена Леонидовна

Официальные оппоненты:

доктор политических наук
Литвинов Олег Валерьевич

кандидат филологических наук, профессор кафедры интегрированных коммуникаций факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ
Дзялошинский Иосиф Михайлович

Ведущая организация – Российский университет дружбы народов

Защита состоится «____» _______________ 2013 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.07 по журналистике
в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: Москва, 125009, ул. Моховая, 9, ауд. 103.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке МГУ по адресу: Москва, 119192, Ломоносовский проспект, 27

Автореферат разослан «____» _______________ 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент В. В. Славкин 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Манга, японские комиксы, отличающиеся от западноевропейских особенностями графики, построением сюжетов и нацелен­ностью на четко сегментированную аудиторию, является частью современной массовой коммуникации. Манга характери­зуется использованием визуально-текстового способа коммуникации, опираю­щегося на визуализацию информации. Манга занимает важное место среди японских СМИ, что позволяет рассматривать ее и как особый вид медиатекста, интегрирующий лексические и визуальные компоненты, и как неотъемлемую часть национальной системы медиакоммуникаций.

Манга, использующая для передачи информации сочетание графических изображений и текста, является представителем особого типа СМИ, кото­рый обладает большой популярностью и широко распространен как в Японии, так и за ее пределами. В числе других представителей данного типа можно назвать американские и западноевропейские комиксы, корейские ко­миксы манхва и китайские комиксы маньхуа. Учитывая графические и содержа­тельные особенности, манга занимает определенную нишу в графическо-тексто­вой коммуникации, а также среди подобных ей медиа.

Одной из важных характеристик манга является ее направленность на четко сегментированную аудиторию. Существует пять основных аудиторных групп, для которых создается манга: дети 9-12 лет, мальчики 13-18 лет, девочки того же возраста, юноши старше 18 лет и девушки той же возрастной категории. Виды манга, создаваемые для этих аудиторных групп, в данной работе называ­ются форматами. Каждый формат имеет определенные графическую и смысло­вую специфику внутри общего массива манга, что позволяет ему максимально полно соответствовать запросам аудитории. Данная особенность манга является ак­туальной в свете общего стремления масс-медиа найти свою аудиторию и обеспечить максимально эффективную коммуникацию. Манга, как часть массо­вой коммуникации, является интересным примером такого стремления.

Кроме того, актуальность темы определяется существованием и успешным функционированием индустрии издания манга, которая развита не только в Япо­нии, но и за ее пределами, хотя страна-родоначальник манга имеет самую боль­шую манга-индустрию. Продажи специализированных журналов, в которых из­дается манга, а также отдельных томиков с несколькими главами одной истории составляют около 24% продаж японского издательского рынка. Суммарный ти­раж журналов, где манга печатается с продолжением из номера в номер, состав­ляет до 39% от количества всех проданных в Японии книг и журналов1. Попу­лярна манга и в России, что также добавляет теме актуальности.

Научная новизна работы определяется тем, что в диссертации впервые в отечественной науке осуществлено комплексное исследование японских комик­сов манга, в ней впервые применяется подход к манга как к масс-медиа. В работе изучается не одна из особенностей манга, как в большинстве отече­ственных и зарубежных исследований, а их сочетание. В работе уделено внима­ние уникальной системе передачи информации, использующейся в манга и ха­рактерной только для нее. Кроме того, различные типы манга впервые анализи­руются с позиции типологии СМИ, встраивая ее в систему масс-медиа и расши­ряя традиционные для изучения манга культурологические подходы. Манга рас­сматривается в качестве части японской медиасистемы. Работа также дает харак­теристику особенностей индустрии издания манга, причем как в Японии, так и в других странах, где она популярна: США и Западной Европе.

Степень научной разработанности темы. В процессе исследования было установлено, что трудов, посвященных манга, в нашей стране очень мало. Боль­шая часть работ по данной тематике рассматривает манга только с позиции культурного феномена, и ограничивается лишь историей развития данного ме­диа. В числе подобных работ можно назвать книгу Б. А. Иванова «Введение в японскую анимацию1». Как ясно из названия, книга посвящена другому япон­скому явлению – аниме, то есть японской анимации. Манга рассматривается лишь как прародитель аниме, и в книге отсутствуют сведения о современном со­стоянии этого масс-медиа.

Среди исследований манга в области филологии необходимо упомянуть кандидатскую диссертацию К. В. Поляковой «Становление семиотической си­стемы американского комикса и японского манга». Однако данная работа не со­средоточена только на манга.

Переводной литературы, посвященной исследованиям манга, в нашей стране также нет. Единственным исключением из этого правила может считаться книга «Манга и философия2», представляющая собой сборник переведенных с английского языка статей, однако эти статьи носят обзорный и ознакомитель­ный характер.

Чуть лучше складывается ситуация с англоязычными источниками. Большая часть литературы о манга на английском языке – американская. Среди заметных работ на эту тему необходимо назвать труды Ф. Шодта «Сказочная Япония. За­писки о современной манга3», Б. Кояма-Ричарда «Тысяча лета манга4» и П. Гра­ветта «Манга. Шестьдесят лет японских комиксов5». Тем не менее, все эти книги посвящены в основном истории развития манга с момента ее возникновения до нашего времени. Манга в них освещается с позиции культурного феномена, и, пусть и японских, но все же комиксов.

Американские авторы не ограничиваются лишь историческими и культу­рологическими особенностями манга. Однако крупных научных трудов о манга и ее особенностях в США также нет. Исследователи, работающие в данной обла­сти, предпочитают писать статьи, которые затем опубликовываются в журналах, выкладываются в свободный доступ в сети Интернет, или же объединяются в сборники. Примером такого сборника научных статей о манга может послужить книга «Манга. Антология всемирных и культурных перспектив1».

Источники на японском языке, как ни странно, практически отсутствуют. В качестве примера можно привести разве что книгу Изао Шимизу «Словарь Японской Манга2». Японские исследователи практически не занимаются анали­зом исследованием манга, исключение составляют лишь те из них, кто работает в ос­новном в США. Связано это с тем, что исследовать манга интереснее иностран­ным исследователям, в частности – американским.

Статистические материалы о манга получить весьма сложно. Это объясня­ется особенностью японского законодательства, согласно которому компании обязаны предоставлять сведения о результатах своей деятельности (например, о доходах или тиражах печатной продукции) только контролирующим органам, и могут не обеспечивать свободного доступа к данной информации всем желаю­щим. Поэтому основная статистика об индустрии издания манга, тиражах и тен­денциях рынка получена из американских источников, в частности, с сайта Animenewsnetwork3. Из источников на японском языке можно отметить Япон­скую Ассоциацию Издателей4.

Необходимо также отметить, что ни в работах иностранных ученых, ни в русскоязычных источниках манга не рассматривается как масс-медиа. В данной работе впервые применен подход к манга с позиции медиа, в частности – ­типологии СМИ, и подведена теоретическая база под некоторые аспекты манга, ранее практически ничем не обоснованные. Работа является первым комплексным рус­скоязычным исследованием манга.

Теоретическая и методологическая основа исследования. При написа­нии работы использовались научные работы как российских, так и иностранных специалистов. Развитие манга, ее роль в прошлом и настоящем японского обще­ства, изучалось по работам Б. А. Иванова1, Ф. Шодта2, Б. Кояма-Ричарда3, П. Гра­ветта4.

Из-за структурных особенностей работы используемые источники можно разделить на четыре группы: литература об особенностях коммуника­ции, работы, посвященные передаче информации в графическо-текстовых про­изведениях, работы о типологии масс-медиа и литература о японских СМИ.

В качестве основного материала при изучении механизмов коммуникации и передачи информации при помощи сочетания графического и текстового мате­риала нами использовались работы У. Эко5, Р. Арнхейма6, Д. МакКуэйла7, Е. Е. Анисимовой8.

Механизмы передачи информации в графическо-текстовых произведениях, в том числе и манга, анализировались по книгам Скотта МакКлауда9 и Нейла Кона10.

Принципы типологии масс-медиа изучались по трудам М. В. Шкондина11, А. А. Тертычного12, Г. В. Лазутиной13. Эти же работы использовались для выра­ботки подходов к типологии манга.

Для изучения особенностей медиасистемы Японии использовались работы В. С. Лу­нина1, М. В. Блиновой2, Сугиямы Мицунобу3, а также А. Гэмбла и Ватанабе Таке­сато4.

Гипотеза данной диссертационной работы состоит в том, что манга явля­ется особенным масс-медиа, опирающимся на графическо-текстовый способ пе­редачи информации, ключевой характеристикой которого являются форматы, основанные на сегментации аудитории, массовом распространении и маркетин­говых стратегиях продвижения, а также опирающимся на индустриальный спо­соб производства в рамках крупных издательских концернов.

Методология исследования. В данном исследовании использовались уни­версальные методы наблюдения, историзма, библиографического анализа, сопо­ставления, а также эмпирические методы сравнения и описания. Во второй главе работы был применен метод качественного контент-анализа некоторых манга. При выборе манга для контент-анализа мы старались использовать популярные как в Японии, так и за ее пределами произведения, однако некоторые издания были добавлены нами без учета их популярности для того, чтобы исследование выглядело разнообразнее. Для определения популярности мы опирались на дан­ные о тиражах манга в Японии и США, а также наличием лицензий на их изда­ние в России.

Целью настоящего исследования является изучение манга как масс-медиа, использующего графическо-текстовый способ передачи информации, выявление ее главных отличительных особенностей, классификация по видам, а также вы­явление особенностей индустрии издания и распространения манга.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить ряд задач, а именно:

  • дать представление о передаче массовой информации при помощи со­четания изображений с текстом

  • определить уникальные черты манга, выделяющие ее среди прочих масс-медиа, использующих тот же способ передачи информации

  • рассмотреть манга с позиции медиатипологии, обозначить ее основ­ные форматы

  • дать подробную характеристику каждого формата манга

  • дать представление об особенностях издания манга в Японии и за ее пределами

Объектом исследования являются японские комиксы манга, издаваемые в специа­лизированных журналах, а также в виде томиков, составляющих несколько глав одной истории – танкобонов. Предметом исследования являются медиакоммуникационные особенности манга и индустрия ее производства.

Временные рамки исследования охватывают период с начала 2000-х го­дов по 2012 год. Подобный выбор периода исследования продиктован стремле­нием изучить манга методом контент-анализа, и для этого были выбраны манга, издающиеся в последнее десятилетие. Тем не менее, данное исследование учитывает и более ранние годы. В частности, большое внимание уделяется про­цессам разделения манга на основные виды данного масс-медиа, которое нача­лось в 1950-е годы.

Эмпирической основой исследования стали популярные в Японии и за ее пределами манга «Дораэмон» (Дораэмон), «Труся!» (Каува!), «Белизна» (Бу­рити), «Тетрадь Смерти» (Дэсу Ното), «Марс» (Марс), «Рыцарь-вампир» (Вам­пайя но Киси), «Гантз» (Гантзу), «Детройт – город метала» (Дэтуройто Метару Сити), «Нана» (Нана) и др. Хронологические рамки для каждого из изучаемых изданий – с первого выпуска до финального, либо до последнего на август 2012 года (некоторые из изучаемых манга продолжают издаваться).

Основные положения, выносимые на защиту, могут быть сформулиро­ваны следующим образом:

1) На современном этапе развития медиасистемы очевидна тенденция увеличения объема визуальной информации. Особенно выделяются масс-ме­диа, которые используют перспективный графическо-текстовый способ передачи ин­формации, представляющий собой синергию двух видов коммуникации. В них доминирующая роль отведена рисунку, а текст дополняет его. Именно графический материал опирается на способность человека к воображению и твор­ческому мышлению, текст же выполняет вспомогательную функцию. Японские комиксы манга являются одним из наиболее ярких представителей графическо-текстового способа передачи информации, обладают особенностями, выделяю­щими ее среди прочих масс-медиа, которые осуществляют коммуникацию тем же спо­собом. Эти особенности относятся к доминированию графической составляющей, к гармоничному сочетанию теста и графики, к наличию системы смысловых оттенков, основанной на культурных осо­бенностях Японии, что в итоге позволяет рассматривать манга в качестве особой системы кодов, подобной языку.

2) Манга создается для различных аудиторных групп и имеет определен­ные особенности в графическом и смысловом содержании в зависимо­сти от нацеленности на ту или иную группу. Современный период развития манга начинается после Второй мировой войны, окончательно манга в ее сегодняшнем виде оформились в 1980-е годы. Каждый вид манга, определяемый в данной работе как формат, предназначен для определенной аудиторной группы и обла­дает общим графическим и сюжетным стилем, а также учитывает вкусы своей аудитории. Особенности видов манга находят свое отражение не только в содержании, но и в организации ее производства: манга издается в специализированных журналах, каждый из которых относится к опреде­ленному формату данного медиа, и в случае успеха у читателей выпускается в виде танкобонов.

3) В Японии индустрия издания манга является отдельным сегментом книжно-журнальной индустрии, занимая по продажам продукции до 24% изда­тельского рынка. Рынок поделен между несколькими крупными компаниями, контролирующими большую его часть, и десятками мелких. В индустрии издания манга существуют две бизнес-модели: издание в специализированных журналах, а также отдельными томиками (танкобонами). Манга-журналы дей­ствуют по классической рекламной модели, то есть получают основной доход от рекламы на страницах этих журналов, в то время как танкобоны существуют за счет доходов от реализации тиража. Возможность танкобонов использовать по­добную бизнес-модель является одним из доказательств популярности манга. За пределами Японии манга обычно издается сразу в танкобонах несколькими крупными издательствами, хотя нередки случаи создания издательств, специали­зирующихся на издании исключительно манга, а также выпуск манга-журналов по образцу японских. Помимо официальных каналов издания, огромная часть манга распространяется в интернете в электронной форме. Большая часть дан­ного контента является пиратской, распространяется любителями манга, хотя и не приносит им никаких доходов.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconМанга (Manga)?
Я возьму фотографию Кристин Кройк и сделаю из нее девушку в стиле Манга. Из этой
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проведение городского конкурса детских плакатов и комиксов «Наше здоровье в наших руках» (в рамках реализации целевой программы «Комплексные...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconПрезентация иллюстрированного журнала «Фотография и жизнь»
Полиграфия. Канцтовары и сувениры». В центральной городской библиотеке им. А. И. Герцена (ул. Чапаева, 5) и в Детской библиотеке...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconЕ. М. Дьяконова Поэзия японского жанра трехстиший
Х1Х в хайку искусственного характера и представляет собой исключение из правил. Трехстишия хайку всего в 17 слогов произошли из японских...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconКонкурс исследовательских работ «первые шаги в науку»
Амура, задиристый майский ветер, плавное кружение японских журавлей в бирюзовом небе, шорохи растущих трав, за яркие всполохи желто-оранжевых...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовые рынки
Характеристика финансового рынка и его элементов. Особенности кредитного рынка финансов кредитных организаций. Особенности рынка...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга icon«Курильский десант». Огромное количество литературы о военных действиях...
Имя этой ценности память, которую хранит земля. Делиться своей многовековой памятью земля готова с каждым, кто неравнодушен к прошлому,...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconИстория отечественная. Урок “особенности геополитического положения россии” Предмет
Понять особенности российского варианта модернизации, обусловленные геополитическими факторами
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconУчебно-методический комплекс по дисциплине финансовые рынки и институты
Особенности рынка ценных бумаг и финансов его профессиональных участников. Страховой рынок и особенности финансов страховых организации....
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconПо анатомии человека под руководством преподавателя на 2014-2015 уч год
Орган слуха и равновесия. Общий план строения и функциональные особенности. Особенности у детей
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconПовышения квалификации и профессиональной переподготовки
Особенности закрепления знаний на уроках русского языка при изучении «Морфемики и словообразования» в 5 классе, их особенности, методика...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconРеферат по дисциплине история и философия науки «Особенности современной...
История становления и особенности развития Российского рынка нефти
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconОсновная образовательная программа основного
Мобу сош с имени Восьмое Марта, характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающим...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности развития хозяйства России. Отраслевая и территориальная структура хозяйства, их особенности
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconАлександра Костюнина «Земное притяжение»
Цель: ознакомить учащихся с содержанием повести; путем анализа определить особенности изображения жизни деревни в различные исторические...
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга iconРабочая учебная программа по дисциплине
Изучить морфологические, цито-, биохимические и функциональные особенности клеток крови, особенности картины периферической крови...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск