Программа тематического раздела





Скачать 138.28 Kb.
НазваниеПрограмма тематического раздела
Дата публикации29.06.2014
Размер138.28 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Проект

Программа тематического раздела

«Кубань – многонациональный край»

в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся

образовательных учреждений Краснодарского края с 1 по 11 классы

(разработана Краснодарским краевым институтом дополнительного профессионального педагогического образования по поручению Совета безопасности Краснодарского края от 18 января 2011 г. департаменту образования и науки Краснодарского края)

Пояснительная записка

Составной частью предмета «Кубановедение», реализуемого в каждом учреждении системы общего образования Краснодарского края с 1 по 11 классы, являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион. Одна из задач регионального предмета «Кубановедение» – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, предмет «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания.

Учитывая интегрированный характер предмета, основополагающий тематический раздел (модуль) «Кубань – многонациональный край» становится сквозным для всех ступней основного общего образования. Количество часов вариативно, зависит от структуры и содержания учебной программы, но не мене 2-х в каждой параллели.

Включение в программу указанного модуля возможно реализовать в рамках вводного и итогового занятий. Вводный урок, выстроенный в соответствии с возрастными особенностями и тематическим содержанием предмета «Кубановедение», нацеливает на обеспечение на каждом уроке и во внеурочной деятельности принятия обучающимися базовых национальных ценностей поликультурного мира и межконфессионального диалога. Итоговое занятие позволит определить уровень достижения планируемых результатов обучения – что известно о Кубани как многонациональном крае, и воспитательных эффектов в процессе социализации школьников – какие поведенческие ориентиры выбирают обучающиеся в повседневной жизни в поликультурном пространстве Краснодарского края.

Кроме этого, рекомендуется усилить уже введенные в программу темы, раскрывающие историю появления тех или иных народов на Кубани, констатирующие их вклад в развитие региона, особенности материальной и духовной культуры и повседневной жизни с постоянным акцентированием внимания на положительном историческом опыте общения народов, населяющих Кубань. Для создания всеобъемлющего представления о формировании этнокультуры в регионе, а так же реализации системно-деятельностного подхода и формирования универсальных учебных действий необходимо максимально использовать часы, отведенные на проектную деятельность и внеаудиторную занятость обучающихся.

По выбору учителя, в зависимости от компактного проживания представителей отдельных диаспор на определенной территории, а также национальной принадлежности учащихся в классе, возможно организовать знакомство с творчеством народных мастеров декоративно-прикладного искусства, представителями национальной творческой интеллигенции, фольклорными коллективами своего населенного пункта, посещение местного музея с последующим вовлечением обучающихся в соответствующую кружковую, поисковую и научно-исследовательскую деятельность. В старшей школе особую актуальность приобретают социально значимые проекты, нацеленные на поддержание межнационального мира на Кубани.

Методологической основой преподавания тематического модуля «Кубань – многонациональный край» является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, содержащая систему фундаментальных социальных и педагогических требований и понятий. Среди них:

  • поликультурный подход

  • формирование национального самосознания (идентичности)

  • многообразие культур и народов

  • межэтнический мир и согласие

  • базовые национальные ценности.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся предполагается их последовательная идентификация с семьей, культурно-региональной общностью, многонациональным народом Российской Федерации. Приоритетным в начальной школе должно стать осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу России; понимание и поддержание семейных нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки; привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России; формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.

На ступени среднего общего образования на первый план выходит освоение знаний об этнополитической истории Кубани; знакомство с особенностями этнокультуры народов, населяющих Краснодарский край; овладение позитивным опытом межнационального общения народов, накопленного в ходе исторического развития российской государственности; принятие личностью традиций, ценностей, особых форм, культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного села, города, района, края; наполнение конкретным содержанием понятий «отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

В старшей школе особую ценность приобретают осознание ценности культурно-регионального сообщества своей малой родины Кубани как составной части российской гражданской нации; принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России; развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности по факту своего происхождения и начальной социализации; формирование способностей предупреждать межнациональные конфликты и разрешать их ненасильственными средствами; освоение культуры межнационального общения в современном мире.

Содержание

Класс

Кол-во часов

Тема

Элементы содержания

1

1

Мой родной край.


Вводный урок. Многонациональный состав жителей Кубани.

1

1

Будем знакомы.

Наш класс – многонациональная семья.

1

1

Школьная дружба.

Наша школа – дом, в котором уютно детям разных народов.

1

1

Семейные традиции.

Семейные традиции народов Кубани

1

1

Люблю тебя, мой край родной.

Итоговое занятие. Ценность семьи. Мой дом. Родная земля

2

1

Моя малая родина.

Вводный урок. Земля отцов – моя земля. Мы разные, но мы вместе.

2

1

Ремесла на Кубани.

Национальные особенности ремесел жителей Кубани.

2

1

Традиционное жилище народов Кубани

Дом, в котором жили наши предки.

2

1

Религиозные праздники народов Кубани

Многообразие религий как единство народов.


2

1

День Победы – всенародный праздник.

Победа деда – моя победа.

Итоговое занятие. Праздник всех народов, внесших вклад в Великую Победу. Необходимость воспитания взаимопомощи, коллективной ответственности за свои поступки.

3

1

Нет в мире краше Родины нашей.

Вводный урок. Мир и согласие между народами, населяющими Кубань – путь к процветанию нашей Родины.

3

1

Добрые соседи.

Взаимопонимание и уважение как основа существования народов, проживающих в родном крае.

3

1

Народные обычаи и традиции.

Фольклор и повседневная жизнь народов, населяющих Кубань.

3

1

Земля отцов – моя земля.

Итоговое занятие. Приобщение к культуре и традициям предков – основа мира и согласия.

4

1

Береги землю родимую, как мать любимую.

Вводный урок. От семейных ценностей к культурно-региональной общности.

4

1

Одежда жителей Кубани.

Национальные костюмы народов, населяющих Кубань.

4

2

Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани.

Традиционные праздники народов Кубани.

4

1

Жизнь дана на добрые дела.

Итоговое занятие (проектная работа).

5

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

Вводный урок. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.

5

1

Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке.

Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племен, населяющих Кубань в древности.

5

1

Роль греческой колонизации и Боспорского царства

Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.

5

1

Культурно-исторические памятники Кубани мирового значения и их исследователи.

Итоговое занятие. Необходимость сохранения культурно-исторических памятников народов, населявших территорию Кубани.

6

1

Кубань – перекресток цивилизаций.

Вводный урок. Средневековый период этнополитической истории Кубани.

6

2

Народы Кубани в эпоху Средневековья.

Великое переселение народов. Новые этнические группы в регионе: гунны, булгары, авары, хазары. Восточные славяне в Прикубанье и их отношения с зихами, касогами, адыгами. Основание и расцвет Тмутараканского княжества как результат единения разных народов и племен. Совместная борьба народов Северного Кавказа с татаро-монгольским завоеванием. Адыги, армяне (черкесо-гаи) и ногайцы. Взаимоотношения горцев и Московской Руси. Язычество славян и адыгов. Распространение христианства на Северо-Западном Кавказе. Проникновение ислама на Северный Кавказ. Особенности культуры, быта, традиций народов Кубани вашей местности.

6

1

Общность исторических судеб народов Кубани.

Итоговое занятие. Позитивный опыт межнационального общения в ходе становления и исторического развития российской государственности.

7

1

Земля отцов – моя Земля.

Вводный урок. Геополитическое положение региона в XVII – XVIII вв. Полиэтничный состав населения.

7

3

Повседневная жизнь и фольклор народов, населявших Кубань в XVII – XVIII вв.

Быт, материальная, духовная и художественная культура адыгов и тюркского населения. Основные занятия и уклад жизни казаков-некрасовцев. Быт гарнизонов суворовских укреплений.

7

1

Уголок России – отчий дом.

Итоговое занятие. Особенности этнокультуры народов, населяющих Кубань. Принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторческой и духовной жизни родного села, станицы, города, района, края.

8

1

Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX в.

Расширение национального состава. Формирование основ гражданского, национального сознания. Пути складывания взаимовыгодного сотрудничества и общности исторических судеб народов Кубани. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период присоединения региона к России.

8

4

Традиционная культура жителей Кубани и Черноморья в XIX в.

Языковое разнообразие Кубани и Черноморья. Местные названия географических объектов, окружающего мира, элементов этнокультуры. Богатство музыкального кубанского фольклора. Традиционная культура казачества, иногороднего крестьянства и нерусских переселенцев-колонистов.

8

1

Развитие профессиональной культуры.

Образовательный и культурный уровень жителей многонациональной Кубани в XIX в. Формирование национальной интеллигенции. Национальные творческие коллективы.

8

1

Кубань многонациональная.

Итоговое занятие. Основные этапы этнополитической истории Кубани. Особенности этнокультуры народов, населяющих наш край. Социальная и национальная солидарность.

9

1

Кубань в XX – XXI вв.: дорогой межнационального мира и согласия.

Вводный урок. Многонациональное боевое содружество и взаимопомощь в период военных испытаний. Национально-государственное строительство на Кубани и укрепление межэтнического взаимодействия и добрососедства в советскую эпоху. Межнациональный мир и согласие как основа процветания нашего государства.

9

1

Национальное, конфессиональное и культурное многообразие Краснодарского края.

Национальный состав населения. Конфессии в Краснодарском крае. Трудовая миграция. Культурные и спортивные достижения кубанцев. Межкультурный диалог как фактор развития единого гуманитарного пространства.

9

1

Укрепление межнационального мира на Кубани.

Итоговое занятие. Межнациональное общение как социальная потребность многонационального общества. Профилактика межнациональных конфликтов.

10

1

Я гражданин своей страны.


Вводный урок. Развитие гражданского самосознания на основе этнокультурной принадлежности.

10

2

Этническая история Кубани.

Народы Кубани с древности до наших дней. Вхождение народов региона в состав России. История формирования региональной многонациональной общности.

10

1

Диалог культур.

Дети разных народов, мы мечтою о мире живём.

Итоговое занятие. Формы межэтнического взаимодействия. Традиционная культура в жизни народов. Принятие культуры и духовных традиций многонационального народа России.

11

1

Национальный идеал и ценности.

Мы – россияне.

Вводный урок. Народ, нация, национальное государство. Национальный воспитательный идеал. Образ страны и национальная идентичность. Патриотизм, гражданственность, социальная и национальная солидарность.

11

1

Многообразие культуры как фактор

единства народов.

Особенности современного этноконфессионального состава Краснодарского края.

11

1

Культура межнационального общения.

Итоговое занятие. Этнополитическая сфера. Правовая культура в межнациональном взаимодействии. Трудовая миграция и социально-трудовые отношения. Преодоление и профилактика межнациональных конфликтов.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа тематического раздела iconПрограмма тематического раздела «Кубань многонациональный край» в...
Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных...
Программа тематического раздела iconПрограмма тематического раздела «Кубань многонациональный край» в...
Программа тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в рамках регионального предмета «Кубановедение» для учащихся образовательных...
Программа тематического раздела iconП рограммы общее описание раздела
В статье текущего раздела описан процесс инсталляции (установки) программы на компьютер и показан ряд параметров, важных для захвата...
Программа тематического раздела iconТематическое планирование на примере темы «Общее знакомство с цветковыми...
Методика тематического и поурочного планирования раздела «Растения» на примере темы «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Программа тематического раздела iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тематическое планирование раздела «Общая биология» ориентировано на изучение данного раздела в 9 классt на базовом уровне
Программа тематического раздела iconПлан урока по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» Тема раздела
Тема раздела: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»
Программа тематического раздела iconВ. дв. 21 Психологические основы управления экипажем судна
«Эксплуатация судовых энергетических установок» и в соответствии с требованиями Правил iii/1,V/2, аvi/1 мк пдмнв 78 с поправками...
Программа тематического раздела iconМетодические указания по разработке раздела "охрана труда" в дипломных...
Методические указания предназначены для студентов, при разработке ими раздела "Безопасность жизнедеятельности" (часть 1 Охрана труда)...
Программа тематического раздела iconПрограмма по мхк (Мировая художественная культура) разработана на...
Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного...
Программа тематического раздела iconТемы Календарно – тематического плана по предмету «Математика», отраженные в презентации

Программа тематического раздела iconУроках Согласно тематического планирования были проведены уроки,...
Согласно тематического планирования были проведены уроки, на которых рассматривались вопросы, касающиеся антикоррупции, а именно
Программа тематического раздела iconДипломная работа методика изучения раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы»
Методика изучения раздела «Строительные и ремонтно-отделочные работы» учащимися 7-го класса
Программа тематического раздела iconЦикл тематического усовершенствования “Новые технологии диагностики...

Программа тематического раздела icon«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры
Федерального компонента «Культурология». Содержание данного пособия фиксирует программу курса, включающую как лекционную часть, так...
Программа тематического раздела iconПубличный доклад
Соотносительный анализ календарно-тематического планирования на 1 полугодие с учебными предметными программами
Программа тематического раздела iconМосковский физико-технический институт
Реализация семантического подхода к построению тематического рубрикатора информационных ресурсов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск