Скачать 173.08 Kb.
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Практическое занятие 1 Анализ учебно – методических комплектов по биологии План 1. Вариативность, как современный принцип обучения 2. Структура и функции образовательного стандарта 3. Принципы построения и структура программ по биологии 4. Учебно - методические комплекты по биологии Литература: Биология. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 6-11 класс. Составитель В.С. Кучменко - М.: Дрофа, 2000 Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования - М.: Просвещение, 1991 Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование: проблемы и пути их решения - СПб, 2000. С . 22-37 Бурцева О.Ю. Модульные программы: раздел « Животные» // Биология в школе. 2000, № 4, 5 Концепция биологического образования в 12-летней школе . Проект// Биология ( Прштожение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 8 Коровин В.А. Информационно-методическое письмо о новом учебно- методическом комплекте по биологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений // Вестник образования . 2001, № 10. С . 66-68 Практическое занятие 2 Методика тематического и поурочного планирования раздела «Растения» на примере темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» План: 1. Правила подготовки учителя к уроку 2. Тематическое планирование на примере темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» 3. Поурочное планирование на примере темы «Строение цветка» 4. Анализ и самоанализ урока Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М., 1983 Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. - М., Просвещение, 1989 Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии: Пособие для учителя. -Минск.: Нар. Асвета, 1988 Кузнецова В.И. Уроки ботаники: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985 Максимова В.Н. и др. Современный урок биологии: пособие для учителя .- М. : Просвещение, 1985 Махмутов М.И. Современный урок. - М., 1985 Методика обучения ботанике : пособие под ред. Н.В. Падалко, В.Ф. Федоровой. -М.: Просвещение Планирование учебного материала. Раздел «Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс // Биология в школе. 1998, № 1,2,3,5; 1999, №1- 6. Примерное планирование учебного материала : разделы «Растения, бактерии, грибы, лишайники» // Биология в школе. 2001, № 1-6; 2000, № 4-8 Примерное планирование учебного материала : раздел « Животные // Биология в школе. 2000, № 6-8; 2001, № 1, 6 Мягкова А.Н. Тематическое планирование учебного материала по общей биологии// Биология (Приложение к газете «Первое сентября»). 1998, №№ 33- 43 Поурочное тематическое планирование курса 7 класса по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина « Биология. Многообразие животных организмов» // Биология (Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, № 10 Безденежных, В.В., Коблова Р.К. Технологическая карта-прогноз, 4как основа планирования инновационно- образовательного процесса // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 27 Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Многообразие живых организмов: тематическое планирование. Биология 7 кл. // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, №№ 33-36 Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: тематическое планирование 5 кл. // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, №№ 37, 38, 39 Практическое занятие 3 Методика проведения уроков с анатомо-морфологическим содержанием План: 1. Структура и содержание уроков с анатомо-морфологическим содержанием (на примере раздела «Растения») 2. Выбор методов обучения (на примере раздела «Животные) 3. Методика использования средств обучения (на примере раздела «Основы анатомии, физиологии и гигиены человека») 4. Контроль знаний и умений (на примере раздела по выбору) Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М, 1983 Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии: пособие для учителя. - М., Просвещение, 1989 Кузнецова В.И. Уроки ботаники: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985 Методика обучения ботанике : пособие под ред. Н.В. Падалко, В.Ф. Федоровой. -М.: Просвещение Планирование учебного материала. Раздел «Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс // Биология в школе. 1998, № 1,2,3,5; 1999, №1-6. Проверка знаний учащихся по разделу «Животные»/В.З. Резникова. – М.: Интеллект-Центр, 2004 – 152 с. Практическое занятие 4 Методика проведения уроков биологии с физиологическим содержанием План: 1. Место и роль уроков с физиологическим содержанием в школьной биологии 2. Структура и содержание уроков с физиологическим содержанием (на примере раздела «Животные») 3. Методика демонстрационного эксперимента при изучении физиологических процессов в разделе «Растения» 4. Формирование физиологических поиятий в разделе «Анатомия, физиология и гигиена человека» Литература; Биологический эксперимент в школе. М.: Просвещение,1990 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1984 Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1987 Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии 5-7 кл. - М. Просвещение, 1989 Кузнецова В.И. Уроки биологии 5-7 класс - М.: Просвещение, 1991 Методика обучения ботанике / под ред. Федоровой Н.В.- М.:. Просвещение, 1982 Тетбрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. М. : Просвещение. 1980. 184с. Преподавание биологии в школе : человек и его здоровье. Составитель Кучменко В.С. - М.:. Просвещение, 1997 Яковлев В.П. Ботаника для учителя, Т.1,2. - М.: Просвещение, 1996 Яхонтов А.А. Зоология для учителя. Т.1,2. - М.: Просвещение, 1968 Практическое занятие 5 Межпредметные связи в обучении биологии План:
Литература: Биология. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. 6-11 класс. Составитель В.С. Кучменко - М.: Дрофа, 2000 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1984 Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1987 Максимова, Груздева Межпредметные связи в обучении биологии Янушкевич Л.В. Междупредметные связи : биология-физика // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, №№ 39, 40, 41 Практическое занятие 6 Наблюдение, как метод обучения биологии План 1. Наблюдения, как метод обучения естествознанию и как этап познания действительности 2. Организация наблюдений за объектами природы 3. Развитие деятельности наблюдения в процессе обучения биологии Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1984 Воронин А.Г., Маш Р.Д. Методика проведения наблюдений и опытов по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение. 1983160 с. Опыты и наблюдения на уроках биологии: учебное пособие /под ред. Лукьяновича Л.М./Минск.: Универсистет.1991. 206 с. Практическое занятие 7 Методика уроков по изучению систематики живой природы План: 1. Систематика, как научная дисциплина и раздел школьной биологии 2. Формирование систематических понятий в разделе «Растения» 3. Формирование систематических понятий в разделе «Животные» 4. Формирование систематических понятий в разделе «Общая биология» Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. -М.: Просвещение, 1984 Кавтарадзе Д.Н., Чернышова Ю.Н. Систематика растений: имитационная игра // Биология в школе. 1999, № 5. С. 38-43 Практическое занятие 8 Методика проведения обобщающих уроков биологии План 1. Значение и место обобщающих уроков в процессе обучения биологии 2. Обобщающие уроки в разделе «Рартения» 3. Обобщающие уроки в разделе «Животные» 4. Обобщающие уроки в разделе «Анатомия, физиология и гигиена человека» 5. Обобщающие уроки в разделе «Общая биология» Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1984 Исаков В.В. Ролевая игра на уроках обобщения и закрепления учебного материала по учебному предмету « Человек» // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 17 Афанасьева Т. В. и др. Обобщающие уроки : работа в группах. // Биология в школе. 1997, № 4. С. 33-37 Практическое занятие 9 Формирование экологических понятий в школьном курсе биологии План: 1. Экологическое образование и воспитание в средней школе 2. Система экологических понятий школьного курса биологии. Специфика экологических понятий. 3. Развитие экологических понятий в разделах школьной биологии 4. Экологические наблюдения и опыты Литература: Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования// Биология в школе.1996, №.С. 29-32 Суравегина И.Т., Синкевич В.М. Кучер Т.В. Экологическое образование в школе // Сов. Педагогика 1990 12. С.;7-51 Дежникова Н. Экологическая культура: грани воспитания //Биология в школе. 1995, №З.С. 20-22 Артюхова И.С. «Я и окружающий мир «: заиятия с подростками// Биология в школе. 2001, № 6. С.24-26; 2000, № 2,3, 5, 7; 2001, № 1, 2 Теплов Д.Л. 6 Всероссийская экологическая олимпиада// Биология в школе. 1999, № 6; 2000, №5; 2001, № 1, 3 Кобылянский В.А. Формирование экологической культуры и проблемы образования // Педагогика. 2001, № 1. С. 32-40 Исаков В.В. Экологический аукцион. Деловая игра по экологии для учащихся 10 классов // Биология (Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 37 Кломакова Л.И. Введение в экологию. Решение экологических задач : интегрированный урок биология-информатика // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2001, № 23 Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в школьном курсе биологии: учебное пособие. Л.: ЛГПИ. 1979.87с. Практическое занятие 10 Методика обучения разделу «Эволюция» в школьном курсе биологии План: 1. Анализ структуры и содержания раздела «Эволюция» 2.Активные формы и методы изучения темы «Эволюция» 3. Поурочное планирование раздела « Эволюция» Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1984 Методика обучения разделу «Эволюция» в школьном курсе биологии. Сост. Сухорукова Л.Н.- Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1992 Г.А. Петрова Активные методы изучения эволюционной теории. Петрозаводск, 1993 Белоусова Е. Эволюция по правилам: урок-конференция по биологии в 10-11 кл. // Биология (Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 48 Практическое занятие 11 Методы контроля и проверки знаний учащихся по биологии План: 1. Значение проверки знаний в учебно-воспитательном процессе 2. Влияние контроля знаний на мотивационную сферу ученика 3. Устная проверка знаний учащихся по биологии 4. Письменный контроль знаний учащихся по биологии 5. Практические методы контроля знаний 6. Критерии оценки знаний учащихся по биологии Литература: Примерные итоговые проверочные работы по биологии// Биология в школе.2001, № 3. С. 23-28 Калшюва Г.С. Контроль знаний а умений учащихся. Зачеты // Биология в школе. 2000, № 8. С. 27-32 Калинова Г\С. Зачеты по ботанике // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, №№ 2-8 Резникова В.З Зачеты по биологии. Раздел « Животные» // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, №№ 15-18 Чупина Н.И. у Шишкина И.Л. Задания для контроля знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, №№ 39,41,42, 43 Смирнов ВА. Компьютерное тестирование на уроках биологии // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 1998, №15 Маш Р.Д. Тестовые задания по теме « Поведение и психика» // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 1998,, №№ 10, 11, 12 Канищева Т.Л. Контроль знаний: системный подход // Биология в школе. 1997, № 4. С. 38-47 Практическое занятие 12 Методика внеклассной работы по биологии План: 1. Внеклассная работа, как форма обучения биологии. Взаимосвязь внеклассной работы с другими формами обучения биологии 2.Формы внеклассной работы по биологии З.Внеклассная работа в уголке живой природы, в школьной теплице и на пришкольном участке Литература: Ситова Н.Г. Формирование экологического мышления во внеклассной работе // Классный руководитель. 1999, № 6. С. 52-63 Коршунова Н.В. Природоохранное просвещение на внеклассных занятиях по биологии и химии // Биология ( Приложение к газете « Первое сентября»). 1998, №45 Павловская С.М., Косогорова С.Ю. Что такое старение: можно ли продлить молодость? Интегрированное факультативное занятие по химии и биологии// Химия ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 1999, №№ 2-8 Внеклассная работа по биологии: пособие для учителя / Никишов А.Н, и др./ М.: Просвещение, 1980. 239 с. Зверев И.Д., Суравегина ТИ.Т. Экологическое образование во внеклассной работе : пособие для учителя М.6 Просвещение. 1984. 159 с. Яковлев В.А., Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии: внеклассная работа по биологии в сельской школе . М.: Просвещение. 1992. 159с. Общие вопросы методики преподавания факультативных курсов по биологии в школе /под. ред А.Н. Хрипковой/ М.: Просвещение. 1975. 126 с. Сосновский И.П., Корнеева В.И. Уголок природы в школе: книга для учителя. 1986.111с. Папорков М.А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: пособие для учителя. М.: Просвещение. 1980.256 с. Клинковская Н.Н., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: книга для учителя. М.: Просвещение. 1986. 141 с. Практическое занятие 13 Организация исследовательской работы школьников по биологии План; 1. История исследовательского метода обучения в школьном естествознании 2. Формирование и развитие исследовательских умений у школьников 3. Содержание исследовательской работы, ее значение для развития учащихся 4. Развитие опыта творческой деятельности школьников в процессе исследовательской работы Литература: Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы по биологии // Биология в школе. 1999, № 6. С. 34-38, № 4-6, 1998; №1, 2, 3, 5 , 1999 Кулев А.В. Экологические исследования в лабораторных условиях // Биология в школе. 1999,Ш. С. 58-61 Луняк Н.Н. Учебно- исследовательская работа учащихся// Биология в школе. 2000, № 8. С. 55-58 Кузнецов В.Н. Организация исследовательской работы школьников по экологии: методические рекомендации// Дидакт -учитель. 2000 № 3. С. 53-58 Кастальева Т.Б. Как написать реферат по биологии// Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 31, 32 Шилова С.Д., Анастасова Л.П. Познавательные задачи по биологии // Биология (Приложение к газете « Первое сентября» ). 1998, №№ 5, 6, 7, 10, 15, 22 Кулев А.В. « Отряд перепончатокрылые» . Решение биологических задач // Биология в школе. 1997, № 5. С. 35-37 Практическое занятие 13 Средства обучения биологии План 1. Классификация средств обучения биологии 2.Наглядные средства обучения, методика их использования в процессе обучения 3. Технические средства обучения методика их использования в процессе обучения биологии 4. Учебник, как средство обучения биологии. Формирование культуры работы школьников с учебной и научной литературой Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1984 Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1987 Мещерский И.Г. Компьютер для учителя биологии// Биология (Приложение к газете «Первое сентября». 1998, № 36, 37, 44 Дмитриева О.С. Компьютерная графика и мультипликация // Биология в школе 1997, № 5. С. 39-41 Практическое занятие № 15 Домашние работы по биологии План: 1. Значение домашних работ в обучении биологии 2. Самостоятельная работа с учебником 3. Развитие познавательной самостоятельности школьников в процессе выполнения домашней работы по биологии 4.Домашие наблюдения и опыты по биологии Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1984 Третьякова С. В. Домашняя работа: идея и методические рекомендации... //Физика ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 30 Древелов X., Хесс Д., Век X. Домашние задания. Книга для учителя. М.: Просвещение. 77с Практическая работа 16 (семинар) Современный урок биологии Вопросы для обсуждения: 1. «Современный» и «традиционный» урок, их сходство и различие Типология и структура урока биологии 3. Воспитательные возможности современного урока биологии Литература: Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1984 Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1987 Махмутов М.И. Современный урок. М.: 1985 Понуркевич В.М. Каков он, урок биологии сегодня?// Биология в школе. 1999, №1.С. 27-31 Проблемы биологического образования на современном этапе // Биология в школе. 1999, № 2. С. 26-29 Прохорова Е.Б. Развивающее обучение. Из начальных классов - в основную школу // Биология в школе. 2001, № 3. С .29-37 Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. – М.: Мнемозина, 2002. – 304 с. Лабораторная работа 1 Организация кабинета биологии (проводится на базе школы) Цель: ознакомиться с организацией кабинета биологии и организацией труда учителя 1. Оборудование кабинета биологии 2. Организация рабочего места учителя 3. Размещение средств наглядности в кабинете биологии 4. Правила техники безопасности в кабинете биологии 5. Аттестация кабинета биологии Литература: Пугал Н. А., Трайтак Д.И. Кабинет биологии. М.: Владос. 2000. 191 с. Галеева Н.Л. Современный кабинет биологии. М., 2005 Лабораторная работа 2,3 Комбинированный урок (посещение и анализ урока; составление конспекта урока,) Цель: формирование умения анализировать урок и составлять конспект урока Лабораторная работа 4 Фронтальная и групповая формы работы учащихся на обобщающем уроке биологии (посещение и анализ урока) Цель: ознакомиться с опытом организации групповой и фронтальной работы на уроках биологии Лабораторная работа 5 Организация работы с учебником на уроке биологии (посещение и анализ урока) Цель: изучить опыт работы учителя по использованию учебника на уроке биологиии Лабораторная работа 6 Экскурсия, как форма обучения биологии Цель: изучить методику проведения экологической экскурсии по городу Лабораторная работа 7 Лабораторные наблюдения и опыты на уроке биологии (посещение и анализ урока) Цель: изучить организацию деятельности учителя и учеников в ходе лабораторной работы Лабораторная работа 8 Использование технических средств обучения биологии (посещение и анализ урока) Цель: выявить взаимосвязь технических, логических и организационных приемов обучения на уроке с использованием ТСО Лабораторная работа 9 Использование наглядных пособий при изучении раздела «Закономерности наследования» (деловая игра) Цель: изучить методику использования наглядных пособий при изучении раздела «Закономерности наследования» Работа в группах: задание 1 1 группа: работа е методической литературой: из уроков по данному разделу выбрать список наглядных пособий и сгруппировать их по содержанию; 2 группа: по брошюре «Оценка качества знаний» выбрать список наглядных пособий, касающийся данного раздела 3 группа: просмотрите серию таблиц по «Общей биологии», выберите таблицы по законам наследственности, обоснуйте их педагогическую ценность задание 2 (для всех групп) Составьте проект пособия по теме «Цитологические основы гипотезы чистоты гамет» и подготовьтесь к его демонстрации. Какие трудности могут возникнуть у учащихся в процессе работы с этим пособием и как их преодолетъ? Лабораторная работа № 10 Самонаблюдения на уроках раздела «Биология. Человек» (деловая игра) Цель: ознакомиться с организацией самонаблюдений на уроке, Пользуясь пособием Рохлова В.С. Школьный практикум: Биология. Человек. подготовиться к проведению самонаблюдений на лабораторном занятии. Полученные результаты зафиксировать и оформить. Лабораторная работа 11 Методика проведения школьной лекции (посещение и анализ урока) Цель: ознакомится с методикой проведения школьной лекции Лабораторная работа 12 Урок-игра (посещение и анализ урока) Цель: изучить методику проведения урока-игры Литература: Притуляк СЛ. Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников //Биология ( Приложение к газете « Первое сентября» ). 2000, № 14 Лабораторная работа 13 Интегрированный урок (посещение и анализ урока) Цель: ознакомиться с организацией работы учителя и учеников ш интегрированном уроке Литература: Арефьева Г.Я., Смирнова М.В. Интегрированный урок ш географии и биологии « Взаимосвязь растений, животных и природны: условий в природных зонах Русской равнины» // География в школе, 2000,№ 4 С. 60-67 Лобода Л.В., Умнова М.В. Самое необыкновенное вещество в мире интегрированный урок по химии и биологии// Биология ( Приложение к газет< « Первое сентября» ). 2000, № 3 Бабий Т.М. , Беликова С.Н. Нуклеиновые кислоты и АТФ: интегрированньн урок по химии и биологии// Химия ( Приложение к газете « Первое сентября; ). 1999, №№2-8 Лабораторная работа № 14 Школьная олимпиада Цель: ознакомиться с опытом организации школьной олимпиады по биологии. Литература: Виноградов Г.М. Письменная олимпиада по биологии. Принципы состаления вопросов и проверки ответов // Биология в школе. 2001, №:6. С. 34-35 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. |
Рабочая программа по биологии по курсу «Общая биология». 35 часов. Для 10сэ класса Оно включает номер и название темы и количество часов, отведенных на нее. Поурочное планирование содержит наименование темы программы,... | Тема: «Общее знакомство с цветковыми растениями» Программа предназначена для студентов направления 020200 биология, спец. 020208. 65 «Биохимия» | ||
Поурочное планирование темы «Первые шаги в мире пк» № Знакомство с тр: Edit, WordPad, Word, встроенными текстовыми редакторами языков программирования | Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2012/2013 Алгебра/9... Линейное и квадратное неравенства с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования, метод... | ||
План работы администрации моу новопетропавловская сош Знакомство с молодыми специалистами. Ознакомление их с традициями и особенностями деятельности вашего коллектива. Вопросы планирования... | Темы уроков Планируемая дата Дата проведения Тип урока Инструктаж... Л. Р. Строение корневой системы. Простые и сложные листья. Строение цветка и семени | ||
Пояснительная записка Тематическое и поурочное планирование составлено... Тематическое и поурочное планирование составлено в соответствии с содержанием программы мо РФ и умк в. В. Пасечника. Календарно-тематический... | Учебно-тематическое планирование. № п/п Наиме-нование темы Кол-во часов Содержание темы Умение воспринимать речь учителя, применять изученные грамматические явления в речи | ||
Тематическое планирование курса Номер темы Название темы Kоличество... ... | Тематическое планирование № темы Тема Количество часов | ||
Тематическое планирование География России. Природа 8 класс Установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий, объяснение выявленных закономерностей | Перспективно тематическое планирование ... | ||
Приложение авторское тематическое планирование темы 6 «Химия металлических элементов» | Учебно-тематическое планирование. № п/п Наименование темы Кол-во ча-сов Содержание темы Настоящее время гл. I группы, неправильных глаголов; Passé composé гл. I группы, неправильных глаголов; ле по теме «Каникулы» | ||
Программа курса по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений.... Календарно- тематическое планирование учебного материала на 2013-2014 учебный год | Календарно-тематическое поурочное планирование умк english Календарно-тематическое поурочное планирование умк "English-10-11" (серия умк 5-11) |