1. Гуманизация, гуманитаризация и демократизация как основные принципы развития современной педагогической теории и практики
В законе провозглашен «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизнь и здоровье чел-ка, свободное развитие личности».
Гуманизация – это общечеловеческое признание достоинств и свободы личности, его право на развитие и проявление своих способностей, утверждение блага чел. как критерий оценки общественных отношений.
С т.зр педагогики гуманизация учебно-воспитательного процесса означает прежде всего гуманное отношение к ребенку, учет интересов личности, предельную индивидуализацию учебного процесса. Перед учителем и воспитателем ставится конкретная задача психологической защиты каждого ребенка, видение и понимание учителем каждого ребенка, помощь в приспособлении к другому образу жизни (полюбить непохожего на себя), формирование общечеловеческих ценностей у детей. Общечеловеческие ценности – чел. жизнь (высшая ценность), мать (обоготворение матери), родная земля, дом, семья, право чел. на собственную уникальность, на физич., дух. самобытность, на другое мнение и собственные оценки, окруж. нас природа, продукты чел. труда, культурное наследие различных народов и наций.
Концептуал. основы содержания деятельности классного руководителя.
В законе провозглаш. демократич. гос.-общественный характер управления образованием, автономность образоват. учреждений, свобода и плюрализм в образовании.
Демократизация системы образования включ. в себя 3 направления:
1. демократизация содержания образования:
* воспитание школьников в духе национальной гордости, национальных традициях, на уважении к род.яз. – создание интегральных учебных курсов о чел. и обществе
* многовариативность образования
* создание гибких учебных планов, программ и учебников в нескольких вариантах
* предоставл. учителю права выбора вариантов, учебного плана, программ, учебников, форм и методов работы.
2. демократизация пед. процесса:
* отказ от жестких схем организации жизни детей
* отказ от принудительного подхода к организации и внеклассной работы
* опора на детские органы самоуправления
* отмена отметок за поведение и обязательных характеристик
* предоставление ученику права высказывать свою т.зр, право ребенка на ошибку
* признание неформальных организаций, совместн. с ними работы.
* принятие детей такими, какие они есть
* демократизация отношений детей с родителями
3. демократизация управления:
* создание гос.-обществ. органов управления народным образованием
* децентрализация УНО
* привлечение общественности к управлению школы (создание школьных советов, наделенных большими правами)
* ведение отчетности учителей от мелочной опеки и бумаготворства.
Гуманитаризация образования - это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых.
Знание предметов гуманистического цикла при всей внешней видимости и простоты усваивается медленнее, чем науч.-естествен., т.к. связаны с осмыслением, оценкой себя, окруж. людей, всей соц. среды и выработкой духов.-нравств. ценностей. Гуманитаризация образования – это, прежде всего, расширение рамок гуманитарного образования:
расширение преподавания дисциплин гуманитарного цикла в школах и вузах (в т.ч. и технических)
создание новых технологий обучения и нового стиля общения в процессе обучения
создание гуманит. гимназий
создание воскресных школ и культурных ценров.
5. Проблемы детского коллектива в истории и современной педагогике
Коллектив – группа высокого уровня развития где межличностные отношения опосредованны общими ценностями.
Межличностным знач. содержания деятельности явл. признаки:
* согласованность соц. значимых целей
* общая деятельность, внутр. и внеш. связи
* наличие норм и ценностных ориентаций, общность оценочных мотивов
* благоприятный психол. климат, высокая эмоциональная окраска
* возможность реализации интересов и потребностей личности
* наличие органов самоуправления
* отношения ответств зависимости (труд сплачивает детей)
* игра, творчество.
Шацкий – летняя колония в Щелково - коллективизм. Коллектив управляется через детское самоуправление (собрание). Детям присущ инстинкт общественности, для этого им нужен коллектив.
Крупская – условия формир человека – коллектив. Основная цель – воспит коллективиста. Коллектив – среда, развитие в которой осуществляется организац сплочение, формируется единство, коллективизм, ребёнок духовно перестраивается в коллективе.
Макаренко – коллектив влияет на личность в соц, пед, метод аспектах. В основе организации коллектива – принципы перспективных линий, параллельное действие отношений, ответственности, гласности и другие способы воспитания. Личность в коллективе основана на требовательности к себе.
Разработал этапы формирования коллектива:
преобладают личностные отношения (в делах), каждый сам за себя
активно стараются быть авторитетными
самостоятельность и самоуправление
есть условие для развития каждой личности.
Также этот вопрос рассматривали Сухомлинский, Иванов, Мудрик.
Школьная реформа – задачи воспитания коллектива нет. Термин «коллектив» заменяется «ученическим классом» или «детским сообществом». Коллектив способствует выработке механизма рефлексии (видение себя со стороны). Коллектив – фон, среда для самоутверждения личности.
Раньше на первом месте - коллектив, на втором – личность. Теперь – на первом – личность. Раньше коллектив нёс воспитательную функцию, а сейчас – нет. 9. Нравств. воспитание школьников
Результат процесса – сформированность нравственной культуры ребёнка = нравственная воспитанность.
Нравственность – внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение ребёнка, опирающаяся на его мировоззрение и личные убеждения.
Мораль – форма общественного сознания, формируется в системе конкретно-историч отношений и является продуктом, регулирующим взаимоотношения между людьми.
Процесс нравств воспит – целостн пед процесс, соответств-ий нормам общечеловеч морали (совокупность духовной и нравств ценностей общества). Приоритет общечеловеческой морали (совр историч этап).
Цель нравств воспит – формирование нравственно-цельной личн (нравств сознание, чувства, воля)
Механизмы нравственного воспит:
нравственное сознание – первичное представление ребёнка о нормах поведения
нравственное представление ребёнка интегрируется в нравственные понятия
формируются нравств чувства, т к без эмоц переживаний не может формироваться нравственное мышление
формирование нравств мышление – результат накопления и осмысления нравств ситуаций и их личного анализа.
Этапы нравственного воспитания ребёнка
надо поставить ребёнка в такую жизненную ситуацию, когда он будет стоять перед правом собственного выбора.
порождение этой жизненной ситуации – нравственно-чувстенные переживания ребёнка
нравственное осмысление ребёнком мотивов собств поведения
принятие ребёнком собственног решения с включением волевой саморегуляции.
Нравственное воспитание носит противоречивый хар-р, т к ребёнок всегда находится перед выбором между собственными желаниями и долгом.
Результат процесса нравств воспит – сформированность нравственной культуры ребёнка, включающей в себя сумму свойств и качеств личности, являются психическими новообразованиями, сформированными в процессе взаимодействия ребёнка с окруж действит-ю.
Критерии нравственной воспитанности:
1. сформированность убеждений ребёнка и его целеустремлённость
2. прилежание ребёнка (отношение к учебной деятельности, отнош к окружающим, отн к самообразованию)
Специфика нравственного воспитания:
цели нравств воспитания
содержание нравств воспит (общ мораль – субъект)
проявление ребёнком нравственной воспитанности и его диагностика.
13. Основы внутришк. управления
Директор школы
несёт ответственностьперед госуд за организацию и качество уч-воспит работы с учащимися, укрепление их здоровья и физического развития, а также за хоз-финансовое состояние вверенной ему школы.
Обязанности:
руководство педколлективом
подбор и расстановка кадров
обеспечение условий для повышения пед квалификции персонала
общий контроль за успеваемостью и поведением уч-ся, организацией и сод-ем внеклассных и внешкольных работ
направление деят-ти ученического самоуправл, оказание помощи самодеятельным организац школы
Требования:
глубокие и разносторонние профессиональные знания
высокие моральные кач-ва
знание психологии
владение культурой общения
Стиль общения: требовательность, справедливость, чуткость, внимание.
Деятельность директора:
организац.-распорядительная (совещания, приказы и распоряжения, контроль)
административно-хозяйственная (обеспечение учебн оборудованием, современными технич средствами обучения, пособиями, проведение ремонта)
контрольно-методическая (посещение уроков и внеклассных занятий, обсуждение результатов уроков, доклады по уч-воспит работе на методич объединениях, педсоветы)
Замдиректора:
1. по учебно-воспитательной работе (назначается отделом образования)
Функции: контроль за правильной организ уч-восп процесса, выполнением требований учебн программы, качеством знаний учащихся (посещает и разбирает уроки, организует методич работу в школе, следит за успеваемостью учащихся, регулирует их учебн нагрузку, составляет расписание занятий)
2. организатор внешкольной воспит работы
Функции: организация в школе всей внеучебной воспитат работы.
Педсовет
совещательный орган при директоре.
Состав: директор, замы, учителя, представители родительского комитета.
Функции: объединение усилий всех работников школы для повышения уровня учебно-воспитательной работы, изучение и внедрение в практику достижений пед науки и передового педагогического опыта.
Методическое объединение (МО)
центр методической работы.
Состав: учителя, преподающие один предмет.
Задачи: помощь учителю в овладении более совершенными методами и приёмами обучения и воспит детей, ознакомление с опытом работы лучших учителей.
Предмет обсуждения:
1. обсуждение теоретических вопросов, анализ конкретногоопыта, планы уроков, метод разработки.
2. вопросы тематического планирования, разработки методики проведения занятий в кабинетах с использованием имеющихся учебно-наглядных пособий и современных технич средств в обуч.
МО подотчётны заму по учебно-воспитательной работе. 17. Классификация методов обучения ( М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, Ю.К. Бабанский)
| |