ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ШВЕД АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ - учитель физической культуры МБОУ «Чубковичская основная общеобразовательная школа»
Стародубского муниципального района Брянской области
Тема опыта «Методика обучения технике коньковых лыжных ходов для 5-9 классов»
Педагогический стаж – 22 года.
Учебное заведение, которое закончил, дата окончания – Брянский педагогический университет имени академика И. Г. Петровског, 1998г.
Категория – первая.
С какого года работает по проблеме: с 2007 г. «Методика обучения технике коньковых лыжных ходов для 5-9 классов».
Какими обобщёнными материалами представлен опыт:
2009 г. – открытый урок «Лыжная подготовка. Обучение коньковому ходу 7 класс» (в рамках РМО учителей физической культуры)
2013 год- выступление «Индивидуальная траектория обучения в легкой атлетике» (в рамках РМО учителей физической культуры)
2013 г. – «Методика обучения технике коньковых лыжных ходов для 5-9 классов» (выступление на школьном методическом объединении учителей-предметников МБОУ «Чубковичская ООШ»).
2010-2013 гг.- организация и проведение на базе МБОУ «Чубковичская ООШ» районных соревнований по лыжным гонкам.
Возникновение опыта
Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 22 года. С 1991 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.
Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:
- ухудшение здоровья детей;
- уменьшение наполняемости классов;
- снижение мотивации к занятиям физической культуры и спорта;
В школе в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.
Актуальность опыта
Коньковый ход технически более сложен, чем другие виды лыжных ходов и требует большего времени для усвоения. И как, показывает практика, высокое техническое усвоение навыков одновременного двухшажного конькового хода в рамках школьной программы дается не каждому ученику. Для этого существует масса объективных причин, таких как слабая техническая оснащенность занимающихся, плохая подготовленность учебных площадок и учебных кругов, некомпетентность преподавателей. Но учащиеся, которые овладевают техникой конькового хода, показывают на соревнованиях хорошие результаты.
Противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике:
- между имеющимися у учащихся теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой;
- между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и низкой учебной мотивацией учащихся успешно решаются в данном опыте.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.
Технологический аспект опыта
«Методика обучения технике коньковых лыжных ходов для 5-9 классов». Личная концепция учителя:
- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
- включение каждого ученика в активную двигательную деятельность;
- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Основные методы:
Диагностика
Фронтальный
Поточно-групповой
Тестирование
Интерактивные
Формы организации и виды уроков:
Урок-игра
Урок-соревнование
Урок-эстафета
Интегрированный урок
Условия:
Личностно-ориентированный подход в обучении
Компетентностный подход
Результат:
Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
Активизация внеурочной деятельности школьников
Улучшение здоровья учащихся
За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.
За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.
Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.
Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся первой ступени образования, составил подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
На второй ступени образования, помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности ввожу разные типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы. Мною составлены комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития. Результаты успеваемости и качества знаний учащихся за последние 3 года:
Учебный год
| Кол-во обучающихся
детей
| Классы, в которых учитель работает согласно тарификации
| Успеваемость по предмету (в %)
| Кол-во и % обучающихся, успевающих на «4» и «5»
| 2012-2013
| 35
| 1-9
| 100%
| 100%
| 2011-2012
| 38
| 1-9
| 100%
| 100%
| 2010-2011
| 39
| 1-9
| 100%
| 100%
|
Победители и призеры предметных олимпиад за последние года
№
п/п
| Ф.И.О.
| Год
| Класс
| Название олимпиад
| Занятое место
| Уровень олимпиады
(муниципальный, областной, всероссийский, международный)
| 1.
| Идрисова Лилия
| 2011-12
| 9
| Олимпиада по физической культуре
| I
| муниципальный
| 2.
| Идрисова Лилия
| 2012-13
| 9
| Олимпиада по физической культуре
| I
| муниципальный
|
Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования.
В школе на протяжении пяти лет функционируют спортивные
кружки: «ОФП», «Подвижные игры» для учащихся 1-4 классов, руководителем которых я являюсь. Охват детей этими формами дополнительного образования составляет 96%.
Тренируя лыжников-гонщиков в условиях сельской школы на основе технологий личностно ориентированного обучения, добиваюсь высоких результатов, мои воспитанники на протяжении многих лет являются победителями и призёрами районных и областных соревнований.
Ежегодно провожу районные соревнования по лыжным гонкам, являясь главным судьёй по данному виду соревнований. Два выпускника Швед Иван и Швед Михаил школы получили 3-й разряд по лыжным гонкам.
Творчески подхожу как к проблемам обучения, так и их реализации. Забочусь об укреплении материально - технической базы. На основе знания современных технологий подготовки лыжного инвентаря и собственного опыта, разработал технологию подготовки и обработки лыж без особых финансовых затрат.
Разработал комплекс упражнений для утренней гимнастики, направленных на укрепление мышечного каркаса позвоночника, мышц свода стопы, общеукрепляющие и дыхательные упражнения. Ежедневное проведение утренней зарядки позволило значительно повысить суточную двигательную активность учащихся. Процент здоровых детей за последние десять лет увеличился с 45% до 67%.
Систематические занятия физической культурой и спортом в школе способствуют тому, что учащиеся практически не болеют простудными заболеваниями.
Победители, призеры, лауреаты творческих конкурсов, смотров, соревнований, олимпиад (за последние 3 года)
№
п/п
| Ф.И.О.
| Класс
| Год
| Название конкурса, смотра, соревнования и т.п.
| Уровень конкурса, смотра, соревнования
(муниципальный, областной, всероссийский, международный)
| Занятое место (присвоенное звание)
| 1.
| Кузюро Кристина Юрьевна
| 3
| 2007
| Лыжня России-2007, г. Брянск
| областной
| 2
| 2.
| Швед Мария Андреевна
| 6
| 2013
| Лыжня России,2013, г. Брянск
| областной
| 2
| 3.
| Сборная школы по лыжам
| 4-9класс
| 2010-2011
| Организация оздоровительной работы в зимний период
| областной
| 1
| 4.
| Сборная школы по лыжам
| 4-9класс
| 2011-2012
| Организация оздоровительной работы в зимний период
| областной
| 1
| 5.
| Сборная школы по лыжам
| 4-9класс
| 2010
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| 6.
| Сборная школы по лыжам
| 4-9класс
| 2011
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| 7.
| Сборная школы по лыжам
| 4-9класс
| 2012
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| 8.
| Швед Мария
| 6
| 2013
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| 9
| Молдован Владислав
| 8
| 2013
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| 10
| Простакова Светлана
| 8
| 2013
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| 11
| Идрисова Лилия
| 8
| 2013
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| 12
| Тарарико Альбина
| 4
| 2013
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| 13
| Простаков Игорь
| 3
| 2013
| Лыжные гонки
| муниципальный
| 1
| Имею следующие награды:
Две - Почетные грамоты Управления физической культуры и спорта(2012,2013гг)
Три- Почетные грамоты Департамента общего и профессионального образования Брянской области (2000,2011, 2012гг)
Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2010г)
Семь –Грамот отдела образования Стародубского муниципального района (2003-2012гг)
Шесть- Грамот Администрации Стародубского муниципального района (2005-2012гг)
Я считаю, что данный опыт могут использовать в своей работе учителя физической культуры, работающие в 1-9 классах по любой программе на этапах обучения, обобщения и систематизации знаний, а также как форму контроля.
Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
1. Работа должна проводиться систематически.
2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.
3. Задания должны быть посильными.
4. Новизна – важное условие повышение интереса учащихся.
|