Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель





Скачать 80.84 Kb.
НазваниеПути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель
Дата публикации18.07.2014
Размер80.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Круглый стол

при завуче 05.12.2012.

на тему « Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель,

учитель - ученик»

Цель: способствовать формированию у педагогов установки на эффективное

взаимодействие в ходе образовательного процесса.

Задачи:

  • Дать характеристику синдрому профессионального выгорания;

  • Апробировать способы регуляции поведения учителя

  • Презентовать типологию учителей ;

  • Выявить приёмы работы на уроке, способствующие эффективному взаимодействию учителя и учащихся

  • Способствовать совершенствованию аналитических навыков учителей


Реквизит: бумага, раздаточный материал, презентация.

План совещания

  1. Вступление. Актуальность

  2. Блок «Учитель- учитель»:

  1. Понятийный аппарат;

  2. Синдром профессионального выгорания;

  3. Пути эффективного взаимодействия учителей.

  1. Рефлексия.

  2. Блок «Учитель- ученик »:

  1. Типология учителей;

  2. Пути эффективного взаимодействия учителя и учащихся.

  1. Работа в микрогруппах: Кодекс учителя.

  2. Подведение итогов. Принятие решения. Рефлексия.

Ход совещания.

Слайд №1и 2

  1. Памятки каждому по работе

Слайд №3 и 4


  1. Методика цветописи, позволяющая определить психологическое состояние учителя до начала работы совещания.

  2. Вступление.

Слайд №5 и 6

Уважаемые коллеги, как вы понимаете, школы России постепенно переходят на стандарты второго поколения. Через 2,5 года в нашей школе перейдёт среднее звено на ФГОСы. Чтобы нам быть готовыми к переходу на новые стандарты, мы должны уже сейчас знакомиться с особенностями и требованиями образовательных стандартов 2-го поколения. Я предлагаю вам таблицу «Содержание УУД школьников» для изучения и подготовке к ЕМН в феврале. На предыдущем педсовете Елена Евгеньевна подчеркнула, что, в первую очередь, эффективность внедрения стандартов зависит от учителя. Поэтому психологическая подготовка каждого педагога в решении данного вопроса, самое главное. «Учитель - ключевая фигура в повышении эффективности современного урока» так звучит тема нашего ЕМД, а тема круглого стола « Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель, учитель- ученик».

Слайд № 7и 8

  1. Блок «Учитель- учитель».


Слайд №9

Воспитание культурного человека одна из главных задач школы. Профессор Е.В.Бондаревская пишет «Цель воспитания- воспитание культурного человека, а основная задача педагога – создание культурной среды развития личности»

Слайд №10

Для того, чтобы понять , что именно требуется от педагога, обратимся к словарю. Слово «культура» в переводе с латинского означает «воспитание, образование, развитие, возделывание, почитание»

Существует ещё одно понятие – «культура школы». Она существует в любом образовательном учреждении, независимо от того, осознаётся она членами школьного сообщества или нет.

Под культурой школы понимают общую психологическую атмосферу, которая создаётся в школе и в каждом её классе. Авторами школьного климата в основном являются две группы - это учителя и учащиеся. Следовательно, можно говорить о том, что уровень культуры в школе во многом зависит от уровня культуры педагогов и учащихся в частности и эффективности их взаимодействия в целом.

Слайд №11

Но термин культура школы достаточно узкий по сравнению с понятием культуросообразная школа. Это школа, которая устроена и действует на основе культурных норм, адекватных растущему и развивающемуся ребёнку и быстро изменяющемуся социуму. В такой школе испытывается потребность в учителе с развитой эмоциональной культурой. Современная система образования устроена так, что школе искусственно определена роль жёстко организованного учебного заведения, а не культурно-образовательного сообщества.

В то же время, как показывает практика, понять мир эмоций ребёнка может лишь педагог, который умеет устанавливать прочные эмоциональные контакты с детьми, активно, выразительно проявляет свои чувства, умеет быть непосредственным, т.е. обладает эмоциональной культурой, но не быть «рубахой парень» и свои отношения не строить на панибратстве, что нередко воспринимается учащимися за доброту. Отсутствие эмоциональной культуры у педагога нередко бывает причиной конфликтов между учителем и учеником, а также среди коллег.

Слайд №12

Именно эмоциональная культура даёт возможность педагогу самосовершенствоваться, устанавливать контакты с субъектами образовательного процесса.

Психологический климат в школе формируется из эмоциональной культуры каждого учителя и культуры коллектива в целом. Поэтому наша задача с вами стремиться к сплочению коллектива, т. е. повышению эмоциональной культуры каждого и культуры коллектива в целом.

К сожалению, эмоции и переживания учителя иногда носят отрицательный характер. При этом причины могут быть совершенно разными, начиная с настроения учителя и заканчивая общей неудовлетворённостью от выполняемой работы. Поэтому, придя в школу, большинство из нас все горести и печали оставляют у школьного порога. Однако одной из серьёзных проблем современной школы является симптомы профессионального заболевания, которому подвержены чаще всего по статистическим данным люди старше 35 лет. Это такие синдромы как:

Слайд №13

  • Усталость

  • Мысли о собственном несовершенстве

  • Отсутствие желаний

  • Страх ошибок

  • Болезненная реакция на успех коллеги

  • Убеждённость в своей слабости

  • Снижается энтузиазм в работе

  • Нарастает негативизм.

Это заболевание психологи называют «Синдромом профессионального выгорания»и предлагают банк приёмов и упражнений , которые позволят управлять своим организмом, чтобы предупредить утомление и вытекающие из него стрессовые последствия. (раздать каждому)

Слайд №14

Приёмы

  • Смех, улыбка, юмор.

  • Размышление о хорошем и приятном

  • Наблюдение за пейзажем из окна

  • Рассматривание цветов, фотографий и других, приятных или дорогих для человека вещей

  • Вдыхание свежего воздуха

  • Чтение стихов

  • Высказывание похвалы, комплиментов.

Слайд №15

Упражнения

  1. Управление дыханием

  2. Управление тонусом мышц, движением.

  3. Словесное воздействие.

  4. Использование образов.

Задание учителям.(см. приложение)

  1. Блок «Учитель - ученик»

Учитель постоянно находится в поиске способов, которые оказывают позитивное влияние на его взаимодействие с учеником в частности и классом в целом. Сферы взаимодействия это: урок, воспитательное дело и индивидуальная беседа.

Какими мы выглядим в глазах детей? Интересно знать каждому педагогу.

Изучив этот вопрос, мы на следующем педсовете озвучим общие результаты по школе «Учитель моими глазами».

Слайд №16

По мнению многих психологов, ведущим качеством личностного развития учителя правомерно считать творческое начало. В пространстве педагогического труда фундаментальной характеристикой педагогической деятельности является принятие и непринятие ученика учителем. Рассматривается два случая:

  1. Действия учителя, направленные на подавление личности и самостоятельности ребёнка, на принуждение к учению и регламентацию поведения( система принуждения)

  2. Создание оптимальных условий для творческой самодеятельности ребёнка (система направлена на развитие)

Эти составляющие характеризуют педагогическую работу учителя и проявление учителем своих особенностей в пространстве педагогического труда

может интерпретироваться с восьмью возможными вариантами типов учителей: (раздать каждому, см. приложение)

Слайд №17


  • «Наполеон»

  • «Самодур»

  • «Нарцисс»

  • «Наблюдатель»

  • «Штамповщик»

  • «Кот Леопольд»

  • «Доктор Фаустас»

  • «Самоактуализатор»

Наверное, каждый из нас сейчас отметил в себе определённые черты нескольких типов учителей. Психологи отмечают, что это естественно, т.к. работая с разными классами, на разных по типу уроках стиль общения должен варьироваться. Но учитель должен стремиться отслеживать свой стиль общения в определённой ситуации при работе с конкретным ребёнком, чтобы избежать конфликт.
К какому бы типу учитель не относился, для эффективности взаимодействия с детьми строить свою работу учителю психологи предлагают на основе следующих ключевых положений: (см. приложение «Ключевые положения»)

Можно говорить, что каждый тип педагога характеризуется определённым типом общения с учащимися. Однако некоторые учителя не владеют приёмами общения. Такие стили общения, как устрашение, заигрывание и крайние формы общения-дистанции, опасны ещё и потому, что при отсутствии у педагога профессиональных навыков общения они усложняют педагогический процесс и снижают его эффективность.

Уважаемые коллеги, из предложенных памяток выберите те предложения и пункты, которые наблюдаются в вашей деятельности и те, которые вам нехарактерны или встречаются редко. Опираясь на эти памятки, свой опыт выработайте кодекс поведения для педагога в нашей школе из 5 пунктов, так чтобы он был ориентирован на взаимоотношения «учитель – ученик». Этот негласный кодекс может служить одной из форм педагогической поддержки учителей, способствовать формированию их уверенности и авторитета.

Слайд №18
Практика

  1. «Фундамент позитивной педагогики»-

это принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия является умение увидеть в любом ребёнке что-то хорошее.

Предлагаю каждому учителю выбрать одного вашего трудного ученика и быстро записать пять его хороших качеств. Подумать и рассказать, чему они учатся , работая с данным учеником, что добавляет в их профессиональный багаж взаимодействие с ним.
«Плата за помощь» (см. приложение)
Слайд №19
2.Работа в группе «Ситуация на уроке»




Ситуация

Степень вины сторон

Пути решения проблемы

Пути предупреждения проблемы

1.

Учитель вызывает ученика к доске. Тот пререкается. Отказывается выходить










2.

Ученик входит в класс, извиняясь за опоздание. Учитель не пускает его в класс, отправляя его туда, где он задержался.










3.

Учитель ведёт урок. Учащиеся не слушают материал, разговаривают, переписываются, зная, что учитель не повысит голоса и не сделает серьёзных замечаний











Слайд №20 и 21

Проект решения.

  1. Провести анкетирование учащихся «Учитель моими глазами» отв. администрация школы.

  2. Проанализировать и объединить работу всех групп по созданию негласного кодекса педагогов.

  3. Зам. директора по ВР, продолжить работу по изучению взаимоотношений учителя и класса.

  4. Каждому педагогу совершенствовать способы взаимодействия с учеником в частности и классом в целом

  5. Каждому учителю изучить виды УУД (универсальных учебных действий)

Слайд № 22
Подготовила зам. директора по УВР Днепровская В.П. c:\users\1\documents\анимашки\a213.gif


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель icon2 Стили педагогического общения. Рекомендации и правила
Пути эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconДополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности
Кережина М. А. зам директора по вр, Матвеев А. В.– учитель истории, Сподобаев А. В. – учитель истории, Белова М. А. – учитель информатики,...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Н. В. Полякова, учитель музыки, С. М. Грузднева, учитель физики, Е. В. Добрякова, учитель информатики, О. А. Осипова, учитель начальных...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconПриложение описание проекта «никогда не спрашивай, по ком звонит колокол…»
Учитель информатики Н. С. Баранова, учитель истории Э. Ю. Барышева, учитель информатики О. С. Кузнецова, учитель русского языка и...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconВидоизменения подземных побегов Учитель
Учитель: Карпенко Ольга Геннадьевна, учитель химии и биологии I квалификационной категории
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В работе шмо приняли участие учитель математики Лимина Р. В., учитель математики и физики Петрунькин А. С., учитель химии и географии...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В состав мо входят восемь учителей: Ирина Борисовна учитель информатики, Эльвира Равильевна учитель математики, Ольга Евгеньевна...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель: Субботина Татьяна Борисовна, учитель русского языка и литературы, учитель первой категории
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconКраткое содержание проекта Проект направлен на приобретение учащимися...
Учитель икт лемешко Елена Викторовна, учитель географии Дидык Ольга Павловна, учитель физики Рябуха Ольга Николаевна, учитель русского...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учитель – Шкаранда А. Ю., учитель математики высшей категории, призер конкурса «Учитель года города Ростова-на-Дону – 2012»
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconМодель 16 районного конкурса «учитель года 2014» номинации: «Учитель...
«Учитель начальных классов», «Учитель основной и средней школы», «Классный
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconУрок геометрии и информатики. Тема урока по учебному плану: Построение...
...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconАнализ работы мо естественно-научного цикла моу «сош №4 с. Правокумского»...
Мосева Жанна Рантиковна, учитель физики Харченко Елена Валентиновна, учителя математики Ханмагомедов Гюл Абдуризакович и Иванец Ольга...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель icon«Порядок»
Геревич С. А., учитель математики, Пономарёва Н. В., учитель русского языка и литературы, Серебренникова Т. А., учитель изобразительного...
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconУчитель : Калеев Е. Н. Вид урока: легкая атлетика Тип урока
Расширение представления о баскетболе как способе эффективного средства физического воспитания
Пути эффективного взаимодействия в режиме учитель- учитель iconМкоу «Любимовская основная общеобразовательная школа» программы элективных...
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения ран


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск