Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1214
города Москвы
Рабочая программа спецкурса
«ФРАНЦИЯ КАК ОНА ЕСТЬ»
Учитель: Родина Ирина Николаевна
Москва - 2013
1. Цели и содержание курса «Страноведение Франции»
Программа спецкурса «Франция как она есть» является модифицированной и имеет коммуникативную, информативную и культурологическую направленность:
-дает необходимые навыки общения,
-углубляет освоение фонетической системы французского языка, лексических единиц и правил их сочетания,
-знакомит со страной изучаемого языка, приобщает к ее культуре,
-ориентирует детей на активный поиск того, что роднит русский и французский языки,
-обеспечивает лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Данная программа является актуальной, так как является одним из средств повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их языковой подготовки, позволяет расширить лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию, повышает уровень гуманитарного образования школьников. Новым в программе является комплексный подход к формированию всех видов деятельности учащихся (познавательной, коммуникативной, перцептивной, речевой, информационной), а также содержание образовательной программы. В содержание включены ранее не изученные темы, сказки и страноведческий материал, большое внимание будет уделено культуре речи – речевому этикету. Отличительными особенностями программы являются использование различных методов и форм, развивающий аспект обучения, опора на личный опыт учащихся (познавательный, эмоционально – нравственный).
Основная цель данной программы состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Задачами дополнительной образовательной программы являются:
-обучающая (ознакомление с миром зарубежных сверстников, с песенным, стихотворным, сказочным фольклором и с образцами художественной литературы на французском языке, формирование представлений о нравах и обычаях страны изучаемого языка);
-воспитательная (воспитание стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры)
-развивающая (развитие мыслительных способностей детей, формирование коммуникативных умений с учетом речевых возможностей и потребностей, развитие деятельности по умению извлекать нужную информацию, приобщение к новому социальному опыту)
Практическая цель заключается в обучении школьников общению на французском языке, умении извлекать, анализировать, составлять и использовать страноведческую информацию, стремлении к достижению более высокого уровня владения языком. Курс страноведения, включающий в себя все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) способствует обогащению страноведческих знаний, словарного запаса учащихся, переводу их в разряд активных, а также знакомит их с социокультурным портретом Европы. Содержание обучения курсу страноведения включает в себя следующие виды деятельности: коммуникативную, лингвистическую, лингвострановедческую, страноведческую и общеучебную.
Коммуникативная деятельность заключается в умении учащихся понимать и высказываться на французском языке, используя страноведческую информацию в различных ситуациях общения (беседа, спор, дискуссия, обмен мнениями и т.д.).
Лингвистическая деятельность требует знания языкового материала, включая лексику, фонетику и грамматику французского языка.
Лингвострановедческая и страноведческая деятельности имеют особую значимость и являются показателями готовности учащихся к вступлению в межкультурное общение. Лингвострановедческие и страноведческие знания, умения и навыки основываются на знании лексических средств общения как источников национально-культурной информации, обеспечивающих адекватное восприятие, знании страны изучаемого языка, а также знаний правил речевого и неречевого поведения в различных ситуациях.
Общеучебная деятельность включает в себя умения и навыки работы с различными источниками информации, способность учащихся к анализу, синтезу и творческому переосмыслению страноведческой информации.
Данная программа рассчитана на учащихся 10-13 лет. Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу.
Формы проведения занятий: беседы; конкурсы песен, сказок, проектов, рисунков, газет; презентации; игры – викторины; круглые столы; мини-конференции. Одной из главных является игровая форма. Она способствует развитию интереса к иностранному языку. Много внимания будет уделяться развитиям навыков чтения (поисковое, ознакомительное, анализ текста, чтение текста со звуковым сопровождением). Культура и искусство, к которым учащиеся приобщаются в курсе страноведения, способствуют развитию творческой культурной личности, готовой включиться в интегративные процессы, происходящие в современном мире.
2. Содержание спецкурса «Страноведение Франции»
Программа включает 12 тем. На каждый ее микроцикл отводиться несколько учебных часов, 2 часа, из которых предусматривается на введение нового текста с объяснением и тренировкой новой лексики, а остальные часы на различные формы и стадии закрепления учебного материала и контроля. Распределение часов внутри каждой темы неоднозначно и может регламентироваться и определяться преподавателем в зависимости от уровня и подготовки группы, а также сложности изучаемого материала.
Тексты монологического характера отобраны из аутентичных французских источников на страноведческие темы. Они снабжены предтекстовыми заданиями, предполагающими ориентацию учащимися не только на извлечение основного материала, но и на творческую интерпретацию основных идей, высказывание собственных мыслей. После текстовых заданий, предназначенных для групповой аудиторной работы, включают в себя ответы на вопросы, требующие поискового чтения, работы над лексикой, перевода отдельных отрывков. Работа с видеоматериалом проходит в такой же форме, как и с текстом, но в случае необходимости фильм просматривается несколько раз, можно останавливаться на отдельных фрагментах. Диалоги динамичны, естественны, что способствует их легкому запоминанию.
По времени один урок составляет один академический час. Календарно-тематический план спецкурса «Франция как она есть»
Тема
| Подтема
| Формы уроков, материалы
| Франция в современном мире
| Французы и французский язык
| Беседа, презентация
|
| Территория Франции. Островные государства. Корсика.
| Лекция
|
| Франкофония на карте мира
| Лекция
| Франкофония
| Швейцария.
| Работа с доп.литер.
|
| Люксембург
| Перевод
|
| Квебек
| Видеоурок
|
| Обобщение
| Конференция
| Физическая география Франции
| Географическое положение, границы.
| Лекция, видеоматериал
|
| Охрана окружающей среды
| Работа с доп. литер.
|
| Обобщение
| Конференция
| Население
| Состав населения
| Практич. раб.
|
| Современная французская семья
| Практич. работа.
| Население
| Быт и традиции
| Практич. работа
|
| Кухня Гастрономия
| Практ. раб.
|
| Праздники гос. и ре-лиг.
|
| Народное образование
| Система образования
| Обобщение, повторение
|
| Виды учебных заведений. Проблемы молодежи.
| Работа с документами
| Культура
| Театр
| Лекция
|
| СМИ: Пресса
| Работа с до-кум.
| Культура
| СМИ: радио и телевидение
| Лекция
|
| История кино
| Работа с документами.
|
| Обобщающее повторение
| Конференция
| Литература:
La douce France – M. «Лист», 2005
Garchina H.A. A la decouverte de la France. – M. «Просвещение», 2002
Всё о Франции. Автор: Ю. Иванова. Издательство Фолио. 2006г.
Histoire de la France. De 1789 a la fin du XIX siecle. – Санкт-Петербург, 1996
Monnerie – Goarin A. La France aux cent visages – Hautier/Didier, Paris 1996
Tetenkina T. Decouvrir la France – Мн. Высшая школа, 1997
Маджи Д. Весь Париж – Флоренция, Италия, 1995
Используемые видеофильмы:
La France. Video – visite.
Париж. ООО «Эврика Фильм».
L’espace des Francais. CLE International/Nathan.
Le calendrier des Francais. CLE International/Nathan.
Une vie de Francais. CLE International/Nathan.
Темы рефератов по спецкурсу «Страноведение Франции»:
Достопримечательности и памятные места Франции.
Экономика современной Франции.
Великая французская буржуазная революция (1789-1794гг.).
История русско-французских отношений.
Сокровища тамплиеров.
Личность Наполеона сквозь года.
Французский театр.
Французская современная песня.
Кино Франции.
Особенности французской национальной кухни.
Темы компьютерных презентаций по спецкурсу «Страноведение Франции»:
Орден Тамплиеров.
Жизнь и подвиг Жанны д’Арк.
Людовик XIV – «Король – Солнце».
«Высокая мода» во Франции.
Виноделие Франции.
Достопримечательности Франции.
|