Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм»





Скачать 58.93 Kb.
НазваниеУрок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм»
Дата публикации25.07.2014
Размер58.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
Урок во втором классе.

Тема второй четверти «О России петь - что стремиться в храм».

Тема урока: «Рождество Христово».

Цель: ознакомить учащихся вторых классов с традициями празднования Рождества Христова на Руси и ролью детей в этом праздновании.

Задачи: разучить с учащимися рождественскую колядку “Добрый тебе вечер”, прослушать и обсудить фрагмент “Рождественского канона” “Христос рождается”, вспомнить с ребятами разученную в первом классе песню “Все идут, спешат на праздник” и исполнить ее как хоровод с элементами игры, закрепить разученную на прошлом уроке “Рождественскую песенку” П. Синявского. В конечном итоге, исполняя и слушая на уроке музыку, посвященную празднику Рождества Христова, подвести ребят к мысли, что вся она пронизана светом, добром, радостью и душевным покоем.

На уроке используются следующие образовательные технологии:

  • Духовно-нравственное развитие детей на основе музыкального фольклора.

  • Игровые технологии.

  • Формирование певческой культуры исполнения.


Ход урока.

Распевание.

Учитель: Тему урока я назову вам чуть позже, а сейчас давайте послушаем небольшое произведение. Обратите внимание, какой характер у этой музыки, какое настроение. В исполнении кого или чего она звучала?

Звучит фрагмент “Рождественского канона” “Христос рождается”.

Ученики: Музыка звучала плавная, строгая, напевная, добрая, ласковая, светлая. Пел мужской хор.

Учитель: А где может звучать такая музыка?

Ученики: В церкви. Она похожа на молитву.

Учитель: Верно. Она действительно звучит в церкви во время торжественного богослужения в честь Рождества Христова и называется это произведение, фрагмент которого мы слышали, “Христос рождается”.

Вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока - Рождество Христово.

Праздник Рождества был одним из самых любимых на Руси. Особенно в давние времена. Готовились к нему заранее. Всей семьёй наряжали красавицу - ёлку. Готовили друг другу подарки. Особенно старались порадовать маленьких детей.

И вот, наступала ночь с шестого на седьмое января. Под праздничный звон колоколов прихожане целыми семьями - и взрослые, и дети - собирались на торжественное богослужение. Церкви были нарядно украшены еловыми ветками, ярко горели свечи, светло и радостно звучали молитвенные песнопения. И такое же светлое и радостное настроение не покидало людей и после окончания торжественного богослужения, тем более что праздник на этом не заканчивался. Только теперь главная роль в нём отводилась детям. Они собирались вместе и отправлялись колядовать. Шли от одного края села к другому, останавливаясь около каждого дома, и пели колядки, то есть песни, в которых поздравляли хозяев с Рождеством Христовым, желая им благополучия, здоровья, а за это хозяева одаривали поющих сладостями.

Одну такую колядку мы с вами сейчас разучим. Послушайте: пою первый куплет

“Добрый тебе вечер”.

Учитель: Понравилось?

Ученики: Да.

Учитель: А какое чувство возникло у вас, когда вы слушали песню?

Ученики: Радости, доброты.

Учитель: Ребята, а какая здесь мелодия?

Ученики: Ласковая, напевная, светлая, искренняя.

Учитель: А какие слова в этой колядке самые главные?

Ученики: Сын Божий в мир родился.

Учитель: Правильно. Эти слова мы пропоём чуть ярче, чем все остальные. А учить эту песню мы с вами будем с голоса, как это делали те дети, которые впервые отправлялись колядовать.

Разучиваем слова первого куплета, затем поём их, стараясь, чтоб мелодия звучала мягко, выразительно. Затем разучиваем слова второго куплета, и поём вместе первый и второй куплеты по руке. И после того, как колядка будет выучена целиком, надо предложить ребятам подумать, с какими движениями они хотели бы её исполнить, представить себя на месте колядующих. Конечно, её надо петь стоя, помогая выразительному исполнению жестами, мимикой, но главное- это напевная, ласковая интонация, проходящая через всё произведение.

Добрые слова, ласковая мелодия всегда находят отклик в детском сердце, и колядка звучит в исполнении ребят эмоционально и выразительно.

Учитель: Молодцы, ребята. У вас очень хорошо получилось.

Но давайте вернёмся к детям, которые уже обошли с поздравлениями все дома в округе и наколядовали целую корзину угощений. Затем они отправлялись к одному из ребят домой, где все вместе за праздничным столом могли полакомиться этими сладостями .А ещё могли бы поиграть, попеть песни и поводить хороводы вокруг ёлки. И, наверное, там звучала и такая музыка.-Играю на фортепьяно мотив песни “Все идут, спешат на праздник”.

Учитель: Знакомо вам это произведение?

Ученики: Да. Это песня “Все идут, спешат на праздник”.

Учитель: А какая здесь мелодия?

Ученики: Радостная, напевная, подвижная, лёгкая, добрая, ласковая.

Учитель: Да. Только характеризуя её как подвижную, лёгкую, какой ещё жанр, кроме песни мы имеем в виду?

Ученики: Это танец, хоровод.(Говоря о танце, ребята вспоминают, как на уроках в первом классе они действительно водили под эту песню хоровод).

Учитель: А теперь я вам напою её со словами, а вы, если помните, тихонечко пойте её вместе со мной. Также, как и предыдущая, она поётся а cappella, то есть без сопровождения.

(Обычно ребята хорошо помнят и мелодию и текст, так что поют её всю от начала до конца.)

Учитель: Молодцы. Песня в вашем исполнении звучала и радостно и празднично. Видно, что она вам нравится. Только, как будто чего-то не хватает?

Ученики: Надо петь и водить хоровод.

Учитель: Давайте так и сделаем. Только хоровод водить хорошо тогда, когда все идут дружно, в ногу, а для этого было бы замечательно, если бы кто-нибудь подыграл нам ритм. Есть у нас ложки, бубны и треугольники. Как вы думаете, ребята, какие инструменты лучше других подходят к этой песне?

Ученики: Треугольники. Они звучат мягко, легко, и их звук напоминает звон колоколов.

Учитель: Хорошо. Тогда давайте выберем музыкантов, которые будут играть на треугольниках и помогут нам не сбиться с ритма. (Желающих поиграть на музыкальных инструментах всегда много, особенно на треугольниках, поэтому класс лучше разделить при исполнении этой песни на две - три группы, чтобы могли помузицировать как можно больше детей).И ещё: в этой песне, напевной, мягкой по звучанию очень важно, чтобы сильные доли такта были исполнены каким-либо инструментом, лучше- треугольником, чтобы не акцентировать их голосом, не терять ласковой интонации.

Музыканты наши готовы.

Учитель: А теперь давайте представим себе, что в классе у нас стоит наряженная ёлка, и будем водить рождественский хоровод.

Следуя словам песни, кто-то из ребят берёт в руки игрушечную овечку, кто-то - носочки, и с первыми звуками треугольников в классе звучит светлая, напевная мелодия. . Дети любят эту песню, поют её с подкупающей искренностью. По окончании хоровода ребята, которые шли с подарками ( овечкой, носочками ), оставляют их перед репродукцией иконы “Рождество Христово”. Теперь в центр класса выходят те ученики, которые исполняли песню, сидя на своих местах. Меняются и музыканты. И Рождественская мелодия звучит снова. Наконец, все поучаствовали в исполнении.

Учитель: Ребята, а вам самим понравилось водить хоровод под эту песню?

Ученики: Понравилось.

Учитель: А вы знаете, ведь этой песне больше ста лет, и даже ешё, наверное, больше. И колядке «Добрый тебе вечер, ласковый хозяин», которую мы сегодня выучили на уроке, тоже очень много лет. А вы их пели сегодня с таким удовольствием. В чем же дело? Может быть, есть в этих песнях что-то, что их роднит? Что помогло им дожить до наших дней?

Ученики: Они посвящены празднику Рождества Христова.

Мелодии этих песен добрые, светлые, ласковые, напевные, красивые.

Учитель: И, наверное, очень заразительные, если мы их сегодня пели, и не раз, а кто-то загрустил, когда мы закончили водить хоровод. Наверное, хотели попеть ещё.

А вот на прошлом уроке, ребята, мы с вами учили «Рождественскую песенку» П.Синявского, нашего современника, а это значит, что и песня тоже современная. А есть в ней что-то похожее на те песни, которые мы сегодня пели, или она совсем другая?
Ученики: Она тоже о Рождестве Христовом. И музыка тоже напевная, ласковая, добрая, душевная.

Учитель: Этим она близка старинным Рождественским песням. А в чём отличие?

Ученики: В ней есть куплет и припев, а в колядке и в хороводной песне были только куплеты. Мелодия куплета спокойная, мягкая, а припев поётся радостно, весело, чуть быстрее.

Учитель: А мелодичность, напевность сохраняются?

Ученики: Да.

Учетель: Значит, и петь мы её будем с тем же светлым и радостным настроением, как и старинные песни о Рождестве.

Исполняем “Рождественскую песенку” П.Синявского.

Учитель: Подходит к концу этот урок, и мне хочется спросить вас: узнали вы что-то новое о том, как праздновали Рождество Христово на Руси? Какая роль отводилась в эти праздничные дни детям?

Ученики: Они ходили с колядками по селу, пели рождественские песни, играли и водили хороводы вокруг ёлки.

Учитель: И везде их сопровождала музыка, посвящённая Рождеству. В ней было что-то общее?

Ученики: Да, она светлая, радостная, напевная, добрая, душевная, ласковая.

Учитель: Совсем скоро - седьмого января - весь православный мир будет праздновать Рождество Христово. И над городами и сёлами нашей сегодняшней России, как и много лет назад будет плыть радостный колокольный звон. И таким же “Праздничным трезвоном” заканчивается наш сегодняшний урок.

Звучит колокольный звон.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconУрок в 5 «Б» классе на тему : «Красочные звуки Сказки»
Урок проводится в 5 «Б» классе. Тема четверти «Можем ли мы увидеть музыку?», тема урока «Красочные звуки сказки»
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconКол-во часов
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, в неделю – 2 ч (2 ч во второй четверти, 2ч в третьей четверти)
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconКол-во часов
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, в неделю – 2 ч (2 ч во второй четверти, 2ч в третьей четверти)
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconОтчет о работе мо учителей иностранного языка за 2 четверть 2013-2014 учебного года
Семенцовой Н. В. – 85,82%, что несколько меньше, чем в 1 четверти 89,71%, у Карпенко М. И. – 66,67%, что соответствует показателю...
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconТема «Архитектура России»
Основным содержанием изучения изобразительного искусства в 8-ом классе в IV четверти является архитектура и декоративное искусство...
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconКол-во часов
Рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов, в неделю – 1 ч (1ч во второй четверти, 1ч в третьей четверти)
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconУрок по русскому языку во втором классе тема урока
Оборудование: учебник «Русский язык 2 класс». Памятка-алгоритм для работы с безударными гласными; толковый словарь
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconИтоговый урок по орксэ в 5«а» классе
В нашей школе были выбраны 2 модуля; основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Основные темы, с которыми работали...
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов: всего – 70 ч., в неделю – 2 ч., в I четверти – 18 ч., во II четверти – 14 ч., в III четверти – 20 ч., в IV четверти...
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconУрок истории России в 9-м классе "Великая Отечественная война. Сталинградская...
Изучить этапы Сталинградской битвы, доказать, что эта битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, показать...
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconНаталья Львовна, а во втором вопросе только один правильный ответ?
Утренние зимние сумерки плотно занавесили окна кабинета биологии. Второй урок, идет зачетная контрольная работа в 10 «а»
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconУрок по истории России в 9 классе Тема: «От военного коммунизма»
Уяснить, что причина перехода к нэпу была прежде всего политическая-реальная угроза потери большевиками власти
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconАнализ итогов первой четверти 2012 2013 учебного год
Анализируя итоги успеваемости учащихся 1-х классов в первой четверти, необходимо отметить, что результаты являются удовлетворительными....
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Православный храм – дом Божий. Зачем люди ходят в храм? Как человек говорит с Богом. Что такое пост?
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconУроку по Основам православной культуры в 4 классе по теме «Православная молитва»
Урок проводится по Курсу орксэ модуль опк в 4 классе по учебнику А. В. Кураева. По тематическому планированию это 4 урок в первой...
Урок во втором классе. Тема второй четверти «о россии петь что стремиться в храм» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск