ГБОУ Гимназия №1306
| РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
иностранных языков
№1 от 29.08.2013
| СОГЛАСОВАНО
на заседании №2 методического совета
ГБОУ Гимназии №1306
от 26.09.2013
| УТВЕРЖДАЮ
Директор Гимназии
Спорышева Е.Б.___________________
27.09.2013
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы:
Иванова А.Р., учитель французского языка
2013 год
| Пояснительная записка Рабочая программа по французскому языку для учащихся 10 класса составлена в соответствии с Примерными программами основного общего образования с учётом требований Федерального государственного стандарта общего образования и на документе Совета Европы «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка».
Данная программа рассчитана на изучение Французского языка в объёме 2 часов в неделю, 70 часов в год.
Для реализации данной программы используется УМК «Objectif. Учебник французского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю. Лисенко М.Р. Просвещение, 2008.
В качестве структурных единиц каждой главы выступают блоки, выделяемые по доминирующему виду учебной и речевой деятельности.
Программа реализует взгляд на языковое образование как на формирование и развитие целостной личности средствами, обеспечивающими ее интеллектуальный, личностный, эмоциональный и социальный рост.
Программа строится на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре.
Ценность данной программы обучения французскому языку заключается и в том, что в ней актуализируются и интегрируются умения, полученные в ходе изучения других предметов.
Стратегической целью обучения французскому языку в соответствии с концепцией УМК „Objectif 10-11“ для 10 класса является развитие у учащихся способности к межкультурной коммуникации, а именно способности, позволяющей учащимся на элементарном уровне в рамках тем и ситуаций, представленных в учебнике, осуществлять непосредственный и опосредованный диалог культур. Это значит, что учащиеся должны овладеть необходимыми языковыми средствами и «техниками» общения, усвоить различную внеязыковую, т.е. не связанную непосредственно с языком, информацию, которую они могут узнать или использовать в устном и письменном речевом общении. Процесс обучения французскому языку призван сделать учащихся открытыми для восприятия франкоязычной культуры и помочь им сориентироваться в ней.
Развитие у школьников способности к иноязычному общению на межкультурном уровне связано с формированием у них коммуникативной и межкультурной компетенций. По окончании 10 класса учащиеся должны достичь уровня развития коммуникативной компетенции, достаточной для осуществления иноязычной речевой деятельности на французском языке в ситуациях общения в рамках тем, представленных в учебнике.
Актуальность программы
Актуальность данной программы состоит в необходимости обеспечения комплексного подхода к изучению французского языка как второго иностранного в средней школе.
Новизна данной программы состоит в том, что параллельно прохождению государственной программы по французскому языку ведется подготовка учащихся 10 класса к Международному экзамену по французскому «DELF junior B1», что соответствует уровню среднего владения (B1) Европейской системы уровней владения иностранным языком.
В каждом из блоков УМК „Objectif 10-11“ для 10 класса есть факультативные задания, которые могут быть на уроке опущены, даны отдельным хорошо успевающим ученикам или при необходимости могут быть заменены материалом из дополнительных источников. Также предусмотрено наличие резервных уроков в каждой главе, которые позволяют включить в разработанную программу новый, оригинальный авторский материал. Таким образом около 30% всего отведённого времени являются вариативной частью, которая даёт учителю реальную возможность включать в основную программу материалы из дополнительных источников в целях подготовки учащихся к сдаче Международного экзамену по французскому языку DELF junior B1 .
Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся разного уровня обученности, учет индивидуальных интересов и склонностей при планировании учебных уроков и определении домашнего задания. Увеличивается удельный вес проектной работы и проектных заданий, в ходе выполнения которых обучающиеся самостоятельно решают более сложные проблемы и координируют свои действия друг с другом в соответствии с поставленной задачей. Результаты освоения программы
В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, в том числе творческой (игровой, художественной) учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, вырабатывается дружелюбное отношение к людям других стран и культур. Обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, обозначенных в ФГОС.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования должны отражать сформированность универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Познавательные УУД основаны на формировании учебно-познавательной компетенции, которая предполагает развитие универсальных учебных действий; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий. Познавательные УУД предполагают также развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов.
Регулятивные УУД основаны на развитии оценочной компетенции, которая предполагает управление своей деятельностью, формирование активности и самостоятельности учащихся.
Коммуникативные УУД включают в себя :
- развитие умения выбирать подходящие языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
-готовность слушать собеседника и вести диалог
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
-адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих
Личностными результатами освоения программы французского языка в рамках данного курса являются:
- общее представление о мире как многоязычном и поликультурном сообществе;
- осознание себя гражданином своей страны;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие, расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в современном мире;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- готовность давать оценку своим действиям.
Предметные результаты освоения программы складываются из образовательных целей, которые основаны на развитии ключевых компетенций учащихся: коммуникативной с ее основными составляющими: речевой (чтение, аудирование, письмо, говорение), лингвистической ( фонетика, грамматика, лексика, морфология, синтаксис), компенсаторной и социокультурной компетенций.
Компетенции подразумевают деятельностный подход и проявляются в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связаны с мотивацией на непрерывное образование. Развитие речевой компетенции включает в себя развитие всех видов речевой деятельности:
В результате изучения французского языка ученик должен
Знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, конверсия);
особенности структуры простых и сложных предложений изучаемого иностранного языка; интонацию различных коммуникативных типов предложений;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;
роль владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру), сходство и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.
Уметь:
говорение
монологическая речь:
давать описание мест, людей, предметов с выражением мнения, оценки;
повествовать о событиях, явлениях, фактах;
делать сравнения фактов, событий;
выражать отношение к услышанному или увиденному;
представлять социокультурный портрет своей страны/стран изучаемого языка. Объем монологического высказывания 20—25 фраз;
диалогическая речь:
использовать речевые клише при обмене информацией;
начинать и заканчивать разговор;
задавать вопросы и отвечать на них с целью обмена фактической информацией;
вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о своих планах;
участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;
рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики.
Объем диалогов — до 7—10 реплик со стороны каждого учащегося.
аудирование
полностью понимать аудируемый текст с опорой на наглядность;
относительно полно и точно понимать высказывание собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;
извлекать необходимую информацию;
выделять главную мысль;
определять и устанавливать последовательность фактов;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать выводы, обобщения.
Длительность звучания текстов — до 3—5 минут.
чтение
читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические — используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию для выполнения заданий;
выделять главную мысль прочитанного;
понимать основное содержание текста;
полностью понимать текст, включая детали;
понимать причинно-следственные связи законченных отрывков текста;
•делать заключение и выводы из прочитанного текста.
письменная речь
заполнять анкету, бланк, формуляр с указанием основных биографических данных;
писать почтовые открытки стандартного характера: поздравление, приглашение, благодарность и т. д.;
писать письма личного характера с сообщением о событиях повседневной жизни, используя описание, повествование, выражение чувств;
писать краткую инструкцию, объяснение, как пройти, проехать, как приготовить еду, включить аппаратуру и т. д.;
писать изложения, эссе, сочинения, выполнять проекты с использованием страноведческой информации из различ ных видов письменных источников (справочники, словари, журналы, книги, проспекты и т. д.).
Традиционными в обучении иностранному языку стали научно-исследовательские, практико-ориентированные, игровые проекты, которые развивают следующие общеучебные умения:
Совместная деятельность учащихся, коммуникация;
Работа с информацией: поиск, обобщение, классификация материалов;
Генерация собственных идей по оформлению презентации готового продукта.
Развитие лингвистической, а также социокультурной компетенций отражены в учебно-тематическом планировании. УМК «Objectif. Учебник французского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» (авторы Григорьева Е.Я., Горбачева Е.Ю.,Лисенко М.Р.) включает в себя учебник, рабочую тетрадь, аудиокурс, книгу для учителя. Рекомендован приказом Мин.обр.науки Российской Федерации. Дополнительно к данному пособию используется УМК «Echo junior B1» и «Echo B1. Volume 2” (CLE international). УМК включает в себя учебник, рабочую тетрадь, книгу для учителя, аудиокурс. Система оценки достижений учащихся основана на тестовых работах (промежуточных и рубежных), а также внешней экспертизе знаний, которая основана на Международном экзамене по французскому языку DELF junior B1. В связи с этим промежуточные и рубежные работы проводятся с использованием материалов данного экзаменационного формата и проверяются с помощью разработанного кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 5-11 классов (Приложение 1). Данный кодификатор составлен на основе перечня элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по французскому языку, с учётом обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по предмету базового и профильного уровней (2004 г.). Кодификатор предусматривает три уровня сложности овладения материалом (низкий, средний и высокий), которые соответствуют Европейской системе уровней владения иностранным языком (5 класс - А1; 6-8 классы - А2; 9-11 классы - В1). В первом столбце указан код раздела, которому соответствуют крупные блоки содержания. Во втором столбце приводится код элемента содержания, для которого создаются проверочные задания.
Таким образом, данный кодификатор позволяет учителю формировать задания для рубежных и промежуточных тестовых работ с учётом уровня сложности для каждого задания и необходимого уровня подготовки. Учитель оценивает не только знания по пройденному материалу, но и имеет возможность проследить, насколько накопленные знания соответствуют уровню знаний по европейской системе уровней владения иностранным языком. Сроки освоения программы: 1 год- 35 недель, 70 часов с учетом регулярности занятий 2 часа в неделю
Учебно-тематическое планирование
I-ое полугодие
32 часа
| Кол-во часов
| КЭС
|
| |