Чем отличается пьеса от других произведений?





Скачать 98.77 Kb.
НазваниеЧем отличается пьеса от других произведений?
Дата публикации02.08.2014
Размер98.77 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Культура > Вопрос
C. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ»

— Чем отличается пьеса от других произведений? Какие пьесы вы знаете, видели? Попробуем определить, чем отличаются драматические произведения.

      Драма (гр. действие) предназначена для постановки на сцене, и поэтому многое в ней рассчитано на восполнение игрой актеров, декорациями, музыкой, шумами и т. д. В пьесах, как правило, нет портретов героев, пейзажей, прямых авторских характеристик, авторской речи. Драматург раскрывает свою идею, показывая поступки, воспроизводя слова персонажей. Диалог (беседа, спор между персонажами) составляет основу действия драматического произведения, поэтому персонажей пьесы называют действующими лицами. Важную роль в пьесе играют афиша — список действующих лиц, часто характеризующий их, и ремарки (фр. замечания, примечания) — пояснения, которыми драматург определяет возраст, внешние особенности персонажей, их состояние, поведение, жесты, интонации. Перед актами (действиями), сценами в ремарках даются описания места действия, обстановки.

       «Слово драматурга — звучащее слово. Оно рассчитано на произнесение. В выразительном чтении реализуются заложенные в тексте мысли, чувства, настроения героев» (В. П. Медведев).

Опережающие вопросы и задания

      О б щ и е:

      — Всем прочитать полностью пьесу-сказку Маршака «Двенадцать месяцев». Выбрать роль, которую хотелось бы сыграть или прочитать в классе. Дать письменные ответы по инструкции «Мне поручена роль...».
      — Вспомнить известные ранее произведения Маршака для участия в викторине.

       Г р у п п о в ы е:

      — Подготовить сцены из пьесы для исполнения в классе.
      — Подготовить по рядам ответы на вопросы.

      1-й ряд. Для чего нужна в пьесе первая картина 1-го действия? Что сообщают нам ремарки в первой картине 1-го действия? Как одета падчерица? О чем рассказывает солдат падчерице? Какими изображены в 3-й картине первого действия старуха и дочка? Кто из них хуже, по вашему мнению?

      2-й ряд. Какими показаны в 3-м действии характеры королевы, придворных, старухи, дочки? О какой «сущей правде» говорит прокурор? Как раскрылась правда о доставленных подснежниках?

      3-й ряд. Как ведут себя в лесу королева, придворные, послы, старуха, дочка, солдат, падчерица и профессор? Как и почему исполнились пожелания королевы, профессора, солдата, старухи и дочки?

       И н д и в и д у а л ь н ы е:

      — Подготовить сообщения о жизни и творчестве С. Я. Mapшака.
      — Подготовить анализ второй картины 1-го действия и второй картины 4-го действия.
      — Подготовить краткий пересказ первой и второй картин 2-го действия.
Мне поручена роль... (инструкции для исполнения пьесы по ролям).
      — Почему мной выбрана эта роль (если она выбрана самостоятельно)?
      — Какое место занимает в пьесе персонаж, роль которого я исполняю?
      — Какими я представляю себе его внешность, манеру держаться, говорить?
      — В каких важных сценах он участвует, как себя в них ведет?
      — Как я себе представляю его прошлую жизнь?
      — Каковы его отношения с другими персонажами?
      — К чему он стремится, чего хочет достичь?
      — В каких сценах, судя по всему, «ваш» персонаж делает одно, говорит другое, а на самом деле думает и чувствует иначе? Как вы попытаетесь передать при исполнении это несоответствие действий, речи, мыслей и чувств друг другу?
      — Если «ваш» персонаж изменяется в ходе действия пьесы, то как именно и почему?
      — Как следует передать особенности этого персонажа в выразительном чтении, жестах, мимике, походке?

      Первый урок по теме открывается вступительным словом учителя и его помощников-учеников о писателе Маршаке.

      «В статье „О себе“ С. Я. Маршак сообщает, что он родился 22 октября 1887 г. по старому стилю (3 ноября по новому) в г. Воронеже. Отец его работал мастером на заводах в разных городах. Мальчик не без труда поступил в Острогожскую гимназию, а потом сумел перевестись в гимназию в Петербурге. Во время каникул Маршак случайно познакомился с известным критиком В. В. Стасовым, который отнесся к мальчику весьма радушно: подарил ему целую библиотеку классиков, водил его по музеям, познакомил юного поэта с писателем М. Горьким и великим певцом Ф. Шаляпиным.

      Горький пригласил юного Маршака жить в своей семье, но вскоре семья Пешковых покинула Ялту, и Маршаку пришлось, избегая ареста, вернуться в Петербург. Он и до этого писал стихи, а с 1907 г. стал печатать и даже читал их знаменитому поэту А. Блоку.

      В 1912 г. Маршак договорился с несколькими редакциями, что будет присылать им корреспонденции из Англии, куда он поехал учиться в университете. Во время каникул Маршак совершал походы по стране и познакомился с английским детским фольклором. Здесь он начал переводить полюбившиеся ему английские и шотландские народные баллады, стихи замечательных поэтов Уильяма Блейка и Роберта Бернса.

      С этого времени Маршак связал свою судьбу с детьми. Он придумывал для детей забавные и фантастические истории, а после революции заведовал секцией детских домов и колоний в Краснодаре. Здесь вместе с другими писателями, художниками, музыкантами он организовал один из первых в стране театр для детей. Первые сказки Маршака были написаны для этого театра.

      Писать для детей было непросто и небезопасно: на Маршака обрушились враги фантастики, сказок, веселых историй. Защитил детских писателей Горький, который спросил как-то Маршака: „Ну что, позволили, наконец, разговаривать чернильнице со свечкой?“ И добавил совершенно серьезно: „Сошлитесь на меня. Я сам слышал, как они разговаривали. Ей-богу!“

      Маршак очень ответственно относился к своей работе для детей. Редактор журнала „Юность“ Б. Полевой рассказал, как в 1964 г. они готовили к печати пьесу Маршака „Умные вещи“. Маршак был уже тяжело болен, лишился зрения, врачи боролись уже не за дни, а за часы его жизни. Гранки журнала послали ему для очистки совести, полагая, что он уже не сможет их отредактировать. Но оказалось все не так.

      Маршак по телефону сказал редактору: „Вы, наверное, слышали, я ослеп... Но гранки мне прочли... Гранки перед вами? Найдите страничку такую-то... Реплика царя. Разве царь может так говорить? Возьмите карандашик, я вам продиктую поправку...“ Разговор этот состоялся за день до смерти.

      После смерти С. Я. Маршака были опубликованы его стихи:

Я думая, чувствовал, я жил,
И все, что мог, постиг,
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг».


      Особое внимание уделяется второй картине 1-го действия — «Королевский урок». Ученики на основе поведения королевы делают выводы о ее характере, продолжая затем свои наблюдения за изменениями его по ходу пьесы. Использовались следующие вопросы.

      — Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?
      — Чему научилась королева, общаясь с падчерицей, солдатом, месяцами? Почему она захотела привести к новогоднему костру и своих придворных?
      — Как относятся к королеве другие действующие лица пьесы-сказки?

      Завершением работы могут быть вопросы более общего характера.

      — Можем ли мы сказать, как автор относится к своим героям?
      — Что можно сказать о самом сказочнике после чтения первых картин сказки?
      — Пьеса-сказка Маршака «Двенадцать месяцев» написана в годы Великой Отечественной войны и впервые опубликована в разгар ее, в 1943 г. Как вы объясняете, что в эти годы испытаний драматург взялся за эту светлую сказку для детей? Почему она оказалась нужной и интересной не только детям, но и взрослым?
— Известный писатель Корней Чуковский писал, что «пьесы Маршака — это не мертвое копирование детского устного творчества, не механическое использование готовых моделей. Это самобытное свободное творчество».

Тема проекта: «Взаимодействие искусств. Рождение спектакля».
Форма проекта:

Познавательная игра.

Тип проекта:

Обобщение знаний полученных на уроках изобразительного искусства, литературы, истории.
Цель: Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

1. Формировать художественно-творческую активность.

2.Содействовать развитию интеллектуальной культуры учащихся.

3.Воспитать у учеников интерес и любовь к театру.

Оборудование:

Компьютер с проектором, бумага, краски, фломастеры, клей, элементы костюмов.

Оформление: театральные афиши, программки, портрет С.Маршака.

Форма отчёта: защита своего группового проекта: афиши, декорации, эскизы костюмов, инсценирование фрагментов пьесы.

Описание проекта.

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы пришли в художественную мастерскую. Что необычное вы здесь увидели?

Дети:

На стенах афиши.

Учитель: Вы знаете, куда нас афиши приглашают?

Дети: Афиши приглашают нас посетить спектакль.

Учитель: А вы готовы отправиться в путешествие? Тогда в путь!

Слайд. Здание Липецкого Драматического театра.

- Узнаете? Назовите это здание.

Дети: Липецкий Драматический театр имени Льва Николаевича Толстого.

Учитель: Театр- это храм искусства. Около входа в театр есть рельефное изображение Аполлона на колеснице.

Слайд. Здание Липецкого Драматического театра. Аполлон на колеснице.

Учитель: А кто такой Аполлон?

Дети: Бог искусства.

Учитель: Откуда пришли к нам слова театр и Аполлон?
Дети: Слова театр и Аполлон пришли к нам из Древней Греции.

Слайд . Древнегреческий храм.

Учитель: Именно там возник театр («место для зрелищ») и именно по древнегреческому мифу музы (дочери Зевса) покровительствовали искусствам.

Ребята! Кто из вас видел спектакль в драматическом театре?

Дети поднимают руки и рассказывают.

Как вы думаете, кто участвует в создании спектакля?

Дети: писатель, композитор, художник, хореограф, актер, режиссер.

Учитель: Любой спектакль соединяет в себе несколько видов искусств: литературу, музыку, живопись, хореографию, мастерство актеров.

И сегодня мы с вами убедимся в этом.

Показать надписи на слайде.

Учитель: Начинается спектакль с писателя.

Слайд. Портрет Маршака

Назовите его фамилию.

Дети: Маршак.

Учитель: Какую сказку, написанную для постановки в театре, вы недавно изучали на уроке литературы?

Дети: «Двенадцать месяцев».

Учитель: Расскажите краткое содержание сказки.

Ответы детей.

Учитель: Вам понравилась эта сказка? А хотели ли вы участвовать в создании спектакля «Двенадцать месяцев»?

Ответы детей.

Учитель: Представьте, что вы сидите в зрительном зале. Погас свет, открылся занавес – на сцене пусто, тускло, артисты в будничных одеждах. Так выглядел бы спектакль, если бы в театре отсутствовал…Кто?

Дети: Художник.

Учитель: Правильно. Только в театре художник не пишет картины. А что создает художник в театре?

Дети: Костюмы, декорации, образцы причесок и грима, афишу.

Слайды с изображением костюмов, декораций, образцов причесок и грима, афиш, программок.

Учитель: Еще театральный художник придумывает бутафорию, то есть предметы, что находятся на сцене во время спектакля. Деятельность театрального художника относится к театрально-декорационному искусству.

Слайды с изображением костюмов, декораций, образцов причесок и грима, афиш ,программок . Надпись «театрально-декорационное искусство».

Учитель: Ребята, а с помощью чего зритель узнает, когда и где будет показан спектакль?

Дети: С помощью афиш.

Учитель: Что должно быть изображено на афише?

Дети: Общие сведения о спектакле и рисунок.

Учитель: Значит, в афише изображение должно взаимодействовать с текстом. Афиша должна восприниматься не только вблизи, но и издали, привлекая к себе внимание. Вы попадаете в театр перед спектаклем, и вам предлагают купить программу. Для чего?

Дети: Для предварительного знакомства зрителя со спектаклем. В программе перечислены действующие лица, исполнители спектакля.

Учитель: Когда вы смотрите спектакль, то все оформление сцены, костюмы сделаны с помощью художника.

Сегодня вы все будете театральными художниками.

У нас четыре группы художников, которые оформляют наш спектакль.

1 группа оформляет афишу;

2 группа оформляет программку,

3 группа делает элементы костюмов,

4 группа делают бутафорию и декорации.

На работу детям отводится 10 минут.

Затем ученики самостоятельно оформляют сцену и надевают костюмы.

Учитель: Сегодня вы вспомнили различные профессии людей и виды искусства с одной целью, чтобы совершилось чудо. Этот момент настал.
Мы случайно на улице видим афишу, которая приглашает нас на спектакль по сказке Маршака «Двенадцать месяцев». Когда мы входим в театр, нам предлагают познакомиться с действующими лицами и актерами с помощью программки.

Мы вошли в театральный зал, погас свет, и мы попадаем в волшебный мир сказки «Двенадцать месяцев».

ПРОГРАММКА
С.Я.Маршак

Двенадцать месяцев

Драматическая сказка

Избранные картины
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Старуха мачеха.

Дочка.

Падчерица.
Королева — девочка лет четырнадцати.

Учитель Королевы — профессор

арифметики и чистопи­сания.
Канцлер
Начальник королевской стражи.
Первый Глашатай.
Второй Глашатай.

Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением

художник-читатель.

С.Я.Маршак





САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

МАРШАК

1887-1964
САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ

МАРШАК

1887-1964

ТЕАТРАЛЬНЫЕ АФИШИ







ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР


ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ


ГРИМ, КОСТЮМЫ, ДЕКОРАЦИИ




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чем отличается пьеса от других произведений? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А. П. Чехова, его значение в современном обществе, прослеживается, какое влияние оно оказало на творчество других писателей. В ходе...
Чем отличается пьеса от других произведений? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня на уроке мы будем говорить о реках. Узнаем, чем река отличается от других водоемов, из каких частей она состоит
Чем отличается пьеса от других произведений? iconЧто такое медиаурок и чем он отличается от традиционного?
Что такое медиаурок и чем он отличается от традиционного? Медиа это эмоционально яркое сообщение. Медиа – это коммуникативные средства...
Чем отличается пьеса от других произведений? iconЧто такое мировоззрение?
...
Чем отличается пьеса от других произведений? iconУрок Русский язык как развивающееся явление
Слово учителя: Вы говорите по-русски, вы пишете и читаете на русском языке, а знаете ли вы, какое место занимает русский язык среди...
Чем отличается пьеса от других произведений? iconМетодические указания для организации самостоятельной работы по дисциплине «микроэкономика»
Дайте определения понятий «прибыль», валовой доход, совокупные издержки. Что такое явные и неявные издержки, в чем их отличие? Чем...
Чем отличается пьеса от других произведений? iconТема: о чём рассказывает музыкальный жанр
В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например,...
Чем отличается пьеса от других произведений? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Джеймс Джойс – один из величайших писателей XX века, ирландец по происхождению, проведший большую часть жизни за границей. Среди...
Чем отличается пьеса от других произведений? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формировать умения учащихся высказывать оценочные суждения, умения восприятия и понимания художественных произведений; учить проводить...
Чем отличается пьеса от других произведений? iconЧем зигота отличается от гаметы?
В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает сходный с материнским набор хромосом, благодаря тому, что
Чем отличается пьеса от других произведений? iconРеферат Принцесса Родогуна. История и литература
Аппиан «Сирийские войны», и Юстин «Эпитома сочинения Помпея Трога». Кроме того, я использовала исследование Бокщанина «Парфия и Рим»,...
Чем отличается пьеса от других произведений? icon1. Норманнская теория происхождения Русского государства появилась в
Чем отличается процесс складывание единого государства на Руси от аналогичных процессов в Европе ?
Чем отличается пьеса от других произведений? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Что такое «валентность», чем она отличается от «степени окисления»? Объяснение продемонстрируйте на конкретных примерах
Чем отличается пьеса от других произведений? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обобщить и систематизировать знания учащихся об изученных признаках наречия, которыми оно отличается от других частей речи
Чем отличается пьеса от других произведений? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чем Windows ce отличается от программного обеспечения смартфонов и карманных пк на базе Windows Mobile?
Чем отличается пьеса от других произведений? iconМоя оценка … Лист В. Подведём итог уроку. Ответь на вопросы: Чем...
Бытовая житейская история, в которой содержится очень важный для человека нравственный урок


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск