Скачать 53 Kb.
|
Урок 1. Русский язык как развивающееся явление. Слово учителя: Вы говорите по-русски, вы пишете и читаете на русском языке, а знаете ли вы, какое место занимает русский язык среди других мировых языков? Чем отличается язык, на котором писали и говорили наши предки, от языка на котором говорим мы? Содержание урока:
В мире насчитывается от 2500 до 5000 языков (точную цифру установить невозможно, так как различие между языками и диалектами условно). Все мировые языки ученые делят на языковые семьи. Индоевропейская семья, к которой принадлежит русский язык, - одна из самых крупных и, несомненно, самая изученная. Она, в свою очередь, делится на следующие языковые группы: индийскую, иранскую, балтийскую, германскую, романскую, славянскую, кельтскую, греческую, албанскую и армянскую. Есть еще тохарская и анатолийская группы, но они включают в себя только мертвые_языки. Это такие, на которых уже не говорит ни одна народность. Многие слова тех языков, которые принадлежат к одной группе, имеют одинаковые корни. Например, русское слово КОРОВА по-польски звучит KROWA, по-чешски - KRAWA, по-сербски - КРАВА. Все эти языки относятся к славянской группе. Но и внутри групп существует деление. Так славянская группа имеет три основные ветви: южнославянскую, восточнославянскую и западнославянскую. Русский язык - один из восточнославянских языков. Часть генеалогического дерева русского языка представлена на схеме. Русский_язык_-_один_из_славянских_языков_индоевропейской_языковой_семьи Еще совсем недавно (по данным 1985 года) русский язык был одним из самых распространенных языков и занимал пятое место в мире по количеству говорящих, после китайского, английского, хинди и испанского. По-русски говорило 250 миллионов человек. После 1991 года многие бывшие республики Советского Союза отказались от обязательного изучения русского языка, но на территории России русский язык остается государственным. Все законы, документы, хозяйственные и международные договоры, учебники, справочники и даже вывески магазинов должны быть написаны на русском языке. Мы не можем точно сказать, сколько носителей русского языка живет сейчас на территории России. Вот почему одним из вопросов состоявшейся недавно переписи населения был такой: «Владеете ли вы русским языком?» Ученым- лингвистам необходимо знать, сколько человек в России говорит по-русски. Но русский язык не однороден, он делится на диалекты. Так, в Архангельской области существует свой диалект, в Рязанской - другой. А на каком диалекте говорим мы? Книги, которые мы читаем, речь, которую мы слышим по радио и телевидению, ориентированы на норму литературного языка. А нормой литературного языка в России принято считать правила среднерусского московского диалекта. Современный русский язык - национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Как и любой другой живой язык, русский язык развивается, имеет свое настоящее и свою историю. Изменения в нашей речи происходят постоянно, но при этом нормы литературного языка крайне консервативны, устойчивы, ведь кроме своей основной функции (служить средством общения между современниками) язык еще осуществляет связь времен и поколений. С восемнадцатого века проводилось несколько реформ русского языка с целью приблизить нормы литературного языка к живой разговорной речи. Первые серьезные изменения были сделаны Петром I в 1708-1720 годах. Это была реформа алфавита. Появилась «не узаконенная» ранее буква «Э», а часть букв, обозначавших одни и те же звуки, исчезла. Были также введены арабские цифры, до этого цифры обозначались буквами алфавита. Петровская реформа не затрагивала орфографических правил, потому что в то время они были еще вполне условны. В начале ХХ века под руководством академиков Фортунатова Ф. Ф. и Шахматова А. А. был подготовлен проект нового правописания, но лишь в 1918 году идеи этих ученых были закреплены декретом Народного комиссариата просвещения. Согласно этому декрету, например, было уничтожено написание буквы «Ъ» («ер») на конце слов, оканчивающихся на согласную. Когда-то этой буквой обозначали особый звук, но он давным-давно исчез из языка, а «Ъ» продолжали писать по традиции. Значение этого изменения первыми почувствовали работники типографий, поскольку объем книг заметно уменьшился. Например, текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир» до реформы занимал 2080 страниц, а после реформы потребовал на 70 страниц меньше. С 1918 года из русского языка исчезла буква «ЯТЬ» ( «ять»). Она обозначала тот же самый звук, что и буква «Е». Гимназистам начала ХХ века приходилось заучивать слова с «ЯТЬ» наизусть. Но самые значительные изменения на протяжении последнего века произошли в лексике. Одна слова постепенно исчезали, другие, новые, появлялись. Обычный наш современник вряд ли знает, чем отличается УРЯДНИК от ОКОЛОТОЧНОГО, но и в ХIХ веке не произносили слова СПУТНИК с определением КОСМИЧЕСКИЙ и не знали, что такое ДЖИНСЫ. Изменялось и произношение, и морфологические признаки слов русского языка. Так слова МУЗЫКА, ПАСПОРТ, КЛИМАТ раньше произносились с ударением на втором слоге, а слово ЛЕБЕДЬ было женского рода. Вспомните у Пушкина: «Гремит музы'ка полковая…» и «Глядь - поверх текучих вод Лебедь белая плывет». Корней Иванович Чуковский говорил о русском языке: «Живой, как сама жизнь». И действительно, в языке, как в зеркале, отразились быт и история каждой эпохи. Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство словаря позволяет не только назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т.д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения и т.д., показать, как говорящий оценивает предмет речи. На территории России не все и не везде говорят по-русски одинаково. На севере, например, окают (окно, голова), а на юге акают, т.е. произносят звук о как, а в безударном слоге (галава, акно). Общим для всех является русский литературный язык, который складывался постепенно, в течение нескольких столетий. Литературный язык- лучшая часть общенародного языка, его ядро, для которого характерна система норм. Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. В школе изучаются:
Русский литературный язык имеет две формы речи:
Они тесно взаимосвязаны и постоянно влияют друг на друга. Письменная и устная формы речи имеют много общих свойств, так как представляют один язык. Объединяют обе формы речи:
Основные различия устной и письменной форм речи:
В классе выполняем упражнение 4 на стр. 4. Домашняя работа: упражнение 6, стр. 4. Выводы урока:
|
Тип урока Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык как развивающееся явление | ||
Вступительных испытаний (собеседования) основного общего образования... Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление | Тамбовский филиал Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление | ||
Тема урока, тип урока Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Упражнения №1, №2, №4 | ||
Тема урока. Кол часов Русский язык – развивающее явление, национальный язык русского народа. Лингвистика как наука о языке и речи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе. Наука о русском языке, ее основные разделы. Русский... | ||
Примерная программа вступительных испытаний по русскому языку основное содержание Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Влияние русского языка на становление и развитие других языков... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык как государственный язык РФ. Русский язык – средство межнационального общения народов России и стран СНГ. Русский язык... | ||
1. общие характеристики и понятия: русский язык, СОВРЕМЕННЫЙ русский... Собов словообразования. Индоевропейцы, как народ, перестали существовать несколько тысячелетий назад. Одним из ответвлений индоевропейского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного... | ||
Реферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский... Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле... | Урок по русскому языку. Тема: «Придаточные обстоятельственные» Оборудование: учебники «Русский язык. Практика», «Русский язык. Теория», тетради, презентация, тесты | ||
Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред от 02. 02. 2011) «Об образовании» Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл; 10-11кл. / сост. Е. И. Харитонова. М.: Дрофа, 2010 к учебному... | Тема урока Кол-во Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры... |