Тема:
| №
урока
| Название урока
| Использование КТ
Характеристика деятельности
|
I. «Каждый народ – художник. (Изображение, украшение и постройка в творчестве народов всей земли). Истоки искусства твоего народа».
| 1
| Пейзаж родной земли.
| Создание графическими и живописными средствами композиции пейзажа с входящими в него постройками. Например, «Храмы, Соборы и архитектурные ансамбли в селах, деревнях «Покрова на Нерли».
|
2
| Образ традиционного русского дома.
| (Графический планшет)
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Понимание целостности образа культуры, народа, страны, эпохи. Выполнение на мониторе.
Графические средства: фактура материала, тушь, восковые мелки.
|
3
| Украшение деревянных построек и их значение.
| Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора.
Графические средства: гуашь, коллаж, пластилин, сподручные материалы.
|
4
| Деревня – деревянный мир.
| (Мультимедиа)
Зрительный ряд: Памятники Карелии – «Кижи». Понимание смысла основных знаков – образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.
|
5
| Образ красоты человека.
| Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского образов, например, персонажи русских народных сказок (Василиса Прекрасная, Иван Царевич, Илья Муромец и др.)
Передача характерных черт внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку
Живопись. Гуашь. Коллаж.
|
6
| Народные праздники.
Урок 1.
| Изображение народных праздников, сцен быта и труда русского народа (коллективные или индивидуальные работы).
Графика. Пастель. Коллаж. Сподручные средства. Урок 1.
|
7
| Народные праздники.
Урок 2.
| Изображение народных праздников, сцен быта и труда русского народа (коллективные или индивидуальные работы)
Графика. Пастель. Коллаж. Сподручные средства. Урок 2.
|
8
| Обобщение темы четверти.
|
|
II. «Древние города твоей земли».
| 9
| Древнерусский город – крепость.
| (Мультимедиа)
Зрительный ряд: картины русских живописцев с древнерусской тематикой. Картины – схемы Кремля в различные времена. Понимание целостности образа культуры, народа, страны, эпохи.
|
10
| Древние соборы.
| Конструирование макета древнего храма в объеме и на плоскости.
Графика. Коллаж.
|
11
| Древний город
и его жители.
| (Графический планшет)
Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма, музыка, песни, хороводы, былины, сказания, сказки). Например, «Ярмарка», «Базар на площади». Выполнение на мониторе.
Графические средства:
пастель, фломастеры, коллаж, фактура материала.
|
12
| Древнерусские воины – защитники.
| Живопись. Гуашь.
Изображение эскизов русских воинов – богатырей. Например, Александр Невский и его войско,
Вещий Олег и его дружина.
|
13
| Древние города русской земли.
| (Мультимедиа)
Зрительный ряд: Сохранившиеся древние города. Экскурсия по Золотому кольцу России.
|
14
| Узоры теремов.
| (Мультимедиа)
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов Руси и использование их для украшения жилища. Зрительный ряд: рельефы и орнаменты на основе сказочных образов народной культуры: «коня», «петуха», «птицы сирин», «птицы алконост», «древа жизни» и др.
|
15
| Праздничный пир в теремных палатах.
Обобщение.
| (Графический планшет)
Изображение многофигурных сцен, красоты народных праздников: богатство пиршества столов, вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов – знаков.
Коллективная или индивидуальная итоговая работа. Выполнение на мониторе.
Графические материалы: фактура материала, восковые мелки, пастель, коллаж.
|
III. «Каждый народ – художник».
IV. «Искусство объединяет народы».
| 16
| Образ художественной культуры Древней Греции.
| (Мультимедиа)
Зрительный ряд: Древняя Греция. Памятники культуры и искусства, «Чудеса света», «Мифы и легенды Древней Греции».
|
17
| Древнегреческое понимание красоты человека.
| (Графический планшет)
Изготовление древнегреческой вазы – амфоры с орнаментом- рисунком: сцена из олимпийских игр, боги на олимпе. Древнегреческие каноны красоты человека. Выполнение на мониторе.
Графические средства: шаблон, орнамент, тушь, тон.
|
18
| Народы пустынь, гор и степей.
| Изображение фрагментов образа жизни кочевых племен
Графика. Коллаж.
|
19
| Древнегреческие праздники.
| Коллективная работа на основе пройденного материала. Передача образа величественности и неповторимости, «обожествления» культуры Древней Греции: конструкции и декора масштабных построек, храмов, традиционного жилища: одежды, предметов быта, орудий труда. Например, праздник богов Земли и Плодородия; Афины – Паллады, и т. д. Выполнение на мониторе.
Графика. Коллаж.
|
20
| Образ художественной культуры Японии.
| (Мультимедиа)
Зрительный ряд: Искусство Востока, различные пейзажи с самобытными постройками – Пагодами, экзотической природой: горы, водопады, деревья, кустарники, цветы.
|
21
| Изображение национальной одежды – кимоно.
| (Графический планшет)
Выявление существенных особенностей данной одежды, ее самобытности. Создание выразительного образа. Выполнение на мониторе.
Графические средства: фактура материала, геометрические элементы, пастель.
|
22
| Образы художественной культуры Средневековья Западной Европы.
| (Мультимедиа)
Зрительный ряд: Средневековье. Культура и искусство Западной Европы в Средние века. Общий экскурс. Противоречивая «жестокая» эпоха зарождения Великих людей и крестовых походов.
Архитектура, живопись и скульптура Средневековья.
|
23
| Средневековая культура, человек и его окружение.
| (Графический планшет)
Средневековая архитектура, человек, природа. Взаимосвязь трех «элементов» в единую, целую сюжетную композицию. Например, «Рыцарский турнир на фоне замка», «Славный принц воров – Робин Гуд одаривает бедняков», «Легенды о рыцаре Айвенго», «Доспехи рыцарей различных орденов, крестоносцев» и т.д. Выполнение на мониторе.
Графические средства: пастель, тушь, восковые мелки.
|
24
| Многообразие художественных культур в мире.
Урок 1.
| Коллективная или индивидуальная работа. Выбор учащимися любой темы , связанной с Древней культурой мира. Заранее подготовка дома материалов, распечаток, иллюстраций из книжных источников, интернета. Например, Древний Рим – колыбель мирового искусства; Древний Египет – родоначальник цивилизации. Выполнение на плоскости. Например, в графике «Коллизей», в живописи «Папирус». Урок 1.
|
25
| Многообразие художественных культур в мире.
Урок 2. Обобщение
| Урок 2.
|
|
|
|
26
| Все народы воспевают материнство
| Образы современности в искусстве, красоты и гармонии общения, с использованием зрительного ряда: русские иконы с изображением Богоматери; фрагменты сюжетов Библии: рождение Христа; картины с изображением Мадонны и дитя. Композиция «Мать и дитя», «Я и моя семья» Живопись
Графические средства: Гуашь.
|
27
| Все народы воспевают мудрость старости
| Образы людей прошлых поколений. «Портретные изображения. Многофигурные композиции» Почитание преклонного возраста, передача опыта и мудрости людей с огромным багажом знаний. Преклонение перед настоящими поступками, делами, подвигами.
Зрительный ряд: Ветераны войны. Яркие образы личных примеров учащихся. Графика
Графические средства: Уголь. Пастель.
|
28
| Сопереживание – великая тема искусства
| (Графический планшет)
Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом: «Человек и человеческие взаимоотношения». Эмоциональное восприятие персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстности, отвращения, ужаса. Зрительный ряд: Перов «Тройка», Репин «Бурлаки на Волге». Например, «Портрет прадеда с наградами», «мама грустит…», «восторженный олимпийский чемпион - патриот своей родины…» и т.д.
|
29
| Герои, борцы и защитники.
| (Графический планшет)
Коллективная или индивидуальная работа. Создание эскиза мемориального комплекса «Защитникам Отечества», «Праздничный парад на Красной площади», «Ночное небо Москвы», «Воспевая Великую Победу», «Салют над городом- героем».
Понимание собственной ответственности за свою Родину, сохранение памяти о героях, чувство патриотизма. Выполнение на мониторе
Графические средства: коллаж, фактура материала, фломастеры.
|
30
| Юность и надежды.
| Композиция на тему школьной жизни, увлечений, хобби, будущих профессий, планов, мечты. Многофигурные композиции. Например, «Город, в котором я хочу жить», «Я и мои друзья», «Отдых в окружении семьи и любимых питомцев», «кольный карнавал» и т. д.
Графические средства: Живопись, смешанная техника, коллаж.
|
31
| Искусство народов мира.
Урок 1.
| (Мультимедиа)
Общий экскурс в историю: от цивилизации Древнего Египта через века до современных времен.
Зрительный ряд: наиболее значимые, знаменитые и известные памятники мировой культуры. Урок 1.
|
332
| Искусство народов мира.
Урок 2.
| (Мультимедиа)
Общий экскурс в историю: от Древнего Египта через эпохи до современной цивилизации.
Зрительный ряд: наиболее значимые, знаменитые и известные мировой культуры. Урок 2.
|
33
| Обобщающий урок четверти.
| Выставочный комитет.
Художественный совет.
|