Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс





Скачать 205.97 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «истоки» 4 класс
Дата публикации15.09.2014
Размер205.97 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение

«Шухободская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на заседании педагогического

совета

Протокол № ________

от «____» __________ 2013г


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

___________ Иванова Л.В.

«______» ___________2013г

Утверждено

Директор школы

___________ Исакова С.А.

«______» ___________2013г


Рабочая программа

по предмету «ИСТОКИ»

4 класс

Учитель начальных классов:

Попова Наталья Михайловна

2013 - 2014 уч.год

Пояснительная записка

«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)

Истоки – это не только школьный предмет, это целая область в образовании. Истоковедение – так можно назвать науку о ценностях культуры. Задача Истоков – расчистить первоначальный смысл универсалий культуры. Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Общие цели предмета:


  1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;

  3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;

  4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

  5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.



Учебный курс 4 класса продолжает ту системную работу, которая началась на уроках по предмету "Истоки" во 2 и 3 классах начальных классов и в рамках "Воспитательной программы на социокультурном опыте" в 1-м, 2-м, 3-м классах.

Дидактический материал для учащихся по программе "Истоки-4" включает в себя разнообразные задания, соответствующие структуре и содержанию учебного материала учебного пособия. Скомпонован этот материал в соответствии с программой и тематическим планированием.

В содержательном плане в тренинги заложена информация позитивного характера, то, что будет прочувствовано, запомнится на долго, станет личностно значимым, проявится в конкретной ситуации.

Основными видами тренингов в четвертом классе являются ресурсный круг, работа в паре и работа в четверке.

Если в центре внимания учителя и учеников во 2 классе являлись ценности внешнего окружающего мира, а в 3-м классе-ценности внутреннего, духовного мира человека, то курс «Истоки-4» класса глубоко изучает традиции, благодаря которым эти ценности сохраняются и передаются из поколения в поколение. И не только изучает, но и посредством активных форм старается, чтобы учащиеся вместе с учителем и родителями (семьей) пропуская через свой личный опыт, осознавая и переосмысливая механизм сохранения социокультурных ценностей российской цивилизации, смогли почувствовать себя крепким звеном в цепи многих поколений русского народа; научились бережно хранить и передавать свой опыт следующим поколениям.
Главными задачами этого курса во 4-м классе являются:

  • Осмысление и конкретизация духовно-нравственных категорий, предусмотренных программой;

  • Развитие внутреннего, духовного мира ради осознания своей нужности, полезности;

  • Воспитание чувства уважения, верности, ответственности к своей семье, родным, соотечественникам, Родине и чувства взаимного признания другого мира (веры, культуры, нации);

  • Социокультурное развитие группы

  • Выработка собственной жизненной позиции, духовное осознание ответов на вопросы: «Кто я? Кто мы?» (формирование целостной идентичности личности)


Эти задачи исходят из стремления ответить на волнующий вопрос: как соединить научение ума с воспитанием души и возрастанием духа школьника.

В основе концепции преподавания Истоков лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги.

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Учебный курс 4 класса призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «ИСТОКИ» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Традиции – это важнейший механизм сохранения и передачи ценностей.

Традиция – есть нечто устойчивое, есть стержень культуры. В программе Истоки-4 предлагаются 4 раздела:

  • традиции ОБРАЗА

  • традиции СЛОВА

  • традиции ДЕЛА

  • традиции ПРАЗДНИКА

все категории раскрываются детям с четырёх сторон, т.е. должны дать любому культурному образцу характеристику, идущую:

  • от разума

  • от сердца (чувственную, морально-нравственную)

  • от духа (духовную)

  • от деятельностного начала (волевую).

Программа для 4 класса предлагает некий алгоритм усвоения.

1 шаг – найти устойчивые традиции (Слова, Образа, Дела или Праздника, которые одинаково представляются всеми поколениями). Важно, чтобы сердцевина культуры сохранялась и благодаря ей осуществлялась преемственность поколений, чтобы у нас и у наших детей эти образы вызывали одни и те же ассоциации.

2 шаг - каждый из выявленных образов многолик. Необходимо показать эту многоликость.

ОТЕЦ:

  • родной

  • крестный

  • духовный

  • названный

ТРУД:

  • земледельца

  • ремесленника

  • купца

  • предпринимателя

3 шаг – определить, выявить особые правила (нормы) в каждой категории.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 час)
Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?
ТРАДИЦИИ ОБРАЗА. Родные Образы (9 часов)
Традиции первого образа. Отец: роль и место отца в доме и семье. Родоначальник и род. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать: роль и место матери в семье и доме. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать.

Отечество. Родина. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Щит и меч на защите Отчизны. Щит и меч как символ миролюбия и справедливой кары.

Образы Веры, Надежды и Любви. Вера, Надежда и Любовь в сердце русского человека. Праведники и мудрецы – носители традиций Веры, Надежды и Любви. Ангел-хранитель.

«Спасы» в народной культуре и традициях. «Спас в силах». Образ «Спаса» как знак любви Божией. «Спас» как надежда.

Смыслы купола и креста в храмостроительстве и искусстве. Их виды. Дерево и птица на русских иконах. Мотивы дерева, птицы, коня, ладьи в народном творчестве.

Образы Покрова в народной традиции. Почитание Богоматери на Руси. Владимирский образ Божией Матери – святыня России. Покров Пресвятой Богородицы как символ заступничества. Образы Богородицы: «Умиление», «Знамение», «Путеводительница». Праздничные обряды и обычаи праздника Покрова.

Образы Софии и света. Троица как знак единения, любви и согласия. Красота образа. Образ Троицы в искусстве и окружающем мире. Софийские соборы в культуре России.

Свет как знак истины, правды и добра. Свет знания и тьма невежества. Свеча и лампада в различных жизненных обстоятельствах русского человека.
ТРАДИЦИИ СЛОВА. (7 часов)
Традиции святого слова. Святые слова просвещают ум, сердце и укрепляют силы. Обычаи и традиции молитвы. Завет и заповедь. Слово заветное и слово заповедное.

Традиции доброго слова. Благословение. Благословение родителей и благословение священника. Доброе дело без благословения не начинается. Послушание. Почитание родителей.

Любовь и умиление. Радость личная и радость общая. Доброе слово способно вершить великие дела: врачевать, примирять, утешать и согревать.

Традиции честного слова. В чем состояло достоинство, уважение и почет русского человека. Слово чести и уговора – самые надежные. Уговор дороже золота. Виды уговора. На доброе дело – уговор, а на злое – сговор.

Обетное слово. Виды традиционных обетов. Умей держать верность слову.

Традиции покаянного слова. Слова очищения. Признание вины. Обычаи покаяния. Исповедь. Слова прощения.

Укор и укоризна. Слово укоризны совесть пробуждает. Слово выговора – наказывает. Совестливому человеку укоризна страшнее выговора.
ТРАДИЦИИ ДЕЛА. Умелые Дела (10 часов)
Трудовые традиции. Крестьяне, ремесленники и купцы – труженики России. Обычаи общего дела, распределение труда и сил. Община, артель, сотни, гильдии, цехи – традиционные трудовые сообщества.

Традиции служения. Царство и воинство, священство и книжники. Обычаи и нормы справедливого управления и суда, отваги и мужества, терпения и просвещения, рассуждения. Собор и дружина, братия и училище – традиционные сообщества общественного служения.

Традиции праведного дела. Опыт и трудолюбие, умение и смекалка, честность и благотворительность – основы трудовых традиций. Молодой работает – старый ум дает. Как выгоду совместить с добром.

Отвага и мера, прозорливость и талант – основы служения. Праведный труд. Талантливый человек – большой труженик. Почему в основе любого таланта – любовь? Не за свое дело не берись, за своим делом не ленись.
ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (6 часов)
Традиции праздника. Православные праздники. Обычаи православного праздника: моление, крестный ход.

Праздник семейный. Торжество семьи. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза – знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется – там легче живется.

Праздник народный и государственный. Народное гулянье. Ярмарка. Возложение венков. Воинский парад.

ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА

Заключительный урок (1 час)
Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.
Базовый социокультурный ряд

Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

Форма контроля:

  • оценивающий тренинг



Учебно-методический комплект

1. Учебник «Истоки» 4 класс А.В. Камкин

2.Рабочая тетрадь4 класс (1,2 часть) Авторы: В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова

3.Истоковедение, том 2, 6, 8. Издательский дом «Истоки», 2007 год

4. Истоки-4. Активные формы обучения. В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова

5. Истоки-4. Поурочное планирование. В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова

6. «Программа для начальной школы», 4 класс составитель А.В. Камкин

Календарно- тематическое планирование по истокам 4 кл




урока

Дата

проведения

Темы уроков

Количество часов

Основные понятия

Задачи

Активные формы обучения

Формы организации учебной деятельности

план

факт

1







Введение

«Что такое традиции?»

1

Что изучают на уроках Истоки в 4 классе

Что такое традиции? Почему они необходимы в жизни человека, семьи, народа?

Ресурсный круг «Что я жду от занятий в этом учебном году?»


2








Первые образы. ОТЕЦ.

Первые образы. МАТЬ.

1

Родоначальник и род. Родословие. Роль и место отца в доме и семье.

Родословие. Женская и мужская линии. Роль и место матери в доме и семье.

Ресурсный круг

«Как достигается почет и уважение в семье к отцу? Работа в паре «Роль и место отца и матери в семье. Традиции семьи»

( развивающий)

3







Первые образы. РОДИТЕЛИ

1

Женская и мужская линии. Роль и место матери и отца в доме и семье.

Работа в паре «Основы семьи»( оценивающий)

Ресурсный круг «Моя будущая семья»

4







Первые образы. ОТЕЧЕСТВО.

Щит и меч

1

Отечество – Россия. Отечество – малая родина. Беспредельные просторы. Разнообразие (богатство красок и звуков Отечества). Защита Отечества. Щит и меч.

Мнемотехника

«Отечество моё- святая Русь»

Ресурсный круг: «Защита Отечества – дело каждого»

5







Первые образы МИР.

1

Мир – троичность образа.

Работа в паре «Мир – сообщество» (оценивающий)

6







Священные образы. СПАСИТЕЛЬ.

1

Спаситель – самый дорогой образ для русского народа. Спас Нерукотворный.

Господь Вседержитель.

Спас в силах. Традиции изображения.

Работа в паре «Традиции образа Спасителя» ( развивающий)

7








Священные образы. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА

Священные образы.

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

1

Богородица – заступница, утешительница, охранительница. Умиление. Одигитрия. Оранта. Покров.

Образ Ангела в иконографии. Ангел – хранитель. Молитва Ангелу – хранителю.

Работа в паре «Богородица – Заступница, Утешительница, Охранительница» (развивающий)

Ресурсный круг «Почему иконы так дороги русскому человеку»

8

23

24

Светлые образы.

СВЕТ И ПРОСВЕТИТЕЛИ ПРАВЕДНИКИ И МУДРЕЦЫ

1

Свет – знак истины. Свет – Тьма. Кого мы называем Просветителями? Праведники – праведная жизнь. Виды и роды праведности на Руси. Примеры.

Работа в паре «Путь праведности»

( развивающий)

9

31




Светлые образы.

ОБРАЗЫ-ЗНАКИ

1

Знаки – крест

(греческий, Андреевский, восьмиконечный), купол, птица, конь, древо.

Работа в паре « Образы- знаки»

( оценивающий)

Ресурсный круг «Традиции образа»

10







Священные слова. ЗАПОВЕДИ И ЗАВЕТЫ. МОЛИТВЫ.

1

Что такое молитва? Молитва – прошение, благодарение, славословие. Общественные и частные молитвы.

Работа в четверке «Заповеди и заветы»( развивающий)

Ресурсный круг «В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

11-

12







Священные слова.

РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ

2

Что такое родительское благословение? Почему с родительским благословением легче жить, спокойнее и надежнее? Традиции родительского благословения.

Ресурсный круг «Родительское благословение»

Работа в четверке«Родительское благословение» (оценивающий)

13







Священные слова.

СЕРДЦЕ СЕРДЦУ ВЕСТЬ ПОДАЁТ

1

Добрые слова. Вежливость.

Слова благодарности, памятные слова, слова любви, слова поздравления.

Работа в четверке «Сердечные слова» (развивающий)


14







Сердечные слова

1

Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения

Ресурсный круг «Может ли сердечное слово примирить людей?»

15-

16







Честные слова.

ПАРВИЛА ЧЕСТНОГО СЛОВА

2

Правила честного слова. Договор и уговор. Присяга. Обет.

Работа в четверке «Традиции честного слова» (развивающий)

Ресурсный круг «Образ честного слова»

17







«Традиции слова»

1

Дар слова – сокровище, его надо беречь, распоряжаться словом очень бережно.

Работа в четверке «Доброе слово» (оценивающий)

Ресурсный круг «Как слово помогает человеку?»

18







Труд. Земледельцы.

1

Схема «Традиции дела»

Репродукция картин А.Венецианова «На пашне» и др.

Пословицы о труде. Объяснение смыслов пословиц.

Работа в четверке «Традиции земледельца». (развивающий)

Ресурсный круг

«Какие качества человека особенно ценились в крестьянском труде?»

19







Труд. Ремесленники.

1

Что общего среди всех ремесел? Мастер – золотые руки. Признаки мастерства.

Работа в четверке «Каково полотно – такова и сорочка»

(Развивающий)

Ресурсный круг «Люби дело – мастером будешь»

20







Труд. Купцы и предприниматели

1

Качества деловых людей. Значение купечества для нашего отечества. Благотворители.

Работа в четверке «Дерево ценят по корням, а человек по делам» (оценивающий)

21







Служение. Воинство.

1

Воинское служение и его значение для государства.

Работа в четверке «Защита Отечества – священный долг» (развивающий)

22







Служение. Священство.

1

Служение священническое – духовное воинство. Священство и монашество, традиции.

Ресурсный круг «Духовные воины Руси»


23







Служение. Суд и управление.

1

Ступени управления обществом. История.

Работа в четверке «Мудрые правители земли русской».

(Развивающий)

24








Творчество. Искусники. Иконописцы.

Книжники.

1

Что такое творчество? Талантливые люди. Искусники.

Что такое икона. Труд иконописца.

Кто такие книжники? Чему и кому служат книжники? Традиции книжников.

Ресурсный круг «В мастерской художника»

Работа в четверке «Рождение иконы». (развивающий)

25







Традиции праведного дела. Обобщение

1

Какие традиции праведного дела существовали на Руси?

Работа в четверке «Праведное дело сродни подвигу»

(оценивающий)

26-27







Гулять всем миром

2

Древние земледельческие праздники, отмечаемые всем миром.

Работа в четверке «Древние праздники Руси».

(развивающий)

Ресурсный круг «Почему праздники сближают людей?»

28-29







Радоваться всей семьёй

2

Семейные праздники. Традиции семейных праздников. Крестины и именины- наиболее древние семейные праздники русского народа. День ангела. Крестные родители

Ресурсный круг «Любимый семейный праздник»

Работа в четверке «Кума и кум, наставляй на ум» (оценивающий)

30-31







Помнить всем Отечеством

1

Государственные праздники.

Мнемотехника «Праздник памяти и уважения»

Ресурсный круг «День рождения города»

32







Молиться всей церковью

1

Православные (церковные праздники)

Работа в четверке «Православные праздники»

(Развивающий)

33







Потрудиться душой (обобщение)

1

Жизнь без праздника, что еда без хлеба

Работа в четверке «Традиции праздника» (оценивающий)

Ресурсный круг «Жизнь без праздника, что еда без хлеба»

34








Традиции моего Отечества

1

Какие традиции есть у нашего народа, какие утрачены, какие возрождаются?

Ресурсный круг «Традиции моего Отечества»






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа по (предмету) истоки класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сорожинская основная общеобразовательная школа
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconУрок по предмету «Истоки» 2 класс Тема урока: Лес
Цели: введение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет)
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconУрока истоки Пояснительная записка Учебник
Учебник: -камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 4-е, исправленное. – М.:...
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 70 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной...
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа по предмету «Технология»
Рабочая программа по предмету «Технология» 5 – 7 класс (2 часа в неделю- 68 часов в год) разработана применительно к Примерной образовательной...
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconМетодические рекомендации по оцениванию учебной деятельности по предмету «Истоки»

Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:...
Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,...
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа по предмету «Биология» 6 9 класс
Настоящая рабочая программа разработана для преподавания биологии в основной школе (6-9 класс) в Муниципальном Общеобразовательном...
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconПримерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconАннотация к рабочей программе По предмету «Технология. Технический труд» 7 класс
Данная рабочая программа по предмету «Технология» составлена для всех учащихся 7 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного...
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа разработана на основании на основе Программы «Истоки»
Российской академии естественных наук с 1995 г.; с 2002 г весь учебно-методический комплект «Истоки» имеет гриф Министерства образования...
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconПояснительная записка Ступень обучения (класс) начальное общее Количество часов 34 ч
Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс составлена на основании ооп ООО мбоу лсош №2
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconКонспект урока с использованием компьютерной презентации по предмету «Истоки» по теме
Рф от 05. 03. 2004 №1089; Рабочая программа по физике для 10 а класса составлена на основе федерального компонента государственного...
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для 4 класса составлена на основе авторской программы Шевченко Л....
Рабочая программа по предмету «истоки» 4 класс iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск