Скачать 2.03 Mb.
|
Маюров А.Н., Маюров Я.А. ТАБАЧНО-АЛКОГОЛЬНЫЙ ТУМАН ОБМАНА УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ Ростов-на-Дону 2012ББК Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ Рецензенты: И.В. Бестужев-Лада, академик РАО; Д.В. Колесов, академик РАО; Т.И. Ермакова, канд. педагогических наук, директор Нижегородской гимназии № 2. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Уроки культуры здоровья. Табачно-алкогольный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. 8 класс. – Ростов-на-Дону: Феникс. - 207с. ISBN Учебное пособие «Табачно-алкогольный туман обмана» продолжает серию «Уроков культуры здоровья», содержащих разработки уроков по культуре трезвости и здоровья для учащихся 8 класса. В нем рассматриваются такие темы, как: «Что представляют собой наиболее распространенные алкогольные изделия и как они влияют на здоровье человека»; «Да здравствует чистый воздух!»; «Законодательство и табачная реклама»; «Избавление от табачной зависимости» и др. Пособие можно использовать в процессе учебной деятельности, а также во внеклассной работе, для проведения классных часов, факультативных занятий, родительских собраний, летнего оздоровительного отдыха. ББК Учебное пособие удостоено педагогической награды России – медали Януша Корчака © Маюров А.Н., Маюров Я.А., 2012 ISBN Глава 1Да здравствует чистый воздух!
Рекомендации учителю В результате данного занятия учащиеся должны уметь описать физиологические последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань. Задача - продемонстрировать учащимся, что смолистые вещества немедленно проникают в рот и легкие. Учителю нужно иметь необходимое оборудование, изготовить прибор для курения. Если время ограничено, подготовьте прибор заранее. Используйте его для наглядной демонстрации. ЧТО НЕОБХОДИМО: - Прозрачная пластиковая бутылка из-под моющего средства с колпачком, - Трубка с сигарету длиной 5-7,5 см, - Шарик из ваты, - Пластилин, - Сигарета (лучше без фильтра), - Спички, ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ: В крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки. Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином. Вставьте ватный шарик в отверстие с одного конца трубки, сигарету - с другого. Наверните крышку. Сжав бутылку, выдавите из нее воздух. Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку. ВЫВОДЫ ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ: Как выглядит ватный шарик после эксперимента? Как выглядит бутылка? Как вы думаете, какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших легких? ПРОДЕЛАЙТЕ СЛЕДУЮЩЕЕ: Потрите ватным шариком стебель нескольких растений. Посмотрите, что произошло с растениями. Материал этот можно несколько усложнить и предложить ученикам разработку профессора А. А. Александрова с "курящей куклой". Покажите школьникам плакат с изображением человека. Попросите назвать те органы, на которые курение оказывает немедленное воздействие. Спросите, каким образом табачный дым действует на те или иные органы (зубы желтеют, портятся; глаза - слезятся; волосы - приобретают неприятный запах; легкие - загрязняются табачными смолами, темнеют; сердце бьется чаще; сосуды - суживаются, затрудняется кровоток). Покажите школьникам на плакате сердце. Объясните, что это важнейшая мышца организма, перекачивающая кровь и доставляющая ее по всем органам и тканям. Поясните, что табачные яды заставляют сердце биться чаще, чем ему положено в норме. Задайте школьникам простую арифметическую задачу: сердце нормально тренированного человека бьется с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего вынуждено делать на 5 - 10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки? После того, как школьники дадут правильный ответ, объясните им, что поскольку сердце курильщика изнашивается быстрее, чем сердце некурящего, оно больше подвержено различным заболеваниям, поэтому курильщики живут меньше, чем некурящие. Покажите на плакате сосуды. Объясните, что у курящих они сужены и сердцу труднее проталкивать кровь через них, из-за чего ему приходится выполнять дополнительную работу. Покажите на плакате легкие. Скажите, что у некурящих легочная ткань эластичная, светлая. В легких происходит насыщение кислородом крови, поэтому они являются одним из важнейших органов. Что же происходит с легкими при курении? Продемонстрируйте опыт с "курящей куклой" следующим образом. Поместите небольшой кусочек ваты в утолщение прозрачной трубки. Вставьте в мундштук сигарету и зажгите ее. "Выкурите" сигарету до конца с помощью резиновой груши (не торопитесь закончить опыт в противном случае эффект не будет очень наглядным). Затем извлеките вату из трубки, разверните и покажите школьникам изменение ее цвета. Обязательно пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату - это значительно усиливает воздействие. Объясните школьникам, что в опыте они видели воздействие лишь одной сигареты на "легкие" куклы, тогда как курильщик выкуривает много сигарет, и его легкие выглядят значительно чернее и запах от них еще сильнее. В заключение занятия можно показать слайды, демонстрирующие действие никотина и угарного газа на организм. Объясните школьникам, что при длительном воздействии этих компонентов на человеческий организм развиваются сердечно-сосудистые и бронхолегочные заболевания. Описание наглядного пособия "курящая кукла" Наглядное пособие "курящая кукла" опробовано в ряде школ г. Москвы. Оно предназначено для: 1) наглядной демонстрации действия табачного дыма на легкие курильщика; 2) демонстрации низкой эффективности сигаретного фильтра, который способен задерживать лишь небольшое количество (около 20%) вредных компонентов табачного дыма; 3) вызывания реакции отвращения у детей на запах и вид продуктов курения табака. Чтобы изготовить пособие "курящая кукла" (см. рисунок), необходимо иметь детскую куклу среднего размера, резиновую грушу, кусок ваты, одноразовую систему для внутривенного переливания растворов (или просто систему прозрачных трубок), сигарету с фильтром и спички. Демонстрировать опыт следует в специально оборудованном помещении (кабинета физики, химии, биологии) или в теплое время года, чтобы иметь возможность сразу после проведения опыта проветрить помещение. Вату следует поместить в стаканчик одноразовой системы переливания или в прозрачную трубку, если система переливания отсутствует. В начале опыта учитель просит учеников представить, что подобно тому, как сигаретный дым проходит через вату, он проходит и через легкие курящего человека. Измените привычное и запомните: курить - травиться, курилка - травилка, сигарета - мерзопакостная соска, пачка сигарет - карманный Чернобыль. Ответьте на следующие вопросы "Верно" - "Неверно"! 1. Одна из главных причин, почему подростки курят, чтобы "быть как все". 2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения. 3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает. 4. В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает один литр табачной смолы. 5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением. 6. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление и нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких. 7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать. 8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца. 9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время. 10. Нет ничего страшного в том, что подростки "балуются" сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превращается в привычку. Статистика о табакотравлении
Токсичность табака
Т - токсичен, ЧК - человеческий канцероген, КОК коканцероген, ЦТ - целиотоксическое вещество, ИВО - инициализирующее возникновение опухолей, К – канцероген, М - мутаген. Вопросы и задания1. Кому и почему я хочу помочь избавиться от табачного самоотравления? 2. Все ли я делаю для укрепления своего здоровья? 3. Отношение к курильщикам. 4. Прояснённость сознания по табачной проблеме. 5. Мысли о курении в настоящее время во сне, во время работы, во время отдыха, во время волнения. 6. Физическое и психическое самочувствие в настоящее время. 7. Чем опасно курения для вас, ваших близких? Насколько меньше живут жены курящих мужей? 8. Умею ли я радоваться новому дню, утру, восходу и заходу солнца и т. д., улыбке родных и близких? 9. Уважаю ли я себя? Почему? 10. Если бы жизнь начать сначала, то... (продолжите изложение данной мысли). 11. Организуй тестирование друзей и родных. Домашнее чтениеРубрика "Дорогая Яна" дает советы тем, кто пишет о свих трудностях, связанных с курением. Здесь представлены недавно пришедшие в ее адрес письма. Помогите Яне вначале ответить на первые два, а затем на оставшиеся 3 письма. Дорогая Яна! Я и мой друг имеем серьезные намерения. Мы даже пару раз говорили о том, чтобы пожениться. Нам повезло в том, что наши мнения во многом совпадают. Но когда мы заговорили о детях, мы чуть-чуть поспорили. Дело в том, что мы оба курим. Я знаю, что это может нанести вред мне и будущему ребенку, поэтому я решила бросать, и мой друг меня целиком поддерживает. Однако, он считает, что его курение не принесет вреда никому. Прав ли он? С уважением. Будущая МамаДорогая Яна! Мне четырнадцать лет. Моя мама и мой старший брат курят, и я тоже решил попробовать. После первого раза меня стошнило, в следующий раз у меня только кружилась голова. К несчастью моя мама почувствовала запах в моей комнате и ужасно, рассердилась. Она вынудила дать обещание никогда в жизни этого больше не делать. Но это нелегко, когда в доме все курят. Мне кажется, я имею право сделать свой собственный выбор, не так ли? Искренне твой, ЕдинственныйДорогая Яна! Мой папа умер от сердечного приступа два года назад. Причины тому были разные, но основная - курение. Я сам не курю, но курят мои друзья, даже мои лучшие друзья, которые знали моего отца, любили его и видели, что с ним стало. Конечно, я все равно буду дружить с ними, даже если они будут продолжать курить, только вот всякий раз, когда они закуривают сигарету, я злюсь и расстраиваюсь. Как мне сказать все, что я думаю, без нравоучительства? Твой несчастный друг курильщиковДорогая Яна! Я собираюсь на первое свидание с мальчиком, который мне очень нравится. Я сама не курю, он - курит. Своим родителям я помогла отказаться от этой привычки, но это же - мои родители, что мне ответить ему, когда он вынет сигарету и спросит, не возражаю ли я, если он закурит? Искренне твоя, Снедаемая ЛюбовьюДорогая Яна! Мне 16 лет, курю уже два года, дошла до пачки в день. Когда я не курю, мне плохо. Я считаю, что сигарета снимает нервные напряжения. Недавно я начала встречаться с парнем, который мне уже давно нравится, Он веселый, умный, мне кажется, я ему нравлюсь. Он не курит и я слышала, как он говорил, что курение - преглупейшая вещь. Мне он этого не говорил, но я боюсь, что может сказать или вдруг перестанет со мной встречаться. При нем я еще не курила. Но я все время спрашиваю себя, а не следует ли ему принимать меня такой, какой я есть? Искренне твоя, Вопрошающая КурильщицаКурильщикГ.Б. Кремнев Ты, выпуская дым пахучий, Себе солидность придаешь. А запах от тебя вонючий, Но ты того не признаешь. Твой дым, курилка, неприятен, Но как тебе о том сказать? Опомнись! ТЫ же одурачен. Невинных можешь наказать. И чтоб не ждал тебя могильщик, И чтоб не звали дураком, Ты курс Шичко пройди, курильщик И кончи дружбу с табаком! КрохаМ.А. ОгановаКроха-сын пришел к отцу И спросила кроха: "Если я курить начну – Это очень плохо?" Видимо врасплох застал Сын отца вопросом. Папа быстро с кресла встал, Бросил папиросу. И сказал отец тогда, Глядя сыну в очи: "Да, сынок, курить табак – Это плохо очень". Сын, услышав сей ответ, Снова вопрошает: "Ты ведь куришь много лет И не умираешь?" "Да, курю я много лет, Отдыха не зная. Я не ведал страшных бед, А вся глава – седая. Закурил я с юных лет, Чтоб казаться взрослым, Ну, а стал от сигарет Меньше нормы ростом. Я уже не побегу За тобой вприпрыжку, Бегать быстро не могу, Мучает одышка. Прошлым летом иль, забыл, Что со мною было? Я в больницу угодил, Сердце прихватило. Целый месяц пробыл там. Еле откачали. Да, спасибо докторам – Умереть не дали. Сердце, легкие больны, В этом нет сомненья. Я здоровьем заплатил За свое куренье. Никотин – опасный яд. Сердце поражает, А смола от сигарет В бронхах оседает, А угарный газ СО, Попадая с дымом, Он в крови вступить готов В связь с гемоглобином. Ведь курильщика всегда Гипоксия мучит, Под глазами синева Почернее тучи". "Ну и ну!" – воскликнул сын, - Как ты много знаешь Про смолу и никотин, Гипоксию, гемоглобин... А курить, однако ж, не бросаешь!" "Дорогой сыночек мой, Я б тебе слукавил, Но признаюсь, лишь с тобой Факты сопоставил. Я бросал курить раз 5, может быть и боле, Да беда курю опять – Не хватает воли". "Нет, ты сильный, мой отец, Волевой и смело Завершишь ты, наконец, Начатое дело. Я хочу, чтоб ты курить Бросил эту гадость, Некурящим начал жить Всем родным на радость. Знаю, что курить бросать Никогда не поздно. Трудно снова не начать. Трудно, но возможно. Ты мой папа, я – твой сын, Справимся с бедою. Ты бросал курить один, А теперь нас двое. Я и мама не хотим Мы курить пассивно. К нам ведь тоже никотин Попадает с дымом. И семейный наш бюджет Станет побогаче. Купим мне велосипед, Чтоб гонял на даче". "Ну и кроха! Вот так сын – Хитрован ужасный. Все проблемы враз решил. Ладно. Я согласный. Но условия скорей Тоже выдвигаю – Ты и пробовать не смей. А я курить бросаю". И решили впредь еще И отец, и кроха: "Будем делать хорошо И не будем плохо!" Литература: Гоштаутас А.А., Баубинене А.В., Ругявичус М.З., Грабаускас В.И. Сопоставление поведенческих характеристик курящих и некурящих мужчин // Кардиология. – 1981. - № 9. – С. 100-102. Демин А.К., Демина И.А. Табачного паразита – на свалку истории / Дымовая завеса. Канадская табачная война. С. 454-472. Каннингхэм Роб. Дымовая завеса. Канадская табачная война / Пер. с англ. Под ред. А.К. Демина. Подготовлено и опубликовано Российской ассоциацией общественного здоровья при сотрудничестве с Исследовательским центром по проблемам международного развития (Канада). - Москва, 2001.- 497 с. Карпов A.M. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркомании. - Казань: Медицина, 2000. - 36 с. Карпов А.М., Шакирзянов Г.З. Самозащиты от курения. – Казань: Изд-во "ДАС", 2001. – 32 с. Курение и здоровье (Материалы МАИР) / Пер. с англ. Под ред. Д.Г. Заридзе, Р. Пето. - М.: Медицина. – 1989. - 384 с. Новиков О.В. Тайны золотого листа. – Казань, 124 с. Скворцова Е., Иоффина О. Борьба с курением за рубежом // Врач. – 1995. - № 3. - С. 42-44. Смирнов В.К. Клиника и терапия табачной зависимости. - М., 2000. – 96 с. |
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие... Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы – М.: Педагогическое общество... | Уроки культуры здоровья Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ | ||
Уроки культуры здоровья Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ | Рабочая программа формирования культуры здорового и безопасного образа... Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проведение нестандартных уроков: уроки-игры, уроки-дискуссии, уроки-соревнования, уроки с групповыми формами работы, уроки взаимообучения... | Программа внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья» Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности... | ||
О проведении мероприятий по здоровому образу жизни вмбоу сош №2 с. Мугур-Аксы «Наше здоровье в наших уроках». Тематика уроков здоровья были различными. Классные руководители начальных классов проводили единые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки физической культуры направлены на сохранение и укрепление здоровья, физическое совершенствование, реализацию способностей,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогическая проблема: Формирование культуры здоровья. Повышение престижности здоровья и ответственности за сохранение собственного... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки здоровья «Сохранение здоровья в системе высоких физических и психоэмоциональных нагрузок» | Самообразования Ерез уроки физической культуры и внеклассные мероприятия; содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья;... | ||
Фгбоу впо «Национальный государственный Университет физической культуры,... Кафедра профилактической медицины и основ здоровья Института здоровья и спортивной медицины | Уроки здоровья, часы общения Используя самые разнообразные формы работы учреждениями культуры области проведены циклы мероприятий, направленные на формирование... | ||
Уроки здоровья соответствуют следующей структуре Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Это и малоподвижный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Уроки чтения – это уроки постижения литературно-художественного произведения, уроки развития речи, уроки формирования читательских... |