Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы





Скачать 48.18 Kb.
НазваниеМаюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы
Дата публикации31.08.2014
Размер48.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Приложение №

Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы – М.: Педагогическое общество России, 2006. - с., илл.
Материал для использования на уроках биологии
физиологические последствия курения и

влияние табачной смолы на живую ткань
Проведение эксперимента
Цель: В результате данного эксперимента учащиеся должны уметь описать физиологические последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань.

Задача – продемонстрировать учащимся, как смоли­стые вещества (во время курения) немедленно проникают в рот и лёгкие.

Оборудование: изготовить прибор для курения. Если время ограничено, подготовьте прибор заранее. Используйте его для наглядной демонстра­ции.

Что необходимо для изготовления прибора:

  • Прозрачная пластиковая бутылка из-под моющего средства с колпачком,

  • Трубка с сигарету длиной 5-7,5 см,

  • Шарик из ваты,

  • Пластилин,

  • Сигарета (лучше без фильтра),

  • Спички.


Что необходимо сделать:

  1. В крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки.

  2. Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином.

  3. Вставьте ватный шарик в отверстие с одного конца трубки, сигарету – с другого.

  4. Наверните крышку.

  5. Сжав бутылку, выдавите из неё воздух.

  6. Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.


Выводы из наблюдений:

  1. Как выглядит ватный шарик после эксперимента?

  2. Как выглядит бутылка?

  3. Как вы думаете, какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших лёгких?


Проделайте следующее:

  1. Потрите ватным шариком стебель не­скольких растений.

  2. Посмотрите, что про­изошло с растениями.



Методические рекомендации к проведению эксперимента: Материал этот можно несколько усложнить и предложить ученикам разработку профессора А. А. Александрова с «курящей куклой».

Покажите школьникам плакат с изображением человека. Попросите назвать те органы, на которые курение оказывает немедленное воздействие. Спросите, каким образом табачный дым действует на те или иные органы (зубы желтеют, портятся; глаза – слезятся; волосы – приобретают неприятный запах; легкие – загрязняются табачными смолами, темнеют; сердце бьется чаще; сосуды – суживаются, затрудняется кровоток).

Покажите школьникам на плакате сердце. Объясните, что это важнейшая мышца организма, перекачивающая кровь и доставляющая её по всем органам и тканям. Поясните, что табачные яды заставляют сердце биться чаще, чем ему положено в норме.

Задайте школьникам простую арифметическую задачу: сердце нормально тренированного человека бьётся с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?

После того, как школьники дадут правильный ответ, объ­ясните им, что поскольку сердце курильщика изнашивается быстрее, чем сердце некурящего, оно больше подвержено различным заболеваниям, поэтому курильщики живут меньше, чем некурящие.

Покажите на плакате сосуды. Объясните, что у курящих они сужены и сердцу труднее проталкивать кровь через них, из-за чего ему приходится выполнять дополнительную ра­боту.

Покажите на плакате лёгкие. Скажите, что у некурящих людей лёгочная ткань эластичная, светлая. В лёгких происходит насыщение кислородом крови, поэтому они являются од­ним из важнейших органов. Что же происходит с лёгкими при курении?

Продемонстрируйте опыт с «курящей куклой» следую­щим образом. Поместите небольшой кусочек ваты в утолщение про­зрачной трубки. Вставьте в мундштук сигарету и зажгите её. «Выкурите» сигарету до конца с помощью резиновой груши (не торопитесь закончить опыт в противном случае эффект не будет очень наглядным). Затем извлеките вату из трубки, разверните и покажите школьникам изменение её цвета. Обязательно пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату – это значительно усиливает воздействие.

Объясните школьникам, что в опыте они видели воздей­ствие лишь одной сигареты на «лёгкие» куклы, тогда как курильщик выкуривает много сигарет, и его лёгкие выгля­дят значительно чернее и запах от них ещё сильнее.

В заключение занятия можно показать слайды, демонст­рирующие действие никотина и угарного газа на организм. Объясните школьникам, что при длительном воздействии этих компонентов на человеческий организм развиваются сердечно-сосудистые и бронхолёгочные заболевания.

Описание наглядного пособия «курящая кукла». Наглядное пособие «курящая кукла» опробовано в ряде школ г. Москвы. Оно предназначено для:

  1. наглядной демонстрации действия табачного дыма на лёгкие курильщика;

  2. демонстрации низкой эффективности сигаретного фильтра, который способен задерживать лишь небольшое количество (около 20%) вредных компонентов табачного дыма;

  3. вызывания реакции отвращения у детей на запах и вид продуктов курения табака.

Чтобы изготовить пособие «курящая кукла» (см. рисунок), необходимо иметь детскую куклу среднего размера, резиновую грушу, кусок ваты, одноразовую систему для внут­ривенного переливания растворов (или просто систему про­зрачных трубок), сигарету с фильтром и спички.

Демонстрировать опыт следует в специально оборудованном помещении (кабинета физики, химии, биологии) или в тёплое время года, чтобы иметь возможность сразу после проведения опыта проветрить помещение.

Вату следует поместить в стаканчик одноразовой систе­мы переливания или в прозрачную трубку, если система пе­реливания отсутствует.

В начале опыта учитель просит учеников представить, что подобно тому, как сигаретный дым проходит через вату, он проходит и через лёгкие курящего человека.
Памятка для обучающихся по результатам проведения эксперимента:

Измените привычное и запомните:

  • курить - травиться,

  • курилка - травилка,

  • сигарета - мерзопакостная соска,

  • пачка сигарет - карманный Чернобыль.


Анкета для обучающихся после проведения урока на вышеобозначенную тему:

Ответьте на следующие вопросы «Верно» – «Неверно»!

  1. Одна из главных причин, почему подростки курят, чтобы «быть как все».

  2. Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.

  3. Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

  4. В лёгких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает один литр табачной смолы.

  5. Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.

  6. Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление и нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в лёгких.

  7. Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.

  8. Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.

  9. Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.

  10. Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превращается в привычку.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconУчебное пособие для ученика и учителя 5 класс
Одобрено Федеральным агентством по образованию Министерства образования и науки РФ
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы icon«Сотворчество учителя и ученика как субъекта диалога на уроках словесности.»
Свою педагогическую философию я выражу словами: «Уроки словесности- это уроки становления личности: сотворчество учителя, ученика...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconКураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие...
Основы православной культуры (опк), подготовлен протодиаконом Андреем Кураевым. Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconУчебное пособие Бийск
История мировой культуры [Текст]: учебное пособие / Н. В. Виницкая; фгбоу впо «агао». Издание 2-е: переработанное и дополненное....
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Базовый учебник – Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразов школ. М., Просвещение, 2010,...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconУроки фортепиано
Садыхова Г. А. – автор – составитель. Уроки фортепиано: Учебное пособие. – Владимир: вгпу. «Гэллэри». 2003. – с
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconУчебное пособие Допущено Научно-методическим советом по изучению...
Учебное пособие предназначено для обучения по специальности «теология» ивключает план, информационный блок, вопросы для самопроверки,...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconСобриология наука об отрезвлении общества под редакцией профессора А. Н. Маюрова
Собриология. Наука об отрезвлении общества. /Под ред проф. А. Н. Маюрова. Авторы: А. Н. Маюров, В. П. Кривоногов, Н. А. Гринченко,...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconСобриология наука об отрезвлении общества под редакцией профессора А. Н. Маюрова
Собриология. Наука об отрезвлении общества. /Под ред проф. А. Н. Маюрова. Авторы: А. Н. Маюров, В. П. Кривоногов, Н. А. Гринченко,...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconИнформатика Очные курсы
...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconПрограмма внеурочной деятельности (социальное направление) «Уроки психологического здоровья»
Нормативно-правовой базой духовно-нравственного воспитания младших школьников, основой построения программы внеурочной деятельности...
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconУчебное пособие «Желтухи у новорожденных и детей раннего возраста»
Учебное пособие предназначено для послевузовского образования врачей: педиатров и общей практике
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconУчебное пособие по политологии. Владикавказ: 2015 г
Учебное пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления "бакалавр", преподавателей, аспирантов
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы iconУрок по информатике в 6 классе по теме "Основные типы алгоритмов"
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск