Приложение №
Маюров А. Н., Маюров Я. А. Уроки культуры здоровья: Учебное пособие для ученика и учителя: 7-11 классы – М.: Педагогическое общество России, 2006. - с., илл. Материал для использования на уроках биологии физиологические последствия курения и
влияние табачной смолы на живую ткань Проведение эксперимента Цель: В результате данного эксперимента учащиеся должны уметь описать физиологические последствия курения и влияние табачной смолы на живую ткань.
Задача – продемонстрировать учащимся, как смолистые вещества (во время курения) немедленно проникают в рот и лёгкие.
Оборудование: изготовить прибор для курения. Если время ограничено, подготовьте прибор заранее. Используйте его для наглядной демонстрации.
Что необходимо для изготовления прибора:
Прозрачная пластиковая бутылка из-под моющего средства с колпачком,
Трубка с сигарету длиной 5-7,5 см,
Шарик из ваты,
Пластилин,
Сигарета (лучше без фильтра),
Спички.
Что необходимо сделать:
В крышке проделайте отверстие размером с диаметр трубки.
Вставьте трубку и замажьте отверстие пластилином.
Вставьте ватный шарик в отверстие с одного конца трубки, сигарету – с другого.
Наверните крышку.
Сжав бутылку, выдавите из неё воздух.
Зажгите сигарету и начните медленно и равномерно ослаблять давление на бутылку.
Выводы из наблюдений:
Как выглядит ватный шарик после эксперимента?
Как выглядит бутылка?
Как вы думаете, какой эффект оказывает курение на внутреннюю поверхность ваших лёгких?
Проделайте следующее:
Потрите ватным шариком стебель нескольких растений.
Посмотрите, что произошло с растениями.
Методические рекомендации к проведению эксперимента: Материал этот можно несколько усложнить и предложить ученикам разработку профессора А. А. Александрова с «курящей куклой».
Покажите школьникам плакат с изображением человека. Попросите назвать те органы, на которые курение оказывает немедленное воздействие. Спросите, каким образом табачный дым действует на те или иные органы (зубы желтеют, портятся; глаза – слезятся; волосы – приобретают неприятный запах; легкие – загрязняются табачными смолами, темнеют; сердце бьется чаще; сосуды – суживаются, затрудняется кровоток).
Покажите школьникам на плакате сердце. Объясните, что это важнейшая мышца организма, перекачивающая кровь и доставляющая её по всем органам и тканям. Поясните, что табачные яды заставляют сердце биться чаще, чем ему положено в норме.
Задайте школьникам простую арифметическую задачу: сердце нормально тренированного человека бьётся с частотой 70 ударов в минуту. Сердце курящего вынуждено делать на 5-10 ударов в минуту больше. Сколько дополнительных ударов приходится делать сердцу курильщика за сутки?
После того, как школьники дадут правильный ответ, объясните им, что поскольку сердце курильщика изнашивается быстрее, чем сердце некурящего, оно больше подвержено различным заболеваниям, поэтому курильщики живут меньше, чем некурящие.
Покажите на плакате сосуды. Объясните, что у курящих они сужены и сердцу труднее проталкивать кровь через них, из-за чего ему приходится выполнять дополнительную работу.
Покажите на плакате лёгкие. Скажите, что у некурящих людей лёгочная ткань эластичная, светлая. В лёгких происходит насыщение кислородом крови, поэтому они являются одним из важнейших органов. Что же происходит с лёгкими при курении?
Продемонстрируйте опыт с «курящей куклой» следующим образом. Поместите небольшой кусочек ваты в утолщение прозрачной трубки. Вставьте в мундштук сигарету и зажгите её. «Выкурите» сигарету до конца с помощью резиновой груши (не торопитесь закончить опыт в противном случае эффект не будет очень наглядным). Затем извлеките вату из трубки, разверните и покажите школьникам изменение её цвета. Обязательно пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату – это значительно усиливает воздействие.
Объясните школьникам, что в опыте они видели воздействие лишь одной сигареты на «лёгкие» куклы, тогда как курильщик выкуривает много сигарет, и его лёгкие выглядят значительно чернее и запах от них ещё сильнее.
В заключение занятия можно показать слайды, демонстрирующие действие никотина и угарного газа на организм. Объясните школьникам, что при длительном воздействии этих компонентов на человеческий организм развиваются сердечно-сосудистые и бронхолёгочные заболевания.
Описание наглядного пособия «курящая кукла». Наглядное пособие «курящая кукла» опробовано в ряде школ г. Москвы. Оно предназначено для:
наглядной демонстрации действия табачного дыма на лёгкие курильщика;
демонстрации низкой эффективности сигаретного фильтра, который способен задерживать лишь небольшое количество (около 20%) вредных компонентов табачного дыма;
вызывания реакции отвращения у детей на запах и вид продуктов курения табака.
Чтобы изготовить пособие «курящая кукла» (см. рисунок), необходимо иметь детскую куклу среднего размера, резиновую грушу, кусок ваты, одноразовую систему для внутривенного переливания растворов (или просто систему прозрачных трубок), сигарету с фильтром и спички.
Демонстрировать опыт следует в специально оборудованном помещении (кабинета физики, химии, биологии) или в тёплое время года, чтобы иметь возможность сразу после проведения опыта проветрить помещение.
Вату следует поместить в стаканчик одноразовой системы переливания или в прозрачную трубку, если система переливания отсутствует.
В начале опыта учитель просит учеников представить, что подобно тому, как сигаретный дым проходит через вату, он проходит и через лёгкие курящего человека. Памятка для обучающихся по результатам проведения эксперимента:
Измените привычное и запомните:
курить - травиться,
курилка - травилка,
сигарета - мерзопакостная соска,
пачка сигарет - карманный Чернобыль.
Анкета для обучающихся после проведения урока на вышеобозначенную тему:
Ответьте на следующие вопросы «Верно» – «Неверно»!
Одна из главных причин, почему подростки курят, чтобы «быть как все».
Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.
В лёгких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает один литр табачной смолы.
Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
Одной пачки сигарет вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление и нарушилось нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в лёгких.
Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превращается в привычку.
|