Скачать 42.93 Kb.
|
Выступление на республиканской научно-практической конференции учителей музыки 27 марта 2013 года на тему: «Чувашская песня на уроке музыки как средство приобщения учащихся к музыкальной культуре чувашского народа» Задача предмета «Музыка» в современной школе – ввести учащихся в большой мир музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. «Одним из наиболее распространенных пластов музыкальной культуры любого народа является песенный фольклор». (Л.В.Кузнецова в методическом пособии «Чувашские народные песни для детей», с.3) Чувашская народная песня – это историческая летопись жизни чувашского народа. «Это рассуждения-размышления о главных для человека вопросах – что делать, что беречь, о чем мечтать, как прожить жизнь в любви, добре, справедливости» (Л.В.Кузнецова в методическом пособии «Чувашские народные песни для детей», с.4) Чувашская композиторская песня вбирает в себя особенности звучания народной песни: «пентатоника, особая ритмика, сложные переменно-смешанные размеры, преимущественное движение мелодий сверху вниз, небольшими скачками, распевы короткие». (Л.В.Кузнецова в методическом пособии «Чувашские народные песни для детей», с.4) Использование чувашской песни на уроках музыки в начальной школе является одним из доступных средств приобщения учащихся к музыкальной культуре чувашского народа. В свою очередь это «поможет избежать незнания детьми истории создания и развития духовных ценностей народа, особенно музыкальной культуры, поможет подготовке нового поколения слушателей произведений чувашских композиторов». (Л.В.Кузнецова в методическом пособии «Чувашские народные песни для детей», с.6) Национально-региональный компонент в тематическом планировании. Дополняя рабочую программу по музыке для начальной школы с учетом национально-регионального компонента, я руководствовалась рекомендациями доктора педагогических наук Л.В.Кузнецовой, данными в методическом пособии для классной и внеклассной работы «Чувашские народные песни для детей». А именно: - шире использовать музыкальный фольклор во всем его жанровом разнообразии; - рассматривать фольклорные произведения в качестве богатейшего источника интеллектуального и нравственного развития детей, беря во внимание то, что фольклор естественным образом сочетает в себе слово и музыкальный ритм, напевность; - активно приобщать детей к чувашской народной песне путем вовлечения их в традиционные календарные праздники. Распределение чувашского песенного материала в тематическом планировании. 1 класс 2 урок, тема «Колыбельная. Инсценирование песни» - «Колыбельная» (обр. Ф.Павлова) 5 урок, тема «Родная речь. Точки, чёрточки, крючки, дуги и круги…» - «Качака» (А.Токарев) 6 урок, тема «Сказанное слово и несказанное…Не пере-выскороговоришь. Скороговорки» - чувашская считалка «Шак-шак» 17 урок, тема «Мелодия жизни. Заветное слово.» - «Лисичка-сестричка» (Ф.Лукин) 27 урок, тема «Солнцеворот» - «Тумлам» (Н.Зимин) 2 класс 2 урок, тема «Три кита в музыке – песня, танец, марш» - «Илемле» (чувашская народная песня) 6 урок, тема «Песня – жанр в музыке» - «Колыбельная» (Н.Казаков) 11 урок, тема «Что изображает музыка?» - «Упа-упа утаман» (Э.Табаев) 13 урок, тема «Музыка выражает и изображает» - «Чувашский танец» (чувашская народная песня) 21 урок, тема «Музыкальная страна «Концерт»» - «Анне» (В.Салихова) 28 урок, тема «Вспомним, о чем говорит музыка?» - «А мы просо сеяли» (чувашская народная песня) 3 класс 4 урок, тема ««Славны были наши деды». Солдатская песня» - «Гимн Чувашской Республики» (Г.Лебедев) 6 урок, тема «Праздничная музыка» - «Белая береза» (чувашская народная песня) 7 урок, тема «Праздничная музыка» - «Чувашская игровая считалка» 22 урок, тема «Музыка русского и японского народов» - «Илем» (чувашская народная песня) 28 урок, тема «Образ весны в музыке русских и чувашских композиторов» - «Жаворонок» (Ф.Лукин) 4 класс 2 урок, тема «Красота родной земли в музыке русских и чувашских композиторов» - «У околицы» (Г.Хирбю) 12 урок, тема «Что за прелесть эти сказки» - «Асанне» (А.Никитин) 14 урок, тема «Зимний вечер» - «Снег идет» (А.Токарев) 23 урок, тема «В современных ритмах» - «Солнце» (В.Салихова) 29 урок, тема «Мастерство исполнителя» - «Цвет черемухи» (Чувашская народная песня) Творческая деятельность. Знакомство с чувашским песенным фольклором не ограничивается рамками урока музыки: приобщение к музыкальной культуре чувашского народа происходит во внеклассной и внешкольной деятельности. В работе над песенным материалом нам помогает тесное сотрудничество с учителями чувашского языка и литературы Баталиной Н.Ф. и Кабировой С.И. Учащиеся СОШ №17 принимают активное участие в ежегодной традиционной неделе чувашского языка и литературы, приуроченной ко Дню рождения И.Я.Яковлева, в концертной деятельности в рамках плана воспитательной работы школы и мероприятиях, проводимых в микрорайоне, исполняя песни на чувашском языке. В 2012-2013 учебном году наши воспитанники приняли участие в мероприятиях, организованных Чувашским Национальным Конгрессом: - концерт-конкурс молодых исполнителей чувашской песни «Наше будущее» (28.09.2012 г., ДК Тракторостроителей); - концерт молодых исполнителей чувашской песни «Аксар-шоу» (23.20.2012 г., Чувашская государственная филармония); в районном этапе городского конкурса «Край родной»; в отборочном туре VII Республиканского телевизионного конкурса исполнителей детской чувашской песни «Мехел» («Заветный час») Литература:
|
Тема урока Тип урока Слушание: Н. Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы»; И. Дунаевский «Колыбельная»; И. Крутой «Колыбельная Сашеньке» | Список литературы по классному чтению для 5 класса Календарно-обрядовые песни: Колядки; Масленичные песни; Весенние песни; Летние песни; Осенние песни | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Колыбельные самые древние песни человечества, обладающие огромной силой внушения. Наши предки придавали колыбельным песням мистическое... | Тема урока Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни | ||
Истоки авторской песни Цели: ближе познакомить учащихся с жанром авторской песни, приобщить их к бардовской песне, раскрыть тематику бардовской песни, показать... | Сценарий вечера встречи выпускников 2012 года Звучат песни о школе.... Под фонограмму песни «Учат в школе» на сцену выбегают первоклассники девочка и мальчик. Они держат школьный колокольчик и подают... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Прощание с Матёрой» запись песни Ю. Антонова "Крыша дома твоего" и песни "Родительский дом" | Программа трёхдневного тура (3 дня/2 ночи) Пешеходная обзорная экскурсия по ст. Вёшенской в сопровождении фольклорной группы «Зарница». (Для Вас прозвучат старинные казачьи... | ||
Используемый муз материал Жанры народных песен: колыбельная, трудовая, хороводная, лирическая, солдатская, плясовая | Программа (модифицированная) Ансамбль русской песни «Калинушка» Знание русской народной песни осознаётся обществом как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений,... | ||
Form 9 School Education (Lesson 1) Цели : социокультурный аспект Оборудование: аудиозапись текста mp3, тексты записи, новая лексика, упражнения, презентация, аудиозапись песни mp3 “It’s gonna be... | Содержание программы предмета «Музыка» 4 класс. ^ Первая четверть (9ч) Жанры народных песен: колыбельная, трудовая, хороводная, лирическая, солдатская, плясовая | ||
«Любовная мозаика» Ведущий: Часто в кинофильмах звучат песни. Многие из них мы знаем практически наизусть. Предлагаю нашим участникам блеснуть своим... | Информация по Тузисярмусской оош по празднованию Александровой Ольге, Зайцевой Алине, Иванову Роману. Учащиеся 8 класса Тузисярмусской основной общеобразовательной школы проникновенно... | ||
Урока Тема урока Планируемые результаты освоения Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Реклама произведений С. В. Михалкова в 3-х классах (дано задание: отрывок из произведений и инсценирование его) |