Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды»





НазваниеКонкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды»
страница1/5
Дата публикации26.09.2014
Размер0.57 Mb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Культура > Конкурс
  1   2   3   4   5


Региональный конкурс творческих педагогических проектов

«Так зажигают звезды»

в рамках Международной образовательной выставки «УЧСИБ – 2013»

номинация «Вдохновение. Фантазия. Мастерство»

ВОЛШЕБНАЯ ПЕТЕЛЬКА

Авторская программа

дополнительного образования

по прикладному творчеству

Автор

Ракова Александра Александровна,

педагог дополнительного образования Негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №24 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»,

г. Тайшет, ул. Крупской, 97

Тайшет, 2012г.

Аннотация
Приобщение детей к культурному наследию разных народов происходит через различные виды деятельности, но более наглядная и доступная форма - это прикладное творчество.

Основной целью предлагаемой программы является нравственно – эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком.

Вязание крючком одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Владение им даёт возможность прикоснуться к настоящему искусству, подчеркнуть собственную индивидуальность.

Программа «Волшебная петелька» является радикальной педагогической разработкой, предназначена для детей начальной школы и рассчитана на 4 года поэтапного обучения.

Обучаясь по данной программе, школьники не только приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества, имеют возможность развивать внимание, творческие способности, художественный и эстетический вкус, но и приобщаются к культурным ценностям разных народов, что соответствует Всероссийской программе поликультурного образования.

Данная программа реализуется с 2010 года и имеет положительные результаты. Обучающиеся по программе являются участниками и победителями конкурсов, выставок, фестивалей различного уровня.
Пояснительная записка

Вязание крючком одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно – прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой, позволяет изготовить разнообразные изделия: игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и её украшения, благодаря чему вязание крючком стало любимым занятием не только взрослых, но и детей.

При овладении приёмами вязания дети приобретают навыки, необходимые для обучения в школе: развивают образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму. Обучение вязанию в школе способствует адаптации обучающихся к жизни в современном мире, профессиональному самоопределению, обеспечивает освоение образцов и ценностей российской и мировой культуры, способствуют воспитанию личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения с представителями разных народов. Все это определило актуальность данной программы.

Программа «Волшебная петелька» является радикальной педагогической разработкой. Ее необходимость определяется отсутствием соответствующих программ для дополнительного образования в младшей школе и значимостью для развития и воспитания детей. Обучаясь по данной программе, школьники не только приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества, но и приобщаются к культурным ценностям разных народов, что соответствует Всероссийской программе поликультурного образования.

Цель программы - Нравственно – эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Знакомство с историей и развитием художественного вязания;

  • Знакомство с традициями разных народов в области декоративно-прикладного и устного народного творчества;

  • Обучение правильному положению рук при вязании;

  • Знакомство с основами цветоведения и материаловедения;

  • Выполнение основных приёмов вязания, формирование умений использовать инструменты

  • Обучение пользованию схемами из журналов;

  • Формирование навыков выполнения сборки и оформлять готовые изделия.

2.Воспитательные:

  • Привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества России и других стран.

  • Формирование эстетического отношения к действительности;

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, формирование умения довести начатое дело до конца, экономично использовать материалы, чувства взаимопомощи при выполнении работ;

  • Формирование основ культуры труда.

3.Развивающие:

  • Развитие образного мышления;

  • Развитие внимания;

  • Развитие мелкой моторики;

  • Развитие творческих способностей;

  • Развитие фантазии;

  • Формирование эстетического и художественного вкуса.

Программа «Волшебная петелька» являясь прикладной, носит практико– ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приёмами и техникой вязания крючком.

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая темы, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, истории, литературного чтения; при выполнении схем вязания, расчёте петель применяются знания из областей математики и рисования.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

  • Разговорный метод с помощью речи: рассказ, чтение сказок, беседа, собеседования с обучающимися;

  • Наглядный метод, воздействующий на визуальное восприятие информации: рисунок, изображения, демонстрация образцов, просмотр мультфильмов, работа с книгой;

  • Практический метод: упражнения для пальцев рук, составление схем, использование различных способов техники вязания.

Программа рассчитана на четыре года обучения:

1 год -66 часов занятий,

2-4 годы обучения - по 68 часов.

Режим работы – 2 часа в неделю.

Основные приёмы вязания крючком обучающиеся осваивают в первый год занятий.

В последующие три года обучения закрепляют знания и навыки, полученные на первом году, и знакомятся с наиболее сложной техникой выполнения изделий.

Образовательные результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • Чувство гордости за декоративно-прикладное искусство народов России;

  • Развитие индивидуальных художественных возможностей;

  • Новаторское отношение к труду;

  • Целеустремленность.

Метапредметные результаты:

  • Применение основных методов познания;

  • Использование основных интеллектуальных операций;

  • Выбор средств реализации цели и применение их на практике;

  • Использование различных источников для получения информации.

Предметные результаты:

  • Знание и умение использовать технику вязания крючком;

  • Применение различных способов работы;

  • Умение экспериментировать, вносить новшества;

  • Реализация своих идеи в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

В конце обучения учащиеся должны знать:

  • Правила поведения ТБ;

  • Инструменты и материалы;

  • Основные приёмы вязания крючком, технику вязания;

  • Основные способы вывязывания петель;

  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;

  • Основы цветоведения;

  • Способы вязания по кругу;

  • Основные мерки, правила измерения;

  • Плотность вязания и порядок расчёта;

  • Применение ручных швов;

  • Историю вязания и его значение для народного творчества России и других стран.

Уметь

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с вязальным крючком, ножницами, швейными иглами, булавками;

  • Правильно пользоваться вязальным крючком, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие номера крючков;

  • Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с 1, 2, 3 и более накидами, веер из нескольких столбиков с накидом, рельефные столбики, рогатки из двух столбиков с накидом, 2. 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля;

  • Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли;

  • Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки;

  • Пользоваться схемами из журналов по вязанию крючком. Вязать согласно раппорту узора;

  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

  • Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия;

  • Соединять детали изделий с помощью швов;

  • Вязать предметы для украшения интерьера, игрушки, предметы одежды, элементы растительного орнамента;

  • Ухаживать за изделиями и хранить их согласно правилам.

Использовать полученные знания и умения для реализации своих идей в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома.

Критерии и показатели сформированности практических умений и навыков

1. Самостоятельность в работе:

  • Самостоятельное выполнение работы от выбора персонажей до исполнения (5 б.)

  • Выполнение работы с небольшой помощью педагога (4 б.)

  • Выполнение работы только при помощи педагога (3 б.)

2.Цветовое решение:

  • Удачное цветовое решение (5 б.)

  • Цвета подобраны правильно (4 б.)

  • Неудачное решение цвета, цвета теряются и сливаются (3 б.)


3.Качество исполнения:

  • Изделие аккуратное, выполненное с соблюдением технологии изготовления. (5.б)

  • Изделие содержит небольшие технологические дефекты (4.б)

  • Изделие имеет грубые технологические дефекты (3.б)

4. Чтение схем:

  • Самостоятельное чтение схем, практическое применение, зарисовка: Воздушная петля, «пико», столбик с накидом, столбик без накида (5 б.)

  • Чтение схем с небольшой помощью педагога. Практическое применение, зарисовка: Воздушная петля, «пико», столбик с накидом, столбик без накида. (4 б.)

  • Чтение схем под контролем педагога, неточная зарисовка и практическое применение (3 б.)

5..Креативность:

  • Самостоятельное составление схем (5 б.)

  • Оптимальный выбор (4 б.)

  • Изделие выполнено на основе образца (3 б.)

Результаты реализации программы

Данная программа реализуется с 2010 года и имеет положительные результаты. Обучающиеся по программе являются участниками и победителями конкурсов, выставок, фестивалей различного уровня.

Содержание программы

1 класс (66 ч.)

Введение (2 ч.)

Вязание – вид декоративно – прикладного творчества. Вязание крючком как полезное хобби; толковое заполнение досуга; приятная во всех отношениях работа. Демонстрация изделий. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с вязальным крючком, ножницами, швейными иглами. Режим работы. Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства. История художественного вязания.

Основы материаловедения (1 ч.)

Основные правила вязания крючком. Инструменты и материалы для занятий. Выбор крючка и пряжи. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Соотношение толщины крючка и пряжи. Форма крючка.

Техника вязания крючком (12 ч.)

Как держать крючок. Положение рук во время работы. «Тайна» первой петли. Воздушная петля - основной вид петель. Цепочка из воздушных петель.

От петель к полотну (18 ч.)

Цепочка, кромка, количество поворотных петель. Вязание образцов соединительных петель, столбиков без накида, полустолбиков. Вязание по кругу. Условные обозначения, зарисовка условных обозначений. Вывязывание образца по схеме.

Основы цветоведения (1 ч.)

Понятие о цвете. Свойства цвета: тон, цветовой оттенок, насыщенность. Тёплые и холодные цвета. Цветовой спектр. Символическое значение цвета. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.

Узорная вязка (5 ч.)

Вязание столбиков с накидом, рельефных столбиков, вывязывание: «Веера», «Пике», «Рогатки» из двух столбиков с накидом, соединительных петель, петель за переднюю и заднюю стенку, под основание цепочки, первой и последней петель при повороте. Знакомство с обозначениями и описанием (столбики без накида, столбики с накидом, соединительные петли, цепочка, петля на подъём). Вязание узорного полотна по кругу.

Вязание геометрических фигур (25 ч.)

Вязание прямоугольника, квадрата. Правила вязания круга, вывязывание образца круга из столбиков без накида. Вязание круга, овала, шара, пятигранника (многогранника). Вязание игрушек на выставку: «Мы милашки, куклы - неваляшки», «Хоровод снеговиков», «Курочка наседка заварила чай». Техника выполнения: «Веер», «Ракушки»

Итоговое занятие (1 ч.)

Обсуждение работ школьников, подведение итогов. Выставка.

2 класс (68 ч.)

Введение (2ч.)

Планирование работы на год. Техника безопасности.

Основы цветоведения (3 ч.)

Пёстрое вязание. Радужное многоцветие. Правила многоцветного вязания. Способы замены нитей. Орнамент. Техника выполнения орнамента. Гобелен - один из наиболее простых способов использования орнамента. Техника выполнения гобелена.

Вязание геометрических фигур. (9 ч.)

Прибавление и убавление петель. Техника вязания круга, многоугольника, шара, овала.

Вязание игрушек «Косолапая семейка» (48 ч.)

Знакомство с персонажами русских и зарубежных сказок: Маленькой пандой, Умкой, Мишуткой, Михаилом Потапычем. Соотношение пропорций игрушки (голова, туловище, лапы). Использование кругового объёмного вязания из пряжи «Ресничка», «Травка», «Джунгли». Точный расчёт петель. Подбор крючка. Различные способы прибавления и убавления петель. Техника вязания. Оформление игрушки.

Вязание элементов одежды.(5 ч.)

Правила снятия мерок. Подбор крючка, пряжи, расчёт петель. Способы прибавления и убавления петель. Техника вязания. Отделка. Одежда для «Мишутки». Использование приёмов кружевного вязания (цепочка из пяти воздушных петель).

Итоговое занятие. (1 ч.)

Обсуждение работ школьников, подведение итогов. Выставка.

3 класс (67 ч.)

Ведение (2 ч.).

Планирование работы на год. Техника безопасности.

Кружевная техника « Филе». (14 ч.)

Филейное полотно - основной узор для многих кружевных работ. Чередования заполненных и незаполненных клеток. Самые простые филейные изделия – прошвы. Техника выполнения прошв. Филейные прошвы: «Ромбики», «Незабудка», «Тюльпан». Техника выполнения филейного кружева. Кружево: «Звёздочка», «Волна», «Сердечко», «Зубчики».

Рушник. Древние традиции украшения рушниками. Подарочный комплект из полотенца и фартука. Техника выполнения изделий.

Обвязывание изделий кружевом. Основа для работы – петли, выполненные по краю ткани крючком. Правила выполнения. Дорожка, обвязанная филейным кружевом. Комплект из дорожки и салфеток.

Косая филейная клетка. Шаль. Техника выполнения.

Три группы изготовления мерных кружев: продольные, поперечные и гипюрные.

Продольные кружева (17 ч.)

Выполнение продольных кружев по схемам, раппорт которых состоит из одного зубца. Техника выполнения. Комплект из 12 платочков.

Салфетки, связанные в традиционной технике, по принципу продольных кружев, с учётом круговой прибавки. Техника их выполнения. Чтение схем. Вывязывание изделий.

Поперечные кружева (35 ч.)

Отличие поперечных кружев от продольных. Техника их выполнения.

Итоговое занятие (1 ч.)

Подведение итогов за год. Выставка.

4 класс (68 ч)

Введение (2ч.)

Планирование работы на год. Техника безопасности.

Изготовление изделий для дома (10 ч.)

Позабытое великолепие домашнего уюта. Прихватки для посуды – безделушка или необходимая вещь? Пряжа для вязания прихваток Форма прихваток. Правила вывязывания прихваток. Техника выполнения. Вязание прихватки: «Ягодка», «Подсолнух». Вывязывание лепестков в форме овала с законченным «Пике» на верхнем кончике лепестка и плодоножки.

Изготовление вязаных игрушек. (55 ч.)

Игрушки – животные. Знакомство со сказочными персонажами далёкой Японии «Муми-троллями». Вывязывание. Техника выполнения по схеме. Коллективное вязание мультипликационных персонажей по русской народной песенке «Кошкин дом». Техника выполнения по схеме. Изготовление любимых мультипликационных персонажей «Лунтик». Техника вязания по схеме. Оформление одежды персонажей способом «Рачий шаг» -вывязывание столбиков без накида в обратном направлении.

Итоговое занятие (1 ч.)

Подведение итогов за год. Выставка.
Список литературы

  1. Белая Н.П. Кружевная ностальгия. - Минск, 1992.

  2. Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей.- Москва, 1992.

  3. Боде С., Дитц Б., Штайнерт Г. Как вязать крючком.- Москва, 2001.

  4. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного обучения.-Москва, 1993.

  5. Власова А.А. От умения к мастерству. – СПб, 1993.

  6. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком.- Москва, 1994.

  7. Жарова Л.В. Учить самостоятельности.- Москва: Просвещение, 1999.

  8. Журналы: «Валентина», «Вязание», «Анна», «Диана». – Москва, 2005-2010.

  9. Ильина Г.С. Вязаные фантазии.- Москва,1986.

  10. Киреева Л.Ю. Для тех, кто вяжет.- СПб, 1993.

  11. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. – Москва, 1999.

  12. Максимова М .Кузьмина М. Вязание крючком.- Москва, 2000.

  13. Павлович С.С. Узоры вязания на спицах и крючком.- Минск, 1998.

  14. Программа образовательной области « технология».- Москва,1994.

  15. Ращупкина С.Ю. Оригинальные идеи для вязания крючком и спицами.- Москва,2010.

  16. Скребцова Т.О. Идеи для интерьера.- Москва, 2006.

  17. Впиридоноваа Н.В. Вязанные ишрушки.-Н.Новгород: ООО «Слог», 2010.

  18. Столярова А.М. Вязаная игрушка.- Ростов -на - Дону, 2000.

  19. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки.- Москва, 1992.

  20. Фарафошина Д.Р. Художественное вязание.- Москва, 1994.

  21. Ханашевич Н.В. Подружки – рукодельницы.- Москва, 1981.

  22. Шубина И.Ф. Уроки вязания.- Минск, 1979.

  23. Молли Годдард. Вяжем игрушки. – Москва:Издательская группа «КОНТЕНТ», 2010.

  24. Ж. Фюлеп. Золотая коллекция вязания крючком.- Москва, 2010.

  25. Ж.Ю. Шквыря Объёмные цветы из шерстяных ниток. – Москва, 2010.


Приложение 1

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconКонкурс творческих проектов «Технология»
«Технология» среди обучающихся в бюджетных образовательных учреждениях (далее – конкурс) проводится в целях воспитания трудовых,...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconМерак ( и  Большой Медведицы) одновременно появились над горизонтом....
Решение. Звезды Дубге и Мерак – крайние западные звезды ковша Большой Медведицы. Эти звезды – основа самого известного и легкого...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconПротокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских...
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconРекомендации по формированию исследовательских и творческих умений...
Что такое метод проектов? Сущность метода проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс проводился с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников образовательных учреждений, выявления...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconКонкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке...
...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конкурс социальных и творческих проектов по технологии (ноябрь, учителя технологии)
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» icon«Две звезды» Левина Ольга Ивановна, преподаватель немецкого языка
Оформление сцены: надпись «Две звезды», золотые и серебряные звёзды, воздушные шары
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Решение задач творческого развития личности учащихся обеспе­чивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconКонкурс исследовательских и творческих работ «В мире искусства 2012»
Второй открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих работ
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconУрок по теме "Популяция"
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Нужно, чтобы на небосклоне зажигалась хоть одна звезда», писал...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconСмотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного...
Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и во внеурочной деятельности
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconКонспект урока по теме: «Население России»
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» iconЗадания по географии для учащихся 9 «Б» и 9 «В» классов
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» icon10 Олимпиада-конференция: научно-технический конкурс, конкурс технического...
Оргкомитет, Методические комиссии, жюри, Экспертные комиссии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск