Скачать 0.57 Mb.
|
Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды» в рамках Международной образовательной выставки «УЧСИБ – 2013» номинация «Вдохновение. Фантазия. Мастерство» ВОЛШЕБНАЯ ПЕТЕЛЬКА Авторская программа дополнительного образования по прикладному творчеству Автор Ракова Александра Александровна, педагог дополнительного образования Негосударственного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат №24 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Тайшет, ул. Крупской, 97 Тайшет, 2012г. Аннотация Приобщение детей к культурному наследию разных народов происходит через различные виды деятельности, но более наглядная и доступная форма - это прикладное творчество. Основной целью предлагаемой программы является нравственно – эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. Вязание крючком одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Владение им даёт возможность прикоснуться к настоящему искусству, подчеркнуть собственную индивидуальность. Программа «Волшебная петелька» является радикальной педагогической разработкой, предназначена для детей начальной школы и рассчитана на 4 года поэтапного обучения. Обучаясь по данной программе, школьники не только приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества, имеют возможность развивать внимание, творческие способности, художественный и эстетический вкус, но и приобщаются к культурным ценностям разных народов, что соответствует Всероссийской программе поликультурного образования. Данная программа реализуется с 2010 года и имеет положительные результаты. Обучающиеся по программе являются участниками и победителями конкурсов, выставок, фестивалей различного уровня. Пояснительная записка Вязание крючком одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно – прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой, позволяет изготовить разнообразные изделия: игрушки, салфетки, скатерти, шторы, одежду и её украшения, благодаря чему вязание крючком стало любимым занятием не только взрослых, но и детей. При овладении приёмами вязания дети приобретают навыки, необходимые для обучения в школе: развивают образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учатся составлять композицию, правильно использовать цветовую гамму. Обучение вязанию в школе способствует адаптации обучающихся к жизни в современном мире, профессиональному самоопределению, обеспечивает освоение образцов и ценностей российской и мировой культуры, способствуют воспитанию личности в духе мира, взаимопонимания и взаимоуважения с представителями разных народов. Все это определило актуальность данной программы. Программа «Волшебная петелька» является радикальной педагогической разработкой. Ее необходимость определяется отсутствием соответствующих программ для дополнительного образования в младшей школе и значимостью для развития и воспитания детей. Обучаясь по данной программе, школьники не только приобретают углублённые знания и умения по данному виду творчества, но и приобщаются к культурным ценностям разных народов, что соответствует Всероссийской программе поликультурного образования. Цель программы - Нравственно – эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Образовательные:
2.Воспитательные:
3.Развивающие:
Программа «Волшебная петелька» являясь прикладной, носит практико– ориентированный характер, направлена на овладение обучающимися основными приёмами и техникой вязания крючком. В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая темы, обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, истории, литературного чтения; при выполнении схем вязания, расчёте петель применяются знания из областей математики и рисования. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Программа рассчитана на четыре года обучения: 1 год -66 часов занятий, 2-4 годы обучения - по 68 часов. Режим работы – 2 часа в неделю. Основные приёмы вязания крючком обучающиеся осваивают в первый год занятий. В последующие три года обучения закрепляют знания и навыки, полученные на первом году, и знакомятся с наиболее сложной техникой выполнения изделий. Образовательные результаты изучения курса Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся В конце обучения учащиеся должны знать:
Уметь
Использовать полученные знания и умения для реализации своих идей в изготовлении одежды для кукол, для себя, изделий для дома. Критерии и показатели сформированности практических умений и навыков 1. Самостоятельность в работе:
2.Цветовое решение:
3.Качество исполнения:
4. Чтение схем:
5..Креативность:
Результаты реализации программы Данная программа реализуется с 2010 года и имеет положительные результаты. Обучающиеся по программе являются участниками и победителями конкурсов, выставок, фестивалей различного уровня. Содержание программы 1 класс (66 ч.) Введение (2 ч.) Вязание – вид декоративно – прикладного творчества. Вязание крючком как полезное хобби; толковое заполнение досуга; приятная во всех отношениях работа. Демонстрация изделий. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с вязальным крючком, ножницами, швейными иглами. Режим работы. Вязание крючком – один из древнейших видов прикладного искусства. История художественного вязания. Основы материаловедения (1 ч.) Основные правила вязания крючком. Инструменты и материалы для занятий. Выбор крючка и пряжи. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Соотношение толщины крючка и пряжи. Форма крючка. Техника вязания крючком (12 ч.) Как держать крючок. Положение рук во время работы. «Тайна» первой петли. Воздушная петля - основной вид петель. Цепочка из воздушных петель. От петель к полотну (18 ч.) Цепочка, кромка, количество поворотных петель. Вязание образцов соединительных петель, столбиков без накида, полустолбиков. Вязание по кругу. Условные обозначения, зарисовка условных обозначений. Вывязывание образца по схеме. Основы цветоведения (1 ч.) Понятие о цвете. Свойства цвета: тон, цветовой оттенок, насыщенность. Тёплые и холодные цвета. Цветовой спектр. Символическое значение цвета. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний. Узорная вязка (5 ч.) Вязание столбиков с накидом, рельефных столбиков, вывязывание: «Веера», «Пике», «Рогатки» из двух столбиков с накидом, соединительных петель, петель за переднюю и заднюю стенку, под основание цепочки, первой и последней петель при повороте. Знакомство с обозначениями и описанием (столбики без накида, столбики с накидом, соединительные петли, цепочка, петля на подъём). Вязание узорного полотна по кругу. Вязание геометрических фигур (25 ч.) Вязание прямоугольника, квадрата. Правила вязания круга, вывязывание образца круга из столбиков без накида. Вязание круга, овала, шара, пятигранника (многогранника). Вязание игрушек на выставку: «Мы милашки, куклы - неваляшки», «Хоровод снеговиков», «Курочка наседка заварила чай». Техника выполнения: «Веер», «Ракушки» Итоговое занятие (1 ч.) Обсуждение работ школьников, подведение итогов. Выставка. 2 класс (68 ч.) Введение (2ч.) Планирование работы на год. Техника безопасности. Основы цветоведения (3 ч.) Пёстрое вязание. Радужное многоцветие. Правила многоцветного вязания. Способы замены нитей. Орнамент. Техника выполнения орнамента. Гобелен - один из наиболее простых способов использования орнамента. Техника выполнения гобелена. Вязание геометрических фигур. (9 ч.) Прибавление и убавление петель. Техника вязания круга, многоугольника, шара, овала. Вязание игрушек «Косолапая семейка» (48 ч.) Знакомство с персонажами русских и зарубежных сказок: Маленькой пандой, Умкой, Мишуткой, Михаилом Потапычем. Соотношение пропорций игрушки (голова, туловище, лапы). Использование кругового объёмного вязания из пряжи «Ресничка», «Травка», «Джунгли». Точный расчёт петель. Подбор крючка. Различные способы прибавления и убавления петель. Техника вязания. Оформление игрушки. Вязание элементов одежды.(5 ч.) Правила снятия мерок. Подбор крючка, пряжи, расчёт петель. Способы прибавления и убавления петель. Техника вязания. Отделка. Одежда для «Мишутки». Использование приёмов кружевного вязания (цепочка из пяти воздушных петель). Итоговое занятие. (1 ч.) Обсуждение работ школьников, подведение итогов. Выставка. 3 класс (67 ч.) Ведение (2 ч.). Планирование работы на год. Техника безопасности. Кружевная техника « Филе». (14 ч.) Филейное полотно - основной узор для многих кружевных работ. Чередования заполненных и незаполненных клеток. Самые простые филейные изделия – прошвы. Техника выполнения прошв. Филейные прошвы: «Ромбики», «Незабудка», «Тюльпан». Техника выполнения филейного кружева. Кружево: «Звёздочка», «Волна», «Сердечко», «Зубчики». Рушник. Древние традиции украшения рушниками. Подарочный комплект из полотенца и фартука. Техника выполнения изделий. Обвязывание изделий кружевом. Основа для работы – петли, выполненные по краю ткани крючком. Правила выполнения. Дорожка, обвязанная филейным кружевом. Комплект из дорожки и салфеток. Косая филейная клетка. Шаль. Техника выполнения. Три группы изготовления мерных кружев: продольные, поперечные и гипюрные. Продольные кружева (17 ч.) Выполнение продольных кружев по схемам, раппорт которых состоит из одного зубца. Техника выполнения. Комплект из 12 платочков. Салфетки, связанные в традиционной технике, по принципу продольных кружев, с учётом круговой прибавки. Техника их выполнения. Чтение схем. Вывязывание изделий. Поперечные кружева (35 ч.) Отличие поперечных кружев от продольных. Техника их выполнения. Итоговое занятие (1 ч.) Подведение итогов за год. Выставка. 4 класс (68 ч) Введение (2ч.) Планирование работы на год. Техника безопасности. Изготовление изделий для дома (10 ч.) Позабытое великолепие домашнего уюта. Прихватки для посуды – безделушка или необходимая вещь? Пряжа для вязания прихваток Форма прихваток. Правила вывязывания прихваток. Техника выполнения. Вязание прихватки: «Ягодка», «Подсолнух». Вывязывание лепестков в форме овала с законченным «Пике» на верхнем кончике лепестка и плодоножки. Изготовление вязаных игрушек. (55 ч.) Игрушки – животные. Знакомство со сказочными персонажами далёкой Японии «Муми-троллями». Вывязывание. Техника выполнения по схеме. Коллективное вязание мультипликационных персонажей по русской народной песенке «Кошкин дом». Техника выполнения по схеме. Изготовление любимых мультипликационных персонажей «Лунтик». Техника вязания по схеме. Оформление одежды персонажей способом «Рачий шаг» -вывязывание столбиков без накида в обратном направлении. Итоговое занятие (1 ч.) Подведение итогов за год. Выставка. Список литературы
Приложение 1 |
Конкурс творческих проектов «Технология» «Технология» среди обучающихся в бюджетных образовательных учреждениях (далее – конкурс) проводится в целях воспитания трудовых,... | Мерак ( и Большой Медведицы) одновременно появились над горизонтом.... Решение. Звезды Дубге и Мерак – крайние западные звезды ковша Большой Медведицы. Эти звезды – основа самого известного и легкого... | ||
Протокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских... Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников... | Рекомендации по формированию исследовательских и творческих умений... Что такое метод проектов? Сущность метода проектов это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс проводился с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников образовательных учреждений, выявления... | Конкурс докладов «Особенности подготовки школьников к разработке... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурс социальных и творческих проектов по технологии (ноябрь, учителя технологии) | «Две звезды» Левина Ольга Ивановна, преподаватель немецкого языка Оформление сцены: надпись «Две звезды», золотые и серебряные звёзды, воздушные шары | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются... | Конкурс исследовательских и творческих работ «В мире искусства 2012» Второй открытый интернет – фестиваль и конкурс исследовательских и творческих работ | ||
Урок по теме "Популяция" Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Послушайте, ведь если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Нужно, чтобы на небосклоне зажигалась хоть одна звезда», писал... | ||
Смотр конкурс педагогических достижений в системе дополнительного... Развитие творческих способностей у детей на уроках технологии и во внеурочной деятельности | Конспект урока по теме: «Население России» Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников... | ||
Задания по географии для учащихся 9 «Б» и 9 «В» классов Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников... | 10 Олимпиада-конференция: научно-технический конкурс, конкурс технического... Оргкомитет, Методические комиссии, жюри, Экспертные комиссии |