Скачать 155.69 Kb.
|
Пояснительная записка Актуальность использования игры во внеурочной деятельности школьников обусловлена рядом обстоятельств. Первое обстоятельство — это повышение интерактивности педагогических средств, увеличение доли игровых и виртуальных тренажёров, которые позволяют воссоздавать значительное число условий решения тех или иных задач. Второе обстоятельство связано с тем, что современному человеку нужно формировать особые условия, позволяющие сбросить напряжение, отвлечься от повседневных проблем, т. е. необходимо специально регулировать ситуации релаксации, развлечения и активного отдыха, осваивать соответствующие способы и воспроизводить их в повседневности. Третье обстоятельство исходит из современного осознания сложности, многомерности мира. Необходимо не просто передавать это знание подрастающему поколению, а напрямую включать детей и подростков в такие практики, где разнообразие значений, игра смыслов заставят выбирать собственную позицию и роль. Четвёртое обстоятельство — снижение роли и значения общественных объединений и, как следствие, обеднение опыта взаимодействия у нынешних школьников. Программа внеурочной деятельности «Игра» предназначена для детей младшего школьного возраста. Программа внеурочной деятельности рассчитана в 1 классе на 33 учебные недели. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час. Цель программы: обеспечить устойчивое развитие воспитательных результатов. Знание об общественных нормах и ценностях, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе. Личностный рост обучающихся и развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (Человек, Семья, Отечество, Природа, Мир, Знания, Труд, Культура). Основные задачи: - повысить уровень двигательной активности; - способствовать физическому, психическому развитию детей; - развивать активность и творчество учащихся, любознательность, честность. Своё предназначение игра выполняет за счёт создания особого увлекательного мира, в котором множество участников объединяется в «пульсирующую в ритме» общность. Участие школьника в игре даёт ему возможность осмыслить значение собственных поступков. Любая игра позволяет осуществлять пробы нравственной позиции. Воспитательное значение несёт и отношение участника к правилам игры. Одним из определяющих достоинств игровой деятельности является освоение обучающимися такой специфической разновидности как партнёрство. Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, диалогичности. Формы и методы работы. Программа предусматривает следующие виды игр: - интеллектуально-познавательная; - подвижная; - настольная; - игра - драматизация; - ситуативная игра - упражнение. Интеллектуально – познавательная игра предусматривает соревнование участников в эрудиции и интеллекте. Ключевыми особенностями игры являются наличие специальных вопросов, на которые следует отвечать соревнующимся, и игрового сюжета, игровой интриги. Полная структура интеллектуально-познавательной игры включает ведущего , соревнующихся, эксперта, зрителей. В зависимости от сюжета игры ведущие, соревнующиеся, эксперты и зрители могут называться по-разному, но их функции в игровом взаимодействии сильно изменяться не будут. Интеллектуально-познавательные игры чаще всего проходят как представления, т. е. организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т. п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей (даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями). В основе подвижной игры лежат двигательные действия участников с предметами или без них. Сюжет и правила подвижной игры регламентируют характер двигательных действий участников игры. Подвижные игры обычно характеризуются образностью, даже символичностью действий, физической мобилизацией участников, раскрепощённостью, непринуждённостью поведения участников игры, зависимостью успеха от избирательности участника игры в способах решения игровой задачи и физической подготовленности, динамичностью игровой ситуации, распределением среди участников игровых ролей (зависящих от сюжета игры и ориентированных на выполнение определённых функций в игровом взаимодействии). Воспитательная функция подвижных игр связана с развитием таких физических качеств, как быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость и т. д. Настольная игра предполагает использование статичного игрового поля (игровой доски), которое находится на столе или специальной платформе. Настольные игры предусматривают применение специального инвентаря: карточки, карты, кости, игровое поле, фишки, фигуры и т. д. Игра-драматизация строится вокруг определённого сюжета и предусматривает его разыгрывание (драматизацию). В отличие от театральной постановки сюжет такой игры является лишь канвой, её участники активно импровизируют, кроме того, игра-драматизация может происходить при отсутствии зрителей как таковых, либо зрителями могут быть время от времени все участники игры. Наиболее важная часть игры-драматизации это сюжет, который заимствуют in литературного произведения, либо учащиеся сами придумывают по аналогии с сюжетом книги, фильма, мультфильма п г. д, (целующей важной составляющей игры-драматизации являются роли и образы персонажей. Для конструктивности игры необходимо до её начала обсудить образ героя, его ценности, внутренние правила поведения, изначальные отношения с другими персонажами. Импровизация участников игры-драматизации связана с отношениями между героями разыгрываемой истории. В ходе игры-драматизации учащиеся выполняют обязанности участника игры (актёра), ведущего (режиссёра) и все вместе — сценариста. При использовании игры - драматизаци и в варианте со зрителями участники игры выполняют обязанности декораторов, костюмеров и т. д. Участники игры самостоятельно создают образы при помощи средств выразительности (интонации, мимики, пантомимы, изменяют голос). В игре-драматизации можно использовать театральную атрибутику. Важным педагогическим эффектом игры-драматизации является развитие рефлексии — в ходе игровых действий участник, импровизируя, проговаривает переживания своего персонажа в слух. Особой разновидностью игры-драматизации являются игра с использованием игрушек (как правило, кукол или фигурок). В настоящее время фигурки стали распространёнными игрушками и для мальчиков (фигурки персонажей мультфильмов, кинофильмов для детей). Ситуативная игра-упражнение представляет собой взаимодействие, в котором разыгрывается локальное событие с чётко обозначенной проблемой. Ситуативные игры подразделяются на несколько типов: • игра, в которой задаётся ситуация, участник игры должен мысленно достроить образ участника ситуации и изобразить его действия (вербально или невербально); • игра, в которой задаётся ситуация, несколько участников игры должны достроить образы участников событий (написать текст), совместно изобразить действия участников ситуации; • игра, в которой задаётся ситуация, по мотивам которой разрабатывается сценарный план (состоящий только из мизансцен, без точных реплик), распределяются роли, каждый участник придумывает текст, затем ситуация разыгрывается. Происходит моделирование ситуации, в рамках которой ученик пытается понять психологию персонажа, привносит личностный момент, создаёт оживление в классе и часто бурную дискуссию, участник игры порой выдвигает совершенно нестандартные, неожиданные и спорные аргументы. Если ученик испытывает затруднения при ответе, необходимо ему помочь, но сделать это деликатно. Не следует обрывать ученика, если он, войдя в образ, станет говорить что-то не то. В этом случае после завершения его выступления нужно предложить классу обсудить сказанное и объяснить ошибки. Целесообразная длительность ситуативной игры 3—5 мин. Для ситуативных игр третьего типа (театральная импровизация) обязательна длительная подготовка. По завершении ситуативной игры происходит обмен мнениями и оценками игры. Окончательный итог следует подвести педагогу. Ситуативно-ролевая игра как форма организации совместной деятельности — это специально организованное соревнование в решении коммуникативных задач и в имитации предметных действий участников игры, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации. Ситуативно-ролевая игра характеризуется тем, что все участники деятельности делятся на участников игры и организаторов, чаще называемых мастерами игры, функция зрителей для данного типа игры не предусмотрена. Ожидаемые результаты и способы проверки. Воспитательные результаты игровой деятельности школьников распределяются по трём уровням. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения социальной коммуникации; о принятых в обществе нормах отношения к другим людям, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации. 2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к другому человеку как таковому (гуманность), как Другому (альтруизм), как Иному (толерантность); стремления к свободному, открытому общению в позиционных общностях. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; опыта управления коммуникацией с другими людьми и принятия на себя ответственности за других людей; опыта позиционного самоопределения в открытой общественной среде; опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности. В результате освоения программы формируются следующие личностные результаты: - формирование физических качества; - культура общения; - сплочение детского коллектива; - развитие самооценки у младших школьников; - анализ собственных действий и поступков; - планированию действий; - развитие устной речи обучающихся; - развитие творческих способностей. Метапредметными результатами является: - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; - учиться давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Требования к уровню подготовленности Дети научатся играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели; знать: • о способах и особенностях движения и передвижения человека; • о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем; • о причинах травматизма и правилах его предупреждения; • соблюдать правила техники безопасности во время занятий; уметь: • организовывать и проводить самостоятельно игры; • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий. Учебно-тематический план
Содержание изучаемого курса Первая встреча с игрой. Игра и жизнь. Правила игры, игровые роли, сюжет игры. Игровое состояние. Назначение игры. Игра и дети. Игра и взрослые. Многообразие игр. Интеллектуально-познавательные игры (викторины). Интеллектуально-познавательная игра — соревнование в информированности и сообразительности. Правила викторины. Викторины на знание правил дорожного движения, поведения в общественных местах (в школе, в транспорте, на улице). Подвижные игры. Движение и сноровка в различных видах человеческих занятий. Простые подвижные игры: правила и виды. Игры с музыкальным сопровождением, сюжетные игры. Правила подвижных игр. Роли в подвижных играх: водящий, судья, организатор. Настольные игры. Разнообразие настольных игр. Парные игры. Игра в шашки — классическая настольная игра. Правила игры в шашки. Настольные игры на бумаге (крестики-нолики). Настольные игры в компании (домино и лото). Правила настольных игр в лото и домино. Игры-драматизации. Ситуация в игре: участники (игровые роли), задачи и способы их решения участниками ситуации. Игровые диалоги-импровизации с игрушками. Сюжеты игр «В школе», «В гостях», «Экстремальная ситуация», «Добро как практическое волшебство». Ситуативные игры-упражнения. Парное взаимодействие в игре. Влияние на партнёра, избирательная реакция на влияние, противостояние влиянию. Календарно – тематическое планирование
Список литературы Аникеева N. П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н. П. Аникеева. - М., 1987. Афанасьев С. П. Весёлые конкурсы для больших и маленьких / С. П. Афанасьев, С. В. Коморин. — М., 2004. Афанасьев С. П. День рождения: как поздравить именинника. Как выбрать подарок. Во что поиграть за столом. Гадания в день рождения / С. П. Афанасьев, Л. Груздева. — М, 2001. Афанасьев С. П. Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел /СП. Афанасьев, С. В. Коморин. — Кострома, 1998. Афанасьев С. П. Что делать с детьми в загородном лагере /СП. Афанасьев, С. В. Коморин, А. И. Тимонин. — Кострома, 2001. Жуков М. N. Подвижные игры: учеб. для студентов пед. вузов / М. Н. Жуков. — М., 2000. Колчеев Ю. В. Театрализованные игры в школе / Ю. В. Колчеев, Н. М. Колчеева. — М., 2000. Куприянов Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. — М., 2004. Куприянов Б. В. Ролевая игра в загородном лагере: методика проведения игровой тематической смены / Б. В. Ку-приянов, О. В. Миновская, Л. С. Ручко. — М., 2010. Лангин В. О. Загадки и парадоксы шашечной игры / В. О. Лангин. — СПб., 2000. Ласкер Э. Учебник шахматной игры: пер. с нем. / Э. Ла-скер. - М., 2001. Сивачёва А. N. Физкультура — это радость!: спортивные игры с нестандартным оборудованием / А. Н. Сивачёва. — СПб., 2001. Шмаков С. А. Дети на отдыхе: прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому / С. А. Шмаков. — М, 2001. Шмаков С. А. Игры в слова и со словами / С. А. Шмаков. - М., 2000. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки / С. А. Шмаков. - М., 1993. Я иду на урок в начальную школу. Внеклассная работа: олимпиады и интеллектуальные игры: кн. для учителя / Ред.-сост. М. А. Козлова. — М., 2000. Эбнет Д. Поиски клада в затерянном городе: поиски клада в жутком городе: головоломки и ролевые игры / Текст Д. Эбнет; ил. Э. Бейкер; пер. с англ. А. Н. Можаева. — М., 1998. |
Программа по спортивно-оздоровительному направлению. Отчетная документация... «Анализ направлений деятельности учреждений дополнительного образования по внеурочной деятельности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью... | ||
I. Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по истории... Проблемы внеурочной деятельности в современной педагогической и методической литературе | Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | ||
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный лингвист» Она определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры, нравственное, патриотическое,... | Уроки нравственности Содержание внеурочной деятельности дополняет, расширяет, конкретизирует представления учащихся и создаёт условия для применения полученных... | ||
«Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности».... Гос спо по специальности 080106. 51 «Финансы (по отраслям)», утвержденный Министерством образования РФ «18» марта 2002 г., протокол... | Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» Рабочая программа объединения внеурочной деятельности «Путь в науку» составлена на 2013-14 учебный год. Цель ее – способствовать... | ||
Программ а по внеурочной деятельности пояснительная записка В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,... | Рабочая программа по внеурочной деятельности ( 1 4 класс) Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на... | ||
Программа внеурочной деятельности Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы. Данный курс направлен на организацию... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Обсуждение и утверждение рабочих программ по предметам, их соответствие фгос. Планирование и организация внеурочной деятельности.... | ||
Приказ №331-о от «29» августа 2013г. План внеурочной деятельности... План внеурочной деятельности мбоу «Лицей №34» 5-ых классов разработан на основе нормативных документов | Рабочей программы внеурочной деятельности 1класс Оригами Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности | ||
Уроке и во внеурочной деятельности» Урок применения знаний по теме... «Проектная работа как средство развития речи и коммуникативных умений учащихся на уроке и во внеурочной деятельности» | Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление: проектная деятельность) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности.... |