Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура





Скачать 310.25 Kb.
НазваниеДанилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура
страница1/3
Дата публикации28.09.2014
Размер310.25 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ

«ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ «РАДОНЕЖ»

УТВЕРЖДЕНО

______________________________

Подпись, печать ОУ

______________________________

Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по

Мировой художественной культуре

Ступень обучения: среднее общее образование

Количество часов: 35

Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И.

Составитель: Тихонова Т.С. , учитель

Средних и старших классов НОУ ЦО

«Православная классическая гимназия «Радонеж»»

Москва 2013-2014 уч.год

Мировая художественная культура

  1. Пояснительная записка

Предмет: Мировая художественная культура

Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»

Класс: 5 класс

Год обучения: 2013-2014 гг.

Количество часов: в год: 35ч, в неделю: 1ч

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.

Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г. Взятая за основу Программа составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.

Программа по курсу «Мир и человек в искусстве» направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных и христианских представлениях становятся доминантной изучения.

Взятая за основу Программа составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования. Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология» направлена на приобщение обучающихся культуре Древнего мира и Античности - источнике сюжетов и образов мирового искусства; Культура Древней Греции является основой духовной и нравственной жизни человека, проследить влияние и значение ее в истории мировой культуры – одна из задач курса. Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК входят: учебник для 5 класса «Мировая художественная культура. 5-6 классы», программа, методические рекомендации. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.

Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в мировой культуре и религии на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.

Задачи:

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;

- способствовать воспитанию художественного вкуса;

- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;

- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;

- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.

Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий

Тип учебных занятий

Дидактические задачи

1. Вводный урок

Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

2. Урок-лекция

Освоение новых знаний и понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

2. Урок самостоятельной работы. Практикум

Формирование искусствоведческих навыков, навыков анализа текстового материала. Проверка и оценка знаний и способов деятельности

4. Комбинированный урок

Отработка понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении

5. Изучение нового материала

Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора.

6. Урок-экскурсия

Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.

7. Контрольный урок

Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,

фронтальный устный опрос,

понятийные диктанты,

тематические тесты по изученному блоку;

творческие работы

- итоговый контроль – контрольная работа, итоговый тест

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в примерных учебных планах для образовательных учреждений для обязательного изучения учебного предмета «Мировая художественная культура» в классах с гуманитарного профиля отводится следующее количество часов в 5 классе: 35 часов (1 час в неделю).

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.


По окончанию изучения курса «Вечные образы искусства. Мифология» ученик должен знать:

- основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, пантомима, обычай, обряд.

- особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Израиля;

- основные черты идеала человека народов мира;

- христианскую икогонографию основных двунадесятых праздников;

- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.

Ученик должен уметь:

- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;

- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением искусства;

- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.

Ученик должен владеть навыками:

- отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;

- монологического связного воспроизведения информации;

- выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений;

- сценической, выставочной, игровой деятельности;

- толерантного восприятия различных точек зрения.

Личностные:

  • формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;



  • развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;



  • накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;



  • формирование творческого отношения к проблемам;



  • развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;



  • гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;



  • подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Метапредметные:

  • формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;



  • выявление причинно-следственных связей;



  • поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;



  • развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;



  • формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;



  • применение методов познания через художественный образ;



  • использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;



  • определение целей и задач учебной деятельности;



  • выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;



  • самостоятельная оценка достигнутых результатов.

Предметные:

  • наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;



  • восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;



  • осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;



  • усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;



  • усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;



  • различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;



  • классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;



  • осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;



  • уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;



  • формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой уст ной и письменной речи;



  • развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;



  • умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;



  • реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.






  1. Содержание учебного предмета. Художественная культура: от истоков до Древнего Рима.

35 часов

  1. Введение (2)


1.Понятие художественной культуры. Функции культуры. Культурная преемственность, традиция.Значение искусства в жизни человека. Научный и художественный способ познания мира. Единство понятий – правда, красота и добро для человечества с древнейших времен. Изменение представлений о красоте, в зависимости от ценностей эпохи. Художник и общество.Культура: смысл слова, его многозначность. Функции культуры. Культурная преемственность, традиция.

2. Пространственные и временные виды искусства. Жанры изобразительного искусства. Виды искусства. Техника и материалы. Рисунок: уголь, мел и пастель, перо и тушь, карандаш. Живопись: энкаустика, яичная темпера, фреска, масло, акварель и гуашь, акрил, коллаж. Графика: ксилография, гравюра, литография, шелкография. Скульптура: бронза, резьба по дереву, камень, современные материалы, инсталляции. Архитектура.

  1. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, батальный, бытовой жанр, марина, интерьер.



  1. Художественная культура древнего общества и древнейших цивилизаций (17 часов)


1.Искусство древнего человека. Значение и периодизация первобытной культуры. Причины возникновения художественного творчества. Синктерический характер искусства первобытного человека. Художественный образ как средство отражения и познания окружающего мира. Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества. Музыка, танец и пантомима

2. Архитектура Древнего Египта. Мировое значение египетской цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта. Пирамиды - «жилища вечности» фараонов. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные сооружения Позднего царства.

3. Художественная культура Древней Передней Азии. Знание и важнейшие достижения культуры Междуречья. Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.

4.Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия.

5. Художественная культура древней Индии. Значение художественной культуры народов Индии её оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и величия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной знати – главные темы искусства.

3. Праздник Рождества Христова в мировой культуре. (1 час)

Содержание и трансформация изображения Рождества Христова в мировой от иконописи до современности.

  1. Художественная культура Античности (16 часов)

  1. Эгейское искусство. Истоки крито-микенской культуры и её значение. Эгейское искусство – «прекрасная прелюдия» героической художественной культуры. Шедевры архитектуры. Фрески Киносского дворца. Вазопись стиля Камарес. Значение эгейского искусства и его вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.

  2. Архитектурный облик Древней Эллады. Архитектура архаики: греческая ордерная система. Архитектура классики: афинский Акрополь. Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь.

  3. Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись архаики. Искусство вазописи. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма

  4. Театр и музыка Античности. Рождение греческого театра. Трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности.

Учебно-методическое обеспечение

Классы

Учебная программа

Учебники

Методические материалы

Дидактические материалы

Материалы для контроля

7

Авторская

1. Мировая художественная культура: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008. – 175 с.

  1. Мировая художественная культура 7 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей» - 128 с.

Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы.

Мировая художественная культура 5 класс

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconДаниловой Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий,...
Сударственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconПояснительная записка рабочая программа «Мировая художественная культура...
«Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconТематическое планирование уроков мировая художественная культура
Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений Мировая художественная культура X – XI классы. Автор Г....
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconПрограмма общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура»
В основе данной рабочей программы использована программа общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс...
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconПрограмма по предмету «Мировая художественная культура»
Г. И. Даниловой (Мировая художественная культура: программы для общеобразоват. Учреждений. 5 – 11 кл. / сост. Г. И. Данилова. – 6-е...
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconПринято на нмс протокол №6
Рабочая программа (авторская) разработана на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев фгос. Составитель Г....
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана...
Рабочая программа по православной культуре для 11 класса разработана на основе Программы учебного предмета «Православная культура»...
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего образования 10 класс
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа Мировая художественная культура для основного общего...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И. М.: Дрофа, 2010
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconПояснительная записка к рабочей программе «Мировая художественная...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура»
...
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconРабочая программа составлена на основе: Государственного образовательного...
Представленная рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного...
Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура iconУчебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий
Б 83 А. В. Бородина история религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд. 4-е,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск