НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ
«ПРАВОСЛАВНАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ «РАДОНЕЖ»
УТВЕРЖДЕНО
______________________________
Подпись, печать ОУ
______________________________
Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
Мировой художественной культуре
Ступень обучения: среднее общее образование
Количество часов: 35
Программа учебного предмета «Мировая художественная культура» составлена на основе авторской программы Даниловой Г. И.
Составитель: Тихонова Т.С. , учитель
Средних и старших классов НОУ ЦО
«Православная классическая гимназия «Радонеж»»
Москва 2013-2014 уч.год
Мировая художественная культура
Пояснительная записка
Предмет: Мировая художественная культура
Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»
Класс: 5 класс
Год обучения: 2013-2014 гг.
Количество часов: в год: 35ч, в неделю: 1ч
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов.
Программа: Авторская. Автор: Данилова Г. И. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008г. Взятая за основу Программа составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Мир и человек в искусстве» направлена на обращение к проблемам человеческой личности, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных и христианских представлениях становятся доминантной изучения.
Взятая за основу Программа составителя Даниловой Г.И. содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования. Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология» направлена на приобщение обучающихся культуре Древнего мира и Античности - источнике сюжетов и образов мирового искусства; Культура Древней Греции является основой духовной и нравственной жизни человека, проследить влияние и значение ее в истории мировой культуры – одна из задач курса. Программа является составной частью учебно-методического комплекса, разработанного данным автором. В состав УМК входят: учебник для 5 класса «Мировая художественная культура. 5-6 классы», программа, методические рекомендации. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры.
Цель изучения курса: Осознание роли и места Человека в мировой культуре и религии на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.
Задачи:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни;
- способствовать воспитанию художественного вкуса;
- развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства;
- знакомить с классификацией искусств, постижении общих закономерностей создания художественного образа.
Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК в качестве единого и непрерывного процесса, который позволяет устанавливать преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции обусловлен следующим: курс МХК интегративен по своей сути, т.к. рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнута практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип дифференциации и индивидуализации является неотъемлемой частью при решении педагогических задач в преподавании МХК. Процесс постижения искусства – процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами, в то же время способствуя развитию эстетического вкуса.
Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:
Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.
Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.
Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.
Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать в образовательном процессе следующие типы учебных занятий
Тип учебных занятий
| Дидактические задачи
| 1. Вводный урок
| Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
| 2. Урок-лекция
| Освоение новых знаний и понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении
| 2. Урок самостоятельной работы. Практикум
| Формирование искусствоведческих навыков, навыков анализа текстового материала. Проверка и оценка знаний и способов деятельности
| 4. Комбинированный урок
| Отработка понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении
| 5. Изучение нового материала
| Повышение мотивации к предмету, формирование представлений о изучаемом произведении искусства, литературы, фольклора.
| 6. Урок-экскурсия
| Проверка уровня мобильности и оперативности знаний, умений, навыков, сформированных у обучающихся.
| 7. Контрольный урок
| Проверка уровня качества знаний по изученной теме, разделу.
| Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:
1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно–иллюстративный, частично–поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;
2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
3) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
4) по формированию структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:
- промежуточный контроль – индивидуальные карточки,
фронтальный устный опрос,
понятийные диктанты,
тематические тесты по изученному блоку;
творческие работы
- итоговый контроль – контрольная работа, итоговый тест
Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).
Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Содержание и формы учебного процесса определяются Государственными образовательными стандартами, реализующимися в Федеральных примерных программах для образовательных учреждений РФ.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в примерных учебных планах для образовательных учреждений для обязательного изучения учебного предмета «Мировая художественная культура» в классах с гуманитарного профиля отводится следующее количество часов в 5 классе: 35 часов (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
По окончанию изучения курса «Вечные образы искусства. Мифология» ученик должен знать:
- основные понятия курса: цивилизация, цивилизованный и культурный человек, мировая художественная культура, графика, мимика, зодчество, импровизация, диалог, мозаика, пантомима, обычай, обряд.
- особенности художественной культуры Древнего Египта, Древнего Востока, Греции, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Израиля;
- основные черты идеала человека народов мира;
- христианскую икогонографию основных двунадесятых праздников;
- актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для нашего времени.
Ученик должен уметь:
- выделять главную мысль изучаемого литературного текста;
- давать характеристику героя (персонажа, образа) на основе знакомства с произведением искусства;
- формулировать собственную оценку изучаемого произведения.
Ученик должен владеть навыками:
- отбора и анализа информации, в том числе использования компьютерных технологий;
- монологического связного воспроизведения информации;
- выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях;
- презентации собственных суждений, сообщений;
- сценической, выставочной, игровой деятельности;
- толерантного восприятия различных точек зрения.
Личностные:
формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
формирование творческого отношения к проблемам;
развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
выявление причинно-следственных связей;
поиск аналогов в бытии и динамике развития искусства;
развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
применение методов познания через художественный образ;
использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
определение целей и задач учебной деятельности;
выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
самостоятельная оценка достигнутых результатов.
Предметные:
наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
осознание места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
усвоение системы общечеловеческих ценностей; ориентация в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
классификация изученных объектов и явлений культуры, структурирование изученного материала, информации, полученной из разных источников;
осознание ценности и места отечественного искусства; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой уст ной и письменной речи;
развитие индивидуального художественного вкуса; расширение своего эстетического кругозора;
умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
реализация своего творческого потенциала; использование различных художественных материалов и выразительных средств искусства в своем творчестве.
Содержание учебного предмета. Художественная культура: от истоков до Древнего Рима.
35 часов
Введение (2)
1.Понятие художественной культуры. Функции культуры. Культурная преемственность, традиция.Значение искусства в жизни человека. Научный и художественный способ познания мира. Единство понятий – правда, красота и добро для человечества с древнейших времен. Изменение представлений о красоте, в зависимости от ценностей эпохи. Художник и общество.Культура: смысл слова, его многозначность. Функции культуры. Культурная преемственность, традиция.
2. Пространственные и временные виды искусства. Жанры изобразительного искусства. Виды искусства. Техника и материалы. Рисунок: уголь, мел и пастель, перо и тушь, карандаш. Живопись: энкаустика, яичная темпера, фреска, масло, акварель и гуашь, акрил, коллаж. Графика: ксилография, гравюра, литография, шелкография. Скульптура: бронза, резьба по дереву, камень, современные материалы, инсталляции. Архитектура.
Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, батальный, бытовой жанр, марина, интерьер.
Художественная культура древнего общества и древнейших цивилизаций (17 часов)
1.Искусство древнего человека. Значение и периодизация первобытной культуры. Причины возникновения художественного творчества. Синктерический характер искусства первобытного человека. Художественный образ как средство отражения и познания окружающего мира. Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества. Музыка, танец и пантомима
2. Архитектура Древнего Египта. Мировое значение египетской цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта. Пирамиды - «жилища вечности» фараонов. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Архитектурные сооружения Позднего царства.
3. Художественная культура Древней Передней Азии. Знание и важнейшие достижения культуры Междуречья. Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии. Изобразительное искусство. Музыкальное искусство.
4.Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. Скульптурные памятники. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Музыка, театр и поэзия.
5. Художественная культура древней Индии. Значение художественной культуры народов Индии её оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и величия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной знати – главные темы искусства.
3. Праздник Рождества Христова в мировой культуре. (1 час)
Содержание и трансформация изображения Рождества Христова в мировой от иконописи до современности.
Художественная культура Античности (16 часов)
Эгейское искусство. Истоки крито-микенской культуры и её значение. Эгейское искусство – «прекрасная прелюдия» героической художественной культуры. Шедевры архитектуры. Фрески Киносского дворца. Вазопись стиля Камарес. Значение эгейского искусства и его вклад в сокровищницу мировой художественной культуры.
Архитектурный облик Древней Эллады. Архитектура архаики: греческая ордерная система. Архитектура классики: афинский Акрополь. Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь.
Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись архаики. Искусство вазописи. Изобразительное искусство классического периода. Скульптурные шедевры эллинизма
Театр и музыка Античности. Рождение греческого театра. Трагики и комедиографы греческого театра. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Музыкальное искусство Античности.
Учебно-методическое обеспечение
Классы
| Учебная программа
| Учебники
| Методические материалы
Дидактические материалы
| Материалы для контроля
| 7
| Авторская
| 1. Мировая художественная культура: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Г.И.Данилова. – М.: Дрофа, 2008. – 175 с.
| Мировая художественная культура 7 класс. Поурочные планы по учебнику Даниловой Г.И. / Сост. Н.Н.Куцман. – Волгоград: ИТД «Корифей» - 128 с.
| Диктанты по терминам, индивидуальные рабочие листы.
| Мировая художественная культура 5 класс
|