Скачать 146.69 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу Мировая художественная культура для 7-8-х классов на 2010/2011 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по МХК (2007 г.) Программу разработала: Г.А. Зарницына МОУ «Хибинская гимназия» Мурманская область, г. Кировск Пояснительная записка Рабочая программа (авторская) разработана на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев ФГОС. Составитель Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2002 г. Мировая художественная культура предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования. Избранны тематический и исторический подходы к изучению курса. Курс МХК интегрирован, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литература, музыка, ИЗО, история, обществознание. Практическая направленность предмета прослеживается через связь с реальной жизнью. Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в основной школе направлено на достижение следующих целей: освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве; создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе; дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур; овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства; развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления; воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и мирового искусства; формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства; использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта. Образовательные задачи курса:
Воспитательные задачи:
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково- исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно – чувственного восприятия произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся.Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии. Рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 1 часу в неделю в 7 -8 классах вместо уроков музыки). Учитывая возрастные особенности учащихся этих классов (мутация голоса у детей подросткового возраста), я посчитала целесообразным заменить предмет музыку на МХК. В содержание программы включён региональный компонент (8 часов). УМК: Учебник «Мировая художественная культура» 7-9 класс для общеобразовательных учреждений автор Г.И.Данилова-10 издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2008г. Организация содержания образования
Содержание программы (68 часов) Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др). Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам). Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности. Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев). Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада». Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира. Художественная культура Нового времени (не менее 15 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах). Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната). Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»). Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств – особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка», Пинк Флойд - «Стена»); электро-акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство. Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях. Культурные традиции родного края. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать: характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры; шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению; основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры; основные средства выразительности разных видов искусства; уметь: сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором; устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства; пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения; осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности; использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве; участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности; проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения); участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах. Литература
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: Сайты: http://images.yandex.ru/yandsearch? http://images.yandex.ru/yandsearch? http://images.yandex.ru/ya ndse http://images.yandex.ru/yandsearch? Ключевые понятия:
|
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 3 класс («В одном... «Рассмотрено на заседании мо» «Принято на заседании педсовета» «Утверждаю» Протокол №1 от 28. 08. 2013г. Протокол №1 от 29. 08 2013г... | ||
Принято принято утверждено Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №96 Калининского района | Рассмотрено и принято Педагогическим советом Протокол № от Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования | ||
Протокол №5 Принято Учебно-методическим советом мнюи для утверждения... Фгос впо по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования... | Приказ №68 от 05. 09. 2013г. Принято на заседании Совета педагогов Протокол №2 от 03. 09. 2013г | ||
Принято на заседании управляющего совета маоу сош №31 г. Калининграда Протокол №6 Возрастные этапы ступени основного общего образования и планируемые образовательные результаты 13 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №1 от 30 августа 2011 | ||
Рассмотрено и принято утверждаю: на заседании педагогического совета Директор моу «сош №17» Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | Протокол №8 Принято Учебно-методическим советом мнюи для утверждения... Фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования... | ||
В. Г. Белинского принято на заседании Ученого совета естественно-географического... Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | Принято педагогическим советом гбоу ншдс №1851 Протокол № от Положение о единых педагогических требованиях к учащимся Государственного бюджетного образовательного учреждения компенсирующего... | ||
Принято на общем собрании (протокол №3 от 24. 04. 2012г.) О порядке экспертизы, утверждения и хранения экзаменационного материала при организации промежуточной (2-8, 10 класс) аттестации... | О системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся ... | ||
«принято» Советом техникума Протокол №4 от «12» марта 2014 г. «Утверждаю» Директор техникума Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 9 ст. 58, пунктом 23 ст. 2, пунктом 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об... | И. В. Сибирякова «03» сентября 2012 г. Принято на педагогическом совете Протокол Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,... |