Принято на нмс протокол №6





Скачать 146.69 Kb.
НазваниеПринято на нмс протокол №6
Дата публикации23.05.2015
Размер146.69 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа


Рассмотрено на заседании МО

учителей иностранных языков

МОУ «Хибинская гимназия»

Протокол № 5 от «12» мая 2010г.

Руководитель МО ____________ Е.О. Юдина

Принято на НМС

Протокол № 6 от «03» июня 2010г.

Руководитель НМС_________________ Т.Е. Черезова


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Хибинская гимназия»

Е.Н. Дубинская____________________

Приказ № 16, от «30» августа 2010г.

М.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

Мировая художественная культура
для 7-8-х классов
на 2010/2011 учебный год

Программа разработана на основе Примерной программы

основного общего образования по МХК (2007 г.)

Программу разработала: Г.А. Зарницына

МОУ «Хибинская гимназия»

Мурманская область, г. Кировск

Пояснительная записка

Рабочая программа (авторская) разработана на основе программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев ФГОС. Составитель Г.И. Данилова. – М.: Дрофа, 2002 г.

Мировая художественная культура предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мире. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования. Избранны тематический и исторический подходы к изучению курса. Курс МХК интегрирован, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литература, музыка, ИЗО, история, обществознание. Практическая направленность предмета прослеживается через связь с реальной жизнью.

Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о мировой художественной культуре, единстве, многообразии и национальной самобытности культур, важнейших закономерностях смены культурно-исторических эпох, развитии стилей и направлений в искусстве;

создание целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе;

дальнейшее освоение широкого круга явлений отечественного искусства с позиций диалога культур;

овладение умениями анализировать художественные явления мирового искусства, воспринимать и оценивать художественные достоинства произведений искусства;

развитие художественно-творческих способностей учащихся, их образного и ассоциативного мышления;

воспитание художественно-эстетического вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала личности; осознание нравственных ценностей и идеалов, воплощённых в классическом наследии отечественного и мирового искусства;

формирование устойчивой потребности в общении с произведениями искусства;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни, приобщение к шедеврам мировой художественной культуры на основе личного и коллективного творческого опыта.

Образовательные задачи курса:

  • Изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные исторические эпохи, постижение характерных особенностей стиля выдающихся художников.

  • Осознание роли и места человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития.

  • Постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур разных народов мира.

  • Знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа.

Воспитательные задачи:

  • Помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно- ценностные ориентиры.

  • Способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умение отличать истинные ценности от подделок массовой культуры.

  • Подготовить компетентного читателя, зрителя слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства.


Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково- исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно – чувственного восприятия произведений искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся.Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору профессии.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 1 часу в неделю в 7 -8 классах вместо уроков музыки). Учитывая возрастные особенности учащихся этих классов (мутация голоса у детей подросткового возраста), я посчитала целесообразным заменить предмет музыку на МХК. В содержание программы включён региональный компонент (8 часов).

УМК: Учебник «Мировая художественная культура» 7-9 класс для общеобразовательных учреждений автор Г.И.Данилова-10 издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2008г.
Организация содержания образования


Раздел

7 кл.

Кол-во час.

8 кл.

Кол-во час.

Итого

Художественная культура первобытного мира

1

1

2

Художественная культура Древнего мира

4

4

8

Художественная культура Средних веков

5

5

10

Художественная культура Ренессанса

5

5

10

Художественная культура Нового времени

7

8

15

Художественная культура конца XIX -- XX вв.

8

7

15

Культурные традиции родного края.

4

4

8

ИТОГО

34

34

68



Региональный компонент

1.Культурная жизнь г. Кировска.

2.Кировские поэты. Стихи о Кировске.

3.Прошлое Кировска.

4.Ботанический сад.

5.Канозёрские петроглифы.

6. Культура коренных жителей саамов.

7.Кировск сегодня: фильм о Кировске.

8.Обобщающий урок по РК.



Содержание программы

(68 часов)

Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
Художественная культура Нового времени (не менее 15 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств – особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка», Пинк Флойд - «Стена»); электро-акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции родного края.
Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать:

характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:

сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Литература


  1. Алексеева В.В. Что такое искусство? –М., 1991.

  2. Артамонов С.А. Литература средних веков.-М., 1992.

  3. Брейгель ,Альбом.-М.,1995.

  4. Галич И. История доколумбовых цивилизаций.М.,1990.

  5. Гомбрих Э. История искусства. М., 1998.

  6. Калевала. Карело-финский эпос,- Петрозаводск 1985.

  7. Маковский С.К. Силуэты русских художников. М.. 1999.

  8. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Мировая Художественная Культура. Факультативный курс 5-9 классы. Москва Дрофа 2002 год.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Сайты: http://images.yandex.ru/yandsearch?

http://images.yandex.ru/yandsearch?

http://images.yandex.ru/ya

ndse http://images.yandex.ru/yandsearch?

Ключевые понятия:

  • Абсолют

  • Акрополь

  • архитектурное сооружение

  • Будда

  • Будда

  • виды искусств

  • Возрождение

  • Вселенная

  • Доколумбовая Америка

  • заупокойный культ

  • Золотой сад

  • Идеал

  • Иисус

  • Канон

  • керамика

  • Коатликуэ

  • Конфуций

  • культ

  • культура

  • культура

  • Мировая

  • мировое Древо

  • Мирон

  • Многообразие

  • Монохромность

  • Нирвана

  • Палетка

  • Пирамида

  • Платон

  • Поликлет

  • Религия

  • Самобытность

  • Санчи

  • Символичность

  • средние века

  • Стела

  • Ступа

  • Фараон

  • Храм

  • храм Солнца

  • художественная

  • художественные символы

  • Цивилизация

  • Шива

  • Эпоха



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Принято на нмс протокол №6 iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Принято на нмс протокол №6 iconБунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение. 3 класс («В одном...
«Рассмотрено на заседании мо» «Принято на заседании педсовета» «Утверждаю» Протокол №1 от 28. 08. 2013г. Протокол №1 от 29. 08 2013г...
Принято на нмс протокол №6 iconПринято принято утверждено
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №96 Калининского района
Принято на нмс протокол №6 iconРассмотрено и принято Педагогическим советом Протокол № от
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Принято на нмс протокол №6 iconПротокол №5 Принято Учебно-методическим советом мнюи для утверждения...
Фгос впо по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденный Министерством образования...
Принято на нмс протокол №6 iconПриказ №68 от 05. 09. 2013г. Принято на заседании Совета педагогов Протокол №2 от 03. 09. 2013г

Принято на нмс протокол №6 iconПринято на заседании управляющего совета маоу сош №31 г. Калининграда Протокол №6
Возрастные этапы ступени основного общего образования и планируемые образовательные результаты 13
Принято на нмс протокол №6 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета протокол №1 от 30 августа 2011
Принято на нмс протокол №6 iconРассмотрено и принято утверждаю: на заседании педагогического совета Директор моу «сош №17»
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Принято на нмс протокол №6 iconПротокол №8 Принято Учебно-методическим советом мнюи для утверждения...
Фгос впо по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) "бакалавр") утвержденный Министерством образования...
Принято на нмс протокол №6 iconВ. Г. Белинского принято на заседании Ученого совета естественно-географического...
Курс лекций предназначен для студентов спо специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Принято на нмс протокол №6 iconПринято педагогическим советом гбоу ншдс №1851 Протокол № от
Положение о единых педагогических требованиях к учащимся Государственного бюджетного образовательного учреждения компенсирующего...
Принято на нмс протокол №6 iconПринято на общем собрании (протокол №3 от 24. 04. 2012г.)
О порядке экспертизы, утверждения и хранения экзаменационного материала при организации промежуточной (2-8, 10 класс) аттестации...
Принято на нмс протокол №6 iconО системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся
...
Принято на нмс протокол №6 icon«принято» Советом техникума Протокол №4 от «12» марта 2014 г. «Утверждаю» Директор техникума
Настоящее Положение разработано в соответствии с частью 9 ст. 58, пунктом 23 ст. 2, пунктом 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об...
Принято на нмс протокол №6 iconИ. В. Сибирякова «03» сентября 2012 г. Принято на педагогическом совете Протокол
Цель: формирование у воспитанников представлений о красоте родного края через синтез разных видов искусства (художественного слова,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск