Программа по предмету «Музыка»





Скачать 226.56 Kb.
НазваниеПрограмма по предмету «Музыка»
Дата публикации03.10.2014
Размер226.56 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Рабочая программа по музыке

7 класс

        Пояснительная записка

Программа по предмету «Музыка» для V-VII классов образовательных учреждений составлена в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

Рабочая программа по музыке в 7 классе ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка. 7 класс учебник для общеобразовательных учреждений . – М.: Просвещение,2013

2. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка 7 класс рабочая тетрадь – М.: Просвещение.2013

3. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс. Ноты:(пособие для учителя). – М.: Просвещение.2011

4. Музыка. Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 7 класс./cост. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. – М.: Просвещение,2011.-2 электрон.опт. диск (CD-ROM).

5.Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы.1-7 классы /– Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.- М.: Просвещение,2013

Рабочая программа по музыке создана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

- приказ Минобрнауки РФ от 16.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки РФ № от 20 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год;

-примерные программы основного общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации №03-1263 от 07.07.2005 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- учебный план образовательного учреждения на 2013 / 2014 учебный год;

- локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы);

Общая характеристика учебного предмета

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Цель массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Основные содержательные линии

Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам.

Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Содержание программы основано на обширном материале охватывающим различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления музыкального образования и воспитания, вытекающие из специфики музыкального искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающий духовный опыт поколений;

- развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;

- воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

- освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусств.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства. Преемственность содержания программы V-VII классов с программой « Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

 освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства- интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;

 включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки;

 развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования « внутреннего слуха» и « внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы и изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений;

  формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей художественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета  

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:

- совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель);

- знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки;

- понимать особенности претворения «вечных» тем искусства и жизни в произведениях разных жанров (опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите, кантате, оратории, мессе и др);

- эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей;

- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, используя приемы пластического интонирования, музыкально–ритмического движения, импровизации;

- осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений;

- выявлять особенности построения музыкально–драматического спектакля на основе взаимодействия музыки с другими видами искусства;

- использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

- совершенствовать умения и навыки самообразования.

Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений и навыков.
Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

  • индивидуальные,

  • групповые,

  • фронтальные,

  • коллективные,

  • наблюдение,

  • самостоятельная работа,

  • тест.

Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

В результате изучения музыки ученик должен:

Знать / понимать:

- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении «вечных» проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества и анализа музыкального произведения;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки;

- история возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве современных композиторов;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно-симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки.
Структура курса

Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами:

Раздел 1. « Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (16 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера. Индивидуальности композитора: Россия – Запад. Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов. Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сценических жанрах. Особенности построения музыкально – драматического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена и др. Приемы симфонического развития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений. Мастерство исполнителя. Музыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Раздел 2. « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме, симфонической сюите, сонатно–симфоническом цикле. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музыки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита. Транскрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство исполнителя: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий для освоения учащимися содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Рондо Антониды из оперы « Иван Сусанин» М.И.Глинка

Песня Вани из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинка

Плач Ярославны из оперы «Князь Игорь» А,П.Бородин

Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь» А.П.Бородин

Половецкие пляски из оперы «Князь Игорь»

Фрагменты из оперы «Кармен» Ж.Бизе

«Кармен-Сюита»Р.Щедрин

Балет «Ярославна» Тищенко

Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвин

«Гоголь – сюита» А.Шнитке

Рок-опера «Иисус Христос- супер звезда» Э.Л.Уэббер

«Высокая месса» си минор И.С.Бах

Соната № 11. В.-А. Моцарт.

Соната № 8 («Патетическая»). Л. Бетховен.

Соната № 2. С. Прокофьев.

Симфония № 1 (1-я часть). В. Калинников.

Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Прокофьев.

Симфония № 40. В.-А. Моцарт. Симфония № 5 (фрагменты). П. Чайковский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Симфония № 8 («Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шуберт.

Симфония № 7 («Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович.

Этюды но каприсам И. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты № 2 ре минор. И.-С. Бах — Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт — Ф. Лист.

Сюита в старинном стиле. А. Шнитке.

Рапсодия а стиле блюз. Дж. Гершвин.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

Образцы музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

Журавли Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Сыновья уходят в бои. Слова и музыка В. Высоцкого.

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.

Нечаянно-негаданно. Слова и музыка Ю. Кима.

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.

Следы. Слова и музыка В. Егорова.

Колоколенка. Слова и музыка Л. Сергеева.

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

Содержание программы предмета Музыка» 7 класс
тема I полугодия:

«Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» (16 часов)
Урок 1.Классика и современность.

Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля.

Наиболее важные и глубокие процессы определенного времени, дух и характер народа, отраженные в классической музыке. Стиль эпохи (старинная и современная музыка),стиль национальный (русская и зарубежная), индивидуальный стиль автора (музыка Бетховена, Мусоргского, Прокофьева).

Урок №2.и Урок №3.В музыкальном театре. Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Музыкальная драматургия. Этапы сценического действия. Развитие: завязка-конфликт-кульминация-развязка. Либретто. Опера и её составляющие: ария, песня, каватина, речитатив, дуэт, трио, ансамбль, действие, картина, сцена. Виды опер.

Роль оркестра в опере.

Первый русский композитор мирового значения – М.И.Глинка. Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля.

Урок №4 и Урок №5.А.П.Бородин. Опера «Князь Игорь».

Русская эпическая опера. Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев.

Сюжет древнерусского «Слово о полку Игореве» («дела давно минувших дней». Основное действующее лицо оперы – народ. Сцена солнечного затмения. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

Урок №6. Образ единого развивающего танца в музыке М.Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки.

Динамическое и оркестровое развитие музыки. Характерные черты творчества французского композитора Мориса Равеля: близость к музыкальному импрессионизму, обращение к фольклору, изящность формы, преобладание программно-изобразительной музыки.

Урок №7. В музыкальном театре. Балет «Ярославна» Б.Тищенко.

Балет и его составляющие. Типы танца в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижера в балете. Современный и классический балетный спектакль.

Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко. Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

Урок №8. Героическая тема в музыке.

Бессмертные произведения русской музыки - героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.

Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. «Симфония №2» (Богатырская) А.Бородина. Кантата «А.Невский» С.С.Прокофьева. Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки. Опера «Князь Игорь» А.Бородина.

Урок №9. Обобщение темы 1 четверти.

Урок №1(10). В музыкальном театре. Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина.

Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля.

Знакомство с жизнью и творчеством Дж.Гершвина – создателя американской национальной классики XX в., первооткрывателя симфоджаза. Драматургия развития оперы. Музыкальный образ.

Урок №2(11). Развитие традиций оперного спектакля.

Крупнейшие музыкальные центры мирового значения. Имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Опера «Порги и Бесс» Дж.Гершвина (фрагменты), опера «Князь Игорь» А.П.Бородина (фрагменты).

Урок №3(12) и Урок №4(13). Опера «Кармен» Ж.Бизе. Образы Хозе и Эскамильо.

«Кармен»-самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо. Драматургия оперы – конфликтное противостояние.

Музыкальная драма. Увертюра оперы. Образ Кармен - развитие в песне и танце. Народные сцены. Испанский колорит. Музыкальные образы – воплощение каких-либо жизненных событий.

Урок №5(14). Балет «Кармен-сюита» Р.Щедрина.

Знакомство с балетом Р.К.Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореадора.

Особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе. Современная интерпретация.

Урок №6(15). Сюжеты и образы духовной музыки. Музыкальное «зодчество» России.

Музыка И.С.Баха – язык всех времен и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. С.Рахманинов.

«Высокая месса» - вокально-драматический жанр («От страдания к радости»). Драматургия контрастных образов. Всенощная. Музыкальное «зодчество» России в творчестве С.В.Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени».

Урок №7(16). Обобщение темы 2-й четверти.
тема II полугодия:

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
Урок №1(17). Рок-опера «Иисус Христос - суперзвезда» Э.Л.Уэббера.

Вечные темы в искусстве. Главные образы. Драматургия рок-оперы – конфликтное противостояние. Музыкальные образы главных героев.

Традиции и новаторство в жанре оперы. Драматургия развития и музыкального языка основных образов рок-оперы. Контраст главных образов.

Урок №2(18). Музыка к драматическому спектаклю. «Гоголь-сюита» А.Шнитке.

Знакомство с музыкой А.Г.Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н.В.Гоголя.

«Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев оркестровой сюиты. Полистилистика. Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки.

Урок №3(19). Музыкальная драматургия-развитие музыки. И.С.Бах.

Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Особенности драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок №4(20). Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного.

Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.

Урок №5(21). Камерная инструментальная музыка.

Музыка в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма).

Инструментальные произведения русских композиторов. Изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции.

Урок №6(22). Этюд. Транскрипция.

Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Транскрипции – наиболее популярный жанр концертно-виртуозных произведений. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа.

Этюды Ф.Листа, Н.Паганини, И.С.Баха, Ф.Буззони.

Урок №7(23) и Урок №8(24).Циклические формы инструментальной музыки.

«Сюита в старинном стиле» А.Шнитке.

Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А.Шнитке. Полистилистика.

Инструментальный концерт, кончерто гроссо. Освоение характерных черт стиля композиторов. Полистилистика – намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений.

Урок №9(25). Соната. Сонатная форма. Л.ван Бетховен.

Углубленное знакомство с жанром камерной музыки-соната. Различие музыкальной драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного аллегро (экспозиция, разработка, реприза, кода). Соната в творчестве великих композиторов: Л. ванн Бетховена.

«Соната №8» Л.ван Бетховена. Принцип сонатности.

Урок №10(26). Соната. Принципы музыкального развития. Обобщение изученного за 3 четверть.

Фортепианные сонаты С.С.Прокофьева, В.А.Моцарта. Сценическое понимание конфликтности в музыкальном развитии, театральность их драматургии, использование жанров XVII-XVIII вв. Симфонизация музыкальных образов.

Вариации, трехчастная форма, рондо. Обобщение темы четверти.

Урок №1(27). Симфоническая музыка. Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции «Симфонии № 40» В.А.Моцарта.

Роман в звуках – «симфония». Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов: Й.Гайдна и В.А.Моцарта.

Урок №2(28). Симфоническая музыка С.С.Прокофьева и Л.ван Бетховена.

«Классическая симфония» в сочетании «налета новых гармоний». Классические образы музыки 18 века преломленные сквозь призму русской песенности у С.Прокофьева. Средства общения музыки со слушателями у Л.ван Бетховена.

Глубокая сосредоточенность на большой жизненной идее - общая психологическая черта симфонизма.

Урок №3(29). Симфоническая музыка Ф.Шуберта и В.Калинникова.

Изложение – симфонизм Шуберта. Романтические, лирико-драматические музыкальные образы в двух частях законченного произведения. Непрерывное мелодическое развитие с использованием полифонических приемов симфонизма Калинникова.

Урок №4(30). Симфоническая музыка П.И.Чайковского и Д.Б.Шостаковича.

Тема «рока» в «Симфонии №5» Чайковского и «Симфония №7» (Ленинградская) Шостаковича. Драматический конфликт.

Урок №5(31). Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси.

Живописность музыкальных образов симфонической картины. Импрессионизм в музыке. Приемы развития, оркестровка для передачи непосредственных ощущений.

Урок №6(32). Инструментальный концерт А.Хачатуряна и Д.Гершвина.

Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно-симфонический цикл. Национальный колорит концерта Хачатуряна. Симфоджаз Дж.Гершвина. Рапсодия в стиле блюз.

Урок №7(33). Музыка народов мира (кантри, фольк-джаз, рок-джаз).

Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

Урок №8.(34). Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Обобщение изученного за год.
Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение музыки в 7 классе основной школы выделяется 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Результаты изучения учебного курса

Предметные результаты:

- обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
- накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
- выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
- совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель);
- развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
- совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
- освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
- развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
- развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Обучающиеся научаться:

- воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение;

- размышлять об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым и жанровым  признакам;

- работать  с  нотной  записью  как  простейшим знаковым (графическим) обозначением музыкальной речи;

- выявлять интонационное сходство музыкальных произведений через различные средства музыкальной выразительности (лад, динамика,мелодия,темп);

- владеть навыками хорового, ансамблевого и сольного пения в исполнительской деятельности, выразительно исполнять песни, овладеет навыками ее концертного исполнения;

- внимательно слушать классическую музыку, демонстрировать знания о различных жанрах музыки, музыкальных инструментах;

- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности (пластические этюды, дирижирование, театрализованные игры, инструментальное музицирование, пение);

- научатся проявлять самостоятельность и оригинальность при решении творческих заданий;

- узнавать изученные музыкальные сочинения, определять на слух основные жанры музыки, называть их авторов;

- определенному уровню развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;

– образ Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края;

- представление о русской истории, отраженные в музыке разных жанров;

– интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;

– первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;

– этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

– выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– нравственно-эстетических переживаний музыки;

– восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героико-патриотического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;

- музыкальных впечатлений, связанных с музыкой религиозной традиции;

– позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;

– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;

– представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

– эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

– выполнять действия в устной форме;

– осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

– воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;

– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

– выполнять действия в громко-речевой (устной) форме.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

– расширять свои представления о музыке (например, обращаясь к разделу «Рассказы о музыкальных инструментах»);

– ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

– использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в т.ч. карточки ритма;

– читать более сложное схематическое изображение;

– различать условные обозначения;

– сравнивать разные части музыкального текста;

– соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск дополнительной информации (задания типа «Выясни у взрослых…»);

– работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;

– соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);

– соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

- познавать стилевые особенности знакомых композиторов;
Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;

– исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);

– учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

– принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

– следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;

– следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;

– понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;

– контролировать свои действия в коллективной работе;

– проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

10.  «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

11.  Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

12.  «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

13.  Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

14.  Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

15.  Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

16.  Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

17.  Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

18.  Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

19.  Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

20.  Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

21.  Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

22.  Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

23.  Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

24.  Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

25.  Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

26.  «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

27.  «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

28.  «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

29.   «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

30.  «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

31.  «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

32.  «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

33.  Журнал «Музыкальная жизнь» выпуски №1-12.

34.  Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

35.  Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

36.  Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

37.  Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

38.  Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

39.  Песенные сборники.

40.  Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

41.   Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением.  М.: Глобус, 2008.- 176с

42.  Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка и изо)» Музыка (5-6 классы)
Рабочая программа по предмету «Музыка» для основной школы предназначена для учащихся 5-6-х классов
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка»
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа учебного курса «Музыка»
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа учебного предмета «Музыка»
Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена...
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка»,...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень)
«Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской...
Программа по предмету «Музыка» iconМетодические рекомендации по преподаванию курса «Музыка в формировании...
В результате введения данного курса преподавание образовательной области «Искусство» становится непрерывным и преемственным: данный...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)»
«Музыка 1-8» классы. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под руководством Д. Б. Кабалевского 3-е...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Искусство (музыка)»
«Музыка. 1-8 классы» Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации под руководством Д. Б. Кабалевского 3-е...
Программа по предмету «Музыка» iconПрограмма по мхк (Мировая художественная культура) разработана на...
Данный учебный предмет включает содержание раздела «Синтез искусств» из федерального компонента государственного образовательного...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «Музыка» 5 класс
«Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. В данной программе нашли...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по предмету «музыка»
Федерального государственного образовательного стандарта ноо, примерной программы по музыке. – М.: Просвещение, 2010 с учетом авторской...
Программа по предмету «Музыка» iconРабочая программа по учебному предмету «Музыка» 4 класс
«Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной, входящей в умк «Школа России»( Школа России. Концепция и программы для...
Программа по предмету «Музыка» iconПрограмма по учебному предмету «Музыка»
«Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений разработана с учетом закона «Об образовании», в соответствии с ооп ноо мбоу...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск