Скачать 247.76 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа Лебединской Елены Владимировны учителя музыки по учебному предмету «Музыка» 7 класс 2013 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 7 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка», 5-7 классы Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (Программы общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-7 кл., Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская – Москва «Просвещение», 2007 год). Цель - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Задачи:
В авторскую учебную программу изменения не внесены. Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской. При работе по данной программе используется учебно-методический комплект:
В соответствии с учебным планом МБОУ «СО Роговатовская школа с УИОП» в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель). Контроль знаний по предмету производится в форме тестирования 1 раз в полугодии (стартовая (входная) работа — 1, промежуточный контроль уровня достижения результатов — 1, итоговый контроль уровня достижения результатов — 1). Формы организации учебного процесса: - экскурсия; - конкурс; - викторина; - самостоятельная работа; - творческая работа; - путешествие. Формы текущего контроля знаний, умений и навыков Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются:
Требования к уровню подготовки учащихся Для достижения цели освоения содержания учебного материала учащиеся 7 класса должны: Знать. понимать и уметь:
Календарно-тематическое планирование
Содержание программы учебного предмета В 7 классе на уроках музыки предметом рассмотрения являются вечные темы классической музыки и их претворения в произведениях различных жанров, художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров — опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам. На уроках музыки в 7 классе рассматриваются более глубокие связи музыки с жизнью, открываются возможности для обогащения представлений школьников о специфике музыкально-образного отражения мира. В основных темах сконцентрированы главные общечеловеческие ценности искусства (академические жанры, классическое наследие). В связи с этим музыкальные занятия с подростками направлены на проявление готовности к самостоятельным творческим пробам. Главной темой программы для 7 класса является тема «Классика и современность». Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки», «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской, проектной деятельностью. Современный проект учащихся — это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки», «Музыкальная культура родного края», «Классика на мобильных телефонах», «Есть ли у симфонии будущее», «Музыкальный театр: прошлое и настоящее», «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители», «Музыка народов мира: красота и гармония». Раздел I . «Особенности драматургии классической музыки» 17 час Урок № 1. Классика и современность Понятия «классика», «классика жанра», «стиль». Вечные темы классической музыки. Современность классической музыки. Понятия «стиль эпохи», «национальный стиль», «индивидуальный стиль автора». Урок № 2. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Определение оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Строение оперы. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический. Опера «Иван Сусанин» отечественная героика-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы. Урок № 3. Опера «Иван Сусанин». Судьба человеческая — судьба народная. Родина моя! Русская земля. Глинка М.И. - основоположник русской классической оперы. Этапы сценического действия в опере «Иван Сусанин». Составные номера оперы: каватина и рондо, дуэт, романс, ария, речитатив и др. Урок № 4 Опера «Князь Игорь» Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ — основное действующее лицо оперы. Этапы сценического действия в опере «Князь Игорь». Музыкальная характеристика князя Игоря. Урок № 5. Опера «Князь Игорь». Портрет половчан. Плач Ярославны. Сопоставление двух противоборствующих сил, как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы. Урок № 6. В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон русской земли. Первая битва с половцами. Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета — хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слово о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета. Урок № 7. Балет «Ярославна». Плач Ярославны. Молитва. Женские образы балета. Жанр молитвы в балете. Сравнение образных сфер балета с образами оперы «Князь Игорь» Бородина А.П. Урок № 8. Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов. Особенности музыкальной драматургии героика-патриотического и эпического жанров. Подбор музыкального и литературного ряда к произведениям изобразительного искусства: И. Глазынов «Слава предкам», «Два князя»; В. Верещагин «Не замай — дай подати!»; П. Корин «Александр Невский»; И.Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»; В. Серов «Въезд Александра Невского в Псков»; И. Козловский «Памятник Александру Невскому». Урок № 9. В музыкальном театре. Мой народ — американцы. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера. Д. Гершвин — создатель национальной классики 20 века. Жанры джазовой музыки — блюз, спиричуэл. Симфоджаз — стиль, соединивший классичекие традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. «Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Урок № 10 Урок-обобщение по теме: «Классика и современность». Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Споринга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. Урок № 11. «Порги и Бесс». Развитие традиций оперного спектакля. Конфликт как основа драматургического развития оперы. Музыкальные характеристики главных героев: Порги и Спортинга Лайфа. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля. Урок № 12. Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки. Урок № 13. Опера «Кармен». Образы Хозе и Эскамильо. Раскрытие музыкального образа Хозе через интонации французских народных песен, военного марша и лирического романса. Музыкальная характеристика Эскамильо. Урок № 14. Опера «Кармен». Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образы Кармен, Хозе, образы «масок» и Тореодора. Новое прочтение оперы Ж.Бизе в балете Р. Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро. Урок № 15. Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страданий к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени. Характерные особенности музыкального языка И.С. Баха. Современные интерпретации музыкальных произведений И.С. Баха. Вокально-драматический жанр мессы. Сопоставление двух образных сфер. Музыкальные образы всенощной. Урок № 16. Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда». Вечные темы. Главные связи. Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды. Урок № 17. Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты». «Музыканты — извечные маги». Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики. Раздел II. «Особенности камерной и симфонической музыки» 18 час Урок № 18. Музыкальная драматургия — развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Урок № 19. Два направления музыкальной культуры. Светская музыка. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки. Урок № 20. Камерная инструментальная музыка. Этюд. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. И Листа Ф. Урок № 21. Камерная инструментальная музыка. Транскрипция. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Урок № 22. Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля А. Шнитке. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального и исторического колорита. Урок № 23. Сюита в старинном духе А. Шнитке. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Урок № 24. Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена и Ф. Шопена. Выдающиеся исполнители: С. Рихтер, В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Плетнев. Урок № 25. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.А. Моцарта. Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: С.С. Прокофьева или В.А. Моцарта. Урок № 26. Симфоническая музыка. Симфония № 103 («С тремоло летавр») Й. Гайдна. Симфония № 40 В.А. Моцарта. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония - «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.А. Моцарта. Урок № 27. Урок-обобщение по теме «Музыкальная драматургия». Викторина по пройденным темам. Урок№ 28. Симфония №1 (Классическая) С.С. Прокофьева. Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберт. Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева. Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта. Характерные черты музыкального стиля Шуберта. Урок № 29. Симфония № 1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.И. Чайковского. Автобиографичный подтекст симфонии П.И. Чайковского. Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля П.И. Чайковского. Урок № 30. Симфония № 7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Д.Д. Шостаковича. Характерные черты музыкального стиля Д.Д. Шостаковича. Урок № 31. Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля К. Дебюсси. Урок № 32. Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора А. Хачатуряна. Урок № 33. «Рапсодия в стиле блюз». Д. Гершвина. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Д. Гершвина. Урок № 34-35. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит. Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Формы и средства контроля учащихся В качестве форм контроля используются творческие задания, тесты, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, выполнение и защита презентаций. Виды контроля:
Формы (приемы) контроля: наблюдение, анализ и оценка учебных, учебно-творческих работ; исследовательская деятельность, устный опрос. Перечень учебно-методических средств обучения Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса Основная литература:
Литература дополнительная:
Учебно-методические средства обучения
MULTIMEDIA – поддержка предмета
|
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень) «Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской... | Рабочая программа учебного предмета «Музыка» Программа по предмету Музыка для 5, 6 классов составлена на основе программы разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского Программы... | ||
Кабалевского Д. Б. «Музыка» Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа разработана... | Рассмотрено согласовано утверждаю Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 7 класса на 2014-2015 учебный год Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» Прог-раммы для общеобразовательных учреждений: Музыка:... | ||
Рабочая программа по музыке за курс начальной общей школы для 4 класса Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных... | Программа по учебному предмету «Музыка» «Музыка» для 1 класса общеобразовательных учреждений разработана с учетом закона «Об образовании», в соответствии с ооп ноо мбоу... | ||
Пояснительная записка к Рабочей программе по музыке 6 класс (общеобразовательный... Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | Рабочая программа по музыке для 6 класса разработана на основе авторской... Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа... | ||
Рабочая программа по музыке 8-9 класс «Музыка» разработана на основе программы «искусство. Музыка 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». Авторы:... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» Рабочая программа составлена на основе программы «Музыка» под редакцией Сергеевой Г. П. и Критской Е. Д. для 5-7 классов общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по предмету Искусство (Музыка) для 5 класса на 2013-2014 учебный год Программа разработана для организации учебного процесса по Музыке для 5 класса и составлена на основе обязательного содержания образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Музыка» для 3 класса составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы», Критской Е. Д., Сергеевой... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по музыке для 6 класса, базовый уровень, (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской программы «Музыка»... |