Рабочая программа по музыке за курс начальной общей школы для 4 класса
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год)
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
• Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
• 3-го издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы об-щеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2007 год;);
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;
• Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
• Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
Настоящая рабочая программа разработана применительна к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания.
Настоящий календарно-тематический план учитывает возрастную специфику учащихся. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания.
Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, всего - 34часов.
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа обеспечена типовой программой по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений;
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки в 4 классе:
развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной музыке; понимание учащимися содержания простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл; накопление детьми знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; первоначальных представлений об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах; активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных); накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
Метод эмоциональной драматургии;
Метод создания «композиций»;
Метод игры;
Метод художественного контекста;
Метод концентричности организации музыкального материала.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение жанров песни, танца и марша; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания; тестирование, разработанное автором, устный опрос.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Музыка» изучается в 4-м класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование и в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Содержание тем учебного курса.
Музыка моего народа (16 часов)
Знакомит учащихся с русским музыкальным искусством. Это знание выступает как своеобразный стержень, вокруг которого затем последовательно группируются другие знания: связь родного искусства с музыкой других народов нашей страны, музыкой разных народов мира. Особое место в изучении музыки нашего народа занимают героические образы борьбы русского народа, а также образы-символы, полные духовного смысла (Гимн России, Баснер «С чего начинается родина»,Чесноков «Отче наш», «Херувимская», «Свете тихий», «Богословии душа», Бортнянский «Сей день», «Рече господи», «Тебе бога славим»). Русский характер раскрывается в таких народных песнях как «Эх, ухнем», «Солдатушки, бравы ребятушки».
Сопоставление предсмертной арии Ивана Сусанина и торжественно-ликующего монументального хора «Славься» из той же оперы, воспевающего могучую силу и несокрушимость русского народа-помогает ребятам почувствовать, понять высокий нравственный смысл этой героико – патриотической оперы.
Слушая музыку 1 части Третьего концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова, исполняя её главную мелодию, дети имеют возможность ощутить тонкий лиризм рахманиновской музыки. Учащиеся знакомятся с былинами, обрядовыми песнями, солдатскими, историческими.
Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ (18 часов)
Знания учащихся о музыке своего народа выступает как основа для понимания сходства, а также различия русской музыки и музыки других народов. Знакомство с украинской народной песней «Веснянка», грузинской («Лезгинка»), азербайджанской («Цыплята»). Знакомство с музыкой Хачатуряна («Русская пляска», «Колыбельная» из балета «Гаянэ».
Учащиеся знакомятся с музыкой разных народов мира. Это японская народная песня «Вишня», норвежская музыка (Э.Григ), африканская (К.Караев «Тропою грома».
Учащиеся узнают о произведениях Бетховена, Моцарта, Шопена, Гершвина.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс
музыки 4 класса.
По итогам освоения программы 4 класса обучающиеся должны знать/понимать:
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь:
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;
владеть компетенциями: эмоционально-целлостной, познавательной, информационно - коммуникативной, рефлексивной ;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности..
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
- самостоятельная работа;
- устный опрос;
- взаимоопрос;
- синквейн;
- цифровой диктант;
- тест.
Учебно-тематический план. I полугодие «Музыка моего народа» (16 часов).
№
| Наименование темы
| Всего
часов
| Образовательный
продукт
| 1.
| Музыка моего народа.
| 4
| Гимн России. Глинка «Патриотическая песня», р.н.п. «Вниз по матушке по Волге», «Во поле берёза стояла», А. Даргомыжский – вариации на тему песни «Вниз по матушке по Волге». Р. н. п «Тонкая рябина», «Среди долины ровныя», Римский-Корсаков. песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко». С. Рахманинов. Фрагмент концерта №3 для фортепиано с оркестром.
| 2.
| Танцевально-плясовая музыка
Шуточная песня.
| 1
| Р. н. п: «Калинка», «Светит месяц», «Барыня», «Пойду ль я, выйду ль я», «Камаринская». Воронежские частушки, Р. Щедрин «Озорные частушки» (фрагмент).
| 3.
| Трудовые песни
Обрядовые песни.
| 1
| Р. н. п «Эй, ухнем!» (Дубинушка). И. Дунаевский «Урожайная».
Р. н. п «Блины». «Гори, гори ясно». Н. Римский-Корсаков опера «Снегурочка» (Проводы Масленицы).
| 4.
| Народные музыкальные инструменты.
| 1
| Р. н. п. «Светит месяц», «Камаринская», плясовые наигрыши, «Тонкая рябина». Н. Римский-Корсаков «Снегурочка» (3-ья песня Леля). П. Чайковский «Детский альбом» (Мужик на гармошке играет).
| 5.
| Былины.
| 1
| Рус. нар. песня «Ой, да ты, калинушка». А. Гречанинов «Добрыня Никитич» (хор Проводы Добрыни). Н. Римский-Корсаков Опера-былина «Садко» (фрагмент).
| 6.
| Солдатские и исторические песни.
| 1
| Р. н. п. «Солдатушки, бравы ребятушки»; «Ты взойди, солнце красное»; « Песня про татарский полон».
| 7.
| Связь народной и композиторской музыки.
| 3
| Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», (Сеча при Керженце), С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (фрагменты); М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» (фрагменты). Д. Шостакович «Новороссийские куранты».
| 8.
| Колокольный звон.
| 1
| Колокольный звон. М. Глинка «Иван Сусанин» (хор «Славься»). С. Рахманинов. 1 часть 2-го концерта для фортепиано с оркестром. Рус. нар. песня «Вечерний звон».
| 9.
| Революционные песни.
| 1
| Революционные песни «Смело, товарищи, в ногу!»; «Варшавянка», «Замучен тяжёлой неволей».
| 10.
| «Музыкальная ярмарка».
| 2
| Муз. материал, пройденный за полугодие.
| 11.
| Музыка народов разных стран.
| 1
| Р. н. п. «Вниз по матушке по Волге», Д. Крыжановский «Реве та стогне Днепр широкий», украинская народная песня «Веснянка».
| 12.
| Украинская музыка.
| 1
| Украинская народная песня «Веснянка». П.И. Чайковский. Фрагмент финала концерта №1 для фортепиано с оркестром, М. Мусоргский «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка». Н. Римский-Корсаков «Колядка девчат» из оперы «Ночь перед Рождеством».
| 13.
| Белорусская и молдавская музыка.
| 1
| Белорусские народные песни «Перепёлочка», «Реченька», «Бульба» (песня-танец), молдавский народный танец «Молдовеняска».
| 14.
| Музыка прибалтийских народов.
| 1
| Эстонские народные песни «Хор нашего Яна», латышская народная песня «Вей, ветерок», литовская народная песня «Солнышко встало». Э. Бальсис. Пролог и фрагмент 2-ой части кантаты «Не смейте трогать голубой глобус».
| 15.
| Музыка Центральной Азии.
| 1
| Узбекская народная песня «Мавриги». О. Садыков «Родничок». В. Князятов «Гульпак» (каракалпакская народная песня). М. Бурханов «Дударай» (обр. казахской мелодии), «На горе высокой» (таджикская народная песня)
| 16.
| Музыка закавказских народов.
| 2
| Осетинский народный танец «Лезгинка», грузинская народная песня «Сулико», Г. Гусейнли «Цыплята». А. Хачатурян «Марш» из «Оды радости», фрагменты из балета «Гаянэ», 2-ая часть сонатины для фортепиано. А. Спадавеккиа «Добрый жук».
|
| 2 полугодие
|
| Между музыкой моего народа и музыкой разных народов нет неперехрлимых границ
| 17.
| Музыкальный язык понятен всем народам.
| 1
| Дж. Гершвин. Колыбельная из оперы «Порги и Бесс», болгарская народная песня «Посадил полынь я». Э. Григ «Заход солнца».
| 18.
| Норвежская музыка.
| 1
| Норвежская народная мелодия «Камертон», Э. Григ «Заход солнца», П. Чайковский «Времена года» (осенняя песня, Баркарола).
| 19.
| Русская песня в творчестве немецкого композитора.
| 1
| Рус. нар. песня «Камаринская». Л. Бетховен «Вариации на тему русской народной песни «Камаринская», фрагмент 2-ой части сонаты №4; 3-ья часть симфонии №5.
| 20.
| Чешская и венгерская музыка.
| 1
| Чешская народная песня «Полька». З. Кодай. Чардаш из оперы «Хари Янош».
| 21.
| Итальянская песня в произведениях русских композиторов.
| 1
| Итальянская нар. песня «Макароны», «Санта Лючия». М. Глинка «Венецианская ночь». П. Чайковский «Детский альбом» (Неаполитанская песенка), С. Рахманинов «Итальянская полька».
Портреты М. Глинки, П.Чайковского и С. Рахманинова.
| 22.
| Французская песня и имитация турецкого барабана в произведениях австрийского композитора.
| 1
| Французская народная песня «Пастушья песня». В. Моцарт «Вариации на тему французской народной песни», «Рондо в турецком стиле», 1 часть «Симфонии №40».
| 23.
| Японская песня в вариациях советского композитора.
| 1
| Японская народная песня «Вишня» (Сакура). Д. Кабалевский «Вариации на японскую народную песню»
| 24.
| Использование музыки африканских народов в творчестве азербайджанского композитора.
| 1
| К. Караев. Фрагменты из балета «Тропою грома».
| 25.
| Польская музыка.
| 1
| Польская народная песня жаворонок. Ф. Шопен. Прелюдии №7,15,20. Мазурки № 43,47. Полонез №2 (фрагмент 1-ой части. В. Соловьев-Седой «Если бы парни всей Земли» (разучивание).
Портрет Ф. Шопена.
| 26.
| Музыка сближает и объединяет народы.
| 3
| Д. Шостакович «Родина слышит», А. Александров «Нас много на шаре земном», В. Соловьев-Седой «Если бы парни всей Земли», И. Дунаевский «Летите, голуби», «Марш веселых ребят», П. Пикассо «Голубь мира». Ф. Решетников «За мир».
| Всего часов
| 34
|
| |