Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников





Скачать 92.37 Kb.
НазваниеДизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников
Дата публикации09.10.2014
Размер92.37 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Харитонова Анжела Михайловна

учитель ИЗО школы № 705

соискатель учёной степени кандидата пед. наук

кафедры педагогики МГОУ
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников
Целью образовательного процесса всегда являлось воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства, а так же, создание благоприятных условий для разностороннего, гармоничного развития личности.

Личность человека формируется не только в семье, неформальных сообществах, трудовых коллективах, в сфере массовой информации и искусства. Наиболее системно, последовательно и глубоко нравственное развитие личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально ценностному, духовно нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, один из важнейших источников нравственности – это искусство, т.к. является кратчайшим путём донесения до сознания ребёнка представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном.Приобщение детей к духовным ценностям развивает в них духовные потребности и эстетические чувства.

Искусство заключает в себе большой потенциал для развития и формирования всесторонне развитой личности, способной видеть красоту, ценить ее и создавать произведения, включаясь в самостоятельный творческий процесс. Благодаря целенаправленному воздействию средствами искусства, у детей формируется художественный вкус, эстетические и нравственные ценности, закладывается внутренняя культура. Целью курса изобразительного искусства по Программе Федерального Государственного стандарта второго поколения является не только воспитание интереса к изобразительному искусству, но и обогащение нравственного опыта, воспитание нравственных и эстетических чувств.

Искусство, заключающее в себе культурные традиции и развивающееся вместе с цивилизацией, считается основным средством эстетического воспитания личности. Осознавая значимость этого факта, во многих публичных школах развитых стран мира во второй половине XX века искусство стали преподать во всех классах, на протяжении всего периода обучения, а так же уделять большое внимание эстетической организации учебно-воспитательного пространства, как среде эффективного воспитания личности. В частности, немецкая школа художественно-эстетического воспитания «Мosaik-schule» (www.mosaik-schule.org), школа духовно-эстетического воспитания в городе Талса (США), ManassasParkSchool (Вирджиния), школа «Knowhow» (Швейцария), «Schilter» (Австрия) и др. Однако, в отечественной педагогике, какотмечают в своих исследованияхБ.М.Неменский и Б.П.Юсов, долгое время значительных изменений не происходило, и массовая школа в России продолжала традицию обучения «чтению, письму, пению и рисованию».

Б.М.Неменским была разработана программа «Изобразительное искусство и художественный труд», являющаяся целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды изобразительного искусства: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Программа Б.М.Неменского внедряется и используетсяво многих учреждениях основного и дополнительного образования по всей России. Потенциал, которым она обладает, в то же время может быть увеличен за счет расширения сферы её применения посредством использования формирующих возможностей школьного пространства в учебном процессе, что требует своего научного осмысления.

Актуальность необходимости поиска возможностей углубления эстетического воспитания младших школьников обусловлена также немаловажной социальной проблемой – негативным воздействиемна личность ребёнка современной массовой культуры и искусства, наглядно демонстрирующих процессы разрушения традиционных мировоззренческих установок, нарушения самооценки личности. (Т.Ю.Быстрова, Г.Я.Василеску, Н.Н.Мосорова, Е.Е.Пронина, С.С.Рощупкин, Е.Ю.Шабалина, В.М.Шепель идр.) Дети вынуждены потреблять продукцию низкого художественного качества, что затрудняет развитие их творческих способностей и эстетического вкуса. В эстетических предпочтениях учащихся начальных классов часто наблюдается подражательство массовой культуре, неумение выразить собственную индивидуальность, понять истинный смысл произведений популярного искусства (как конструктивных, так и деструктивных), что может привести к неспособностишкольника достаточно осознано определять приоритеты в своем развитии, к принятию антигуманных ценностей, внушаемых коммерческим искусством и формированию негативных изменений в сфере нравственности.

Итак, существует потребность в преодолении негативного воздействия массовой культуры на современных детей и поиске формирующих возможностейхудожественного образования и учебно-воспитательной среды, и использование их в эстетическом воспитании младших школьников.

Основные принципы эстетического воспитания всесторонне освещены в исследованиях А.Н.Андреюшина, А.И. Бурова, И.Ф. Гончарова, Н.И. Киященко, Г.П. Климовой, О.В. Котиковой, H.JI.Лейзерова, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского, Н.В.Осиповой, Н.М. Сокольниковой, С.В. Харитонова, Г.П. Шевченко и других авторов; педагоги рассматривают вопросы становления и развития эстетического восприятия, эстетических чувств, эстетической потребности, эстетической деятельности, эстетических суждений, эстетического вкуса и эстетического идеала, а также условия формирования перечисленных качеств эстетически развитой личности. Ученые единодушны в том, что школа нуждается в системе эстетического воспитания, которая должна охватить все без исключения классные и внеклассные формы занятий, проникнуть во все школьные дисциплины, помогая учащимся, по словам Льва Кассиля, «правильно постигать прекрасное, верно чувствовать красоту – это им будет нужно в жизни, чтобы почувствовать себя совершенно счастливыми».

Эстетическое воспитание включает в себя две взаимосвязанные стороны: внешнюю̵ ̵̵это задачи, содержание, средства и методы эстетического воспитания ̵ ̵̵ и внутреннюю –творчески преобразующую деятельность ребенка, который под руководством педагога постепенно приобщается к прекрасному, формирующую эстетическую культуру личности.

Традиционно эстетическое воспитание школьников осуществляется средствами искусств на уроках эстетического цикла: уроках музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Однако на протяжении последних лет мы становимся свидетелями возрастания роли дизайна как вида эстетической деятельности, объектом которой является мир вещей, создаваемых человеком средствами индустрии по законам красоты и функциональности.

В настоящее время ряд ученых признают дизайн самостоятельной формой эстетической деятельности, занятия по дизайну включены в некоторые программы обучения изобразительному искусству, в частности, в программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Это позволяет говорить о необходимости обучения школьников дизайну в процессе эстетического воспитания.

Благодаря дизайну, как принципиально новому направлению эстетики, у педагогического искусства появляются новые возможности, позволяющие целенаправленно создавать учебно-воспитательное пространство, способное оказывать формирующее влияние на личность учащихся. Известно, что эстетически организованная среда способна воздействовать на людей, формируя и развивая основные элементы ценностно-ориентационногo сознания: эстетические чувства, вкус, суждения. Еще в античное время в философских дискуссиях затрагивалась тема соотношения пользы и красоты произведений изобразительного и других видов искусств, а величайшие гении эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, МикеланджелоБуонаротти), создавая шедевры живописи, скульптуры и инженерно-архитектурных расчетов, основывали свои проекты на формуле гармоничного синтеза эстетики и технологичности.

С победой технической революции в конце XVIII – начале XIX векамногие мыслители заговорили об активном вмешательстве художника в облик предметного мира окружающего человека, исходя из отвлеченного эстетического идеала. В середине 19 века предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, т.к. технический прогресс породил новый мир, мир машинных технологий, формирующий совершенно иной подход к творчеству и поэтому назрел вопрос эстетики о наполнении бездушных изделий массового производства художественной формой. Этот период истории можно назвать датой рождения дизайна и определения его не только в качестве средства наполнения жизнью массовой продукции и двигателя торговли, но и как попытки противостояния духовно-эстетической деградации общества.

Дизайн – результат безграничного расширения сферы прикладного искусства и его развития на промышленной основе, результат проникновения эстетики в различные сферы жизни.

Возникнув как высокотехнологичный вид деятельности, чтобы «очеловечить» продукцию машинного производства, дизайн и сегодня использует самые современные технологии, разрабатывает новые техники, значительно снижающие затраты времени и позволяющие оптимизировать производство предметов для интерьера и быта, изделий декоративно-прикладного искусства, для изготовления которых недостаточно традиционных техник и материалов.

В свою очередь, на уроках изобразительного искусства и занятиях по дополнительному образованию учащиеся постоянно сталкиваются с проявлениями дизайна при оформлении выставок, создании стенгазет, а также изучают элементарные основы дизайна в рамках общеобразовательной программы по изобразительному искусству Б.М.Неменского для начальных классов в разделах «Мастер изображения, постройки и украшения», «Искусство в твоём доме» и «Искусство на улицах города».

Таким образом, в современной общеобразовательной школе дизайн изучается фрагментарно в рамках некоторых предметов и не используется широко как самостоятельное средство эстетического воспитания. Это касается не только дизайна как сферы деятельности учащихся начальных классов в рамках учебного предмета «изобразительное искусство» или занятий по дополнительному образованию, но и дизайна как основы стилистического оформления и организации школьного пространства. Как правило, в современных школах учебная среда недостаточно эстетически организована и недостаточно ориентирована на конечного потребителя, т.е. школьника, и следовательно, не может оказывать на развитие его личности должного влияния, поскольку в эстетически неподготовленной среде формирующее влияние педагогического искусства гораздо ниже своих потенциальных возможностей.

В феврале 2010 года Президентом Российской Федерации Д. Медведевым была утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», предполагающая не только переход на новые образовательные стандарты, но и изменение школьной инфраструктуры. Согласно проекту документа, школы должны стать современными зданиями с оригинальными дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной архитектурой.

Однако, архитектура и дизайн школьного пространства на данный момент в редчайших случаях соответствует её типу и профилю. В основном, это частные школы, либо православные школы. В любой школе должна существовать своя внутренняя культура, отражающая определённые традиции и внутреннюю атмосферу. Следовательно, необходимо создавать такое образовательное пространство, которое будет способствовать созданию гармоничного процесса обучения и воспитания учащихся.

Таким образом, обнаруживается взаимосвязь изобразительного искусства как учебного предмета и дизайна как сферы деятельности, и появляются предпосылки для развития эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения изобразительному искусству. Отдельные темы базового курса изобразительного искусства для начальной школы могут быть дополнены элементами теоретических основ дизайнаи практической работой по эстетическому оформлению пространства школы.Это даст возможность учащимся наслаждаться прекрасным не только в природе и в искусстве, но и в повседневной жизни, находясь в эстетически организованной школьной среде и испытывая её формирующее влияние, а так же обеспечит эффективность учебно-воспитательного процесса и эстетического воспитания, основанных на соучастии школьников в проектировании учебной среды. Всё это будет способствовать целенаправленному развитию личности школьника, способного понимать, эстетически оценивать и творчески преобразовывать в своей практической деятельности окружающий мир.




Библиография:

  1. Андреюшин А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений в условиях развивающего обучения. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1996. - 195 с.

  2. Ващенко О. Н. Духовно-эстетическое воспитание детей в процессе дополнительного художественного образования. Диссертация кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону 2008.

  3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Просвещение. М., 2009

  4. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1978.- 160 с.

  5. Осипова Н.В. Педагогические основы эстетизации учебно-воспитательного пространства школы. Дисс. док.пед. наук. М., 2003



  6. Киященко Н.И. Эстетическое образование как способ формирования личности. Вопросы философии. М., 2010

  7. Рудаков Д. Ю. Развитие эстетической воспитанности учащихся средствами дизайна в процессе обучения информатике. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 2003

  8. Стандарты второго поколения по изобразительному искусству. Просвещение. М., 2009

  9. Соловьёва А.В. Эстетическое воспитание личности средствами дизайн-образования

  10. Харитонов С.В. Эстетическое воспитание школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна (на материале работы кружков технической эстетики). Дисс. . канд. пед. наук. - Рязань, 1999

  11. Шевченко Г.П. Эстетическое воспитание в школе: Учеб.-метод. пособие. Киев: Рад.шк., 1985

  12. Юсов Б.П. Концепция полихудожественного развития школьников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconВиртуальный музей как средство распространения культурной и образовательной...

Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconУчебные проекты как средство развития исследовательских навыков младших школьников

Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconВедение дневника читательских удивлений как средство повышения интереса...

Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconУчебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование учебно – воспитательного процесса и повышения качества знаний младших школьников школы 7 и 8 вида”
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconПрограмма по английскому языку для 8 класса (экстерн) Учебник «English viii»
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство...
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconСценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения
Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство...
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Игры на внимание как средство повышения уровня физической подготовленности младших школьников
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconБыстрота в боксе
Бокс ■— сложный и мужественный вид спорта приоб­ретает все большее признание не только как эффектив­ное средство в деле разностороннего...
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников icon6. Учебник английского языка для 10-11класса, авт. Кузовлев В. П....
Иностранный язык стал осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и взаимодействия людей, средство приобщения к иной...
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...
Дизайн учебно-воспитательного пространства как средство эстетического образования младших школьников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, средство взаимопонимания и как важное средство для развития...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск