Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет»





Скачать 258.65 Kb.
НазваниеУдк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет»
страница1/3
Дата публикации17.07.2013
Размер258.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3
УДК 378+37.013

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКИ НАПРАВЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

М.В. Сёмина, к.п.н., доцент; К.О. Сёмина, студентка 4 курса

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»

г. Чита, Забайкальский край

semina-67@mail.ru

Аннотация: В статье представлен краткий обзор научно-практических путей решения проблемы подготовки российской молодежи в браку и семье. Основное внимание уделено характеристике контекстных проблеме педагогических конструктов, рассмотренных в тезаурусе системно-синергетического и компетентностного методологических подходов: фамилистической метакомпетентности молодежи и фамилистически направленному образовательному пространству. Автор излагает теоретические основы педагогического проектирования фамилистически направленного образовательного пространства, включающего комплекс педагогических принципов, условий и закономерностей, выявленных в процессе становления и развития фамилистической метакомпетентности молодежи, обучающейся в вузе. Представлены ориентационно-перспективный, содержательно-деятельностный, информационно-средовый и событийно-рефлексивный векторы развития фамилистически направленного пространства, определяющие его многомерность в обеспечении развивающего эффекта. Отмечена связь эффективности педагогического сопровождения становления фамилистической метакомпетентности обучающихся в условиях многомерного фамилистически направленного образовательного пространства с уровнем профессиональной компетентности педагога высшей школы. Изложены основы организационно-педагогического сопровождения становления и развития фамилистической метакомпетентности обучающихся в локальном фамилистически направленном образовательном пространстве.

Ключевые слова: институт семьи, педагогика подготовки молодежи к браку и семье, фамилистическая метакомпетентность, фамилистически направленное образовательное пространство, педагогическое проектирование.

PEDAGOGICAL PLANNING OF FAMILISTICALLY DIRECTED EDUCATIONAL SPACE

M.V.Sуоminа , PhD. Associate Professor; K.O.Sуоminа, student 4 th course of

FGBOU VPO "Transbaikal State University"

Chita, Transbaikal region

Annotation: This paper represents the short review of the scientific and practical ways to resolve the problem of the preparation of Russian youth to marriage and family. Much attention is given to characteristic of contextual problem of pedagogical constructs considered in the thesaurus of synergetic system-competence methodological approaches: familistic metacompetence of youth and familistically directed educational space. The author represents the theoretical basis of pedagogical planning of familistically directed educational space, which includes the complex of pedagogical principles, conditions and patterns identified in the process of formation and development of familistic metacompetence of youth, studying at the university. The orientation- perspective, meaningfully active, information-environmental and event-reflective vectors of development of familistically directed educational space, defining its multidimensionality in providing developing effect are represented. The connection of effectiveness of pedagogical support of familistic metacompetence formation of students in conditions of multi-dimensional familistically directed educational space with level of professional competence of teachers of high school is noted. The foundation of organizational and pedagogical support of the formation and development of students’ familistic metacompetence in the local familistically directed educational space.

Keywords: family institute, pedagogics of preparation of youth to marriage and a family, familistic metacompetence, familistically directed educational space, pedagogical planning.

Научная проблема подготовки молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни достаточно традиционна в педагогике. Существует культурно-историческая специфика в организации этого процесса, от естественной практики следования матримониальным обрядам, ритуалам, практикам в условиях первобытнообщинного строя до государственного регулирования этой сферы отношений, разработки и реализации соответствующих методов и технологий в цивилизованном обществе.

В СССР была создана и успешно действовала в реалиях своего времени социоцентрическая модель подготовки молодежи к семейной жизни. Особенностями ее реализации была обеспеченность идейно-нравственными идеалами социалистического общества и системное функционирование в условиях традиционной, деятельностной парадигмы образования. Формирование готовности к браку и семье включалось в общий круг вопросов по подготовке молодых людей к самостоятельной взрослой жизни, решаемых в контексте социализации, профессионального образования, развития самосознания. Основными направлениями работы с подрастающим поколением в советской педагогике были развитие этики отношений в семье; половое воспитание, осуществляемое в сотрудничестве с представителями системы здравоохранения; формирование личностных качеств, способствующих в будущем выполнению семейных ролей; практическая подготовка старших школьников к ведению семейного хозяйства, воспитанию детей и самостоятельной трудовой деятельности [3, С. 15-17].

Кардинальная перестройка основ советского общества, начавшаяся в 90-е гг. XX века, привела к ломке традиционной стратегии отечественной школы. Многие общественные институты, утратив коммунистические ориентиры, оказались неспособными к социальной адаптации в обновляющейся России [1, С.160]. Многолетний опыт подготовки молодежи к семейной жизни оказался невостребованным. Нравственная дезинтеграция молодежи, недостаточно развитые у нее навыки жизненного самоопределения, отсутствие в реформирующемся обществе институтов, готовых поддержать молодых людей в ответственный период брачно-семейной самореализации, относительная скудность теоретических и практических разработок педагогических условий личностной готовности к браку и семье в социокультурной среде России на рубеже веков обусловили проблему последующих исследований путей и средств подготовки молодежи к семейной жизни в динамично меняющемся социуме. Интерес к проблеме подготовки молодых людей к браку сегодня становится особенно актуальным в связи с происходящими в социуме трансформационными процессами, затронувшими институт семьи, прежде всего в вопросах брачно-семейного нормогенеза [2, С. 110]. Современная молодежь, в силу ряда объективно существующих факторов, является категорией, наиболее уязвимой в плане готовности к семейной жизни. Финансово-материальная нестабильность, необходимость профессионального самоопределения в условиях нестабильного социума, неуравновешенность гендерной структуры населения во многих регионах страны, конфликтный фон родительской семьи (чаще неполной) ведет к повышенному уровню тревожности у молодежи, в том числе, в области поиска брачного партнера и формирования семьи.

В России переходного периода появились тенденции общественного развития, которые до начала 90-х годов были для нее неактуальны. Образовательное пространство России начала XXI века было и остается глобальной экспериментальной площадкой. Педагогика подготовки молодежи к браку и семье, пережив этап традиционного формирования семьянина советской страны, освоила личностно-ориентированные, гуманистические технологии развития личностной готовности молодежи к брачно-семейным отношениям в условиях обновления политического устройства нашего государства. Приоритетным философско-педагогическим направлением становится представление о человеке как открытой, саморазвивающейся системе, стремящейся к личностному росту, реализации своего потенциала, созиданию собственной жизни; идеи о социальном предназначении и гуманистической миссии современного образования, способного создать благоприятные условия для развития у обучающихся способности к неадаптивной активности, саморазвитию себя как субъекта социальных отношений [3, С.21].

Теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, практическое исследование исторического опыта развития готовности молодежи к брачно-семейным отношениям позволило ученым изучить и научно определить сущность личностной готовности к брачно-семейным отношениям. В наиболее общей редакции – это степень сформированности комплекса нравственно-психологических качеств зрелой личности, основанных на адекватном восприятии молодыми людьми совокупности требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регламентируется семейная жизнь, экологичном и творческом отношении к ним.

Педагогическими путями и средствами реализации педагогических условий развития готовности молодежи в образовательном процессе учебного заведения переходного периода традиционно избирались: фасилитаторское сопровождение личностного становления обучающихся с опорой на индивидуальный стиль их деятельности, развитие коммуникативно-нравственной культуры молодежи путем создания в образовательном процессе ситуаций выбора и ответственности; целенаправленное использование развивающих возможностей межпредметных связей в обучении, введение в воспитательную практику вуза клубной работы, направленной на повышение социальной престижности семейных отношений, оптимизацию процессов построения семьи; широкое использование проблемных, диалоговых и нетрадиционных (игровая, консультационная, тренинговая) форм и методов обучения и воспитания; организация сотрудничества в различных видах совместной групповой деятельности студентов и преподавателей вуза. Критерием эффективности реализованных педагогических условий развития личностной готовности студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям являлся ряд позитивных личностных тенденций, выявленных традиционными эмпирическими методами [3, С. 76-79].

В развитии России на рубеже XX –XXI веков появились и обрели актуальность новые тенденции общественного развития, детеминирующие в данной исторической реальности осознание новой системы ценностей, новой стратегии и тактики поведения человека, а следовательно, и новых подходов к его образованию. Во-первых, трансформационный этап развития общества с его динамизмом и противоречивостью сопровождается повышением требований социума к гибкости человеческого мышления и поведения, к самостоятельности и ответственности за свою судьбу и судьбы других людей, к готовности осмысленного проживания жизненного пути, пониманию и разрешению противоречий современного человеческого бытия в его различных сферах, включая брачно-семейную. Значимой особенностью жизнедеятельности, определяющей качество жизни, сегодня становится ее «человекомерность» (В.А. Харитонова и др.), суть которой в расширении границ свободы личности, проявлении наряду с адаптационными способностями, умений активно включаться в социальные процессы, обеспечивая их ресоциализацию в условиях системных изменений (Н. Смелзер, Ш.А. Шаронова, Л.Г. Гуслякова, М.Б. Лига). Предполагается, что в динамично развивающемся социуме именно такие метакачества позволят личности успешно выстраивать профессиональные и социальные отношения, в том числе брачно-семейные.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconФгоу впо «Орловский государственный аграрный университет», доцент,; Алфеева М. В
Гоу впо «Орловский государственный технический университет», студентка
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconЭволюция романного творчества аны кастильо (на материале произведений
Работа выполнена на кафедре литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» icon«Забайкальский государственный университет» фгбоу впо «ЗабГУ»
Учение о бытие монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconМосковский государственный индустриальный университет (фгбоу впо «мгиу») утверждаю
Умк составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной)...
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconМосковский государственный индустриальный университет (фгбоу впо «мгиу») утверждаю
Умк составлен на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и типовой (примерной)...
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconПедагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций...
Фгбоу впо «Забайкальский государственный университет», кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, заведующий...
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconIi семина Философия позитивизма
Классический позитивизм: понятие позитивной науки, критика метафизики (Огюст Конт Дж. С. Милль)
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconФедеральное агентство по рыболовству
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный...
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconЭлектронных ресурсов «наука и образование» №3 (46) март 2013 удк 51, 002, 004 № офэрниО: 18981
Интерактивный учебный комплекс по математике / фгбоу впо санкт-Петербургский государственный морской технический университет
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconДизайн печатных изданий в интерактивной среде
...
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» icon1930-2010) Библиографический указатель Волгоград 2010 удк 013: 378. 662(470. 45)
История Волггту (1930-2010) : библиогр указатель / сост. Н. С. Заруднева; отв за вып. И. М. Рамзина, Н. Н. Аржановская; нтб волггту....
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconОсновная образовательная программа магистратуры, реализуемая фгбоу...
Фгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии...
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconФгбоу впо «кемеровский государственный университет культуры и искусств»...
Анализ потребностей отрасли культуры в квалифицированных кадрах в области библиотечного дела и социально-культурной деятельности
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconМетодические рекомендации Курск 2011 Составили: В. А. Кабанов, С....
Методические рекомендации предназначены для студентов специальности 220601 Управление инновациями при выполнении выпускной квалификационной...
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения...
О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет
Удк 378+37. 013 Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства м. В. Сёмина, к п. н., доцент; К. О. Сёмина, студентка 4 курса фгбоу впо «Забайкальский государственный университет» iconФгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова»
Фгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова» (Лицензия: серия 09Л01 №0000564, регистрационный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск