Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе





Скачать 434.6 Kb.
НазваниеПедагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе
страница1/4
Дата публикации10.08.2014
Размер434.6 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4
На правах рукописи

Калинина Лариса Владимировна


педагогические условия формирования нравственных

ценностных ориентаций младших школьников

в современном образовательном процессе

13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Чита – 2013

Работа выполнена на кафедре психологии и педагогики

начального образования ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская

государственная академия образования»


Научный руководитель:


Скоморохова МАРИЯ ИВАНОВНА,

кандидат педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская

государственная академия образования»,

кафедра психологии и педагогики

начального образования, доцент кафедры



Официальные оппоненты:


УЛЗЫТУЕВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА,

доктор педагогических наук, доцент,

ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, заведующий кафедрой
Былков Александр Васильевич,

кандидат педагогических наук,

ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска» Забайкальского края,

директор педагогического колледжа


Ведущая организация:

ОГАОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Иркутский институт повышения квалификации работников образования»



Защита состоится «20» декабря 2013 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.299.05 на базе ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет» по адресу: 672007, г. Чита, ул. Бабушкина, 129.
Автореферат разослан «18» ноября 2013 г.

Автореферат размещен на официальном сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http//www.vak.ed.gov.ru

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор педагогических наук,

профессор К.Г. Эрдынеева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность исследования. В современном образовании существенно изменились целевые ориентиры: определилась направленность на воспитание человека, воплощающего нравственные ценностные идеалы российского социума, способного к активному участию в жизни общества. Перед школой поставлена задача формирования способности обучающихся к осуществлению личностных универсальных учебных действий, позволяющих детям самостоятельно принимать решения в сложных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора; высказывать оценочные суждения о поступках с позиции нравственных ценностей; контролировать свои действия, учитывать их возможные последствия и нести за них ответственность. Это обусловливается рядом положений.

Во-первых, в современной России возрастает значимость нравственных ценностей в повседневной деятельности людей; жизнь выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству. Удовлетворить эти требования невозможно без становления основ добра, порядочности, милосердия, толерантности.

Во-вторых, вопросы ориентации школьника в окружающем его мире ценностей становятся значимыми для общества, так как дети являются будущим России. Это важно и для ребенка, так как помогает ему адаптироваться в социуме, осмыслить себя и свое место в нем. Особую роль в системе общего образования занимает начальное образование: дети младшего школьного возраста открыты для понимания мира человеческих отношений, могут понимать и переживать то, что происходит с другим человеком, сензитивны для формирования основ нравственности. Кроме того, современный ребенок находится в ситуации «родительской неэффективности» (Д.И. Фельдштейн), в условиях опережения роста материальных потребностей по отношению к нравственным, что повышает значимость деятельности учителя в формировании нравственных ценностных ориентаций детей, требуя качественного изменения этой деятельности.

Проблемы развития ценностной сферы личности, становления нравственного сознания исследовались в трудах философов (М.М. Бахтин, П.С. Гуревич, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов и др.), психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.) и педагогов (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, М.И. Рожков, М.Н. Таланчук и др.). В последние годы вопросы формирования ценностных ориентаций личности широко разрабатываются отечественными исследователями (А.Г. Адамова, И.В. Вахрушева, Н.С. Киселева, Л.Д. Короткова, Н.В. Космачева, М.Ю. Локова, Е.В. Михайлова, Т.Ю. Сычева и др.). Данные вопросы представлены в различных аспектах: формирование нравственных ценностей, ценностных ориентаций, ценностных отношений, ориентация на нравственные ценности; принципы, содержание, условия формирования нравственных ценностей. В рамках разработки стандартов второго поколения создана Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, А.А. Логинова и др.). Теоретическое исследование показывает, что, несмотря на многообразие работ, данная проблема до сих пор актуальна.

Существующие исследования отечественных педагогов недостаточно соответствуют современной парадигме в образовании, которая заключается в переходе от традиционного обеспечения обучающихся определенной системой нравственных понятий, составляющих учебное содержание, к насыщению содержания образования учебными ситуациями, инициирующими оценку, выбор и осуществление разных способов действий при решении нравственных задач.

Необходимо также отметить, что недостаточно разработаны педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников, действенные в условиях противоречивых влияний окружающей среды с учетом особенностей развития современных детей. Данное положение обусловлено тем, что они отличаются от сверстников прошлого десятилетия: возросла информированность детей. Однако часто огромный объем информации носит недифференцированный характер, основой для его получения становится не школа, семья, межличностное общение, а Интернет и телевидение, которые нередко искажают восприятие мира, не отражают нравственные ценности, выработанные обществом.

Другой аспект проблемы заключается в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС), Профессиональный стандарт педагога (проект) выдвигают требование к учителю начальной школы: проектировать ценностно-ориентированные процессы образования, направленные на формирование человека, готового выбрать собственный путь в соответствии с нравственными нормами и ценностями общества. Однако учителя испытывают трудности в использовании технологий, направленных на формирование у детей практических умений действовать в проблемных нравственных ситуациях, предвидеть последствия принятых решений в соответствии с нравственными нормами и ценностями, высказывать оценочные суждения о своих и чужих поступках.

Таким образом, в теории и общественно-педагогической практике отмечается ряд объективно существующих противоречий:

  • между требованием к результатам формирования нравственных ценностных ориентаций, овладению способами действий младших школьников на основе нравственных идеалов (ФГОС начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) и реальным состоянием образовательного процесса, ориентированного в большей степени на достижение предметных результатов;

  • между объективно существующей потребностью в создании педагогических условий для формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в образовательном процессе и недостаточной разработанностью теоретико-технологического обеспечения данного процесса, обусловленного изменениями, происходящими в современной педагогической теории и практике;

  • между признанием в современной педагогической науке активной роли обучающегося, его субъектной позиции в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций и недостаточной реализацией деятельностного подхода в данном процессе в практике организации работы в школе.

Выделенные противоречия определили проблему исследования: поиск педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в образовательном процессе в ходе реализации ФГОС.

Актуальность, выделенные противоречия и проблема позволили обозначить тему исследования «Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе».

Цель исследования – разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в образовательном процессе, ориентированном на реализацию ФГОС.

Объект исследования – система формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в целостном образовательном процессе.

Предмет исследования – педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников.

В основу исследования положена следующая гипотеза: рассматривая нравственные ценностные ориентации младших школьников как индивидуальное новообразование и внутренний регулятор, обусловливающий деятельность личности, предполагаем, что их формирование будет успешно, если в образовательном процессе создавать следующие педагогические условия:

1) обеспечение актуализации сложившегося личностного опыта младшего школьника, что предполагает включение его в понимание своих чувств, мотивов поведения, опыта деятельности (коммуникативно-диалоговое общение; рефлексивные задания, побуждающие к личностному диалогу);

2) проектирование технологий, инициирующих выбор и осуществление разных способов решения нравственных задач (технологии педагогических ситуаций нравственного выбора, нравственно-ориентированных игр и др.);

3) предъявление обучающимся заданий, направленных на нравственно-этическое оценивание как своих поступков, так и поведения окружающих людей;

4) организация сотрудничества всех участников образовательного процесса в решении нравственно-ориентированных проектных задач.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить общетеоретические аспекты проблемы формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в педагогической теории и практике с учетом нового социального опыта.

2. Определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в образовательном процессе, соответствующем современным требованиям ФГОС.

3. Спроектировать модель формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников как основу программы деятельности педагога начальной школы с учетом современных запросов общества.

4. Исследовать в ходе опытно-экспериментальной работы эффективность модели формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников, рассчитанной на «отсроченный результат».

5. Проанализировать в обобщенной программе стратегические подходы и новые технологические решения поставленной проблемы, направленной на поиск педагогических условий, способствующих формированию нравственных ценностных ориентаций младших школьников.

Методологическая основа работы:

  • на общефилософском уровне — положения о сущности ценностей, ценностных ориентаций (С. Гессен, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов и др.);

  • на научно-педагогическом уровне – системно-деятельностный подход к развитию личности (А.Г. Асмолов, А.Б. Воронцов, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков и др.); личностно-ориентированный подход к организации процесса формирования ценностных ориентаций (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); аксиологический подход к нравственному воспитанию (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, Н.Д. Никандров и др.); метапредметный подход (Ю.В. Громыко, А.В. Хуторской и др.); идеи проектирования педагогического процесса и технологий обучения (М.Н. Ахметова, В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.);

  • на психолого-педагогическом уровне – положения отечественной психологии о соответствии каждому возрасту ведущего вида деятельности и о развитии на каждом возрастном этапе присущих ему психологических новообразований; учения о личности как субъекте ценностного освоения действительности (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.); психологических особенностях младших школьников (Л.С. Выготский, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.); психолого-педагогических механизмах формирования ценностных ориентаций личности (Л.И. Божович, А.В. Кирьякова, О.Б. Логинова, В.С. Мухина, Г.И. Чижакова и др.).

Для решения поставленных задач и обоснования гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические (сравнительный и комплексный анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы; изучение современной нормативно-правовой и программно-методической документации в области образования; обобщение научно-педагогического опыта; моделирование); эмпирические (педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение; анкетирование; устные и письменные опросы; тестирование; интервьюирование; анализ продуктов деятельности детей: сочинений, рисунков); методы математической обработки (регистрация полученных данных, их количественный и качественный анализ, метод с использованием статистического критерия Манна-Уитни, графическое отображение статистических параметров).

Опытно-экспериментальная база исследования. Основной базой опытно-экспериментальной работы явились начальные классы МБОУ г. Иркутска СОШ № 49. В исследовании принимали участие 56 обучающихся, 80 учителей и 61 родитель.

Организация и этапы исследования. Изучение вопросов, связанных с темой диссертационной работы, целенаправленно осуществлялось с 2006 по 2013 г.г. и включало 3 этапа.

На первом этапе (2006 – 2009 г.г.) проведен теоретический анализ состояния исследуемой проблемы в философской и психолого-педагогической литературе, результатом которого является разработанная модель формирования нравственных ценностных ориентаций в современном образовательном процессе через инициирование ценностно-ориентированной деятельности младших школьников. На данном этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, в рамках которого проведено предварительное изучение ценностных ориентаций младших школьников, их представлений о нравственных ценностях. На основе результатов констатирующего эксперимента и анализа содержания учебного материала с учетом модели разработана программа формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе.

На втором этапе исследования (2009 – 2012 г.г.) осуществлен эксперимент по апробации в образовательном процессе программы формирования нравственных ценностных ориентаций и реализации в начальной школе факультативного курса «Уроки нравственности». Проведение формирующего эксперимента сопровождалось диагностическими процедурами, отслеживающими динамику развития нравственных ценностных ориентаций младших школьников.

На третьем этапе (2012 – 2013 г.г.) с целью определения уровня сформированности нравственных ценностных ориентаций и выявления эффективности модели формирования нравственных ценностных ориентаций проведено педагогическое обследование обучающихся, осуществлялся анализ и систематизация результатов, проверялась гипотеза и оформлялись результаты исследования. Были подготовлены теоретико-технологические и методические рекомендации для учителей начальных классов, организовано внедрение программы формирования нравственных ценностных ориентаций в школы г. Иркутска.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconПедагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconРеферат «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших...
«Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания младших школьников. Целостная категория Родина.»
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе icon«Формирование духовно – нравственных ценностных ориентаций: опыт...
Охватывают весь возможный спектр религиозно-ментальной самоидентификации человека. Шесть церквей охватывают мировые конфессии (иудаизм,...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе icon2. Условия возникновения, формирования и становления опыта
Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconДуховно-нравственное развитие младших школьников
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconКонцепция воспитания классного коллектива
Возраст младшего школьника наиболее сенситивен для целенаправленного развития интеллектуальных, творческих, физических способностей...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconВопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших...
Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconГ. Шадринск Канунников Р. И
Аннотация: в статье предпринята попытка раскрыть значение эмоций в учебной деятельности младших школьников. Данный материал также...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Современные педагогические технологии в образовательном процессе как одно из условий формирования духовно – нравственной культуры...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconРабочая программа по биологии 10 класс
В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconИзменившиеся социально-экономические условия на современном этапе...
Организация научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе университета
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создать условия для формирования у младших школьников целостной картины окружающего мира
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconФормирование ценностных ориентаций студентов аграрного вуза в процессе...
Агафонова Н. В. Прогресс и традиции в науке. М. Изд-во мгу, 1991. Анчишкин А. И. Наука, техника, экономика. М.: Экономика, 1986
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconРеферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников»
Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Использование современных технологий в образовательном процессе как ведущее направление повышения качества обучения и воспитания...
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций младших школьников в современном образовательном процессе iconКурсовая работа по теме: «Нравственное воспитание младших школьников...
России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск