Скачать 423.03 Kb.
|
На правах рукописи КОЛГАНОВА НАТАЛЬЯ ЕВГЕНЬЕВНА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Тамбов – 2013 Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Первова Галина Михайловна Официальные оппоненты: Овчинникова Александра Жоресовна доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики начального обучения ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина» Попова Татьяна Ивановна кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и технологии дошкольного и начального образования педагогического института ФГБОУ ВПО «Мичуринский государственный аграрный университет» Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» Защита состоится « 28 » ноября 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.05 в ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Рылеева, д. 52, зал заседаний диссертационных советов. С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Текст автореферата размещен на сайте Министерства образования и науки РФ (www.vak.ed.gov.ru) «___» октября 2013 г. Автореферат разослан «____» октября 2013 г. Ученый секретарь диссертационного совета Иванова Л.К. Общая характеристика работы Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения. На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются ппоблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, В.А. Болотов, М.П. Воюшина, Т.Г. Галактионова, О.В. Джежелей, Н.Н. Светловская и др.). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно активным, пассивным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает воспитатель, пользуясь методом организации активного слушания. В начальной школе цель литературного чтения - формирование читателя, умеющего полноценно воспринимать литературное произведение и работать с ним до чтения, во время чтения и после прочтения. Специфика литературного чтения заключается в интеграции с другими предметами, что делает его ведущим в системе формирования функциональной грамотности младших школьников (М.И. Губанова, Е.П. Лебедева и др.). Вместе с тем, в общем рейтинге стран-участниц Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA- 2009) средний балл российских учащихся по уровню грамотности чтения составил 459 по 1000 балльной шкале, что ниже среднестатистического по странам ОЭСР (493). По уровню функциональной грамотности Россия заняла 41-43 место среди 65 государств участников. Недостаточный читательский уровень отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения», рассчитанной на 14 лет, до 2020г. Это свидетельствует о том, что значительная доля школьников не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя и интереса к чтению, и как результат, оказывается не готовой к требованиям мирового информационного сообщества и возможности самоопределиться в жизни. К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б. Эльконин рассматривает процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В. Занков, З.И. Романовская, В.И. Яковлева раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; В.Г. Казанская считает, что современный урок чтения – это целостная взаимосвязанная система зависимостей и закономерностей, где психологический фактор является определяющим; Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова и др. изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников. Значительный вклад в изучение проблемы чтения внесла Н.Н. Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Её теория формирования типа правильной читательской деятельности младших школьников, законы становления читателя, исследования её последователей Г.М. Первовой, Т.С. Пиче-оол, О.В. Кубасовой, и др. заложены во многих современных образовательных программах чтения младших школьников. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н. Светловской предполагает, что квалифицированный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать нужную книгу и уяснить её смысл. Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности. В психолого–педагогических исследованиях (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А. Маркова, А.М. Новиков, В.А. Сластенин и др.) отмечается, что знания, умения и навыки становятся средством формирования личности ребенка тогда, когда они интегрируются по отношению к учебной деятельности и содержанию обучения. Компетентностный подход в образовании (И.А.Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторской) выдвигает новую цель обучения в начальной школе - развитие и воспитание ученика как субъекта учебной деятельности Новое целеполагание определяет повышенные требования, предъявляемые к личностным характеристикам человека: высокий уровень его интеллектуальных способностей, самостоятельность и компетентность (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, Г.А. Цукерман). Обозначенная проблема рассматривалась в «Стратегии модернизации содержания общего и среднего образования» (В.В. Башаев, Э.Д. Днепров, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Е.А. Ленская, А.А. Пинский и др.), в работах, посвященных реализации компетентностного подхода в образовании (А.Г. Асмолов, Р.Н. Бунеев, Т.Г. Галактионова и др.), в работах ученых-педагогов, раскрывающих разные аспекты учебно-читательской деятельности школьников (Л.А. Ефросинина, С.А. Кислинская, О.А. Крузе-Брукс, Н.Д. Молдавская, Н.Л. Московская, О.Э. Орлова, Т.А. Разуваева, А.В. Тихоненко и др.). Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает также требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников, что подтверждает актуальность предпринятого нами исследования как важной проблемы обучения и целесообразность формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы. Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо резюмировать: степень разработанности проблемы формирования основ читательской компетентности в целом является недостаточной, не обоснована её сущность и структура применительно к младшим школьникам, требуют уточнения педагогические условия формирования данного феномена, необходимо определение критериального аппарата для оценки уровней сформированности основ читательской компетентности младших школьников, не разработана технология продуктивного чтения и структура уроков самостоятельной читательской деятельности. Всё вышеизложенное позволило нам констатировать, что накопленный психолого-педагогический опыт недостаточен для разрешения противоречия между необходимостью качественного изменения процесса и результатов обучения младших школьников чтению в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий формирования основ читательской компетентности младших школьников, потенциал которых является педагогической базой успешного приобщения обучающихся к чтению. Данное противоречие определяет проблему исследования: каковы педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников в современной начальной школе? Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников. Объект исследования – процесс формирования основ читательской компетентности младших школьников. Предмет исследования – педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников. В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что формирование основ читательской компетентности младших школьников станет эффективным, если: - раскрыта сущность и структура читательской компетентности младших школьников в рамках компетентностного подхода; - реализована совокупность следующих педагогических условий:
Для достижения цели и проверки выдвинутой гипотезы определены следующие задачи: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и структуру читательской компетентности младших школьников. 2. Определить критерии и показатели сформированности основ читательской компетентности младших школьников. 3. Построить модель формирования основ читательской компетентности младших школьников. 4. Выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий формирования основ читательской компетентности младших школьников. 5. Опираясь на результаты исследования, разработать и апробировать технологию продуктивного чтения, способствующую формированию основ читательской компетентности младших школьников. Методологической основой исследования являются общефилософские положения о принципах, формах и средствах научного познания, о ведущей роли деятельности в развитии и саморазвитии человека, идеи деятельностного (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и компетентностного (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, В.Г. Виненко, И.А.Зимняя, А.М. Новиков, А.В. Хуторской) подходов. Теоретической основой исследования послужили: теория деятельностного усвоения социального опыта (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев); теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); положения о развитии мотивации в учебной деятельности (И.А. Зимняя, В.Г. Казанская, А.К. Маркова), положения о понятиях и критериальных свойствах компетентности и компетенций (А.Г. Асмолов, Н.Л. Гончарова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.Л. Московская, Е.С. Полат, А.В. Хуторской), теория формирования типа правильной читательской деятельности и читательской самостоятельности младших школьников (Т.С. Пиче-оол, Н.Н. Светловская); идеи литературного образования и развития личности младших школьников (Е.А. Адамович, Л.А. Горбушина, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, М.Р. Львов, А.П. Николаичева, Г.М. Первова, В.И. Яковлева и др.). Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
Опытно-экспериментальной базой исследования явились: МАОУ лицей №44 г. Липецка, МАОУ лицей №29 г. Тамбова. Исследованием на разных этапах было охвачено 167 учеников и 7 учителей начальных классов. Исследование включало три основных этапа. Первый этап (2004- 2006гг) - в этот период осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучались теоретические основы исследования, были определены цели, задачи, объект и предмет исследования, выявлялись критерии и показатели формирования основ читательской компетентности младших школьников, определены ключевые компетенции, теоретически обоснована педагогическая модель, разрабатывались педагогические условия и технология продуктивного чтения, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников. Второй этап (2007-2011гг) - в этот период осуществлялась апробация авторской модели формирования основ читательской компетентности младших школьников и технология продуктивного чтения, внедрялись педагогические условия и методы диагностирования сформированности основ читательской компетентности младших школьников. Третий этап (2012-2013гг) – контрольно - обобщающий, в процессе которого были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы; проводилась перепроверка и анализ полученных результатов; подведены итоги теоретических и практических результатов исследования; осуществлялось оформление диссертационной работы и автореферата. Научная новизна исследования заключается в том, что: 1) раскрыта сущность читательской компетентности младших школьников, обоснованы её структурные (личностно-ценностные, учебно-познавательные, информационно-коммуникативные компетенции) и процессуальные (образовательные, развивающие, коммуникативные, информационные, гедонистические и социальные функции) составляющие; 2) определены критерии (мотивационный, когнитивный, деятельностный) и показатели (наличие личностного отношения к чтению, сформированность потребности в чтении, читательская самостоятельность в работе с книгой, полноценное восприятие литературного текста, наличие литературоведческих представлений и читательского кругозора, умение оперировать полученной информацией, наличие полноценного навыка чтения, степень развития умений учебного сотрудничества) основ читательской компетентности младших школьников и по степени выраженности дана подробная характеристика высокого, среднего и низкого уровней их сформированности; 3) обоснована и апробирована модель формирования основ читательской компетентности младших школьников, состоящая из целевого, концептуального, содержательного, деятельностного, критериально-оценочного блоков, которая может быть применена в образовательном процессе начальной школы, 4) выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников, в соответствии с которыми разработаны методические рекомендации для учителей начальных классов в контексте нашего исследования; 5) разработана технология продуктивного чтения, способствующая формированию основ читательской компетентности младших школьников. |
Реферат на тему: «Формирование социальной компетентности у младших школьников» Целью настоящего реферата является изучение особенностей формирования социальной компетентности у младших школьников | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность» | ||
Педагогические условия формирования нравственных ценностных ориентаций... Фгбоу впо «Забайкальский государственный университет», кафедра теории и методики дошкольного и начального образования, заведующий... | Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших... В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников | ||
Вопросы к экзамену Дисциплина: Методика обучения и воспитания младших... Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младшего школьника. Неравномерность развития. Учет индивидуальных особенностей... | Формирование читательской грамотности младших школьников, по умк... | ||
2. Условия возникновения, формирования и становления опыта Проблема: «Формирование речевой культуры младших школьников в процессе проведения нестандартных уроков литературного чтения и русского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Создать условия для формирования у младших школьников целостной картины окружающего мира | ||
Протокол №1 от «28» «Литературное чтение» определяется возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы,... | Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | ||
Развитие интереса к чтению и формирование читательской самостоятельности младших школьников Письменный перевод со словарем с иностранного языка на русский оригинального текста по специальности объемом 1500 печатных знаков.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
«Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой... Компетентность не возникает на пустом месте, она формируется. Основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными... | Пути формирования мотивации учения у младших школьников Москва | ||
Рабочая программа педагога Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базовым в системе образования младших школьников;... | Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России 2013»... I. Особенности формирования субъектной позиции школьников на уроках литературного чтения |