Скачать 2.86 Mb.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИММАНУИЛА КАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА Материалы IX Международной научно-практической конференции 1—3 апреля 2009 года Издательство Российского государственного университета им. Иммануила Канта 2009 УДК 372.893 ББК 74.266.3 С568 Редакционная коллегия А. П. Клемешев, д-р полит. наук, профессор, ректор РГУ им. И. Канта (ответственный редактор); И. Ю. Кукса, канд. филол. наук, доцент, проректор по учебной работе РГУ им. И. Канта; Н. Ю. Никулина, канд. ист. наук, доцент, директор Института современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта; Т. Б. Гребенюк, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии Института современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта; Е. И. Мычко, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой образовательных технологий Института современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта; Л. Хурло, д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой дидактики и истории образования Варминьско-Мазурского университета (Польша); Н. В. Старовойт, канд. пед. наук, доцент, зам. директора по довузовской подготовке Института современных образовательных технологий РГУ им. И. Канта C568 Образовательная среда и проблемы сохранения здоровья детей и молодежи в условиях кризиса: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. П. Клемешев. — Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 213 с. ISBN 978-5-9971-0032-2 Основу книги составили доклады IX Международной научно-практической конференции «Образовательная среда и проблемы сохранения здоровья детей и молодежи в условиях кризиса». Рассматриваются вопросы создания условий сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи в Калининградской области, мониторинга состояния здоровья обучающихся и проектирования здоровьесберегающего пространства в образовании, а также методологические и психологические основы здорового образа жизни, сопровождение детей с особыми образовательными потребностями. УДК 372.893 ББК 74.266.3 ISBN 978-5-9971-0032-2 © Коллектив авторов, 2009 © Издательство РГУ им. И. Канта, 2009 ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ Н. С. Шерри Министерство образования Калининградской области министр образования Создание условий сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи в Калининградской области Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание являются приоритетными направлениями государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране. С сегодняшних педагогических позиций здоровый человек — тот, кто строит свое здоровье самостоятельно, кто эффективно справляется со стрессами и умеет предупреждать и разрешать конфликты, кто принимает ответственные решения, в первую очередь, по отношению к себе самому — самоопределяется, кто находит свою социокультурную нишу, мобилен на меняющемся рынке труда, кто не просто приспосабливается к существующим внешним условиям, но осмысленно их перестраивает, тем самым не только создавая для себя комфортные условия, но и улучшая общественное здоровье — оздоравливает общество. Такое понимание здоровья приводит к необходимости дифференцировать содержание образования в соответствии с интересами ребенка, то есть предоставить всем ученикам возможность осуществлять и реализовывать свой выбор. Сегодня в законе «Об образовании» сформулировано, что стандарт — это набор требований к структуре образовательных программ, к условиям их реализации и результатам освоения программ. Требования к структуре основных общеобразовательных программ определяют наличие разных видов деятельности (учебной, творческой, спортивной, трудовой) и соответствующих занятий, чтобы обучающийся мог развивать разные компетентности и получать знания и сохранять здоровье. Внеучебная образовательная деятельность должна составлять не менее 40 % от обязательной части основной образовательной программы начального общего образования. В учебных, в том числе интегративных, курсах и образовательных модулях выделяется до 30 % объема времени, отведенного на образовательную область, на индивидуальные и групповые внеурочные занятия — до 20 %. Требования к условиям получения общего образования задают основу расчета финансового норматива в образовании, в основе которого лежит положительный опыт регионов — участников КПМО. В образовательном стандарте сформулированы кадровые, финансовые, материально-технические, учебно-методические, информационные и другие условия, которые необходимы для обеспечения современного качества образования. Это касается и требований СанПиНов — сегодня они требуют обсуждения в педагогическом сообществе, так как это не только предмет деятельности гигиенистов. Необходимо организовать учебный процесс в соответствии с ними, поскольку выполнение СанПиНов — необходимое условие здоровьесбережения. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ: обеспечить здоровье, безопасность, ориентацию в культуре, идентичность. Сегодня качество образования определяется академическими достижениями, компетентностными результатами и социальным опытом ребенка. Это закреплено в стандарте и по нему необходимо выстраивать правила школьной жизни. Базовым материалом для создания условий по сохранению и укреплению здоровья учащихся стал мониторинг образовательных достижений учащихся. Наиболее острые проблемы, которые выявляются в ходе мониторинга, — это проблемы создания психологически комфортной школы. Специалистами выявлен ряд основных причин, с которыми связаны факторы возникновения различных видов стрессов у детей в условиях школьного обучения. Первая группа причин связана с трудностями адаптации конкретного ребенка к школе. В данном случае это зависит от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям собственно учебной деятельности — принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми. Другая группа причин связана с уровнем готовности детей противостоять тому своеобразному «внешнему» давлению, которое неизбежно сопровождает их в процессе обучения в школе. Принципиальное значение для решения этих задач приобретает включение в программы высшего профессионального образования системных курсов, обеспечивающих подготовку педагогических кадров, способных формировать комфортную образовательную среду для обучения школьников, воспитывать у них культуру здорового и безопасного образа жизни на всех возрастных этапах. Какие же условия сегодня созданы в Калининградской области для сохранения и укрепления здоровья школьников и молодежи? В ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» появились школы-победители, реализующие инновационные программы, в том числе спортивно-оздоровительной направленности, которые использовали средства государственной поддержки на приобретение спортивного оборудования, реализацию здоровьесберегающих технологий, программ спортивно-оздоровительной направленности, повышение квалификации педагогов. Таких учреждений-победителей в области насчитывается 17. Только на реализацию этих программ в среднем было направлено в 2006—2008 годах 7 млн 825 тыс. рублей. Это свидетельствует о росте позитивных тенденций в деятельности школ по этому направлению. В 2008 году Калининградская область приняла участие в конкурсе субъектов и стала участником реализации проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. В течение двух лет в проекте примут участие 14 муниципальных образований, что составляет 64 % от их общего количества. Главным результатом реализации программы станут полное обеспечение детей на территориях, участвующих в проекте, качественным питанием и улучшение здоровья школьников региона благодаря повышению качества школьного питания, формирования культуры питания у детей, учителей, родителей и потребностей в здоровом образе жизни. Совместно с другими «пилотными» регионами калининградцы выполнили требования к безопасности и оснащенности образовательного процесса — наличие столовой, спортивного зала, медицинского кабинета, благоустроенной пришкольной территории и др. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, составляет на начало 2009 года 66,26 %, в 2006 году этот показатель составлял 39 %. Еще одно приоритетное направление — это обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. С 2007 года в области функционирует Школа дистанционной поддержки образования детей с особыми потребностями. Созданная модель дистанционного обучения позволила получать качественное образование детям с ограниченными возможностями здоровья, находящимся на индивидуальном обучении на дому. Применяемые методики обучения, формы проведения занятий, индивидуальные программы и графики обучения позволяют получить максимальные результаты с учетом физиологических особенностей ребенка, сохраняя его здоровье. В дальнейшем планируется охватить дистанционным обучением 100 % детей с ограниченными возможностями здоровья, повысить до 30 % количество обучающихся по программам общего образования, вовлечь в систему дистанционного обучения новые категории детей — учащихся образовательных учреждений области, талантливых детей, школьников, занявших призовые места в олимпиадах, воспитанников исправительных учреждений области. В 2009 году мероприятия по развитию дистанционного образования детей-инвалидов вошли в программу приоритетного национального проекта «Образование» на 2009—2012 годы. Одной из важных составляющих работы по формированию здорового образа жизни является соответствующая воспитательная деятельность с обучающимися, организация социально значимого досуга, создание необходимых условий для занятий физической культурой и спортом. И здесь очень важна роль системы дополнительного образования детей. В систему образования Калининградской области входят 84 учреждения дополнительного образования детей (центры детского творчества, детские музыкальные, спортивные школы, школы искусств), в которых занимается свыше 50 тысяч несовершеннолетних. При комплектовании контингента учащихся учреждений дополнительного образования приоритет отдается детям из малообеспеченных, многодетных, неполных, асоциальных семей, детям-сиротам, инвалидам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (37 % из числа занимающихся в системе дополнительного образования). Министерство образования области совместно с другими министерствами и ведомствами в работе по формированию здорового образа жизни большое внимание уделяет профилактике употребления психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, табак) и распространения ВИЧ-инфекции в образовательной среде. Многое уже удалось сделать в рамках реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 годы» и мероприятий целевой программы Калининградской области «Комплексные меры противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактики асоциального поведения в детско-молодежной среде на 2007—2011 гг.». Специалистами министерств образования и здравоохранения в соответствии с Концепцией превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа осуществляется комплекс мер по созданию в образовательной среде системы профилактики асоциального поведения и ВИЧ-инфекции: разработка и издание методических рекомендаций для специалистов различных ведомств, работающих в сфере психолого-педагогического сопровождения, здоровьесбережения, профилактики асоциальных явлений; разработка новых и внедрение апробированных моделей и методик по сохранению, укреплению и формированию здоровья детей, подростков в учреждениях образования, обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе; разработка и тиражирование информационных материалов по профилактике асоциальных явлений и развитию культуры здорового образа жизни, а также о существующих услугах социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию. В целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия и повышения общественной значимости деятельности по формированию здоровья подрастающего поколения создано региональное отделение Общероссийской общественной организации содействия укреплению здоровья в системе образования, деятельность которой направлена на всестороннее содействие переходу российского образовательного сообщества к более совершенной системе организации учебного процесса, повышающей качество образования на основе здорового образа жизни, развития физического, психического, духовного, социального здоровья обучающихся, поддержку деятельности физкультурных, спортивных, рекреационно-оздоровительных общественных объединений и активное участие в формировании здорового образа жизни, воспитании гражданской ответственности и активности всех групп и слоев населения, в том числе детей и молодежи. Организовано проведение ежегодного областного конкурса по разработке и реализации социально значимых проектов «Если не мы, то кто?», направленного на укрепление здоровья детей и молодежи, профилактику асоциальных явлений в детско-молодежной среде, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни. В конкурсе принимают участие как детские объединения, так и общественные организации взрослых, осуществляющие деятельность в заявленной сфере. Распространению инновационного опыта, а также привлечению внимания педагогической общественности к теме сохранения и развития здоровья, совершенствования взаимодействия науки и практики организации здоровьесберегающего пространства способствует размещение материалов на официальных сайтах министерств образования и здравоохранения Калининградской области для общественного обсуждения и организации обмена опытом и эффективного взаимодействия в работе по здоровьесбережению. Е. А. Леванова Московский государственный педагогический университет Психопластика личности подростка как фактор здоровьесбережения Сложность и противоречивость подросткового возраста делает его фактором риска для многих нежелательных проявлений. Эта проблема всегда волновала и родителей, и учителей, но особую остроту она приобретает в современной реальности, характеризующейся резким спадом воспитательного воздействия всех институтов воспитания, ослаблением влияния системы внешкольного образования и воспитания, потерей нравственных ориентиров, неготовностью большей части педагогов к работе в новых условиях. Следует подчеркнуть, что подросток в силу своей объективной сензитивности особенно остро воспринимает неустроенность, безработицу, безденежье родителей, видя за всем этим их неуспешность. Все это очень часто мешает подростку чувствовать себя комфортно в окружении и сверстников, и взрослых, причем дискомфорт усугубляется из-за свойственного ему максимализма, неумения выделить полутона, категоричности суждений, что часто приводит к затяжным хроническим конфликтам. А навыки конструктивного поведения в ситуации конфликта еще не выработались, вот и остается он один на один со своими бедами, трудностями и внутренними противоречиями. Подросток вступает в жизнь, хотя само это выражение не совсем правомерно, поскольку подросток уже живет в этом мире и чувствует себя в нем как человек, пока еще зависящий от нас, взрослых, и материально, и социально, и личностно. Как ему вписаться в социальную структуру общества, как ему научиться жить и общаться в этом обществе, как ему найти свое место в нем — это те вопросы, на которые подросток хочет найти ответы, и если мы ему не помогаем в этом, то он начинает искать их сам. Какой же должна быть личность, чтобы не просто выжить в сегодняшнее время, а сохранить здоровье, в том числе психическое и физическое, а кроме этого развиваться, быть социально мобильной, профессионально стабильной и т. д. То есть у подростка при переходе к взрослости должна развиться психопластика личности, обеспечивающая ему возможность социальной адаптации. Термин «психопластика» вводится в научно-педагогический оборот впервые. Под психопластикой личности мы понимаем способность духовной организации личности к адекватным перестройкам в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факторов, ее внутреннюю согласованность, соразмерность и гармоничность в отношениях, взаимодействии и восприятии человека человеком. Термин основан на толковании следующих слов: «психика» — душевный склад, духовная организация человека, «пластика» (изначально — лепка) — согласованность, соразмерность, гармоничность, «пластичность» — способность к адекватным перестройкам в ответ на значимые изменения внутренних и внешних факторов. Основной целью программы психопластики является оказание помощи подросткам в социальной адаптации к современной действительности, в выработке устойчивых стереотипов социального поведения, в формировании адекватного отношения к себе и обществу на основе познания себя, овладения способами эмоционального реагирования, формирования психологического иммунитета к негативным явлениям и адекватных моделей поведения. Названные целевые установки реализуются в следующих направлениях: диагностическом (выявление у подростков отношения к себе, взаимоотношений в социуме, определение эффективности используемых форм взаимодействия), тренинговой работе (например, саморегуляция психофизических состояний, вербальное и невербальное взаимодействие, формирование культуры межполовых отношений и т. д.), игровом взаимодействии (индивидуальные, групповые и массовые игры), информационном (проблемные столы, деловые игры, аукционы знаний и др.), психофизиологическом (ритмопластика, танцевальное взаимодействие и т. п.). В целом реализация этой программы подразумевает постановку и последовательное решение совокупности взаимодополняющих задач: во-первых, мы понимаем значимость формирования мотивационно-ценностного отношения в сфере межличностных отношений в различных структурах общения (взрослый — подросток, подросток — подросток и т. д.); во-вторых, мы считаем необходимым создать условия для раскрытия резервных возможностей каждого ребенка, позволяющих достичь личностью и социально значимых целей; в-третьих, мы стремимся построить программу, создавая возможности дня раскрытия творческого потенциала личности, развития самосознания, рефлексии, навыков самостоятельной деятельности, принятия решений и т. д. Кроме того, мы решаем задачи формирования у подростков уверенности в себе, в своих силах, в ближнем окружении; знакомства с основами социальной гибкости и личностной мобильности, формирования навыков психологической защиты и конструктивного межличностного взаимодействия, оказания помощи в создании комфортной психологической атмосферы в ближайшем социуме, например, классе, а также включения школьников в подростковый культурно-деятельностный континуум (непрерывное многообразие). Эти задачи определены нами в контексте Постановления Правительства Российской Федерации «О реализации Конвенции ООН “О правах ребенка” и “Всемирной декларации об обеспечении выживания, зашиты и развития детей”», где сказано, что необходимы последовательные, целенаправленные усилия на базе четко определенной государственной стратегии действий для определения угрозы необратимых потерь физического и духовного здоровья интеллектуального потенциала подрастающих и будущих поколений. В плане действий по осуществлению конвенции ООН особое место отводится проблемам социального благополучия детей: «Каждая страна должна создавать надлежащие механизмы для регулярного и своевременного сбора, анализа и публикации данных, необходимых для наблюдения за соответствующими социальными показателями, касающимися благосостояния детей». В этом же документе подчеркивается, что прогресс в области улучшения положения детей должен быть ключевой целью государственного развития, так как «сегодняшние дети — это граждане завтрашнего мира, их выживание, здоровье, защита и развитие являются непрерывным условием развития человечества в будущем». Если говорить о динамике формирования личностной психологической пластичности подростка, то, конечно, на первом этапе решается задача определения векторов личностного роста — это умение переключать внимание на себя как на личность, не потерять себя, научиться отстаивать свое мнение, формировать навыки саморазвития и самовоспитания, т. е. создавать мотивацию на внутреннее развитие и интерличностное самосознание. Первая ступень школы психопластики проходит под девизом: «Познай себя». Наряду со сквозной задачей познания себя, своего внутреннего «Я» мы знакомим подростков с основами социальной гибкости и личностной мобильности, вырабатываем навыки конструктивного внутригруппового взаимодействия, помогаем создать комфортную психологическую обстановку в коллективе своего класса, группы. По окончании первого этапа на фоне эмоционального подъема происходит глубокая личностная рефлексия своего «Я», места в группе сверстников, своей внутренней позиции; первичные результаты подкрепляются после естественного спада (угасания) эмоций отсроченными во времени личностными изменениями. Отсюда возникает еще одна проблема, которую можно решить в условиях школы психопластики личности подростка. Это проблема самозащиты, самосохранности, ведь большое значение для подростка имеет сохранность психического здоровья, способность не приобрести ненужных неврозов и ряда других отклонений, научиться выходить из стрессовых ситуаций. Конечно же, возникает и проблема умения регулировать собственные психические процессы, конструктивно вести себя в конфликтных ситуациях, отсюда возникает задача второго этапа школы психопластики личности подростка — это формирование навыков конструктивного межличностного взаимодействия подростка, которые позволяют ему формировать коммуникативную культуру: коммуникативность и коммуникабельность как качества личности. Вторая ступень психопластики названа нами «Я и Другой», что говорит о том, что наряду с дальнейшим развитием задач раскрытия личностного потенциала подростка, познания себя ставятся новые задачи, первостепенные для этого этапа: формирование у подростков культуры межличностной коммуникации на всех ее уровнях. Подросток учится таким необходимым для него умениям, как терпимость, внимательность, умение слушать другого, понимать и принимать его точку зрения и вместе с этим уметь доносить до другого свое мнение. Помимо этого одной из важнейших задач этого этапа является развитие у подростков сензитивности, т. е. чувствительности восприятия окружающего мира, других людей и самого себя, эмпатии. Одним из блоков второй ступени психопластики является блок по развитию культуры межполового взаимодействия, в процессе которого подростки могут откорректировать свои представления об идеальных взаимоотношениях мужчины и женщины, разрешить имеющиеся внутри коллектива конфликтные ситуации, связанные с взаимоотношения мальчиков и девочек, а также получить определенный опыт этой сфере. Важнейшей задачей третьего этапа школы психопластики личности подростка является нахождение подростком своего места в социальной группе. Это ступень «Я и Другие». Задачи этого этапа обеспечивают преемственность и динамику процесса психологической мобильности и гибкости. Подросткам на этом этапе необходима помощь в раскрытии перспективы эффективного общения в коллективе, ближайшем окружении, в умении анализировать особенности своих ролевых позиций, в получении знаний и навыков психологической защиты, «внестрессового» взаимодействия, конструктивного поведения в нестандартных конфликтных ситуациях и ситуациях выбора. Ролевая позиция — это своего рода красная нить третьей ступени психопластики. За время ее проведения подростки примеряют на себя роль и вдохновителя, и организатора, и эффективного исполнителя, и конструктивного критика; у каждого есть возможность осознать свой лидерский потенциал и понять его основную сущность, научиться брать на себя ответственность за других, вести за собой. Помимо этого данный этап дает возможность подросткам встать на позиции ребенка, родителя и, наконец, прийти к конструктивной позиции взрослого. Последняя ступень школы психопластики позволяет решать целостную задачу коммуникативной и психопластичной флексибильности личности (флексибильность характеризуется как интегративное личностное качество, связанное с психологической гибкостью, мобильностью и адаптированностью). На этой ступени акцентируются позиции ответственности и самостоятельности в выборе жизненного пути, познания процесса «взрослой жизни», особенностей делового общения, профессионального самоопределения, именно поэтому четвертая ступень имеет название «Я и Общество». На этом этапе ставятся задачи, связанные с овладением такими навыками делового общения, как точность и оригинальность мышления, способность к разрешению проблемных задач и ситуаций, искусство убеждения, ведение переговоров, навыки самопрезентации, интуиции. Все это позволяет подготовить подростка к вступлению в новую, взрослую, жизнь в позиции самостоятельного человека, готового жить, общаться и взаимодействовать в любых условиях социума. Программа «Школа психопластики личности» не ограничивается четырьмя вышеописанными ступенями. Предполагается пятая ступень, связанная с более глубокими пластами познания своего внутреннего мира, с серьезной внутренней работой, основанной на уже полученном подростками опыте. По окончании всего курса школы психопластики личности у каждого из подростков есть возможность попробовать себя в психолого-педагогической деятельности в качестве стажера учебно-методического центра, что может послужить определяющим фактором в выборе этой деятельности как своей будущей профессии, связанной с общением в структуре «человек — человек», и ею не обязательно должны быть профессии педагога или психолога. На наш взгляд, самый важный результат школы психопластики — это личностные изменения подростков, которые формируют способность к духовной организации личности и не только к адекватному восприятию мира и себя, но и к адекватной перестройке реальной действительности, что ведет к внутренней согласованности, соразмерности в отношениях и, как следствие, формирует гармонично развитую личность. С. Б. Серякова Московский государственный педагогический университет Проектирование здоровьесберегающего пространства в дополнительном образовании Проблема формирования здоровьесберегающего пространства дополнительного образования требует раскрытия сущностной характеристики дополнительного образования, оценки уникальной роли сложившейся в России системы дополнительного образования детей. Развитие системы общего и дополнительного образования в РФ обусловлено новыми требованиями к уровню образования, в полной мере заявившими о себе в XXI веке. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными знаниями, сколько разносторонним развитием его личности, ориентирующейся в социокультурном пространстве, в традициях отечественной и мировой культуры, способностью к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и саморазвитию, определяемым как ключевые компетенции. Интенсивное развитие системы дополнительного образования — преемницы существовавшей до принятия в 1992 году Закона РФ «Об образовании» сети внешкольных учреждений — в ситуации изменений в обществе в 90-е годы, результатом которых стал поиск новых ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, привело к изменениям в функциях, содержании и масштабах инновационной деятельности внешкольных учреждений, к превращению внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования как важного компонента системы образования РФ. Уникальность сформировавшейся и развивающейся системы дополнительного образования потребовала осмысления, обобщения практического опыта развития детей и подростков (на уровне школьного дополнительного образования и учреждений дополнительного образования детей и юношества), возможности самореализации, самоактуализации взрослых, в т. ч. возможностей повышения уровня их профессионализма, получения дополнительного образования в виде новых квалификаций, что способствует расширению области профессиональной реализации и конкурентоспособности специалистов. Система дополнительного образования — активно развивающаяся область современного образовательного пространства России. Разработана нормативная правовая база развития системы дополнительного образования детей и обобщен позитивный опыт работы в данном направлении по ряду регионов России. Определение в 1992 году на законодательном уровне самостоятельности и значимости системы дополнительного образования, наряду с другими подсистемами и уровнями образования РФ, явилось фактом признания государственного статуса дополнительного образования с определенными перспективами развития на методологическом, теоретическом, содержательно-организационном уровнях. В Законе РФ «Об образовании» (1992) дана типология образовательных учреждений дополнительного образования детей, разработаны их общие положения, определены задачи (статья 26). Создана правовая база для дальнейшей дифференциации учреждений дополнительного образования, которая обусловлена, с одной стороны, ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны, стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательных учреждений. Следует отметить разноплановость учреждений, отнесенных законом «Об образовании» к дополнительному образованию. Сюда отнесены школы, дающие начальное профессиональное образование (художественные, музыкальные, школы искусств и т. п.), спортивные школы и внешкольные учреждения, занимающиеся, в основном, кружковой работой (эстетические центры, дворцы и дома молодежи, клубы по месту жительства, станции юных техников, юных натуралистов и т. д.). В последнее время появились учреждения, получившие название «школ народной культуры», которые существуют в самых разнообразных модификациях и находятся в подчинении различных министерств и ведомств. Главным нормативно-законодательным документом дополнительного образования является Типовое положение об образовательных учреждениях дополнительного образования детей от 07.03.1995 г., с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлением правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, определяющее цель дополнительного образования, регулирующее все основные аспекты деятельности учреждений. В законе «О дополнительном образовании» сказано, что дополнительное образование — единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. При этом дополнительные образовательные услуги направлены на удовлетворение потребности личности в приобретении новых знаний и развитии собственных способностей при содействии специалистов-педагогов. Из всех законодательных определений можно сделать заключение о факте признания государством дополнительного образования детей в системе образования, отметив при этом структурную неопределенность этого уникального типа образования (Л. Г. Логинова). Цель дополнительного образования детей — развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Проектирование здоровьесберегающего пространства с целью воспитания и развития личности средствами дополнительного образования приобретает все большую значимость. Понятие «здоровьесберегающее пространство» понимается как специально организованная педагогами совместно с детьми среда и рассматривается как сочетание психолого-педагогических и организационно-управленческих условий, способных минимизировать негативные влияния и обеспечить целенаправленное развитие личности. Содержание программ дополнительного образования обусловлено социальным заказом со стороны родителей, общества. В отличие от школьных программы учреждений дополнительного образования более динамичны по своим содержательным характеристикам. Содержание дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей должно быть направлено на:
Многовекторность, гибкость и вариативность богатых по содержанию и разнообразию образовательных программ дополнительного образования позволяют быстро откликаться на происходящие изменения в обществе. Современные исследователи (Е. Б. Евладова, О. В. Заславская, О. Е. Лебедев, Л. Г. Логинова, Н. А. Морозова и др.) выделяют следующие социально-педагогические функции учреждений дополнительного образования:
Методические функции учреждений дополнительного образования:
Обозначенные выше функции учреждений дополнительного образования, отражающие их специфику, в свою очередь, определяют специфику здоровьесберегающего пространства дополнительного образования, которая вытекает из того, что:
Обозначенная специфика деятельности учреждений системы дополнительного образования детей позволяет осуществлять проектирование широкой социальной модели здоровьесберегающего пространства учреждений дополнительного образования на основе гуманизации системы отношений между участниками педагогического процесса, которое позволяет осуществлять:
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ — ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МОЛОДЕЖИ А. Г. Гончаров, В. В. Шуплецова Российский государственный университет им. И. Канта Питание и соблюдение норм и правил здорового образа жизни школьниками Калининградской области Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает обоснованную тревогу. По данным диспансеризации 2004 года только 31 % детей в Калининградской области можно признать здоровыми. Учитывая, что индивидуальный образ жизни более чем наполовину определяет состояние здоровья, нам представляется актуальным исследовать фактическое питание и соблюдение ряда норм и правил здорового образа жизни школьниками Калининградской области. С этой целью проводился анонимный опрос по стандартным опросникам с различной степенью формализации по следующим разделам: 1. Физическая активность школьников (С. А. Полиевский, 1989). 2. Соблюдение подростками личной гигиены (А. Г. Хрипкова, 1988). 3. Анализ некоторых элементов распорядка дня школьника. 4. Распространение вредных привычек среди школьников (Н. Н. Куинджи, 2000). 5. Потребность учащихся в информации по проблемам здоровья (В. И. Белецкая, 1983). 6. Тест школьной тревожности Филлипса (Е. И. Рогов,2001). 7. Карта оценки фактического питания (А. Г. Гончаров, 2006). Обследовались школьники 6—11-х классов общеобразовательных школ г. Калининграда, г. Гурьевска, г. Советска, г. Правдинска, сельских школ Багратионовского, Славского районов и Светлогорского городского округа (всего около 1500 детей). В ходе исследования получены следующие результаты. В обследованных группах подростков от 9 до 28 % имеют хронические заболевания, причем у городских школьников они встречаются чаще, чем у учеников сельских школ. Практически все дети положительно относятся к урокам физической культуры, но от 5 до 10 % их не посещают. Около трети городских школьников имеют дома спортивный уголок, и более 40 % посещают спортивные секции. Только 10—15 % детей, проживающих в сельской местности и малых городах области, имеют собственный спортивный уголок, а посещают спортивные секции при школе около 30 % учащихся. В среднем примерно 15 % школьников регулярно делают утреннюю гимнастику, при этом от 50 до 60 % учащихся занимаются спортом не реже трех раз в неделю. Изучение соблюдения школьниками гигиенических навыков показало, что в основном до 70 % детей чистят зубы два раза в день, однако чистка зубов недостаточно эффективна, поскольку замена зубной щетки раз в три месяца производится только половиной учащихся. Соблюдение правил ухода за кожными покровами также недостаточное. Все дети привыкли мыть руки перед едой и после посещения туалета (85—100 %), но индивидуальное полотенце есть не у всех детей (70—80 % в городе и у 40—70 % в сельской местности). Кроме того, в малых городах и на селе душ ежедневно принимают только от 6 до 20 % школьников, но и в условиях областного центра эту гигиеническую процедуру ежедневно выполняют всего 25—40 % детей. На вопрос: «Придерживаетесь ли Вы режима дня?» утвердительно ответили только 15—20 % испытуемых. Кроме того, школьники предъявляют жалобы на дефицит сна, причем у городских детей он выражен в большей степени (от 50 до 90 %) по сравнению со сверстниками из сельских школ (от 30 до 50 %). В принципе дефицит ночного сна можно было бы восполнить дневным сном, но днем отдыхает не более 30 % детей. Особую тревогу вызывает употребление подростками алкогольных напитков. Фактически к 10—11-му классу все школьники пробовали спиртное. Причем первый опыт они, как правило, получают в семье с родителями (45 %), впоследствии они принимают алкоголь со сверстниками (55 %) или с приятелями более старшего возраста (40 %). Регулярность употребления алкоголя нарастает с возрастом испытуемых. Если школьники 8-х классов пробуют спиртные напитки в основном один—два раза в год, то в старших классах это случается один—два раза в месяц (до 55 %). Наиболее популярным напитком в школьной среде является пиво, но уже в последнем классе ведущим напитком становятся сухое вино (около 50 %), далее по степени убывания крепленые вина, ликеры, коктейли, ликеры, водка, коньяк. Интересной представляется структура отказа от употребления алкоголя. Ведущее место занимает не вред, наносимый здоровью, а неприятный вкус и запах алкоголя, боязнь потерять контроль над собой. Не меньшую тревогу вызывает уровень наркотизации школьников. По нашим данным, никогда не употребляли наркотики 85—86 % детей, хотя бы однократно их употребляли от 5 (ученики городских школ) до 14 % (малые города, село) детей. Причем до 10 % опрошенных продолжили употребление наркотиков после первой пробы. Старшеклассники считают допустимым легализацию наркотиков (до 45 %) и полагают, что наркомания поражает только «слабых» и «проблемных». Курение среди подростков имеет достаточно широкую распространенность. Фактически к 11-му классу все школьники пробовали курить, а постоянно курят около 30 % старшеклассников. Впервые регулярно начинают курить в 12—13 лет. Основным поводом к началу курения является курение ровесников (10—14 %), желание казаться более взрослым (5—14 %) и мнение, что сигарета помогает снять стресс (15 %), реже — курение родителей (до 5 %). Интересно отметить, что на фоне высокого уровня распространения вредных привычек у школьников Калининградской области у них имеется достаточно высокий интерес к информации, касающейся проблем здоровья. В первую очередь, это вопросы психического здоровья, профилактики инфекций, рационального питания, оказания первой медицинской помощи. Вопросы полового воспитания, личной гигиены и профилактики вредных привычек больше волнуют учеников 8-х классов, а к 11-му классу интерес к этим проблемам снижается. Изучение уровня школьной тревоги выявило высокий уровень тревожности у учеников 8—10 классов, вызванный в основном страхом проверки знаний и отношениями с учителями. Однако если у школьников Калининграда и малых городов области в 11-м классе ее уровень снижается, то у выпускников сельских школ он остается высоким, что, возможно, связано с неуверенностью в своем будущем и напряженностью учебных программ. Таким образом, уровень соблюдения норм и правил здорового образа жизни школьниками в областном центре, малых городах области и сельских школах различен, что, по-видимому, связано с различным ритмом и укладом жизни, уровнем культуры в разных населенных пунктах. Установлен ряд негативных фактов: высокий уровень распространенности вредных привычек, низкий уровень соблюдения гигиенических навыков, несоблюдения режима дня (до 80 %) и дефицит сна, а также высокий уровень тревожности. По картам оценки фактического питания обследована группа из детей 5—6 лет, подростков 12—13, 14—15 лет и студенческой молодежи от 16 до 20 лет. Всего обследовано 111 человек. С целью объективизации результатов исследование проводилось в течение 10—14 дней летом, осенью, зимой и весной. Результаты изучения рационов питания, полученные отдельно за каждый сезон, мало отличались друг от друга по набору пищевых ингредиентов, что можно объяснить доступностью всех продуктов питания в Калининграде в любое время года и наличием предпочтений в еде, пищевых привычек. Анализ индивидуальных карт за все четыре сезона, статистическая обработка содержащейся в них информации позволили выявить следующие основные нарушения принципов рационального питания: школьниками и студентами не соблюдается режим питания, отмечен дефицит в рационе основных питательных веществ — животных белков, растительных жиров и ряда витаминов и микроэлементов. Причем с увеличением возраста проблемы только нарастают. В связи с этим очевидна необходимость более глубокого изучения питания детей и молодежи, включение вопросов рационального питания в программу работы педагогов, валеологов, проведение просветительской и консультационной работы с родителями по вопросам сбалансированного здорового питания. О. Е. Киселева МОУ СОШ № 4 г. Калининграда |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Минеральные вещества и их значение для здоро-вья человека. Суточная потребность человека в минеральных веществах и их содержание... | Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных факторов. Материальные и психогенные (информативные) факторы... | ||
Трансформация политического поведения российской молодежи в условиях... Работа выполнена в фгоу впо «Новочеркасская государственная мелиоративная академия» на кафедре инженерной педагогики | Информационно-образовательная среда в аспекте требований фгос Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие... | ||
Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного... Паспорт образовательной программы мбоу дод «Дворец творчества детей и молодежи» имени И. Х. Садыкова | Образовательная программа культурологической направленности В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей очень важно сохранить те ценности,... | ||
Образовательная программа «Ратное дело». 4-32 3 Образовательная программа... Вооруженных сил Российсикой Федерации в современных условиях реформирования; а также на сохранение определенных воиснких традиций... | Особенности экономической политики в РФ в условиях преодоления структурного... России, базирующейся на неолиберальной идеологии монетаризма. Внутренние проблемы российской экономики, долгое время остающиеся нерешёнными,... | ||
Задачи: Образовательная: повторить понятия реактивного движения,... Развивающая: развитие уменя применять ранее изученный материал в новых, нестандартных условиях | Правовой нигилизм в молодежной среде: причины и пути преодоления Научно-практическая конференция «Проблемы правовой социализации молодежи в условиях формирования гражданского общества» | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по делам молодежи Международный... Анализ работы общественных движений и объединений в области патриотического воспитания молодежи | «Проблемы молодёжи» Германии и сопоставление с жизнью молодёжи в современной России; воспитание чувства ответственности, уважения к родителям | ||
Инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Областной этап международного конкурса «Энергия и среда обитания» (далее Конкурс) проводится в целях привлечения внимания детей к... | ||
Духовные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной... Охватывают современные проблемы государственно-конфессиональных отношений в рт (1990-2000-е годы) 1 | Сиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные... Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи |