Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса





НазваниеОбразовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса
страница1/22
Дата публикации19.07.2013
Размер2.86 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. ИММАНУИЛА КАНТА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ПРОБЛЕМЫ

СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Материалы

IX Международной научно-практической конференции
1—3 апреля 2009 года

Издательство

Российского государственного университета им. Иммануила Канта

2009

УДК 372.893

ББК 74.266.3

С568
Редакционная коллегия

А. П. Клемешев, д-р полит. наук, профессор, ректор РГУ им. И. Канта

(ответственный редактор); И. Ю. Кукса, канд. филол. наук, доцент,

проректор по учебной работе РГУ им. И. Канта; Н. Ю. Никулина,

канд. ист. наук, доцент, директор Института современных

образовательных технологий РГУ им. И. Канта; Т. Б. Гребенюк,

д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии

Института современных образовательных технологий

РГУ им. И. Канта; Е. И. Мычко, д-р пед. наук, профессор,

зав. кафедрой образовательных технологий Института современных

образовательных технологий РГУ им. И. Канта; Л. Хурло,

д-р пед. наук, профессор, зав. кафедрой дидактики и истории

образования Варминьско-Мазурского университета (Польша);

Н. В. Старовойт, канд. пед. наук, доцент, зам. директора

по довузовской подготовке Института современных

образовательных технологий РГУ им. И. Канта
C568 Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса: материалы IX Меж­дунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А. П. Клемешев. — Кали­нин­град: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. — 213 с.

ISBN 978-5-9971-0032-2
Основу книги составили доклады IX Международной научно-прак­тической конференции «Образовательная среда и проблемы сохранения здоровья детей и молодежи в условиях кризиса». Рассматриваются воп­росы создания условий сохранения и укрепления здоровья детей и мо­лодежи в Калининградской области, мониторинга состояния здоровья обучающихся и проектирования здоровьесберегающего пространства в образовании, а также методологические и психологические основы здорового образа жизни, сопровождение детей с особыми образова­тельными потребностями.
УДК 372.893

ББК 74.266.3
ISBN 978-5-9971-0032-2 © Коллектив авторов, 2009

© Издательство РГУ им. И. Канта, 2009


ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ

Н. С. Шерри

Министерство образования Калининградской области

министр образования
Создание условий сохранения и укрепления здоровья

детей и молодежи в Калининградской области
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание являются приоритетными направления­ми государственной политики и рассматриваются в качестве необхо­димой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране.

С сегодняшних педагогических позиций здоровый человек — тот, кто строит свое здоровье самостоятельно, кто эффективно справляется со стрессами и умеет предупреждать и разрешать конф­ликты, кто принимает ответственные решения, в первую очередь, по отношению к себе самому — самоопределяется, кто находит свою социокультурную нишу, мобилен на меняющемся рынке труда, кто не просто приспосабливается к существующим внешним условиям, но осмысленно их перестраивает, тем самым не только создавая для себя комфортные условия, но и улучшая общественное здоровье — оздоравливает общество.

Такое понимание здоровья приводит к необходимости диффе­ренцировать содержание образования в соответствии с интересами ребенка, то есть предоставить всем ученикам возможность осущест­влять и реализовывать свой выбор.

Сегодня в законе «Об образовании» сформулировано, что стан­дарт — это набор требований к структуре образовательных прог­рамм, к условиям их реализации и результатам освоения программ.

Требования к структуре основных общеобразовательных прог­рамм определяют наличие разных видов деятельности (учебной, творческой, спортивной, трудовой) и соответствующих занятий, чтобы обучающийся мог развивать разные компетентности и полу­чать знания и сохранять здоровье. Внеучебная образовательная дея­тельность должна составлять не менее 40 % от обязательной части основной образовательной программы начального общего образова­ния. В учебных, в том числе интегративных, курсах и образователь­ных модулях выделяется до 30 % объема времени, отведенного на об­разовательную область, на индивидуальные и групповые внеуроч­ные занятия — до 20 %.

Требования к условиям получения общего образования задают основу расчета финансового норматива в образовании, в основе ко­торого лежит положительный опыт регионов — участников КПМО.

В образовательном стандарте сформулированы кадровые, фи­нансовые, материально-технические, учебно-методические, инфор­мационные и другие условия, которые необходимы для обеспечения современного качества образования. Это касается и требований СанПиНов — сегодня они требуют обсуждения в педагогическом сообществе, так как это не только предмет деятельности гигиени­стов. Необходимо организовать учебный процесс в соответствии с ними, поскольку выполнение СанПиНов — необходимое условие здоровьесбережения.

Требования к результатам освоения основных общеобразова­тельных программ: обеспечить здоровье, безопасность, ориентацию в культуре, идентичность. Сегодня качество образования определя­ется академическими достижениями, компетентностными результа­тами и социальным опытом ребенка. Это закреплено в стандарте и по нему необходимо выстраивать правила школьной жизни.

Базовым материалом для создания условий по сохранению и ук­реплению здоровья учащихся стал мониторинг образовательных достижений учащихся. Наиболее острые проблемы, которые выяв­ляются в ходе мониторинга, — это проблемы создания психологиче­ски комфортной школы. Специалистами выявлен ряд основных при­чин, с которыми связаны факторы возникновения различных видов стрессов у детей в условиях школьного обучения.

Первая группа причин связана с трудностями адаптации конк­ретного ребенка к школе. В данном случае это зависит от того, в ка­кой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как пере­живают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенно­стям собственно учебной деятельности — принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми.

Другая группа причин связана с уровнем готовности детей про­тивостоять тому своеобразному «внешнему» давлению, которое не­избежно сопровождает их в процессе обучения в школе.

Принципиальное значение для решения этих задач приобретает включение в программы высшего профессионального образования системных курсов, обеспечивающих подготовку педагогических кадров, способных формировать комфортную образовательную среду для обучения школьников, воспитывать у них культуру здоро­вого и безопасного образа жизни на всех возрастных этапах.

Какие же условия сегодня созданы в Калининградской области для сохранения и укрепления здоровья школьников и молодежи?

В ходе реализации приоритетного национального проекта «Об­разование» появились школы-победители, реализующие инноваци­онные программы, в том числе спортивно-оздоровительной направ­ленности, которые использовали средства государственной под­держки на приобретение спортивного оборудования, реализацию здоровьесберегающих технологий, программ спортивно-оздорови­тельной направленности, повышение квалификации педагогов. Та­ких учреждений-победителей в области насчитывается 17. Только на реа­лизацию этих программ в среднем было направлено в 2006—2008 го­дах 7 млн 825 тыс. рублей. Это свидетельствует о росте позитив­ных тенденций в деятельности школ по этому направлению.

В 2008 году Калининградская область приняла участие в конкур­се субъектов и стала участником реализации проекта по совершенст­вованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. В течение двух лет в проекте примут участие 14 муниципальных образований, что составляет 64 % от их общего количества. Главным результатом реа­лизации программы станут полное обеспечение детей на территори­ях, участвующих в проекте, качественным питанием и улучшение здоровья школьников региона благодаря повышению качества школьного питания, формирования культуры питания у детей, учи­телей, родителей и потребностей в здоровом образе жизни.

Совместно с другими «пилотными» регионами калининградцы выполнили требования к безопасности и оснащенности образова­тельного процесса — наличие столовой, спортивного зала, медицин­ского кабинета, благоустроенной пришкольной территории и др. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учрежде­ниях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществ­ления образовательного процесса, составляет на начало 2009 года 66,26 %, в 2006 году этот показатель составлял 39 %.

Еще одно приоритетное направление — это обучение детей с ог­раниченными возможностями здоровья. С 2007 года в области функ­ционирует Школа дистанционной поддержки образования детей с особыми потребностями. Созданная модель дистанционного обуче­ния позволила получать качественное образование детям с ограни­ченными возможностями здоровья, находящимся на индивидуаль­ном обучении на дому. Применяемые методики обучения, формы проведения занятий, индивидуальные программы и графики обуче­ния позволяют получить максимальные результаты с учетом физио­логических особенностей ребенка, сохраняя его здоровье.

В дальнейшем планируется охватить дистанционным обучением 100 % детей с ограниченными возможностями здоровья, повысить до 30 % количество обучающихся по программам общего образования, вовлечь в систему дистанционного обучения новые категории детей — учащихся образовательных учреждений области, талантливых детей, школьников, занявших призовые места в олимпиадах, воспи­тан­ни­ков исправительных учреждений области.

В 2009 году мероприятия по развитию дистанционного образо­вания детей-инвалидов вошли в программу приоритетного нацио­нального проекта «Образование» на 2009—2012 годы.

Одной из важных составляющих работы по формированию здо­рового образа жизни является соответствующая воспитательная дея­тельность с обучающимися, организация социально значимого досу­га, создание необходимых условий для занятий физической культу­рой и спортом. И здесь очень важна роль системы дополнительного образования детей.

В систему образования Калининградской области входят 84 уч­реж­дения дополнительного образования детей (центры детско­го твор­чества, детские музыкальные, спортивные школы, школы ис­кусств), в которых занимается свыше 50 тысяч несовершеннолетних. При комплектовании контингента учащихся учреждений дополни­тельного образования приоритет отдается детям из малообеспечен­ных, многодетных, неполных, асоциальных семей, детям-сиротам, инвалидам, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершен­нолетних и защите их прав (37 % из числа занимающихся в системе дополнительного образования).

Министерство образования области совместно с другими минис­терствами и ведомствами в работе по формированию здорового об­раза жизни большое внимание уделяет профилактике употребления психоактивных веществ (наркотики, алкоголь, табак) и распростра­нения ВИЧ-инфекции в образовательной среде.

Многое уже удалось сделать в рамках реализации федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупот­реблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005—2009 го­ды» и мероприятий целевой программы Калининградской области «Комплексные меры противодействия незаконному обороту нарко­тиков и профилактики асоциального поведения в детско-молодеж­ной среде на 2007—2011 гг.».

Специалистами министерств образования и здравоохранения в соответствии с Концепцией превентивного обучения в области про­филактики ВИЧ/СПИДа осуществляется комплекс мер по созданию в образовательной среде системы профилактики асоциального пове­дения и ВИЧ-инфекции: разработка и издание методических реко­мендаций для специалистов различных ведомств, работающих в сфере психолого-педагогического сопровождения, здоровьесбереже­ния, профилактики асоциальных явлений; разработка новых и вне­дрение апробированных моделей и методик по сохранению, укреп­лению и формированию здоровья детей, подростков в учреждениях образования, обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе; разработка и тиражирование информацион­ных материалов по профилактике асоциальных явлений и развитию культуры здорового образа жизни, а также о существующих услугах социальной защиты и реабилитации несовершеннолетних и молоде­жи, попавших в трудную жизненную ситуацию.

В целях повышения эффективности межведомственного взаимо­действия и повышения общественной значимости деятельности по формированию здоровья подрастающего поколения создано регио­нальное отделение Общероссийской общественной организации со­действия укреплению здоровья в системе образования, деятельность которой направлена на всестороннее содействие переходу россий­ского образовательного сообщества к более совершенной системе организации учебного процесса, повышающей качество образования на основе здорового образа жизни, развития физического, психиче­ского, духовного, социального здоровья обучающихся, поддержку деятельности физкультурных, спортивных, рекреационно-оздорови­тельных общественных объединений и активное участие в формиро­вании здорового образа жизни, воспитании гражданской ответствен­ности и активности всех групп и слоев населения, в том числе детей и молодежи.

Организовано проведение ежегодного областного конкурса по разработке и реализации социально значимых проектов «Если не мы, то кто?», направленного на укрепление здоровья детей и молодежи, профилактику асоциальных явлений в детско-молодежной среде, вовлечение их в занятия физической культурой и спортом, формиро­вание здорового образа жизни. В конкурсе принимают участие как детские объединения, так и общественные организации взрослых, осуществляющие деятельность в заявленной сфере.

Распространению инновационного опыта, а также привлечению внимания педагогической общественности к теме сохранения и раз­вития здоровья, совершенствования взаимодействия науки и практи­ки организации здоровьесберегающего пространства способствует размещение материалов на официальных сайтах министерств обра­зования и здравоохранения Калининградской области для общест­венного обсуждения и организации обмена опытом и эффективного взаимодействия в работе по здоровьесбережению.



Е. А. Леванова

Московский государственный педагогический университет
Психопластика личности подростка

как фактор здоровьесбережения
Сложность и противоречивость подросткового возраста делает его фактором риска для многих нежелательных проявлений. Эта проблема всегда волновала и родителей, и учителей, но особую ост­роту она приобретает в современной реальности, характеризующей­ся резким спадом воспитательного воздействия всех институтов вос­питания, ослаблением влияния системы внешкольного образования и воспитания, потерей нравственных ориентиров, неготовностью большей части педагогов к работе в новых условиях. Следует под­черкнуть, что подросток в силу своей объективной сензитивности особенно остро воспринимает неустроенность, безработицу, безде­нежье родителей, видя за всем этим их неуспешность. Все это очень часто мешает подростку чувствовать себя комфортно в окружении и сверстников, и взрослых, причем дискомфорт усугубляется из-за свойственного ему максимализма, неумения выделить полутона, ка­тегоричности суждений, что часто приводит к затяжным хрониче­ским конфликтам. А навыки конструктивного поведения в ситуации конфликта еще не выработались, вот и остается он один на один со своими бедами, трудностями и внутренними противоречиями.

Подросток вступает в жизнь, хотя само это выражение не совсем правомерно, поскольку подросток уже живет в этом мире и чувству­ет себя в нем как человек, пока еще зависящий от нас, взрослых, и материально, и социально, и личностно. Как ему вписаться в соци­альную структуру общества, как ему научиться жить и общаться в этом обществе, как ему найти свое место в нем — это те вопросы, на которые подросток хочет найти ответы, и если мы ему не помогаем в этом, то он начинает искать их сам.

Какой же должна быть личность, чтобы не просто выжить в се­годняшнее время, а сохранить здоровье, в том числе психическое и физическое, а кроме этого развиваться, быть социально мобильной, профессионально стабильной и т. д. То есть у подростка при перехо­де к взрослости должна развиться психопластика личности, обеспе­чивающая ему возможность социальной адаптации.

Термин «психопластика» вводится в научно-педагогический оборот впервые. Под психопластикой личности мы понимаем спо­собность духовной организации личности к адекватным перестрой­кам в ответ на значимые изменения внешних и внутренних факто­ров, ее внутреннюю согласованность, соразмерность и гармонич­ность в отношениях, взаимодействии и восприятии человека челове­ком.

Термин основан на толковании следующих слов: «психика» — душевный склад, духовная организация человека, «пластика» (изна­чально — лепка) — согласованность, соразмерность, гармоничность, «пластичность» — способность к адекватным перестройкам в ответ на значимые изменения внутренних и внешних факторов.

Основной целью программы психопластики является оказание помощи подросткам в социальной адаптации к современной дейст­вительности, в выработке устойчивых стереотипов социального по­ведения, в формировании адекватного отношения к себе и обществу на основе познания себя, овладения способами эмоционального реа­гирования, формирования психологического иммунитета к негатив­ным явлениям и адекватных моделей поведения. Названные целевые установки реализуются в следующих направлениях: диагностиче­ском (выявление у подростков отношения к себе, взаимоотношений в социуме, определение эффективности используемых форм взаимо­действия), тренинговой работе (например, саморегуляция психофи­зических состояний, вербальное и невербальное взаимодействие, формирование культуры межполовых отношений и т. д.), игровом взаимодействии (индивидуальные, групповые и массовые игры), ин­формационном (проблемные столы, деловые игры, аукционы знаний и др.), психофизиологическом (ритмопластика, танцевальное взаи­модействие и т. п.).

В целом реализация этой программы подразумевает постановку и последовательное решение совокупности взаимодополняющих за­дач: во-первых, мы понимаем значимость формирования мотиваци­онно-ценностного отношения в сфере межличностных отношений в различных структурах общения (взрослый — подросток, подросток — подросток и т. д.); во-вторых, мы считаем необходимым создать ус­ловия для раскрытия резервных возможностей каждого ребенка, поз­во­ляющих достичь личностью и социально значимых целей; в-тре­ть­их, мы стремимся построить программу, создавая возможности дня раскрытия творческого потенциала личности, развития самосоз­на­ния, рефлексии, навыков самостоятельной деятельности, принятия ре­шений и т. д. Кроме того, мы решаем задачи формирования у под­рост­ков уверенности в себе, в своих силах, в ближнем окружении; зна­комства с основами социальной гибкости и личностной мобиль­но­сти, формирования навыков психологической защиты и конструк­тив­ного межличностного взаимодействия, оказания помощи в созда­нии комфортной психологической атмосферы в ближайшем социу­ме, например, классе, а также включения школьников в подростко­вый культурно-деятельностный континуум (непрерывное многооб­разие).

Эти задачи определены нами в контексте Постановления Прави­тельства Российской Федерации «О реализации Конвенции ООН “О правах ребенка” и “Всемирной декларации об обеспечении вы­жи­ва­ния, зашиты и развития детей”», где сказано, что необходимы пос­ле­довательные, целенаправленные усилия на базе четко опре­де­лен­ной государственной стратегии действий для определения угрозы не­об­ратимых потерь физического и духовного здоровья интел­лек­туаль­ного потенциала подрастающих и будущих поколений. В плане дей­ствий по осуществлению конвенции ООН особое место отво­дит­ся проблемам социального благополучия детей: «Каждая страна долж­на создавать надлежащие механизмы для регулярного и свое­вре­мен­ного сбора, анализа и публикации данных, необходимых для наб­лю­дения за соответствующими социальными показателями, ка­сающи­мися благосостояния детей». В этом же документе подчерки­вается, что прогресс в области улучшения положения детей должен быть ключевой целью государственного развития, так как «сего­дняшние де­ти — это граждане завтрашнего мира, их выживание, здоровье, за­щи­та и развитие являются непрерывным условием раз­вития челове­че­ства в будущем».

Если говорить о динамике формирования личностной психоло­гической пластичности подростка, то, конечно, на первом этапе ре­шается задача определения векторов личностного роста — это уме­ние переключать внимание на себя как на личность, не потерять себя, научиться отстаивать свое мнение, формировать навыки само­развития и самовоспитания, т. е. создавать мотивацию на внутреннее развитие и интерличностное самосознание.

Первая ступень школы психопластики проходит под девизом: «Познай себя». Наряду со сквозной задачей познания себя, своего внутреннего «Я» мы знакомим подростков с основами социальной гибкости и личностной мобильности, вырабатываем навыки конст­руктивного внутригруппового взаимодействия, помогаем создать комфортную психологическую обстановку в коллективе своего класса, группы. По окончании первого этапа на фоне эмоционально­го подъема происходит глубокая личностная рефлексия своего «Я», места в группе сверстников, своей внутренней позиции; первичные результаты подкрепляются после естественного спада (угасания) эмоций отсроченными во времени личностными изменениями.

Отсюда возникает еще одна проблема, которую можно решить в условиях школы психопластики личности подростка. Это проблема самозащиты, самосохранности, ведь большое значение для подрост­ка имеет сохранность психического здоровья, способность не приоб­рести ненужных неврозов и ряда других отклонений, научиться вы­ходить из стрессовых ситуаций. Конечно же, возникает и проблема умения регулировать собственные психические процессы, конструк­тивно вести себя в конфликтных ситуациях, отсюда возникает задача второго этапа школы психопластики личности подростка — это формирование навыков конструктивного межличностного взаимо­действия подростка, которые позволяют ему формировать коммуни­кативную культуру: коммуникативность и коммуникабельность как качества личности.

Вторая ступень психопластики названа нами «Я и Другой», что говорит о том, что наряду с дальнейшим развитием задач раскрытия личностного потенциала подростка, познания себя ставятся новые задачи, первостепенные для этого этапа: формирование у подростков культуры межличностной коммуникации на всех ее уровнях. Под­росток учится таким необходимым для него умениям, как терпи­мость, внимательность, умение слушать другого, понимать и прини­мать его точку зрения и вместе с этим уметь доносить до другого свое мнение. Помимо этого одной из важнейших задач этого этапа является развитие у подростков сензитивности, т. е. чувствительно­сти восприятия окружающего мира, других людей и самого себя, эмпатии. Одним из блоков второй ступени психопластики является блок по развитию культуры межполового взаимодействия, в процес­се которого подростки могут откорректировать свои представления об идеальных взаимоотношениях мужчины и женщины, разрешить имеющиеся внутри коллектива конфликтные ситуации, связанные с взаимоотношения мальчиков и девочек, а также получить опреде­ленный опыт этой сфере.

Важнейшей задачей третьего этапа школы психопластики лич­ности подростка является нахождение подростком своего места в социальной группе. Это ступень «Я и Другие». Задачи этого этапа обеспечивают преемственность и динамику процесса психологиче­ской мобильности и гибкости. Подросткам на этом этапе необходима помощь в раскрытии перспективы эффективного общения в коллек­тиве, ближайшем окружении, в умении анализировать особенности своих ролевых позиций, в получении знаний и навыков психологи­ческой защиты, «внестрессового» взаимодействия, конструктивного поведения в нестандартных конфликтных ситуациях и ситуациях выбора.

Ролевая позиция — это своего рода красная нить третьей ступе­ни психопластики. За время ее проведения подростки примеряют на себя роль и вдохновителя, и организатора, и эффективного исполни­теля, и конструктивного критика; у каждого есть возможность осоз­нать свой лидерский потенциал и понять его основную сущность, научиться брать на себя ответственность за других, вести за собой. Помимо этого данный этап дает возможность подросткам встать на позиции ребенка, родителя и, наконец, прийти к конструктивной по­зиции взрослого.

Последняя ступень школы психопластики позволяет решать це­лостную задачу коммуникативной и психопластичной флексибиль­ности личности (флексибильность характеризуется как интегратив­ное личностное качество, связанное с психологической гибкостью, мобильностью и адаптированностью). На этой ступени акцентиру­ются позиции ответственности и самостоятельности в выборе жиз­ненного пути, познания процесса «взрослой жизни», особенностей делового общения, профессионального самоопределения, именно поэтому четвертая ступень имеет название «Я и Общество». На этом этапе ставятся задачи, связанные с овладением такими навыками делового общения, как точность и оригинальность мышления, спо­собность к разрешению проблемных задач и ситуаций, искусство убеждения, ведение переговоров, навыки самопрезентации, интуи­ции. Все это позволяет подготовить подростка к вступлению в но­вую, взрослую, жизнь в позиции самостоятельного человека, готово­го жить, общаться и взаимодействовать в любых условиях социума.

Программа «Школа психопластики личности» не ограничивается четырьмя вышеописанными ступенями. Предполагается пятая сту­пень, связанная с более глубокими пластами познания своего внут­реннего мира, с серьезной внутренней работой, основанной на уже полученном подростками опыте.

По окончании всего курса школы психопластики личности у ка­ждого из подростков есть возможность попробовать себя в психоло­го-педагогической деятельности в качестве стажера учебно-методи­ческого центра, что может послужить определяющим фактором в выборе этой деятельности как своей будущей профессии, связанной с общением в структуре «человек — человек», и ею не обязательно должны быть профессии педагога или психолога.

На наш взгляд, самый важный результат школы психопластики — это личностные изменения подростков, которые формируют спо­собность к духовной организации личности и не только к адекватно­му восприятию мира и себя, но и к адекватной перестройке реальной действительности, что ведет к внутренней согласованности, сораз­мерности в отношениях и, как следствие, формирует гармонично развитую личность.



С. Б. Серякова

Московский государственный педагогический университет
Проектирование здоровьесберегающего пространства

в дополнительном образовании
Проблема формирования здоровьесберегающего пространства дополнительного образования требует раскрытия сущностной харак­теристики дополнительного образования, оценки уникальной роли сложившейся в России системы дополнительного образования детей. Развитие системы общего и дополнительного образования в РФ обу­словлено новыми требованиями к уровню образования, в полной мере заявившими о себе в XXI веке. Сегодня образованность челове­ка определяется не столько специальными знаниями, сколько разно­сторонним развитием его личности, ориентирующейся в социокуль­турном пространстве, в традициях отечественной и мировой культу­ры, способностью к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и само­развитию, определяемым как ключевые компетенции.

Интенсивное развитие системы дополнительного образования — преемницы существовавшей до принятия в 1992 году Закона РФ «Об образовании» сети внешкольных учреждений — в ситуации измене­ний в обществе в 90-е годы, результатом которых стал поиск новых ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере обра­зовательной деятельности, привело к изменениям в функциях, со­держании и масштабах инновационной деятельности внешкольных учреждений, к превращению внешкольных учреждений в учрежде­ния дополнительного образования как важного компонента системы образования РФ. Уникальность сформировавшейся и развивающейся системы дополнительного образования потребовала осмысления, обобщения практического опыта развития детей и подростков (на уровне школьного дополнительного образования и учреждений до­полнительного образования детей и юношества), возможности само­реализации, самоактуализации взрослых, в т. ч. возможностей повы­шения уровня их профессионализма, получения дополнительного образования в виде новых квалификаций, что способствует расши­рению области профессиональной реализации и конкурентоспособ­ности специалистов.

Система дополнительного образования — активно развиваю­щаяся область современного образовательного пространства России. Разработана нормативная правовая база развития системы дополни­тель­ного образования детей и обобщен позитивный опыт работы в дан­ном направлении по ряду регионов России. Определение в 1992 го­ду на законодательном уровне самостоятельности и значимости сис­те­мы дополнительного образования, наряду с другими подсисте­мами и уровнями образования РФ, явилось фактом признания госу­дар­ст­вен­ного статуса дополнительного образования с определенны­ми перс­пективами развития на методологическом, теоретическом, со­дер­жательно-организационном уровнях.

В Законе РФ «Об образовании» (1992) дана типология образова­тельных учреждений дополнительного образования детей, разрабо­таны их общие положения, определены задачи (статья 26).

Создана правовая база для дальнейшей дифференциации учреж­дений дополнительного образования, которая обусловлена, с одной стороны, ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны, стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательных уч­реждений.

Следует отметить разноплановость учреждений, отнесенных за­коном «Об образовании» к дополнительному образованию. Сюда отнесены школы, дающие начальное профессиональное образование (художественные, музыкальные, школы искусств и т. п.), спортивные школы и внешкольные учреждения, занимающиеся, в основном, кружковой работой (эстетические центры, дворцы и дома молодежи, клубы по месту жительства, станции юных техников, юных натура­листов и т. д.). В последнее время появились учреждения, получив­шие название «школ народной культуры», которые существуют в самых разнообразных модификациях и находятся в подчинении раз­личных министерств и ведомств.

Главным нормативно-законодательным документом дополни­тель­ного образования является Типовое положение об образователь­ных уч­реждениях дополнительного образования детей от 07.03.1995 г., с изменениями и дополнениями, утвержденными По­становлением правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212, определяю­щее цель допол­нительного образования, регулирующее все основ­ные аспекты дея­тельности учреждений.

В законе «О дополнительном образовании» сказано, что допол­нительное образование — единый, целенаправленный процесс, объ­единяющий воспитание, обучение и развитие личности. При этом дополнительные образовательные услуги направлены на удовлетво­рение потребности личности в приобретении новых знаний и разви­тии собственных способностей при содействии специалистов-педа­гогов.

Из всех законодательных определений можно сделать заключе­ние о факте признания государством дополнительного образования детей в системе образования, отметив при этом структурную неоп­ределенность этого уникального типа образования (Л. Г. Логинова).

Цель дополнительного образования детей — развитие мотива­ции детей к познанию и творчеству, содействие личностному и про­фессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Проектирование здоровьесберегающего пространства с целью воспитания и развития личности средствами дополнительного обра­зования приобретает все большую значимость. Понятие «здоровье­сберегающее пространство» понимается как специально организо­ванная педагогами совместно с детьми среда и рассматривается как сочетание психолого-педагогических и организационно-управленче­ских условий, способных минимизировать негативные влияния и обеспечить целенаправленное развитие личности.

Содержание программ дополнительного образования обусловле­но социальным заказом со стороны родителей, общества. В отличие от школьных программы учреждений дополнительного образования бо­лее динамичны по своим содержательным характери­стикам. Со­дер­жание дополнительных образовательных программ в учреж­де­ниях до­полнительного образования детей должно быть на­правлено на:

  • психолого-педагогическую помощь детям в индивидуальном развитии;

  • создание необходимых условий для личностного развития детей, их адаптацию к жизни в обществе, профессиональное самооп­ределение, развитие мотивации к познанию и творчеству;

  • стимулирование творческой активности личности, развитие способности к решению возникающих проблем;

  • активное усвоение содержания образования и развитие спо­собности к постоянному самообразованию, применение полученных знаний в различных ситуациях;

  • развитие умений обобщать жизненный опыт;

  • восприятие научного знания и овладение специализирован­ными языками наук;

  • обеспечение преемственности содержания различных видов образования (Л. Г. Логинова).

Многовекторность, гибкость и вариативность богатых по содер­жанию и разнообразию образовательных программ дополнительного образования позволяют быстро откликаться на происходящие изме­нения в обществе.

Современные исследователи (Е. Б. Евладова, О. В. Заславская, О. Е. Лебедев, Л. Г. Логинова, Н. А. Морозова и др.) выделяют сле­дующие социально-педагогические функции учреждений дополни­тельного образования:

  • профориентация — профессиональное самоопределение де­тей, определение их планов профессионального образования;

  • дополнительное образование — эта функция связана с функ­цией профессионального самоопределения детей, но не тождест­вен­на ей; речь идет об образовании, которого не может дать на желае­мом уровне общеобразовательная школа — музыкальное, художест­венное, спортивное, техническое, научное;

  • коммуникативная — создание условий для развития комму­ни­кативных контактов на межличностном, межшкольном, межре­гио­нальном и международном уровнях;

  • формирование духовного образа жизни — потенциал образо­вательных учреждений в реализации данной функции стал использоваться в минимальной степени;

  • предупреждение детской безнадзорности — реализация дан­ной функции не полностью соответствует социальным потребностям по причине недостаточного финансирования учреждений дополни­тель­ного образования и кадровых ресурсов для работы с такими детьми;

  • рекреационная — восполнение психофизических сил, творче­ского потенциала личности;

  • социализация личности посредством активного включения вос­питанников во взаимодействие в деятельности.

Методические функции учреждений дополнительного образова­ния:

  • повышение профессиональной квалификации педагогических кадров — некоторые крупные учреждения дополнительного образо­ва­ния выполняют функции центров повышения квалификации;

  • организационно-методическое обеспечение федеральных пе­дагогических проектов — всероссийские конкурсы творческих работ учащихся, всероссийские соревнования по техническим видам спор­та, туризму, ориентированию, олимпиады, фестивали, краевед­че­ские программы и др.

Обозначенные выше функции учреждений дополнительного об­разования, отражающие их специфику, в свою очередь, определяют специфику здоровьесберегающего пространства дополнительного образования, которая вытекает из того, что:

  • деятельность педагогов дополнительного образования не за­дается рамками образовательного стандарта, а основывается на кон­цепции учреждения дополнительного образования;

  • воспитанники объединяются в разновозрастные группы ис­хо­дя из интересов и склонностей к какому-либо виду творческой дея­тельности;

  • занятия основываются на принципе добровольности;

  • формы организации деятельности детей разнообразны (клуб, кружок, студия, секция, ансамбль и др.) — в зависимости от на­прав­ленности образовательных программ учреждения дополни­тель­ного образования детей;

  • осуществляется взаимосвязь обучения, воспитания и разви­тия;

  • в учреждениях дополнительного образования в рамках об­ра­зо­вательно-воспитательного процесса поддерживается психологиче­ский комфорт;

  • реализуются совместные творческие инициативы детей, пе­да­гогов и родителей;

  • оценка результатов деятельности воспитанников учреждений дополнительного образования идет через выявление и развитие творческих способностей каждого в сравнении с самим собой, а не со «средним» учеником, что позволяет каждому испытать «ситуацию успеха»;

  • специфика деятельности учреждений дополнительного обра­зо­вания предъявляет требования к педагогам по психолого-педаго­ги­ческой поддержке детей и юношества, в том числе творчески ода­рен­ных детей и детей с девиантным поведением;

  • по причине отсутствия на сегодняшний день психолого-педа­го­гической подготовки у большинства педагогов системы дополни­тель­ного образования формирование их профессиональной компе­тент­ности происходит в процессе реализации профессиональной дея­тельности через творческий обмен опытом, исследовательскую дея­тельность, мастер-классы, конференции, личностную рефлексию, про­фессиональную самореализацию и т. д.

Обозначенная специфика деятельности учреждений системы до­полнительного образования детей позволяет осуществлять проекти­рование широкой социальной модели здоровьесберегающего про­странства учреждений дополнительного образования на основе гу­манизации системы отношений между участниками педагогического процесса, которое позволяет осуществлять:

  • развитие физкультурно-оздоровительной работы с подрас­та­ющим поколением, детского спорта;

  • формирование у детей навыков здорового образа жизни;

  • профилактику вредных привычек;

  • обеспечение социальных образовательных потребностей де­тей с особенностями в развитии;

  • информационную и консультационную поддержку родителей в их заботе о здоровье детей;

  • развитие системы летнего отдыха детей;

  • разработку и внедрение образовательных программ, направ­лен­ных на формирование культуры здоровья и здорового образа жиз­ни, профилактику курения, алкоголизма и наркомании;

  • пропаганду среди педагогов и родителей о недопустимости курения в присутствии детей;

  • о


    птимизацию учебной нагрузки в системе дополнительного образования.


ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ —

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ МОЛОДЕЖИ

А. Г. Гончаров, В. В. Шуплецова

Российский государственный университет им. И. Канта
Питание и соблюдение норм и правил

здорового образа жизни школьниками

Калининградской области
Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает обос­нованную тревогу. По данным диспансеризации 2004 года только 31 % детей в Калининградской области можно признать здоровыми. Учитывая, что индивидуальный образ жизни более чем наполовину определяет состояние здоровья, нам представляется актуальным ис­следовать фактическое питание и соблюдение ряда норм и правил здорового образа жизни школьниками Калининградской области. С этой целью проводился анонимный опрос по стандартным опросни­кам с различной степенью формализации по следующим разделам:

1. Физическая активность школьников (С. А. Полиевский, 1989).

2. Соблюдение подростками личной гигиены (А. Г. Хрипкова, 1988).

3. Анализ некоторых элементов распорядка дня школьника.

4. Распространение вредных привычек среди школьников (Н. Н. Ку­инджи, 2000).

5. Потребность учащихся в информации по проблемам здоровья (В. И. Белецкая, 1983).

6. Тест школьной тревожности Филлипса (Е. И. Рогов,2001).

7. Карта оценки фактического питания (А. Г. Гончаров, 2006).

Обследовались школьники 6—11-х классов общеобразователь­ных школ г. Калининграда, г. Гурьевска, г. Советска, г. Правдинска, сельских школ Багратионовского, Славского районов и Светлогор­ского городского округа (всего около 1500 детей).

В ходе исследования получены следующие результаты. В обсле­дованных группах подростков от 9 до 28 % имеют хронические забо­левания, причем у городских школьников они встречаются чаще, чем у учеников сельских школ. Практически все дети положительно относятся к урокам физической культуры, но от 5 до 10 % их не по­сещают. Около трети городских школьников имеют дома спортив­ный уголок, и более 40 % посещают спортивные секции. Только 10—15 % детей, проживающих в сельской местности и малых городах области, имеют собственный спортивный уголок, а посещают спор­тивные секции при школе около 30 % учащихся. В среднем пример­но 15 % школьников регулярно делают утреннюю гимнастику, при этом от 50 до 60 % учащихся занимаются спортом не реже трех раз в неделю.

Изучение соблюдения школьниками гигиенических навыков по­казало, что в основном до 70 % детей чистят зубы два раза в день, однако чистка зубов недостаточно эффективна, поскольку замена зубной щетки раз в три месяца производится только половиной уча­щихся. Соблюдение правил ухода за кожными покровами также не­достаточное. Все дети привыкли мыть руки перед едой и после по­сещения туалета (85—100 %), но индивидуальное полотенце есть не у всех детей (70—80 % в городе и у 40—70 % в сельской местности). Кроме того, в малых городах и на селе душ ежедневно принимают только от 6 до 20 % школьников, но и в условиях областного центра эту гигиеническую процедуру ежедневно выполняют всего 25—40 % детей. На вопрос: «Придерживаетесь ли Вы режима дня?» утверди­тельно ответили только 15—20 % испытуемых. Кроме того, школь­ники предъявляют жалобы на дефицит сна, причем у городских де­тей он выражен в большей степени (от 50 до 90 %) по сравнению со сверстниками из сельских школ (от 30 до 50 %). В принципе дефицит ночного сна можно было бы восполнить дневным сном, но днем от­дыхает не более 30 % детей.

Особую тревогу вызывает употребление подростками алкоголь­ных напитков. Фактически к 10—11-му классу все школьники про­бовали спиртное. Причем первый опыт они, как правило, получают в семье с родителями (45 %), впоследствии они принимают алкоголь со сверстниками (55 %) или с приятелями более старшего возраста (40 %). Регулярность употребления алкоголя нарастает с возрастом испытуемых. Если школьники 8-х классов пробуют спиртные напит­ки в основном один—два раза в год, то в старших классах это случа­ется один—два раза в месяц (до 55 %). Наиболее популярным напит­ком в школьной среде является пиво, но уже в последнем классе ве­дущим напитком становятся сухое вино (около 50 %), далее по сте­пени убывания крепленые вина, ликеры, коктейли, ликеры, водка, коньяк. Интересной представляется структура отказа от употребле­ния алкоголя. Ведущее место занимает не вред, наносимый здоро­вью, а неприятный вкус и запах алкоголя, боязнь потерять контроль над собой.

Не меньшую тревогу вызывает уровень наркотизации школьни­ков. По нашим данным, никогда не употребляли наркотики 85—86 % детей, хотя бы однократно их употребляли от 5 (ученики городских школ) до 14 % (малые города, село) детей. Причем до 10 % опрошен­ных продолжили употребление наркотиков после первой пробы. Старшеклассники считают допустимым легализацию наркотиков (до 45 %) и полагают, что наркомания поражает только «слабых» и «проблемных». Курение среди подростков имеет достаточно широ­кую распространенность. Фактически к 11-му классу все школьники пробовали курить, а постоянно курят около 30 % старшеклассников. Впервые регулярно начинают курить в 12—13 лет. Основным пово­дом к началу курения является курение ровесников (10—14 %), же­лание казаться более взрослым (5—14 %) и мнение, что сигарета по­могает снять стресс (15 %), реже — курение родителей (до 5 %).

Интересно отметить, что на фоне высокого уровня распростра­нения вредных привычек у школьников Калининградской области у них имеется достаточно высокий интерес к информации, касающей­ся проблем здоровья. В первую очередь, это вопросы психического здоровья, профилактики инфекций, рационального питания, оказа­ния первой медицинской помощи. Вопросы полового воспитания, личной гигиены и профилактики вредных привычек больше волнуют учеников 8-х классов, а к 11-му классу интерес к этим проблемам снижается.

Изучение уровня школьной тревоги выявило высокий уровень тревожности у учеников 8—10 классов, вызванный в основном стра­хом проверки знаний и отношениями с учителями. Однако если у школьников Калининграда и малых городов области в 11-м классе ее уровень снижается, то у выпускников сельских школ он остается высоким, что, возможно, связано с неуверенностью в своем будущем и напряженностью учебных программ.

Таким образом, уровень соблюдения норм и правил здорового образа жизни школьниками в областном центре, малых городах об­ласти и сельских школах различен, что, по-видимому, связано с раз­личным ритмом и укладом жизни, уровнем культуры в разных насе­ленных пунктах. Установлен ряд негативных фактов: высокий уро­вень распространенности вредных привычек, низкий уровень со­блюдения гигиенических навыков, несоблюдения режима дня (до 80 %) и дефицит сна, а также высокий уровень тревожности.

По картам оценки фактического питания обследована группа из детей 5—6 лет, подростков 12—13, 14—15 лет и студенческой моло­дежи от 16 до 20 лет. Всего обследовано 111 человек. С целью объ­ективизации результатов исследование проводилось в течение 10—14 дней летом, осенью, зимой и весной.

Результаты изучения рационов питания, полученные отдельно за каждый сезон, мало отличались друг от друга по набору пищевых ингредиентов, что можно объяснить доступностью всех продуктов питания в Калининграде в любое время года и наличием предпочте­ний в еде, пищевых привычек. Анализ индивидуальных карт за все четыре сезона, статистическая обработка содержащейся в них ин­формации позволили выявить следующие основные нарушения принципов рационального питания: школьниками и студентами не соблюдается режим питания, отмечен дефицит в рационе основных питательных веществ — животных белков, растительных жиров и ряда витаминов и микроэлементов. Причем с увеличением возраста проблемы только нарастают. В связи с этим очевидна необходимость более глубокого изучения питания детей и молодежи, включение вопросов рационального питания в программу работы педагогов, валеологов, проведение просветительской и консультационной рабо­ты с родителями по вопросам сбалансированного здорового питания.



О. Е. Киселева

МОУ СОШ № 4 г. Калининграда

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Минеральные вещества и их значение для здоро-вья человека. Суточная потребность человека в минеральных веществах и их содержание...
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconФгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе
Окружающая среда как сочетание природных, антропогенных и социальных фак­торов. Материальные и психогенные (информативные) факторы...
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconТрансформация политического поведения российской молодежи в условиях...
Работа выполнена в фгоу впо «Новочеркасская государственная мелиоративная академия» на кафедре инженерной педагогики
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconИнформационно-образовательная среда в аспекте требований фгос
Образовательная среда является здесь не только посредником, но и активным участником их реализации. Поскольку образовательное взаимодействие...
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Паспорт образовательной программы мбоу дод «Дворец творчества детей и молодежи» имени И. Х. Садыкова
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconОбразовательная программа культурологической направленности
В условиях острейшего кризиса массового сознания, отсутствия системы общенациональных ценностей очень важно сохранить те ценности,...
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconОбразовательная программа «Ратное дело». 4-32 3 Образовательная программа...
Вооруженных сил Российсикой Федерации в современных условиях реформирования; а также на сохранение определенных воиснких традиций...
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconОсобенности экономической политики в РФ в условиях преодоления структурного...
России, базирующейся на неолиберальной идеологии монетаризма. Внутренние проблемы российской экономики, долгое время остающиеся нерешёнными,...
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconЗадачи: Образовательная: повторить понятия реактивного движения,...
Развивающая: развитие уменя применять ранее изученный материал в новых, нестандартных условиях
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconПравовой нигилизм в молодежной среде: причины и пути преодоления
Научно-практическая конференция «Проблемы правовой социализации молодежи в условиях формирования гражданского общества»
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по делам молодежи Международный...
Анализ работы общественных движений и объединений в области патриотического воспитания молодежи
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса icon«Проблемы молодёжи»
Германии и сопоставление с жизнью молодёжи в современной России; воспитание чувства ответственности, уважения к родителям
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconИнновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи
Спартианские инновационные формы и методы воспитания и организации досуга детей и молодежи: пособие для педагогов и организаторов...
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Областной этап международного конкурса «Энергия и среда обитания» (далее Конкурс) проводится в целях привлечения внимания детей к...
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconДуховные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной...
Охватывают современные проблемы государственно-конфессиональных отношений в рт (1990-2000-е годы) 1
Образовательная среда и проблемы сохранения здоро­вья детей и молодежи в условиях кризиса iconСиротюк Анастасия Сергеевна, научный сотрудник втк «Лаборатория «Одаренные...
Актуальность проблемы выявления/диагностики одаренных детей, подростков и талантливой молодежи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск