Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157





Скачать 172.92 Kb.
НазваниеУченица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157
Дата публикации14.11.2014
Размер172.92 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Культура > Реферат


«EXCELSIOR - 2013»

Педагог, дарующая людям радость

Секция: «Человек в истории и культуре»



429955,Чувашская Республика

г. Новочебоксарск,

ул. Семенова, 25а (17)

sosh16-nowch@edu.cap.ru

тел./факс (8352)75-98- 20

Подготовила:

Архипова Анастасия Федоровна

ученица 9 класса МБОУ «СОШ №16»

г. Новочебоксарск Чувашской Республики

Контактный телефон: 89093020157

Руководитель:

Никонорова Вера Федоровна

учитель чувашского языка МБОУ «СОШ №16»

г. Новочебоксарск Чувашской Республики

Контактный телефон: 89050290674

E-mail: nikonorltn@mail.ru
Новочебоксарск – 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Педагогическая деятельность

В.Ф. Никоноровой (Деникаевой) 4

Творческая деятельность 6

Выводы и заключение 8

Использованная литература 8

Приложение 9

Результаты анкетирования 22

Педагог, дарующая людям радость

Введение

Радость, доставляемая нами другому, пленяет тем,

что она не только не бледнеет, как всякий отблеск,

но возвращается к нам еще более яркой.

Виктор Гюго

Есть люди, которые живут среди нас и ничем не приметные. А когда попытаешься узнавать ближе, то начинаешь открывать все новое и новое об этом человеке. Вот для себя я открыла нашу учительницу Веру Федоровну Никонорову (прил.1) совершенно с другой стороны. Порой мы ищем знаменитых людей, чтобы еще больше узнавать о них, исследовать, а потом рассказать другим. Оказывается, для этого далеко не надо ходить, они рядом, живут и выполняют свою работу ежедневно и скромно.

Обоснованность выбора темы: Веру Федоровну Никонорову мы знаем как педагога школы № 16 г. Новочебоксарск Чувашской Республики. А недавно я узнала, что она не только хороший педагог, а также певица и тамада.

Актуальность работы состоит в том, что основной задачей школы является не только дать учащимся определенный объём знаний умений и навыков, но и воспитать его как всесторонне развитую личность.

Цель работы: Изучить жизнь и деятельность Никоноровой Веры Федоровны, ее вклад в воспитании духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения и развитие национальной культуры Чувашии.

Объектом моей работы стала история жизни и деятельности Никоноровой В.Ф.

Были определены задачи исследований: 1) Собрать материалы о жизни и деятельности В. Ф. Никоноровой с помощью беседы с ней самой, членами ее семьи, коллегами. 2) Изучить литературу по данной теме, искать в интернете. 3) Организовать встречу, взять интервью.4) Провести анкетирование среди учащихся. 5) Систематизировать информацию и сделать презентацию о ее творчестве.

Научная новизна работы в том, что еще никто не изучал творчество Веры Федоровны как личность, дарующая людям радость.

Гипотеза исследования: Если мы лучше узнаем своих окружающих, особенно своих педагогов, это поможет нам укрепить коллективные узы и наладить гармоничные отношения между педагогами и учениками, уважать любой труд.

Методы исследования. В первую очередь мы встретились с Верой Федоровной Никоноровой с определенной целью: написать о ней работу. Хотя мы с ней каждый день встречаемся в школе, но о ее жизни и деятельности, оказывается, почти ничего не знаем. Она нам рассказала о себе. Делали записи ее биографии.

Использовали архивные материалы: личный дневник, фотографии, видеоматериалы ее выступлений, аудио записи песен и выступлений, статьи в журналах и газетах.

Встретились с членами ее семьи: со старшей сестрой Валентиной Федоровной Щербаковой, которая как раз была в гостях у Веры Федоровны. Она тоже педагог. В данное время живет и работает в Московской области, Талдомском р-не, д. Кошелево; с младшим братом Сергеем Федоровичем Деникаевым, который живет и работает в Москве; с сыном Сергеем. Изучали характеристику и архивные материалы личного дела. О педагогической деятельности Веры Федоровны мы узнали от педагогов нашей школы. О творческой деятельности нам рассказали певцы республики и ведущий творческого вечера, которого организовала Вера Никонорова в честь своего юбилея.

В интернете мы нашли сайты, где были опубликованы материалы о Вере Федоровне и ее личный сайт. Организовали несколько встреч с разными классами, взяли интервью. Чтобы выявить, какое отношение учеников к учителю, провели анкетирование среди учащихся. Из 104 ответили: 1) Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны – 15; 2) Я хотел бы стать похожим на учителя – 20; 3) Учитель умело готовит меня к олимпиадам и экзаменам – 7; 4) Учитель всегда может дать разумный совет – 17; 5) Я полностью доверяю учителю - 22; 6) Оценка учителя очень важна для меня – 23 (Диаграмма «Результаты анкетирования»)

Ценнейшим источником для написания работы послужили записи, дневник и ее воспоминания. Собранные данные были систематизированы и обобщены.
Основная часть

Педагогическая деятельность В.Ф. Никоноровой (Деникаевой)

В первую очередь мне захотелось узнать, откуда появилось у Веры Федоровны желание стать педагогом, и как она достигла своей цели? Ведь все начинается с мечты. А мечты в основном определяются с детства. В какой же семье она воспитывалась?

Никонорова Вера Федоровна (девичья фамилия – Деникаева) родилась 7 апреля 1962 г. в д. Уразмаметево Яльчикского р-на Чувашской республики. Училась в Уразмаметевской восьмилетней школе Яльчикского р-на.

Родители Деникаев Федор Федотович и Антонина Васильевна вырастили и воспитали семерых детей (прил.2,). В большой семье были свои трудности: деревянная избушка была маленькая для четырех взрослых членов семьи (дедушка, бабушка, отец, мать) и семерых детей. Иногда, особенно по вечерам, когда вся семья собиралась за общим столом, не всем хватало мест. Приходилось садиться по очереди. Спали на полу на соломенных тюфяках. Когда старшие дети с родителями уходили на работу полоть колхозные поля, восьмилетняя Вера оставалась по хозяйству. Надо было присмотреть за младшими и сварить обед к приходу старших. Тогда еще в деревнях не было газа, и маленькой поварихе приходилось растапливать костер в деревянной постройке во дворе «павар». Вот так в семье воспитывались ответственность и трудолюбие.

Вера училась в школе на «отлично», закончила Уразмаметевскую восьмилетнюю школу с Похвальной Грамотой. Учителя ее любили за любознательность, усердие и трудолюбие. Хотя в большой семье приходилось много трудиться, она успевала и домашние задания выполнять, и читать, и стихи сочинять. «Мама и старшие сестры, когда сами занимались во дворе по хозяйству, меня оставляли дома вышивать. В то время каждая девушка готовила приданое сама: вышивали полотенца, постельное белье, покрывала, платки и т. д. У меня под подушкой всегда лежала книга. Когда сестры заглядывали в дом, я вышивала, когда выходили – читала. Читала даже ночью под одеялом с фонариком или при луне», – вспоминает Никонорова В.Ф.1

В школе она была лидером и, естественно, мечтала стать учительницей. Часто играли в «школу» и она всегда была «учительницей». В старших классах заменяла учителей начальных классов и была вожатой октябрятских групп (прил.4). В пионерской дружине была председателем совета дружины, в комсомольской организации – секретарем (прил.5). Вот так она набиралась опыта педагогической деятельности. Стать педагогом способствовал пример старшей сестры Валентины Федоровны Щербаковой (Деникаевой), которая тогда работала учителем и пионервожатой в данной школе (прил.6). Вера охотно помогала сестре при организации выступлений, концертов. Вот тогда, наверно, зародилась тайная мечта – стать артистом. Тогда она еще не знала, что нужно делать, где нужно учиться, чтобы стать артистом. Эта мечта так и осталась в подсознании, пока она не осуществилась через несколько лет. А пока…

В 1977 году без экзаменов поступила в Канашское педучилище (прил.7). Педучилище дало много: методику преподавания в начальных классах, навыки общения с людьми и пения, добиваться поставленной цели…. Теория, полученная на уроках, закреплялась на практике. Студенты в базовых школах показывали открытые уроки для однокурсников, преподавателей школ и педучилища. Проходили длительную практику в разных школах республики и пионерских лагерях. А еще ей запомнились студенческие отряды и поход по военным местам Чапаевской дивизии.

В те времена было актуально организовывать студенческие отряды и отправлять на уборку урожая. 3 В группа попала в пригород Волгограда. В первой половине лета им предстояло пропалывать грядки помидоров, когда поспеют – собирать (прил.9). В свободное от работы время студенты на пароме отправлялись в г. Волгоград, проводили экскурсии по городу. Особенно им запомнился мемориал, посвященный боевым действиям во время Великой Отечественной войны2 (прил.10).

С чувством гордости вспоминает Вера Федоровна экспедицию по военным местам 25-й Чапаевской дивизии. Маршрут был таким: Киев – Харьков – Лубна – 25-я Чапаевская дивизия. Студенты исследовали путь прохождения дивизии во время Великой Отечественной войны. Они побывали на местах боевых действий, беседовали с местным населением, встречались с офицерами и солдатами Чапаевской дивизии, выступали перед ними (прил.11). Запомнилось посещение памятника в Киеве «Бабий Яр» (прил.12), который получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения3.

В 1981 году успешно закончила педучилище (прил.13) и стала работать в Среднекибечской средней школе учителем начальных классов (прил.15). В 1988г. окончила Чувашский государственный пединститут им. И. Я. Яковлева (прил. 14). Работала педагогом в разных городах страны: в Уразмаметевской средней школе Яльчикского р-на Чувашской республики, Зерновской средней школе Саратовской области, Среднекибечской средней школе Канашского р-на Чувашской республики, Николо-Кропотском совхозе Московской области.

С 1989 г. проживает в г. Новочебоксарск и работает преподавателем в МБОУ «СОШ №16» (прил.16)

Когда мы задали вопрос «Какая у вас была мечта в детстве и как вы стали учителем?», Вера Федоровна Никонорова начала свой рассказ словами Владимира Мегре из книги «Энергия жизни»:

– Я смею утверждать, и небезосновательно: любая, даже кажущаяся нереальной и совершенно фантастической, мечта будет осуществлена, если человек, который хочет исполнения желаемого, совершит простые и последовательные действия навстречу этой мечте4. Кто из нас не мечтал в детстве?

За время работы в Новочебоксарской средней школе зарекомендовала себя как добросовестный педагог, ответственно относящийся к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Ее ученики активно участвуют в школьных, городских, республиканских олимпиадах и конкурсах по чувашскому языку и занимают призовые места (прил.17,18).

Педагог большое внимание уделяет развитию творческих способностей учащихся. Под ее руководством учащиеся готовят рефераты, доклады, презентации, выпускают газеты по различным темам, проводят интеллектуальные игры, викторины и КВНы. Ежегодно участвуют в проведении недели чувашского языка, которая проходит в конце апреля, в Международном конкурсе «Чувашская ласточка», где ученица 3 класса Яковлева Диана заняла 1 место по России. Ученики под ее руководством разучивают чувашские песни, сказки, стихи и выступают на концертах.

Вера Федоровна пользуется авторитетом у учащихся, коллег и родителей. Она 3 года работала руководителем городского метод объединения учителей чувашского языка. О ней говорят, что она лучший наставник молодых учителей. Приходит всегда на помощь, несмотря на занятость. Систематически проводит открытые внеклассное мероприятие (прил.19,20).

Ученики Веры Федоровны ежегодно участвуют на научно-практических конференциях. Ученики Пугачева Виктория и Иванова Дарья стали призерами на Республиканском этапе Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество», а затем участвовали на финале в г. Москва, Дипломантами конкурса на Международном конкурсе исследовательских проектов учащихся учреждении общего и дополнительного образования «Край, в котором мы живем» (прил.21, 22).

Никонорова Вера Федоровна с 2004 года является членом Чувашского национального конгресса, активно участвует в съездах, собраниях, конференциях, проводимых Национальным конгрессом. Участвует в обсуждении и разработке учебных программ по чувашскому языку.

С целью изучения истории чувашского народа каждый год участвует в экспедиции по местам Волжских Булгар. Полученные экспонаты плодотворно использует на уроках чувашского языка и при проведении внеклассных мероприятий.

Как педагог, Вера Федоровна сотрудничает с Чувашским государственным университетом им. Ульянова, показывает открытые уроки для студентов университета, готовит рефераты и доклады с последующими выступлениями.

Как член комиссии Яльчикского землячества Никонорова В.Ф. принимает активное участие при подготовке и проведении дней землячества выходцев Яльчикского района. Ежегодно организует поездки на родину с целью изучения истории, культуры, традиций чувашского народа Яльчикского р-на, знакомит учителей района с опытом своей педагогической деятельности и изучает передовые технологии по преподаванию чувашского языка данного района. За достигнутые успехи в педагогической деятельности и активное участие в культурной жизни Яльчикского р-на Никонорова Вера Федоровна занесена в Почетную книгу района «Известные люди Яльчикского района», имеет благодарность за сотрудничество и медаль (прил.23)5.

Ученики и родители уважают и ценят своего педагога, хорошо отзываются о ней. Ученики Людмила Яркей, Анжела Шумова, Илона и Миша Федоровы, Настя Соколова и другие благодарят Веру Федоровну за подготовку к олимпиадам, конкурсам, научно-исследовательским работам.

Вот уже 23 года она работает в данной школе, прививает любовь к родному языку и краю. Вера Федоровна старается передавать красоту чувашского языка через песни и фольклор. Чувашские песни мы разучиваем на уроках, поем на внеклассных мероприятиях, участвуем на конкурсах и занимаем призовые места.

Многократно была награждена почетными грамотами и дипломами за активное участие и призовые места на конкурсах, фестивалях; за отлично проведенные уроки и мероприятия на уровне города, республики и России.

Творческая деятельность

«Подумайте, что делает человек, прежде чем стать известным артистом? Конечно же, сначала мечтает об этом, потом мысленно выстраивает план достижения мечты и далее действует: самодеятельность, соответствующие учебные заведения, поступление на работу…. Мне могут возразить, что все мечтают быть самыми известными артистами, но становятся таковыми лишь единицы. Помимо мечты необходим талант. Да, необходим. Но талант ведь тоже производятся силой мысли», – пишет Владимир Мегре6.

В детстве Никонорова (Деникаева) В.Ф. даже не смела мечтать, что когда-нибудь выйдет на сцену, будет исполнять чувашские эстрадные песни. Но она (мечта) где-то незаметно затаилась в уголочке души и ждала своего часа….

«Она узнаваема и любима, ее трудно с кем-то путать, незабываем и ярок созданной ею образ амазонки. Певица появляется на сцене в свете ламп. Великолепная, в блестящей одежде и доспехах, с секирой в руке, артистка поет песню о мифических существах. Она похожа на гордую царицу Пантелею, предводительницу древнегреческих женщин-воительниц»7, – пишет журналистка Светлана Яковлева в интервью после первого концерта Веры Никоноровой (прил.24).

Откуда же появился музыкальный талант у педагога? Может быть, она поняла это тогда, в далеком детстве, когда мать и отец приходили из гостей веселые, напевая чувашские народные песни. В праздники, когда взрослые дома пели, Вера запоминала слова и мелодию песен, потом за работой «репетировала». Да и в школе без музыки не проходило ни дня. Директор школы Владимир Григорьевич Щербаков хорошо играл на скрипке. Ученики не отходили от него. В седьмом классе одноклассник Юра Смирнов играл на баяне, аккомпанировал концерты. После окончания ЧГПИ он организовал в деревне вокально-инструментальный ансамбль «Хавал» (Вдохновение). Вера стала солисткой ансамбля. Исполняли чувашские и русские песни. Зрителям особенно нравилась песня из репертуара Софии Ротару «Луна, луна» и Веру они называли «Наша Ротару»8.

Музыкальное образование Вера Федоровна получила во время учебы в Канашском педучилище. Были уроки музыки, изучала музыкальную грамоту, играла на баяне. Дополнительно занималась в фольклорном ансамбле училища (прил.25), пела в хоре и отдельно, занималась танцами в Доме культуры «Вагоноремонтного завода». Когда в 1989 году переехала в г. Новочебоксарск, ее не покидала тяга к песням. И с 1990 года стала петь в фольклорном ансамбле «Сǎрнай» при ДК «Химик» (прил.26). Вера Никонорова упорно стремилась к осуществлению своей заветной мечты – стать солисткой. Хотелось самоутвердиться. Помог Виктор Мацко, у которого в то время был свой вокально-инструментальный ансамбль. Он пригласил Веру петь вместе с ним. С этого момента она стала выступать как солистка.

Чтобы выступать на эстраде, нужно записывать фонограммы, заказать костюмы, работать над голосом и грацией. Придумывала и шила костюмы сама. Ее костюмы отличались от других певцов оригинальностью и необычностью. Ходила в танцевальный кружок в своей школе и занималась самостоятельно. Она упорно шла к своей мечте. И наконец, в 2001 году организовала свой первый сольный концерт.

«Амазонка» спустилась на сцену как будто с высоты небес. Как только ноги коснулись о пол, зрители замерли от неожиданности. Подтанцовка выражала содержание и характер песни. В течение трех часов певица пела песни, танцевала. Хотя были некоторые сомнения на счет успеха, она выдержала все. Сила духа и мысли помогли преодолеть страх и трудности. Моральную поддержку она получила от своей матери Антонины Васильевны, которая специально приехала из деревни Уразмаметево вместе с односельчанами.

Я присутствовала на юбилейном концерте Веры Никоноровой, который состоялся 6 апреля 2012 г. Зал был полный (прил.27). Артисты отметили профессиональный рост певицы. «У Вероники мягкий, душевный голос. На сцене держится уверенно и грациозно. Я доверила ей исполнять несколько своих песен, т. к. она их исполняет лучше меня», – вспоминает подружка по цеху композитор-певица Клара Осокина9. Восхищались выступлением сестры и братья, сын Сергей, которые специально приехали на концерт из Москвы.

Певице нравится дух соперничества, это ее взбадривает. Хотя основной работой Веры Федоровны является педагогическая деятельность, она находит время гастролировать. С удовольствием вспоминает поездки в Татарстан, Сургут, Ханты-Мансийск, несколько раз побывала на родине народного поэта К.В. Иванова, в Москве, Самаре, Ульяновской области. С воодушевлением рассказывает о поездке в 2010 году на родину К. Иванова в село Слакбаш Башкирской Республики. До концерта паломники посетили музей поэта (прил.28), познакомились экспонатами, его жизнью и деятельностью. Почистили родник в бывшей деревне Силпи, который был описан в поэме «Нарспи», попробовали оттуда холодную воду. Вечером состоялся концерт (прил.29). Зал был битком: собрался, как говорится, и стар, и мал. Зрители соскучились по чувашским песням, общению с артистами из столицы Чебоксары. Долго они не отпускали их со сцены, просили петь еще и еще. Также тепло встретили на родине чувашского просветителя И.Я. Яковлева в деревне Ново-Тимбаево Татарской Республики (прил.33).

Вера Никонорова – Дипломант фестивалей песен «Телеюрă», «Тăр-тăри», организованных Чувашским телевидением и радиовещанием. За достигнутые успехи Президиум правления музыкального общества чувашской республики 27. 09. 1995 г. присвоил звание «Заслуженный деятель музыкального общества Чувашской республики» (прил. 31). В 1999 году получила звание дипломанта на 1-м Всемирном конкурсе-фестивале чувашских эстрадных песен «Серебряный голос» (прил.32).

У Веры Никоноровой есть хобби: развлекать гостей на праздниках, веселить.

Профессия тамады во многом сродни актерской. По сути дела, ведя торжество, он постоянно играет и вовлекает в игру окружающих. А если, ко всему вышеперечисленному, он еще умеет петь и хорошо танцует – то считайте, что с тамадой вам повезло, и праздник пройдет на высшем уровне.10 Тамада Вера сама поет и танцует. Наверно, поэтому у нее график работы составлен на два месяца вперед (прил.33,34). Как она сама говорит, Вере Федоровне эта работа приносит удовольствие. Старается в любом случае провести торжество так, чтобы она запомнилась на всю жизнь.

Выводы и заключение

В заключении хочу сказать: Вера Федоровна Никонорова (Деникаева) – действительно Педагог с большой буквы. Она не только педагог, а личность, дарующая радость людям. Искусство быть педагогом так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств ему приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который все знает, всему учит, и товарищ, и близкий человек, который все поймет и поможет в любую минуту.

Мы любим и ценим Веру Федоровну за ее доброту, чуткость и внимание. Она готова в любую минуту помочь и поддержать каждого из нас. На уроках и вне урока она нам дает ценные советы, разбирает сложные жизненные проблемы и подсказывает правильный выход из сложных ситуаций.

Во время исследования мне удалось проникнуться уважением к Вере Фёдоровне, человеку, посвятившему всю свою жизнь великому делу. Она – пример доброжелательности, уважения и подражания.

Цели и задачи, поставленные в работе в целом, выполнены. Мы проследили путь педагога, становление учителя-профессионала, человека искусства. Только необычайное трудолюбие, творчество, терпение, педагогический такт позволил В.Ф. Никоноровой стать Личностью с большой буквы. В памяти многих людей сохранились к ней самые нежные и добрые чувства как педагогу, певице, ведущему программ. Ни голодное детство, ни жизненные невзгоды, ни постоянная нужда не помешали трудолюбивой, талантливой, целеустремленной девушке добиться своей цели. Детские мечты Веры Федоровны осуществились благодаря умелому построению планов достижения, упорству и силы мысли.

Практическая значимость данного исследования в том, что я стану хранителем истории своего города, школы, народа. Смогу рассказать и написать о человеке, которая дарит радость всем в газетах, журналах, в интернете, провести внеклассное мероприятие в школе о тех людях, с кого мы можем брать пример, на кого мы можем равняться.
Использованная литература

Все начинается с учителя./ Под ред. проф. Равкина З.И., - М: Просвещение, 1998

Мегре Владимир. Энергия жизни. Москва – Санкт-Петербург, «Дилия», 2003. – стр.17.

Федоров Владимир. Юрламан юррăн илемĕ çук.// Самант. – № 4. – 2011. – с. 7.

Яковлева С. Подобно древнегреческой воительнице // Грани. № 165-166. – 2001г. – с. 3

Источники

Документы Никоноровой Веры Федоровны.

Воспоминания Заслуженного работника культуры Чувашской Республики Альбины Сарри

Воспоминания композитора и певицы Клары Осокиной

Воспоминания Никоноровой Веры Федоровны

Воспоминания сестры Щербаеовой Валентины Федоровны.

Интервью с Никоноровой Верой Федоровной.

Интервью с руководителем ансамбля «Сăрнай» Николаем Эривановы.

Награды Никоноровой Веры Федоровны.

Характеристика заместителя по учебной части Шевелевой И.В. в аттестационную комиссию

Интернет-ресурсы
Деточка.ру – http://detochka.ru/recommend/detail.php?ID=8045

Диаграмма

Результаты анкетирования



Учитель хорошо знает мои слабые и сильные стороны-15

Я хотел бы стать похожим на учителя - 20

Учитель умело готовит меня к олимпиадам и экзаменам - 7

Учитель всегда может дать разумный совет - 17

Я полностью доверяю учителю - 22

Оценка учителя очень важна для меня - 23


1 Воспоминания Никоноровой Веры Федоровны

2 Воспоминания Никоноровой В.Ф.

3 Воспоминания Никоноровой В.Ф.

4 Мегре Владимир. Энергия жизни. Москва – Санкт-Петербург, «Дилия», 2003, стр.7

5 Характеристика заместителя по учебной части Шевелевой И.В. в аттестационную комиссию

6 Мегре Владимир. Энергия жизни. Москва – Санкт-Петербург, «Дилия», 2003. – стр.17.

7 Яковлева С. Подобно древнегреческой воительнице // Грани. № 165-166. – 2001г. – с. 3

8 Федоров Владимир. Юрламан юррăн илемĕ çук.// Самант. – № 4. – 2011. – с. 7.

9 Воспоминания композитора и певицы Клары Осокиной


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» города Новочебоксарска Чувашской...
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПостановление Кабинета министров чувашской республики о региональной...
«О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики», в целях формирования инфраструктуры...
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconЛень Чёрная Ангелина Таргашова Екатерина мбоу катковская сош, 11...
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПубличный отчет директора мбоу «Балабаш-Баишевская сош»
Мбоу «Балабаш-Баишевская сош» Батыревского района Чувашской Республики за 2011-2012учебный год
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПрограмма экологического кружка «Окно в природу» по мбоу «Чувашско...
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики отдел образования и молодёжной политики администрации Аликовского...
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconМбоу «Комсомольская сош» ученица 4 б класса мбоу «Комсомольская сош» Вавилова Татьяна Георгиевна
Решать проблему детского внеклассного чтения помогают детские печатные издания, которых в настоящее время становится все больше....
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconИнфраструктура: влияние на экономический рост и пространственные экстерналии
«О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики», в целях формирования инфраструктуры...
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconЧувашской Республики «асхт»
Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики среднего профессионального образования «Алатырский сельскохозяйственный...
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Курбатова Татьяна Викторовна – директор школы (рабочий телефон 8 (38532) 98-457,контактный телефон 8-905-924-57-29)
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconУдк 514. 48 : 371. 3 История и развитие начертательной геометрии
«О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики», в целях формирования инфраструктуры...
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconРеферат Тема: Н. И. Евдокимов. «От рядового до генерала»
Овчаренко Вероника, ученица 8а класса мбоу сош №5 с. Прикумское Деревенец Наталия Сергеевна, учитель истории и обществознания
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стипендиат Президента Республики Башкортостан — ученица 11 класса мобу сош с. Старосубхангулово Ягафарова Нурания
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПроект мероприятий по совершенствованию системы снабжения зао «нпп...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПрограмма воспитательной работы «Путь к успеху»
Основания для разработки: Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Законы Российской Федерации...
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconРеферат ученицы Тема: «История развития математики в Древнем Египте и Индии»
Автор: ученица 10 «Л» класса моу сош №5 п. Айхала Мирнинского района Республики Саха (Якутия) Томилова Ирина
Ученица 9 класса мбоу «сош №16» г. Новочебоксарск Чувашской Республики Контактный телефон: 89093020157 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мбоу «сош№37 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Чувашской Республики»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск