Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры»





Скачать 180.33 Kb.
НазваниеПрограмма вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры»
Дата публикации18.11.2014
Размер180.33 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
МКОУ «Щигровская основная общеобразовательная школа» Мокроусовского района Курганской области

«На заре духовной жизни»

Бирюкова Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Щигровская основная общеобразовательная школа» Мокроусовского района Курганской области

с. Щигры

2012год

Пояснительная записка.

Одним из актуальных направлений деятельности в системе дополнительного образования является формирование духовно нравственной личности средствами христианской культуры. Воспитание вне ценностей, вне традиций, выработанных веками в нашем обществе, соотнесенных с ценностями христианства, христианской культуры, практически невозможно. Необходимо решать трудные вопросы сохранения российской специфики, богатого внутреннего мира человека , вопросы семейно-нравственного воспитания. Цель русского образования- воспитание души, говоря по-православному, - спасение души. Духовно-нравственное воспитание предполагает создание таких условий, при которых ребёнок принимает нормы общественной морали как свои собственные и ощущает потребность в саморегуляции и самосовершенствовании. Программа воспитательной работы «На заре духовной жизни» направлена на развитие в личности таких качеств, как духовность, страмление делать добро, сопричастность к историческому прошлому России, семейным традициям, народной культуре. Цель программы: - создание условий для духовного развития личности ребёнка; - формирование нравственных качеств личности путём приобщения её к истокам отечественной духовной культуры. Задачи: - знакомство со священным писанием- Библией, приобщение обучающихся к нравственным устоям православной культуры; - привитие правил этикета; -развитие творческих способностей ребёнка; - формирование способности понимания духовного единства с другими людьми по «законам» добра, совести, справедливости; - воспитание гуманизма, человечности, чувства патриотизма и любви к духовному наследию предков; -оказание помощи в выборе жизненных ориентиров, опирающихся на вечные моральные и этические ценности.

Программа адресована детям 11-15 лет. Участники – ученики 5-9 классов общеобразовательной школы. Программа рассчитана на три года обучения. Этапы реализации программы: 2009-2010гг.- организационно-аналитический, формирующий этап 2010-2011гг.- корректирующий этап 2011-2012 гг.- итоговый этап.

Методологической основой являются методы психодиагностики (тестирование, анкетирование); теоретические методы (беседы, разбор ситуаций, сюжетно-ролевые игры); прведение массовых мероприятий православной тематики, экскурсии,проведение встреч со служителями церкви.

В конце каждого года проводится итоговое занятие, которое предполагает любую творческую работу или мероприятие духовно-нравственной тематики.

Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения

Эта программа основана на УМК под редакцией Бородиной А.В. и Шевченко Л.Л. «Основы православной культуры»; «Урал. Человек. Истоки».

5-6 классы (первый год)

№пп

Тема занятия

Количество часов


Форма проведения

Образовательный продукт




всего

лекции

практика







I

Вводное занятие

1













1

Знакомство с программой курса




1










II

Уроки нравственности

6

3

3







2.1

Ты живёшь среди людей

1

1




Беседа




2.2

Этика поведения каждого человека

1




1

Игра




2.3

Живи во благо себе и другим

1

1




Дискуссия




2.4

Культура речевого этикета

1

1




Беседа




2.5

Умение общаться

2




2

Игра, турнир вежливости

Выпуск стенгазеты

III

Моя малая Родина

10

3

7







3.1

Отчий дом. Историческое и культурное наследие

2

1

1

Беседа, игра

Древо жизни

3.2

Православный календарь

4

2

2

Беседа

Календарь православных праздников

3.3

«Рождественские чудеса»

1




1

КТД




3.4

Святочная неделя

1




1

Игра




3.5

Пасхальный перезвон

2




2

КТД

Оформление открытки

IV

Библия- книга книг

5

2

3







4.1

Ветхий Завет и Новый Завет- части Библии

1

1




Беседа

Работа с первоисточниками

.4.2

Притчи

1




1

Рассказ

Работа с первоисточниками

4.3

Пророки. Сотворение мира. Апостолы.

2

1

1

Беседа, рассказ

Работа с первоисточниками

4.4

Библейские образы в литературе

1




1

Видеолекция

Чтение текста

V

Познаю себя и других

10

6

4







5.1

Доброта и терпение

2

1

1

Беседа, игра

Сочинение-размышление

5.2

Милосердие- закон жизни

2

1

1

Дискуссия




5.3

Верность. Честь. Совесть.

2

1

1

Беседа-игра




5.4

«Светочи России-полководцы и герои войн за Отечество»

4

3

1

Сообщения, деловая игра

Реферат, презентации

VI

Подведение итогов

2




2







6.1

Семейная гостиная







1




Выпуск стенгазеты

6.2

Посещение храма







1




Отзыв об экскурсии




Итого

34

15

19







5-6 классы после изучения тем курса должны:

ЗНАТЬ:

УМЕТЬ:

Уроки нравственности

Правила этикета, правила взаимоотношений в социуме

Правильно вести беседу, соблюдать культуру речевого этикета, применять полученные знания на практике.

Моя малая Родина

Родословную своей семьи, историю возникновения православных праздников

Уметь различать понятия «Родина» и «Малая Родина»

Библия- книга книг

Отличие Ветхого Завета и Нового Завета; определение «пророк», «апостол», «притча»

Объяснять притчи, находить в литературных произведениях библейские мотивы

Познаю себя и других

Основных полководцев и героев войн за Отечество; определение понятия «доброта», «милосердие», «верность», «честь», «совесть»

Составит реферат, пользуясь первоисточниками; применять полученные знания в жизни


7-8 классы (второй год)

№пп

Тема занятия

Количество часов


Форма проведения


Образовательный продукт


всего

лекции

практика

I

Вводное занятие

1













1

Знакомство с программой курса




1




Лекция




II

Славное прошлое России

11

5

6







2.1

Заочное путешествие по городам России. Святые образы России.

4

2

2

Беседа. видеолекция

Рассказ об иконе или храме

2.2

Летопись монго села.

Улицы моего села.

1




1

Экскурсия, викторина

Фотоальбом

2.3

Масленица «Пожалуйте на блины»

1




1

КТД, игра

Выставка блюд, чаепитие

2.4

Особенности русской православной кухни

2

1

1

Беседа

Книга рецептов блюд

2.5

О тех, кто отдал сердце людям

3

2

1

Беседа

Реферат

III

Православие и патриотизм

5

2

3







3.1

Светочи России-актёры, певцы, музыканты, танцоры

3

2

1

беседа

Презентации,сообщения

3.2

Поездка в драмтеатр или музей

1




1

экскурсия

Отзыв об экскурсии

3.3

«Поучение Владимира Мономаха»

1




1

Викторина




IV

Библия-учебник духовной жизни и домостроительство на Земле

3

3










4.1

10 заповедей

1

1




беседа

Оформление альбома

4.2

Пророчества о пришествии Миссии. По страницам Ветхого Завета.

1

1




беседа

Чтение Библии

4.3

Начало летоисчисления

1

1




Беседа, рассказ

Фотоальбом

V

Основы православной этики

8

3

5







5.1

Главные добродетели православной жизни

2

1

1

Рассказ




5.2

Сопереживание, сострадание

2

1

1

беседа

КТД

5.3

Нравственные отношения в семье и коллективе

2

1

1

Беседа

Выпуск стенгазеты

5.4

Трудно ли быть добрым?

1




1

Беседа

Сочинение-размышление

5.5

Преодоление вредных привычек

1




1

Дискуссия

Выпуск стенгазеты

VI

Подведение итогов

5




5







6.1

Творческая работа «Разумное, доброе, вечное»

2




2

сочинение

Сочинение

6.2

Экскурсия в храм

3




3

экскурсия

Отзыв об экскурсии




ИТОГО

34

14

20







7-8 классы после изучения тем курса должны:

ЗНАТЬ:

УМЕТЬ:

Славное прошлое России

Историю своего села, особенности православной кухни, выдающихся людей, внёсших вклад в развитие православной культуры

Различать святые образа, уметь приготовить блюдо православной кухни

Православие и патриотизм

Чем прославились известные деятели культуры

Подготовить реферат или презентацию об известных людях

Библия-учебник духовной жизни и домостроительство на Земле

10 заповедей

Объяснить начало нового летоисчисления

Основы православной этики

Главные добродетели православной жизни, семейный этикет

Объяснить пагубность вредных привычек, применять полученные знания в жизни

9 класс (третий год)

№пп

Тема занятия

Количество часов


Форма проведения


Образовательный продукт


всего

лекции

практика

I

Вводное занятие

1













1

Знакомство с программой курса.




1




Лекция




II

Уроки нравственности

4

2

2







2.1

Истоки доброты

1

1




Беседа




2.2

Торопись обрадовать. Изготовление поделок.

1




1

КТД

Выставка поделок

2.3

Каков смысл человеческой жизни?

1




1

Дискуссия

Эссе

2.4

Путь, который я выбираю

1

1




Рассказ

Эссе

III

Национально-религиозные традиции русского быта

9

4

5







3.1

Русская народная игрушка

2

1

1

Беседа, мастер-класс

Выставка

3.2

Народные промыслы

3

2

1

Беседа

Альбом

3.3

«Поэзия» народного костюма

2

1

1

Мастер-класс

Альбом

3.4

Народные ремесла. Экскурсия в музей.

2




2

Экскурсия

Отзыв об экскурсии

IV

Православие и патриотизм

5

3

2







4.1

«Светочи России- ученые, путешественники, врачи, педагоги »

4

3

1

Беседа

Презентации, сообщения

4.2

Интеллектуальная игра или защита портфолио по теме «Светочи России»

1




1

Защита портфолио

Презентации

V

Библия- источник вдохновения поэтов и писателей

8

1

7







5.1

По страницам Нового Завета. Проповеди. Притчи.

2




2

Беседа

Работа с первоисточниками

5.2

Б.зайцев «Преподобный Сергий Радонежский»

1




1

Заочное путешествие по Радонежью

Чтение «Жития»

5.3

«Житие Бориса и Глеба»

1




1

Беседа

Чтение «Жития»

5.4

Библейские мотивы в творчестве русских писателей и поэтов

4

1

3

Беседа

Чтение наизусть стихотворений

VI

Твоё созвездие- окружающие тебя люди

6

1

5







6.1

Без добрых дел нет доброго имени

1

1




беседа

КТД

6.2

Друг- это значит другое «Я»

1




1

диспут

Сочинение

6.3

Расскажу о хорошем человеке

2




2




Сочинение

6.4

Моя родословная

2




2

Защита портфолио

Презентации

VII

Подведение итогов

2




2







7.1

Сочинение-рассуждение «в чём я вижу смысл жизни»

2




2




Сочинение




Итого

34

12

22







9 класс после изучения тем курса должен:

ЗНАТЬ

УМЕТЬ

Уроки нравственности

В чём смысл жизни

Определять жизненный путь

Национальные традиции русского быта

Основные народные промыслы и ремёсла, особенности русского народного костюма

Различать особенности народных ремёсел

Православие и патриотизм

Чем прлославили Россию известные ученые, путешественники

Составлять презентацию, портфолио; уметь пользоваться первоисточниками

Библия – источник вдохновения

Определение «проповедь», «житие»

Передать содержание «Жития…», объяснять мораль проповеди, притчи, находить библейские мотивы в творчестве русских писателей и поэтов

Твоё созвездие- окружающие тебя люди

Свою родословную. Правила диспута

Вести диспут.


Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу

По окончанию изучения данного курса предполагается получение школьниками историко-культурологических знаний, общих знаний в области славянской мифологии, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храмов, знакомствос иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать некоторые сюжеты Ветхого и Нового Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления реератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Оценка результатов изучения курса.

Уровень и степень освоения знаний контролируется в ходе занятий путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление оценок за выполнение домашнего задания, творческих работ.

Во второй и третий год обучения формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирование.

На третий год целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течении года.

Исходя из оценки знаний, умений, навыков учащихся можно квалифицировать как:

- усвоивших элементарные знания

- овладевшие основным содержанием, основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками;

- овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих.

В первый год освоения данной программы необходимы словесные поощрения. Во второй и третий год рекомендуется пользоваться положительными отметками(«4», «5»).

Учебно-методическое обеспечение курса

Пособия для учащихся:

  1. «Азбука христианства» Словарь справочник, Москва, 1997г.

  2. Библия для детей

  3. Книги серии «Урал: история в ликах городов»

  4. Мосин А.Г. «Уральские фамилии», Екатеринбург 2000г

  5. «Словарь русских говоров Среднего Урала». В 7-ми томах. Матвеев А.К. и другие. Екатеринбург 2000г.

  6. Учебный комплекс под редакцией А.В.Бородиной

  7. Учебный комплекс под редакцией Л.Л.Шевченко

  8. Учебные пособия серии «Урал. Человек. Истоки», «Азбука истоков», «Истоки уральского характера» и т.д.

Пособия для учителя:

  1. Данилов Г. «Педагогическая азбука. Русские народные игры». Нижний Новгород 1997г.

  2. «Духовные ценности Зауралья» УМК факультативного курса Курган 2009г.

  3. Методические рекомендации по изучению древнерусского языка в рамках курса «Основы православной культуры» Курган ИПКиПРО 2008г.

  4. Набор раздаточных материалов для проведения различных видов активных форм (тренингов) с учащимися.

  5. МитяевА.В. «Героические страницы Родины 9-18веков» книга для чтения по истории Москва Просвещение 1991г.

  6. Педагогический альманах «Урал. Человек. Истоки.»

  7. Соколов А.В. «Сценарии православных праздников» Москва 2003г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconРабочая программа по основам православной культуры Разработана
Изд. 6-е, исп. М.: Основы православной культуры, 2007. Для элективного курса взят 6 раздел программы Бородиной А. В. В связи с тем,...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconТематическое планирование курса «обществознание». 5 кл., 34 ч. (с...
Данное тематическое планирование рассчитано на использование учебника под редакцией «Обществознание» 5 класс, Л. Н. Боголюбова, Л....
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconПрограмма учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий...
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры»...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconРешение педсовета протокол №1 от 30 августа 2011 года
«основы православной культуры» А. В. Бородина. «Основы православной культуры: организация курса» М. Основы православной культуры,...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconУчебник: Кураев А. В. «Основы духовно- нравственной культуры народов...

Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconУчебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям...
Содержание учебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям модуля умк «Основы православной культуры» для 4-х...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Для разработки конспекта урока по данной теме можно использовать умк под редакцией М. И. Моро и др. (новые); умк под редакцией И....
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconРабочая программа по предмету основы религиозных культур и светской...
М.: Просвещение, 2010. 95 с и Электронным приложением к учебнику Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconРабочая учебная программа курса орксэ модуль «Основы православной культуры»
«Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconПриказ №230
По мере введения фгос и накопления опыта, в данную Программу будут вноситься изменения и дополнения. Для реализации Программы определяется...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconРабочие программы основы православной культуры 2-6 класс 2013-2014г Оглавление
Учебно –методическое пособие для учителя «основы православной культуры» протоиерей виктор дорофеев, О. Л. Янушкявичене москва 2009...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconРабочая программа (Для учащихся 4-5 классов) Предметная область Духовно-нравственная культура
Рабочая программа курса орксэ по модулю «Основы православной культуры» для 4-5 класса разработана на основе Программы общеобразовательных...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconРабочая программа курса «орксэ. Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Программа вариативна, в планирование могут вноситься изменения и дополнения Эта программа основана на умк под редакцией Бородиной А. В. и Шевченко Л. Л. «Основы православной культуры» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск