Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксенкинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании МО учителей Директор школы:
естественного цикла ________________ /Радайкин А.Е./
Протокол № ____ « » ______________ 2013г.
от « » _______________2013г.
Руководитель МО ____________ /Пестова Н.Ф./
Рабочая программа
по изобразительному искусству 5 класс
(базовый уровень)
Составитель:
Савельева Анна Михайловна
учитель первой квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству ИЗО 5 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2007 год издания).
Для обязательного изучения в V классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели программы:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
5 класс или первый год основной школы, посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России. Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полховской-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства.
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыками работы в конкретном материале.
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Учебно-тематический план
№
| Содержание
| Кол-во
часов
|
|
|
| I
| Древние корни народного искусства
| 7
| 1
| Древние образы в народном искусстве.
| 1
| 2
| Декор русской избы.
| 1
| 3
| Внутренний мир русской избы.
| 1
| 4
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
| 1
| 5
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.
| 1
| 6
| Народный праздничный костюм.
| 1
| 7
| Народные праздничные обряды (обобщение темы).
| 1
| II
| Связь времён в народном искусстве.
| 8
| 8
| Древние образы в современных народных игрушках.
| 1
| 9-10
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
| 2
| 11-12
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
| 2
| 13-14
| Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
| 2
| 15
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
| 1
| III
| Декор – человек, общество, время.
| 11
| 16
| Зачем людям украшения.
| 1
| 17-19
| Декор и положение человека в обществе.1й час – Выполнение украшения.2й час – Выполнение декоративного рельефа.
3й час – Выполнение образца вазы.
| 3
| 20-22
| Одежда говорит о человеке.
1й час – Изучение средневекового костюма.
2-3й час – Выполнение практической работы.
| 3
| 23-25
| О чём рассказывают гербы и эмблемы.
1й час – История гербов и эмблем.
2й час – Выполнение герба.
3й час – Выполнение эмблемы.
| 3
| 26
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
| 1
| IV
| Декоративное искусство в современном мире.
| 9
| 27
| Современное выставочное искусство.
| 1
| 28-35
| Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства.
1й час - Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Знакомство с историей. Декоративно-прикладного искусства.
2й час - Создание декоративной работы в материале.
3й час - Создание декоративной работы в материале. Начало работы.
4й-5 час - Создание декоративной работы в материале. Основная часть работы.
6й – 7й часы - Создание декоративной работы в материале. Завершение работы. Выставка работ.
| 7
| Итого:
|
| 35 часов
|
Раздел
| Кол-во часов
| Номер урока по порядку
| Тема урока
| Форма проведения
| Дата проведения по плану
| Информационно- методическое обеспечение
| Домашнее задание
| Дата фактичес
кого про-
ведения
| Древние корни народного искусства
| 7
| 1
| Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
| Комбинированный
| 04.09.13г
| МП стр. 12-16 Компьютерная презентация
| Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище»
|
| 2
| Декор русской избы.
| Комбинированный
| 11.09.13г
| МП стр. 16-23
| Художественные материалы
|
| 3
| Внутренний мир русской избы.
| Комбинированный
| 18.09.13г
| МП стр. 33-40
| Художественные материалы
|
| 4
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка.
| Комбинированный
| 25.09.13г
| МП стр. 24-28
| Ножницы, цветная бумага, клей
|
| 5
| Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце.
| Комбинированный
| 02.10.13г
| МП стр. 28-33
КП «Вышивка крестом»
| Составить кроссворд «Народный костюм»
|
| 6
| Народный праздничный костюм.
| Комбинированный
| 09.10.13г
| МП стр. 73-79
| Сбор материала по народным праздникам
|
| 7
| Народные праздничные обряды (обобщение темы)
| Беседа
| 16.10.13г
| МП стр.93-98
| Сбор материала о народной глиняной игрушке
|
| Связь времён в народном искусстве
| 8
| 8
| Древние образы в современных народных игрушках (Дымково, Филимоново, Полховской-Майдан)
| Комбинированный
| 23.10.13г
| МП стр. 47-55
КП «Народные промыслы»
| Иллюстрации по теме «Гжель», художественные материалы
|
| 9-10
| Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
| Комбинированный
| 30.10.13г
13.11.13г
| МП стр. 58-62
КП «Синие цветы Гжели»
| Иллюстрации по теме «Городецкая роспись», художественные материалы
|
| 11-12
| Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
| Комбинированный
| 20.11.13г
27.11.13г
| МП стр. 66-73
КП «Искусство Городца»
| Иллюстрации по теме «Жостово», художественные материалы
|
| 13-14
| Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
| Комбинированный
| 04.12.13г
11.12.13г
| МП стр. 62-65
КП «Жостовские букеты»
| Названия команд, эмблемы, художественные материалы
|
| 15
| Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
| Урок проверки и закрепления знаний
| 18.12.13г
| МП стр.55-58
| Иллюстрации по ДПИ Древнего Египта
|
| Декор – человек, общество, время
| 11
| 16
| Зачем людям украшения.
| Беседа
| 25.12.13г
| МП стр. 116-122
| Иллюстрации по ДПИ Древней Греции, художественные материалы
|
| 17-19
| Декор и положение человека в обществе.
1й час – Выполнение украшения.
2й час – Выполнение декоративного рельефа.
3й час – Выполнение образца вазы.
| Комбинированный
| 15.01.14г
22.01.14г
29.01.14г
| МП стр. 123-134
| Иллюстрации к сказкам Ш.Перро, братьев Гримм
|
| 20-22
| Одежда говорит о человеке.
1й час – Изучение средневекового костюма.
2-3й час – Выполнение практической работы.
| Комбинированный
| 05.02.14г
12.02.14г
19.02.14г
| МП стр. 135-144
| Бумага белая и цветная, ножницы, художественные материалы
|
| 23-25
| О чём рассказывают гербы и эмблемы.
1й час – История гербов и эмблем.
2й час – Выполнение герба.
3й час – Выполнение эмблемы.
| Комбинированный
| 26.02.14г
05.03.14г
12.03.14г
| МП стр. 145-155
| Названия команд, эмблемы, художественные материалы
|
| 26
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
| Игра – викторина
| 19.03.14г
| МП стр.156-167
| Материал о Эрмитаже, Московском государственном музее ИЗО
|
| Декоративное искусство в современном мире
| 9
| 27
| Современное выставочное искусство.
| Урок-экскурсия
| 02.04.14г
| Диск «Современные музеи мира»
| Бумага, клей, ножницы, художественные материалы
|
| 28-35
| Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства.
1й час - Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Знакомство с историей. Декоративно-прикладного искусства.
2й час - Создание декоративной работы в материале.
3й час - Создание декоративной работы в материале. Начало работы.
4й-5 час - Создание декоративной работы в материале. Основная часть работы.
6й – 7й часы - Создание декоративной работы в материале.
8й час - Создание декоративной работы в материале. Завершение работы. Выставка работ.
| Комбинированный
| 09.04.14г
16.04.14г
23.04.14г
30.04.14г
07.05.14г
14.05.14г
21.05.14г
28.05.14г
|
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы (основной)
Н.А. Горяева О.В.Островская «Изобразительное искусство 5 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2009
Список литературы (дополнительный)
1. З.А. Степанчук «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009
2. Б.М. Неменский О.В. Свиридова «Изобразительное искусство 5 класс» поурочные планы по программе Б.М.Неменского, Издательство «Учитель», Волгоград 2010
3. В.А. Лобанова «Керамическая скульптура и пластика» 5-7 класс, Программа, планирование, материалы к занятиям, Издательство «Учитель», Волгоград 2011 Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий», 1998 год
Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 5-9 классы
Картины.
Художники.
Работы учащихся.
Фотографии.
Проекты учащихся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аксенкинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено «Утверждаю»
на заседании МО учителей Директор школы:
естественного цикла ________________ /Радайкин А.Е./
Протокол № ____ « » ______________ 2013г.
от « » _______________2013г.
Руководитель МО ____________ /Пестова Н.Ф./
Рабочая программа
по изобразительному искусству 6 класс
(базовый уровень)
Составитель:
Савельева Анна Михайловна
учитель первой квалификационной категории
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству ИЗО 6 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (Издательство «Просвещение» 2007 год издания).
Для обязательного изучения в VI классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели программы:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы ««Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
6 класс посвящен изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. В свою очередь, изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные ' духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.
Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Учебно-тематический план
№
| Содержание
| Кол-во
часов
|
|
|
| I
| Виды изобразительного искусства и основы образного языка.
| 8
| 1
| Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
| 1
| 2
| Рисунок – основа изобразительного творчества.
| 1
| 3
| Линия и её выразительные возможности.
| 1
| 4
| Пятно – как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
| 1
| 5
| Цвет. Основы цветоведения.
| 1
| 6
| Цвет в произведениях живописи.
| 1
| 7
| Объёмные изображения в скульптуре.
| 1
| 8
| Основы языка изображения.
| 1
| II
| Мир наших вещей. Натюрморт.
| 8
| 9
| Реальность и фантазия в творчестве художника.
| 1
| 10
| Изображение предметного мира – натюрморт.
| 1
| 11
| Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
| 1
| 12
| Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
| 1
| 13
| Освещение. Свет и тень.
| 1
| 14
| Натюрморт в графике.
| 1
| 15
| Цвет в натюрморте.
| 1
| 16
| Выразительные возможности натюрморта.
| 1
| III
| Вглядываясь в человека. Портрет.
| 11
| 17
| Образ человека – главная тема искусства.
| 1
| 18
| Конструкция головы человека и её пропорции.
| 1
| 19
| Изображение головы человека в пространстве.
| 1
| 20-21
| Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
| 2
| 22
| Портрет в скульптуре.
| 1
| 23
| Сатирические образы человека.
| 1
| 24
| Образные возможности освещения в портрете.
| 1
| 25
| Портрет в живописи.
| 1
| 26
| Роль цвета в портрете.
| 1
| 27
| Великие портретисты (обобщение темы).
| 1
| IV
| Человек и пространство в изобразительном искусстве.
| 8
| 28
| Жанры в изобразительном искусстве.
| 1
| 29
| Изображение пространства.
| 1
| 30
| Правила линейной и воздушной перспективы.
| 1
| 31
| Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
| 1
| 32
| Пейзаж – настроение. Природа и художник.
| 1
| 33
| Городской пейзаж.
| 1
| 34
| Выразительные возможности изобразительного искусства.
| 1
| 35
| Язык и смысл изобразительного искусства.
| 1
| Итого
|
| 35 часов
| |