МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный гуманитарный университет
имени М.А.Шолохова
Методология и методы
профессионального педагогического исследования Программа по специальной по дисциплине по специальности 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания
(изобразительное искусство, уровень общего и
профессионального образования)
Всего учебных часов - 36 (1 ЗЕТ)
Всего аудиторных занятий (в час.) - 18
Всего часов на самостоятельную работу аспиранта - 18
Москва – 2011 Введение. Основное содержание программы. Пояснительная записка Курс «Методология и методы профессионального педагогического исследования» является базовым в системе профессиональной подготовки аспирантов. Проблема поиска путей развития методологической культуры у современного специалиста образовательной сферы актуальна в соответствии с современной парадигмой педагогического образования. Особую роль играет такое направление как многоуровневая подготовка к проведению научного поиска и исследования. Методологическая культура – составная часть общей и психолого-педагогической культуры специалиста образовательной сферы и является существенным признаком его готовности к инновационной практической и научно-исследовательской деятельности. Методологическая культура современного педагога включает направленность на научный поиск в сфере своей профессионально-педагогической деятельности; профессионально-методологическую компетентность в ходе решения творческих, поисковых задач; стремление к творчеству и способность к научно-исследовательской деятельности. Цели программы: раскрыть сущность и специфику истории и методологии художественного образования, закономерности его исторического развития, подготовить аспиранта к самостоятельной профессиональной деятельности в области художественного образования, самостоятельной профессиональной деятельности в области искусства, сформировать у студентов целостное представление об искусствоведении и художественном образовании как составной части научной мысли и духовной культуры общества. Задачами курса являются:
способствовать развитию интереса специалиста сферы образования к методологическим проблемам в процессе инновационной деятельности, в ходе осмысления результатов научного поиска и организации научно-исследовательской деятельности;
вооружить аспиранта системой методологических знаний и опытом методологического анализа результатов научных поисков. исследований и инноваций в образовательной практике;
ориентировать на творчество и научно обоснованное экспериментирование в сфере образования по педагогическим проблемам, на самостоятельный поиск и решение новых проблем в сфере образования на научно-методологической основе;
способствовать овладению, расширению и обогащению специальных умений в области организации научного поиска, проведения исследования, проявления педагогического творчества.
В результате освоения содержания дисциплины аспиранты должны: знать основные положения методологии педагогического исследования, методологического инструментария педагога-исследователя;
уметь решать исследовательские задачи, опираясь на принципы научной методологии в анализе историко-художественных процессов;
владеть навыками работы с научной литературой по специальности и произведениями различных жанров; оформления результатов работы с литературой и произведениями в виде исследования - заметки, тезисы, статьи, каталоги; создания баз данных по истории и теории художественного образования, проведения научно-исследовательской работы, написания докладов, рефератов и статей по истории и теории художественного образования на основе применения специальных исследовательских методов. Принципы отбора содержания и организации учебного материала:
Отбор материала основан на следующих основных идеях: Методология рассматривается как методология науки, практики и конкретного исследования. Используется разнообразие методологических основ в поиске научного осмысления сущности и развития одного и того же педагогического явления или процесса. Для педагогических исследований независимо от объекта, предмета и целей характерны единые методологические признаки. Совокупность современных педагогических исследований в целом раскрывает тенденции поиска нового педагогического знания. Темы, раскрываемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы показать теоретические и прикладные возможности дисциплины. Дисциплина «Методология и методы профессионального педагогического исследования» изучается на лекционных занятиях, а также в процессе самостоятельной работы аспирантов. Программа включает тематику лекций, список рекомендуемой литературы. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Факультет/
Специальность
| Название
дисциплины
| Вид учебной работы
| Количество часов
| Се-местр
|
| Аудиторные
| Самост. работа
| Педагогические науки
| «Методология
и методы профессионального педагогического исследования»
| Лекции
| 18
| 18
| 2
| 13.00.02
| Практические / Семинарские
|
|
|
|
| Лабораторные
|
|
|
| Консультации
|
|
|
| Курсовые /рефераты
|
|
|
| Контрольные работы
|
|
|
| Итоговый контроль: зачет, экзамен
|
|
|
| Общий объем часов по дисциплине:
| 18
| 18
| 36
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование темы
| Количество часов
| Лекции
| Практ. и семнар. занятия
| Самост.
работа
| Тема 1. Составляющие педагогической науки.
| 2
|
| 2
| Тема 2. Методология педагогической науки, методология практики, методология педагогического исследования.
| 4
|
| 4
| Тема 3. Методологические основы и методологическое обеспечение педагогических исследований.
| 4
|
| 4
| Тема 4. Оценка качества, результативности и эффективности педагогических исследований.
| 4
|
| 4
| Тема 5. Анализ диссертационных исследований.
| 4
|
| 4
| Итого
| 18
|
| 18
| СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тематический план лекционного курса
Тема 1. Составляющие педагогической науки.
Общие закономерности развития науки. Критерии научности знания. Структура научного знания. Классификации научного знания. Формы выражения и организации научного знания. Научная теория. Методы научного познания. Виды педагогического знания и способы получения нового педагогического знания. Формы выражения педагогического знания (факт, понятие, идея, принцип, метод, закономерность и др.). Педагогический и научно-педагогический факт, способы описания и систематизации педагогических и научно-педагогических фактов (явлений и процессов, одного класса явлений или процессов, одного типа педагогических ситуаций или фрагментов педагогического процесса, их совокупности). Педагогический феномен, способы анализа педагогических феноменов. Педагогические понятия как способы оформления педагогического знания. Понятийно-терминологический аппарат педагогической науки. Требование непротиворечивости понятийного ряда и однозначности смысла используемых понятий в ходе проведения педагогического исследования. Педагогические конструкты — абстрактные системы, модели, структуры. Педагогическая концепция и педагогическая теория.
Тема 2. Методология педагогической науки, методология практики, методология педагогического исследования.
Понятие методологии науки. Общая характеристика и функции методологии науки. Подходы к пониманию методологии педагогики как системы знаний об исходных положениях, обосновании и структуре педагогической теории; об истоках и способах получения педагогических знаний; особой области исследования методологических проблем развивающейся педагогической науки; области применения всеобщей методологии к исследованию педагогических явлений и процессов; учения о методах познания и преобразования педагогической действительности. Уровни методологии: философский, общенаучный, методология педагогической науки, методика и техника педагогических исследований.
О меняющемся характере взаимосвязи педагогики с философией, психологией и другими науками. Анализ основных направлений развития педагогической науки и отраслей педагогики. Особенности методологических, теоретических и практических проблем в области педагогики. О диалектическом характере и тенденциях развития взаимосвязей педагогической науки и практики, способов их взаимообогащения. Многообразие и взаимосвязь функций педагогической науки — прогностической, научно-теоретической, объяснительной, описательной, конструктивно-технической, нормативно-предписательной.
Выбор методологических ориентиров при подготовке и проведении педагогических исследований методологического, теоретического, теоретико-экспериментального, прикладного, междисциплинарного характера, при создании опытно-конструкторских разработок и проектов.
Признаки концептуальности педагогического исследования. Требования к разработке педагогической концепции и теории. Технология разработки педагогической концепции и теории.
Тема 3. Методологические основы и методологическое обеспечение педагогических исследований.
Общая характеристика методологических ориентиров в ходе подготовки и проведения педагогического исследования: педагогические идеи, принципы, подходы, теории, концепции, опыт и др.
Основные источники методологического обеспечения педагогических исследований: философское знание, общенаучная методология, результаты методологических исследований в области педагогики, педагогические теории, концепции или подходы.
Анализ методологических основ наиболее известных педагогических теорий и концепций.
Анализ системного, деятельностного, аксиологического, целостного, комплексного, междисциплинарного, личностного и других подходов в контексте конкретных научных исследований.
Тема 4. Оценка качества, результативности и эффективности педагогических исследований.
Понятие признака, показателя и критерия в оценке и анализе исследуемого педагогического явления, процесса или системы. Методы и методики измерений и оценки педагогических явлений в процессе научного исследования.
Понятие качества педагогического исследования и критерии его оценки. Результативность педагогического исследования. Условия и показатели эффективности проведенного педагогического исследования. Критерии проверки истинности и достоверности нового научно-педагогического знания как результат педагогического исследования.
Тема 5. Анализ диссертационных исследований.
Анализ диссертационных исследований по актуальным проблемам методологии педагогики, педагогической науки и практики. Научно-педагогические школы: история и современность. Основные понятия:
Автореферат, актуальность исследования, анализ (в педагогическом исследовании), аппарат педагогики, аспирант, библиография, введение диссертации, внедрение результатов исследования, вывод в педагогическом исследовании, гипотеза, гносеология, диссертация, доказательность выводов и обобщений, достижение в науке, достоверность результатов исследования, задача педагогическая, заключение в научном исследовании, исследование педагогическое, исследовательские методы, концепция, культура методологическая.
Лабораторный практикум не предусмотрен.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА Основная:
Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2010.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики. Новый этап. – М., 2008.
Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями. Теория и практика. – М., 2008.
Морева Н.А. Технологии профессионального образования. - М., 2008
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования . - М., 2008.
Дополнительная:
Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике. – М., 1998.
Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1987.
Понятийный аппарат педагогики и образования/Под ред. Е.В. Ткаченко. – Екатеринбург, 1995.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., 1997.
Соколов Д. А. Педагогические теории 20 века. М., 1995.
Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели, содержание и творчество. - М., 2002.
Шульман Э.А. Методологический аппарат исследований// Сов. педагогика. – 1988, №11, с. 43-48.
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Ежегодно до фактического начала учебного года во все экземпляры рабочих программ вносятся дополнения и изменения, учитывающие результаты развития науки, техники, культуры, и производства, происшедшие с момента составления рабочей программы; изменения в методическом обеспечении дисциплины и обеспеченности ими учебного процесса. Дополнения и изменения в рабочей программе вносятся с соблюдением принятой в ней рубрикацией. |