Скачать 412.61 Kb.
|
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА «KEEP UP YOUR ENGLISH» Автор ОСИПОВА НИНА СЕРГЕЕВНА учитель английского языка высшей квалификационной категории МОУ СОШ №14 г. Саров Нижегородской области СОДЕРЖАНИЕВведениеI. Содержание курса 1. Целевые ориентиры элективного курса 1.1. Концептуальные положения и целевые ориентации 1.2. Цели и задачи курса
2. Составляющие содержания элективного курса 2.1. Структурная модель и критерии отбора материала 2.2. Компоненты знаний, содержащихся в блоках программы 2.3. Формирование умений в процессе реализации программы 2.4. «Portfolio» как основная форма контроля уровня достижений учащихся 3. Формы и типы учебных заданий 4. Планируемые результаты II. Тематическое планирование элективного курса III. Материал для первичного планирования по блокам и темам элективного курса Список литературы ВВЕДЕНИЕ Английский язык сегодня, не будучи названным таковым официально, уже стал признанным языком международного общения. С каждым годом значение английского языка, как в Европе, так и во всем мире становится все существеннее. За последние годы возросло значение английского языка и в нашей стране. Согласно современному социальному заказу общества, иностранный язык становится средством межкультурной коммуникации, средством формирования личности, готовой к межкультурному общению. Еще совсем недавно единственным мотивом изучения иностранного языка было получение хорошей оценки в аттестате. Сейчас отношение к предмету изменилось. Самостоятельное путешествие без зависимости от переводчика, совместный международный бизнес и пользование Интернетом играют важную роль для общества. Значение иностранного стало обязательным компонентом программы жизненного успеха. Изменение значения учебной дисциплины «Иностранный язык» и требований к ней повлекли за собой необходимость создания новых программ, определения новых целей и новых подходов в обучении английскому языку. Модернизация школьного образования, которая проводится в России, связывается, прежде всего, с обновлением содержания. Это имеет важное значение и широкую перспективу использования. Обновление содержания предусматривает повышение качества подготовки учащихся за счет расширения информационного поля и овладения важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации. В концепции модернизации Российского образования предложен подход к содержанию образования, базирующийся на ключевых компетенциях: социальной, коммуникативной, предметной, профессиональной. Такой подход должен быть подкреплен технологиями и методами развития социальной компетентности обучения жизненным навыкам. В документах по модернизации школы проектируется достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком, т.е. реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка. Сейчас востребованы жизнью личности, способные жить в быстро изменяющихся условиях, имеющие современное мышление, новые жизненные установки, обладающие позитивными ценностями, способные взять ответственность за себя и свою судьбу, готовые к активному участию в жизни, т.е. самостоятельные, ответственные и социально мобильные личности, способные к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В последнее время активно развиваются рыночные отношения и международные связи, в том числе и в Сарове. Саров – уникальный по своим историческим, культурным и научным ценностям город. В настоящее время Саров становится все более открытым для мировой общественности, расширяются культурные и научные связи с западными странами, в том числе и с США. В 1994 году Саров и Лос-Аламос стали городами побратимами. Ежегодно в РФЯЦ-ВНИИЭФ (Всероссийский Научно-Исследовательский Институт Экспериментальной Физики) проводятся международные семинары, конференции, встречи. Стали традиционными поездки наших специалистов за рубеж. Это привело к тому, что у школьников города и школы возрос практический интерес к овладению иностранными языками, в первую очередь к английскому языку. В тоже время практика показала, что сотрудники ядерного центра, хорошо зная профессиональную лексику, испытывают затруднения с разговорной речью. Учитывая, что научный потенциал города Сарова составляют сегодняшние школьники и студенты (в 18 школах города в 2005-2006 учебном году обучается 8 161 человек; высшее образование в трех ВУЗах Сарова получают 2 640 студентов), возникает необходимость более глубокого овладения иностранным языком сегодняшними школьниками. Большая часть наших выпускников и студентов остаются работать в городе и нацелены на работу во ВНИИЭФ. Знание английского языка становится актуальным, так как будущая профессиональная деятельность многих выпускников школы будет связана с сотрудничеством с международными партнерами. Школа становится первой ступенью по овладению языковой компетентностью на уровне международной классификации. Изучение иностранного языка отвечает требованиям сегодняшнего времени, запросам города, градообразующего предприятия, учитывает интересы, наклонности и потребности учеников города в обучении английскому языку. Элективный курс «KEEP UP YOUR ENGLISH» предназначен для учащихся 10 класса и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Тематика курса дополняет тематику, предоставленную в учебнике В.П. Кузовлева «ENGLISH 10-11». Предполагается расширение и углубление содержания типовой программы изучения английского языка. Вводятся темы: «Мы живем на одной планете», «Мой родной город», «Мир, в котором мы живем», «Молодое поколение», «Средства массовой информации», «Моя будущая профессия», «Товары и рынок», «Переписка», «Деловое общение», «Поездка за рубеж». Изучение этих тем помогает расширить уровень коммуникативных компетенций. Содержание элективного курса предусматривает увеличение доли самостоятельной работы учащихся (работа с различными информационными источниками, составление рефератов, устных сообщений, написания сочинений и т.д.). Элективный курс помогает адаптировать содержание обучения к условиям социума. Таким образом, учащимся предоставляется возможность реализовать свои потребности в изучении английского языка на старшей ступени общеобразовательной школы, учитывать свои интересы в отношении дальнейших жизненных планов. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 1.1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ Концептуальные положения
- способами овладения; - плотностью информации в общении; - включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность; - совокупностью реализуемых функций.
Целевые ориентации: - овладение общением на изучаемом языке (умение говорить и понимать речь); - усвоение иноязычной культуры, использование языка как инструмента межкультурного общения; - усовершенствование иноязычного произношения; - овладение наиболее употребительной лексикой, освоение продуктивного лексического минимума; - более глубокое освоение, узнавание и использование основных грамматических явлений изучаемого языка; - понимание в целом высказываний носителей изучаемого языка; понимание и выделение значимой для себя информации в простых звучащих текстах (например, на радио и телевидении); - ведение диалога (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог), деловой беседы, дискуссии и т.п.; - создание деловых сообщений, рассказов, рассуждений в связи с пройденной тематикой и проблематикой прочитанных текстов, характеристика литературных героев и/или исторических личностей и событий; - чтение оригинальных текстов различных жанров (литературных, деловых, технических и т.п.). Элективный курс предполагает блоковую и сюжетную подачу материала обучения на деятельностной основе. Содержание программы рассчитано на учащихся 10 класса, обладающих достаточным уровнем сформированности коммуникативной компетенции, составляющими которой являются: - лингвистическая компетенция (Уч-ся имеют достаточно большой словарный запас); - социолингвистическая компетенция (Уч-ся способны использовать и преобразовывать языковые формы исходя из ситуации общения); - дискурсивная компетенция (Уч-ся способны воспринимать и порождать связное высказывание в общении); - стратегическая компетенция (Уч-ся способны прибегать к вербальному и невербальному общению для компенсации незнакомого языкового материала); - социокультурная компетенция (Уч-ся знают национальные особенности страны, культуры, быта); - социальная компетенция (Уч-ся уверены в себе, с желанием вступают в общение). 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА Цель: Создание условий для успешной социализации учащихся старших классов, подготовки учащихся к реальной межкультурной коммуникации в условиях ЗАТО (Закрытого Территориального Образования) г. Сарова на основе развития комплекса компетенций:
ЗАДАЧИ:
1.3. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Основная цель обучения иностранному языку в школе – это развитие личности школьника, способностей и желания участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Содержание курса отличается от базового курса обучения английскому языку, т.к. не представлен в действующих УМК. Данная программа предполагает расширение границ учебного процесса и увеличение объема реального использования изучаемого языка как средства межкультурного общения, расширение общего кругозора учащихся. При обучении по программе элективного курса используются личностно-ориентированный подход, а также технология коммуникативного обучения. В рамках личностно-ориентированного подхода элективный курс предполагает не просто адаптацию содержания к индивидуальным и возрастным особенностям старшеклассников, а определенную трансформацию содержания, учитывая реальные психологические механизмы интеллектуального развития учащихся и практической значимости английского языка для дальнейшей социализации старшеклассников. Таким образом, не учащиеся подстраиваются под содержание курса, а, напротив, содержание элективного курса подстраивается под учащегося, его интересы, потребности, склонности. Принципы, лежащие в основе успешного построения курса 1. Принцип личностно-ориентированного подхода: - Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей. - Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести свой образ. - Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания и обучения детей. - Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладая субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе. - Принцип творческого успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определить и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я». -Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению приходят на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация определяет успех и воспитание ребенка. 2. Принцип ценностно-смысловой направленности образования. Создание условий для обретения каждым учащимся смысла своей жизни. 3. Принцип природосообразности. Учет индивидуальных особенностей: учить и воспитывать ребенка какой он есть, создавая доступные ему зоны развития; воспитание с учетом возрастных особенностей, учетом потребностей в познании, общении, творчестве. 4. Принцип обучения в деятельности. Ролевая организация учебного процесса при максимальной мотивированности учебных ситуаций. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Чтобы усвоить язык, нужно не язык изучать, а окружающий мир с его помощью. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих. 5. Принцип новизны. Проявляется в различных компонентах урока. Это прежде всего новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения и т.д.). Это и новизна используемого материала (его информативность), и новизна организации урока (его видов, форм), и разнообразие приёмов работы. Элективный курс не только углубляет знания школьников по английскому языку, но и способствует дальнейшему эстетическому и духовному развитию учащихся, способствует познавательной активности и коммуникативной компетенции, формирует способность работать с различными литературными источниками. Материал курса способствует самообразованию, формированию гармоничного восприятия мира, помогает поддерживать и развивать мотивацию к изучению английского языка в средней школе. Применение технологии коммуникативного обучения позволяет строить обучение на коммуникативной основе при взаимосвязи и взаимозависимости всех видов речевой деятельности; помогает старшеклассникам приобрести такой уровень коммуникативной компетенции, который позволит ему в дальнейшем продолжить изучение английского языка для специальных целей, использовать английский язык как средство информационной деятельности. Обучение на основе общения, в интерактивном режиме является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку. Интенсивная технология разработана болгарским учёным Г.Лозановым и породила ряд практических вариантов у нас в стране (интенсивные курсы Г.Доли, А.Горн и др.). В высшей школе теория и практика коммуникативного интенсивного обучения иностранному языку разработана Г.А.Китайгородской. Элективный курс «KEEP UP YOUR ENGLISH» построен на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность учащихся в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации с носителями языка и людьми, владеющими этим языком как средством общения. Во время освоения этого курса формируются умения заданного уровня в четырех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтение, письме. Достоинство предлагаемой программы заключается в том, что она отображает наиболее важные стороны жизнедеятельности людей, такие как: культура, наука, политика, обычаи и традиции России и США, жизнь семьи, проблемы молодежи, защита окружающей среды, общение. Курс имеет практическую направленность, расширяет лексический запас, активизирует грамматические навыки. Материал курса ориентирован на активные и интенсивные методы обучения иностранным языкам: беседы за круглым столом, проблемные задания, интервью, составление проектов, выступления с сообщениями, написание рефератов, проведение заседаний дискуссионного клуба.
2.1. СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ И КРИТЕРИИ ОТБОРА МАТЕРИАЛА Программа элективного курса имеет линейный способ построения. Учебный материал выстраивается по одной линии и образует непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев – ступеней учебной работы. Новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Достоинством линейного способа расположения содержания элективного курса заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. В основе критериев отбора материала лежат следующие факторы: - предполагаемый контекст деятельности обучаемых, их реальные запросы, интересы и потребности; - возраст; - общий уровень образованности; - уровень владения языком. Элективный курс предполагает следующие составляющие содержания образования:
2.2. КОМПОНЕНТЫ ЗНАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В БЛОКАХ ПРОГРАММЫ Знания, содержащиеся в блоках, включают следующие компоненты:
При выборе конкретного набора знаний, формируемых и контролируемых в процессе учебной деятельности, обращается внимание на следующие моменты: - обоснованность выбора конкретного материала из всего спектра имеющейся информации; - значение материала для необходимого уровня общекультурной образованности;- роль данного задания для решения различных задач, в том числе и межпредметного характера; - частотность использования этих знаний в учебной и реальной деятельности. 2.3. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Умение работать с новой информацией предполагает:
При формировании и контроле данных умений учитывается: - возможность использования текстов разного жанра для решения различных учебных и коммуникативных задач; - соответствие проблематики текстов возрасту, жизненному опыту и интересам учащихся; - степень конкретности и функциональности заданий; - возможность комплексного использования уже имеющихся коммуникативных, информационных, социокультурных умений для решения новых задач; - сочетание заданий разной степени сложности; - возможность выбора заданий и последовательности их выполнения. 2.4. « PORTFOLIO» КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Умение создавать собственную информацию и накопления Portfolio является основной формой контроля уровня достижений учащихся. Такая форма оценивания выбрана для поддержания неформального интереса учащихся к курсу, повышения учебной мотивации, проявления учебной инициативы, снятия психологического барьера перед отметкой. Составление коллекции самостоятельно выполненных учебных и профессиональных продуктов, текстов рефлексивного плана о динамике качества обучения и учебных достижений может использоваться учащимся для обеспечения социальной представленности результатов обучения. В ходе обучения учащийся выполняет работы на английском языке по выбранной тематике, которые имеют форму законченного продукта. Проявление инициативы учащегося к пополнению Portfolio творческими работами всячески приветствуется учителем. При запуске учебного блока учащемуся предлагается избыточный ряд возможных работ, из которых он сможет выбрать некоторые для выполнения. Смысл вариативности итоговых продуктов состоит в предоставлении возможности осуществления разных тематических проб на английском языке. Определившись на старте со списком работ своего Portfolio, учащийся использует учебное содержание как средство реализации своего замысла. Умение создавать собственную информацию и накопления Portfolio в виде текстов или проектов означает умения:
3. ФОРМЫ И ТИПЫ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙКлючевыми понятиями курса выступают: рефлексия, автономия, проблематизация, мыследеятельность, самостоятельные, творческие формы работы как основа реальной деятельности. Новые акценты в понимании целей и содержания неразрывно связаны с потребностью привнесения определенных изменений в процесс учебного взаимодействия учителя и учащихся для усиления их равной ответственности за результаты учебного туда. При проведении курса учитываются следующие моменты: формы работы и типы заданий, которые могут оптимизировать современный процесс образования; обеспечение необходимого и достаточного уровня автономии учащихся; современные требования к учебно-методическому обеспечению курса. Автономия рассматривается как основа для создания таких условий, где каждый старшеклассник может выстраивать собственную учебную траекторию, исходя из реальных потребностей и равная ответственности учащегося и педагога за результаты своего труда. С целью оптимизации процесса учебно-познавательной деятельности используются как традиционные формы работы (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная), так и активные методы обучения личностно-ориентированного подхода, коммуникативных технологий. В рамках элективного курса отдается предпочтение таким формам работы, которые стимулируют речемыслительную активность школьников, их творческую деятельность, когда учащиеся ориентированы на определенный результат и имеют возможность получить определенный «продукт» своей индивидуальной, групповой или коллективной деятельности. Активизировать учащихся на занятиях помогают приемы игровой технологии. Выготский Л.С. считал, что сюжетно-ролевые игры являются путем к творчеству (урок – ролевая игра, диалог – ролевая игра). Кроме того, используются элементы проектной методики. Использование метода проектов в процессе обучения иностранному языку стало традиционным, т.к. во многих УМК по английскому языку, в том числе и в УМК В.П. Кузовлева, итоговые уроки по изученной теме предполагают разработку и презентацию проекта. Метод проекта позволяет сделать процесс обучения личностно-значимым для ребенка; опора на личностный опыт помогает учащемуся раскрывать и развивать свой потенциал. В процессе курса активно используются проблемные задания:
|
Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Лингва. Страноведение. Великобритания» Программа элективного курса по страноведению предназначена для учащихся 5 класса и рассчитана на 17 часов | Пояснительная записка рабочая программа по английскому языку составлена... Н. Н. Трубанёвой. Данная авторская программа охватывает образование по английскому языку учащихся в полной средней школе (2 – 11... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фио директора школы, завуча, учителя по английскому языку, группового руководителя по английскому языку (на титульном листе), список... | Рабочая программа по английскому языку 5 класс Рабочая программа по английскому языку для 5 класса разработана на основе авторской программы М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой... | ||
Пояснительная записка 8-й класс Статус рабочей программы Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по английскому языку составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы... | ||
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии" Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса | Пояснительная записка. Данная рабочая программа разработана на основе Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 8 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 9 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 6 класса английскому языку в общеобразовательных учреждениях, является продолжением... | ||
Рабочая программа по английскому языку 7 класс (умк english 7 Кузовлев В. П.) Рабочая программа по английскому языку для 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов | Образовательная программа элективного курса по русскому языку. Категория учащихся: 5 класс Программа элективного курса «Юный лингвист» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов... | ||
Рабочая программа по английскому языку для 8 класса к учебному курсу... Рабочая программа по английскому языку для 8 класса к учебному курсу “Enjoy English” М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой создана... | Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию “ Рабочая программа по английскому языку для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта;... |