Пояснительная записка. Рабочая программа по коми языку как государственному для 5-9 классов составлена на основе программы «Коми язык как государственный. 5-9 классы», допущенной Министерством образования и высшей школы Республики Коми для общеобразовательных учреждений РК. Цели обучения: овладение навыками речевой деятельности на коми языке в рамках коммуникативной компетенции, позволяющей осуществлять общение в бытовой, учебной и социокультурной сферах;
формирование интереса к коми языку через изучение национально-культурных особенностей коми народа, его истории, природы, традиции и обычаев, используя современные развивающие и информационные технологии;
формирование навыков грамотного письма
Задачи обучения:
Способствовать приобщению школьников к новому для них языковому миру.
Развивать речь учащихся; обучать правильному произношению новых слов, словосочетаний.
Формировать у учащихся навыки и умения самостоятельного решения
простейших коммуникативно – познавательных задач в устной речи, чтении и письме.
Обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, орфографии, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики,
а также формирование умений применять эти знания в речевой деятельности.
Способствовать развитию коммуникативной компетенции: обучить
ведению бесед на различные темы, употреблению формул речевого этикета, соблюдению правил речевого поведения в беседах; обучить передаче содержания сообщений, услышанных по радио, телевидению, пересказывать содержание прочитанного, прослушанного. -Ознакомить учащихся с историей, культурой, традициями, особенностями коми народа. Рабочая учебная программа рассчитана на следующую продолжительность:
Класс
| Количество часов
| в
| Общее количество
|
| неделю
|
| часов в год
| 5 класс
| 2
|
| 70
| 6 класс
| 2
|
| 70
| 7 класс
| 2
|
| 70
| 8 класс
| 2
|
| 72
| 9 класс
| 2
|
| 68
|
Распределение часов программы учитывает особенности учебного плана в 8-9 классах школы. В связи с государственной итоговой аттестацией учебный год в 9 классе длится 34 учебные недели, поэтому в 8 классе учебный год продлен до 36 учебных недель.
УМК 5 класс:
Ватаманова Г.И., Сизева Ж. Г., Ярошенко Е. Н. челядьлы комиöн сернитны велöдчан небöг».- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2009 год
6 класс: Ватаманова Г.И., Сизева Ж. Г., Ярошенко Е. Н. Челядьлы комиöн сернитны велöдчан небöг».- Сыктывкар: ООО «Анбур», 2010 год
7 класс: Г.И. Ватаманова, Ж.Г.Сизева, Е.Н. Ярошенко «Коми кыв. 7-öд класса челядьлыко - Сыктывкар: ООО «Анбур», 2011 год
8 класс: Г.И. Ватаманова, Ж.Г.Сизева, Е.Н. Ярошенко «Коми кыв. 8-öд класса челядьлы комиöн сернитны велöдчан небöг» - Сыктывкар: ООО «Анбур», 2012 год Основная форма реализации программы – урок. Результаты реализации программы проверяются письменными контрольными работами в каждой учебной четверти. Виды контрольных работ: диктант, контрольное списывание с грамматическим заданием, сочинение, перевод текста, защита проекта, тест, аудирование. Основное содержание
Предметное содержание речи Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, жилищные и бытовые условия проживания в городской квартире или в доме в сельской местности. Дизайн жилья. Распределение домашних обязанностей в семье. Общение в семье и в школе, межличностные отношения с друзьями и знакомыми. Здоровье и забота о нём, самочувствие, медицинские услуги. Покупки в магазине. В столовой.
Социально-культурная сфера. Молодёжь в современном обществе. Досуг молодёжи: посещение кружков, спортивных секций и клубов по интересам. Молодёжная мода. Республика Коми, её история, культура, традиции, быт, достопримечательности. Знаменитые люди республики, писатели и поэты. Путешествие по своей республике, стране и за рубежом, осмотр достопримечательностей. Природа и экология. Средства массовой информации. Праздники.
Учебно-трудовая сфера. Учёба. Современный мир профессий. Проблема выбора будущей профессии, планы на ближайшее будущее. Проблемы свободного времени. Речевые умения Говорение Диалогическая речь. Совершенствование умений участвовать в диалогах этикетного характера, диалогах-расспросах, диалогах-побуждениях к действию, диалогах-обменах информацией, а также в диалогах смешанного типа, включающих элементы разных типов диалогов на основе новой тематики, в тематических ситуациях официального и неофициального повседневного общения.
Развитие умений:
участвовать в беседе / дискуссии на знакомую тему;
осуществлять запрос информации;
обращаться за разъяснениями;
выражать своё отношение к высказыванию партнёра, своё мнение по обсуждаемой теме.
Объём диалогов – до 6-7 реплик со стороны каждого участника диалога.
Монологическая речь. Совершенствование умений устно выступать с сообщениями в связи с увиденным / прочитанным, по результатам работы над проектом.
Развитие умений:
делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме / проблеме;
кратко передавать сообщение полученной информации;
рассказывать о себе, своём окружении, своих планах, обосновывая свои намерения / поступки;
рассуждать о фактах / событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей республики и страны.
Объём монологического высказывания – 7-12 фраз. Аудирование Дальнейшее развитие понимания на слух высказываний собеседников в процессе общения, а также содержание аутентичных аудио- и видеотекстов различных жанров и длительности звучания:
понимание основного содержания несложных звучащих текстов монологического и диалогического характера, теле- и радиопередач в рамках изучаемых тем;
выборочное понимание необходимой информации в объявлениях и информационной рекламе;
относительно полное понимание высказываний собеседника в наиболее распространённых стандартных ситуациях повседневного общения.
Развитие умений:
отделять главную информацию от второстепенной;
выявлять наиболее значимые факты;
определять своё отношение к ним, извлекать из аудиотекста необходимую / интересующую информацию.
Чтение Дальнейшее развитие всех основных видов чтения аутентичных текстов различных стилей: публицистических, научно-популярных, художественных, деловых, а также текстов из разных областей знания (с учётом межпредметных связей):
ознакомительного чтения – с целью понимания основного содержания сообщений, репортажей, отрывков из произведений художественной литературы, несложных публикаций научно-познавательного характера;
изучающего чтения – с целью полного и точного понимания информации прагматических текстов (инструкций, рецептов, статистических данных);
просмотрового / поискового чтения – с целью выборочного понимания необходимой / интересующей информации из текста статьи, проспекта.
Развитие умений:
выделять основные факты;
отделять главную информацию от второстепенной;
предвосхищать возможные события / факты;
раскрывать причинно-следственные связи между фактами;
понимать аргументацию;
извлекать необходимую / интересующую информацию;
определять своё отношение к прочитанному.
Письменная речь Развитие умений:
писать личное письмо, делать выписки из текста, писать поздравления, заполнять анкеты, бланки;
излагать сведения о себе;
составлять план, тезисы устного / письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста;
расспрашивать в личном письме о новостях и сообщать их;
рассказывать об отдельных фактах / событиях своей жизни, выражая свои суждения и чувства;
описывать свои планы на будущее.
Компенсаторные умения Совершенствование следующих умений:
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании;
прогнозировать содержание текста по заголовку / началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски);
игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на понимание основного содержания текста, использовать переспрос и словарные замены в процессе устно-речевого общения;
использовать мимику, жесты.
Учебно-познавательные умения Дальнейшее развитие общеучебных умений, связанных с приёмами самостоятельного приобретения знаний:
использовать двуязычный и одноязычный словари и другую справочную литературу;
ориентироваться в письменном и аудиотексте на коми языке;
обобщать информацию;
фиксировать содержание сообщений;
выделять нужную / основную информацию из различных источников на коми языке.
Развитие специальных учебных умений:
интерпретировать языковые средства, отражающие особенности коми культуры;
использовать выборочный перевод для уточнения понимания текста на коми языке.
Социокультурные знания и умения Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений происходит за счёт углубления:
социокультурных знаний о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сферах общения в иноязычной среде; о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера;
межпредметных знаний о культурном наследии Республики Коми, её этническом составе.
Дальнейшее развитие социокультурных умений в использовании:
языковых средств для выражения мнений (согласия / несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других;
языковых средств, с помощью которых возможно представить родную республику и культуру, оказать помощь зарубежным гостям в ситуации повседневного общения;
формул речевого этикета в рамках стандартных ситуаций общения.
Языковые знания и навыки Общие сведения о языке. Коми язык как государственный язык Республики Коми. Общее знакомство с финно-угорской группой языков. Характерные особенности коми языка. Нормы литературного коми языка. Фонетика и орфоэпия. Система гласных и согласных звуков. Аффрикаты. Чередование согласных звуков. Уподобление согласных звуков. Ударение в коми языке. Место ударения в слове. Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Фразеологизмы, их семантика, функции, употребление. Неологизмы. Заимствованная лексика. Словари коми языка. Словообразование. Корень и суффиксы (словообразовательные, словоизменительные, формообразующие), приставка. Словообразование различных частей речи. Морфология. Лексическое и грамматическое значение слова. Самостоятельные и служебные части речи. Основные морфологические признаки частей речи.
Имя существительное. Падежная система коми языка (значение, употребление). Множественное число. Определительно-притяжательная категория.
Имя прилагательное. Множественное число. Степени сравнения. Сложные прилагательные.
Имя числительное. Разряды, образование.
Глагол. Временная система (настоящее, 1 и 2 прошедшее, будущее, сложное будущее). Наклонение глагола. Залоговая категория глаголов. Виды глаголов. Спряжение в отрицательной форме (настоящее, 1 и 2 прошедшее, будущее время). Безличные глаголы.
Местоимение. Склонение личных местоимений. Усилительно-личные, взаимно-личные, вопросительные, относительные, неопределённые, счётно-личные, указательные, притяжательные, обобщающие местоимения.
Наречие. Степени сравнения. Образование наречий.
Послелог. Послелоги места, времени, цели и причины, образа действия, сравнительные.
Союзы. Подчинительные и сочинительные союзы.
Частицы. Частицы времени, вопросительные, указательные, отрицательные, уступительные, вводные, разделительные, условные, усилительные, побудительные.
Междометия. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Главное и зависимое слово в словосочетании. Типы связи слов в словосочетании.
Предложение. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное; способы их выражения; глагольные связки. Второстепенные члены предложения.
Простое предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Распространённые и нераспространённые предложения. Виды простых предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Средства оформления устного высказывания (интонация, логическое ударение, порядок слов) и письменного высказывания (порядок слов). Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
Обращение. Знаки препинания при обращениях.
Вводные слова, словосочетания и предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях.
Сложное предложение. Виды сложных предложений.
Сложносочинённые предложения с союзами (соединительными, разделительными, противительными). Запятая между частями сложносочинённого предложения.
Сложноподчинённые предложения. Главное и придаточное предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Виды придаточных предложений.
Способы передачи чужой речи. Прямая, несобственно-прямая, косвенная речь, диалог. Речь. Виды речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение, письмо. Устная и письменная речь. Диалогическая и монологическая речь.
Текст. Связность и членимость. Заголовок. Тема и идея. Простой и сложный план текста. Перевод текстов с коми языка на русский и с русского на коми.
Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Понятие о функциональных стилях речи и жанрах.
|