Декан биологического факультета





НазваниеДекан биологического факультета
страница1/5
Дата публикации23.12.2014
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Биологический факультет

Кафедра экологии


УТВЕРЖДАЮ

Декан биологического факультета
____________________Веселов А.П.

« » 2012 г.

Учебная программа
Дисциплины ОПД.Ф.19 «Безопасность жизнедеятельности»
по специальности 090106 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»

Нижний Новгород

2012 г.

1. Область применения

Данная дисциплина относится к общепрофессиональным дисциплинам федерального компонента, преподается в 7 семестре.
2. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются изучение основ безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основ защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимаются готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности (в том числе экологической) в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Основными обобщенными задачами дисциплины являются:

  • приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

  • овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

  • формирование культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

  • формирование культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

  • формирование готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

  • формирование мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

  • формирование способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

  • формирование способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности;

  • современное состояние и негативные факторы среды обитания; основные принципы устройства биосферы;

  • источники и уровни загрязнения окружающей природной среды;

  • основные техносферные опасности, их свойства и характеристики;

  • основные социальные опасности;

  • демографические и социальные последствия экологического кризиса;

  • рациональные условия деятельности и основы восприятия человеком опасностей всех видов;

  • анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов, принципы их идентификации методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

  • основы реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания;

  • требования к операторам технических систем и ИТР по обеспечению безопасности и экологичности их деятельности;

  • основы здорового образа жизни;

  • средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов, мероприятия по защите населения и персонала объекта экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • экономические аспекты безопасности жизнедеятельности;

  • применение экобиозащитной техники;

  • методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

  • методы мониторинга опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности;

  • методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД.

уметь:

  • идентифицировать основные опасности среды обитания человека естественного, антропогенного и техногенного происхождения, оценивать риск их реализации;

  • прогнозировать развитие негативных воздействий и оценки последствий их действия;

  • выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

  • выбирать способы создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

  • прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций и разрабатывать модели их последствий;

  • разрабатывать мероприятия по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и террористических актов обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях;

владеть:

  • законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды;

  • требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

  • способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

  • понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;

  • методами разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • методами оказания срочной доврачебной помощи в экстремальных ситуациях и очагах чрезвычайных ситуаций;

  • навыками проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям;

  • навыками эффективного применения средств экобиозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

  • планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

  • планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


4.Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

100

7

Аудиторные занятия

51

51

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)





Другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

49

49

Курсовой проект (работа)





Расчетно-графическая работа





Реферат





Другие виды самостоятельной работы (домашние работы)





Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

зачет


5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий


№п/п

Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ (или С)

ЛР



Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения.

2

2






Человек и техносфера.

4

2






Идентификация и воздействие на человека и среду обитания вредных и опасных факторов.

4

2






Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения.

6

3






Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека.

4

2






Психофизиологические и эргономические основы безопасности.

4

2






Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации.

6

2






Управление безопасностью жизнедеятельности.

4

2





5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения.

Цель, содержание, объект и предмет изучения, задачи, методологическая база и средства познания безопасности жизнедеятельности. Аксиомы теории БЖД. Основные этапы научно-технической деятельности в БЖД: идентификация источников и видов опасностей; определение опасных зон жизненного пространства человека; совершенствование источников опасностей по требованию экспертизы; применение средств и мер защиты; мониторинг опасностей и состояния зон пребывания человека.

Опасность. Энергетическая природа опасностей. Классификация опасностей. Потенциальные, реальные и реализованные опасности (происшествие, чрезвычайное происшествие, авария, катастрофа, чрезвычайная ситуация).

Характерные системы «человек-среда обитания». Системы «человек-техносфера», «техносфера-природа», «человек-природа». Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания.

Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности.

Причины проявления опасности. Человек как источник опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Основные аксиомы и принципы безопасности жизнедеятельности. Аксиома о рискогенности деятельности человека, аксиома о потенциальной опасности среды обитания человека (аксиома об отсутствии нулевых рисков), принцип антропоцентризма в обеспечении безопасности.

Объекты защиты. Понятие «безопасность объекта защиты». Причинно-следственное поле негативных воздействий на человека. Ноксосфера, гомосфера. Понятия об опасностях первого, второго и последующих кругов, их состав. Системы безопасности жизнедеятельности.

Показатели негативности производственной среды: коэффициент частоты травматизма, показатель тяжести травматизма и показатель травматизма со смертельным исходом.

Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Вред, ущерб – экологический, экономический, социальный. Риск – измерение риска, разновидности риска. Экологический, профессиональный, индивидуальный, коллективный, социальный, приемлемый, мотивированный, немотивированный риски. Современные уровни риска опасных событий. Риск как критерий вероятности возникновения опасных воздействий на человека. Шкала рисков. Факторы, влияющие на субъективное восприятие риска.

Концепция риска – новый подход в государственной политике безопасности жизнедеятельности. Социальные аспекты риска; восприятие рисков и реакция общества на них. Экономический подход к проблемам безопасности: стоимостная оценка риска; приемлемый уровень риска. Связь уровня безопасности с экономическими возможностями общества. Элементы концепции риска – оценка (анализ) риска и управление риском. Основные этапы процесса оценки риска. Методические подходы к определению величины риска, деревья отказов и событий. Основная цель и этапы управления риском.
Раздел 2. Человек и техносфера.

Понятие о техносфере, закономерности и показатели ее развития. Структура техносферы и ее основных компонентов. Виды техносферных зон: производственная, промышленная, городская, селитебная, транспортная и бытовая. Этапы формирования техносферы и ее эволюция. Система «человек – среда обитания». Взаимодействие человека индустриального общества с биосферой, техносферой и социальной средой, антропогенная модификация потоков вещества, энергии и информации. Закон о неустранимости отходов и побочных воздействий производств.

Закон толерантности В. Шелфорда. Характерные виды взаимодействия человека со средой обитания: комфортное, допустимое, опасное и чрезвычайно опасное. Уровни негативных воздействий и продолжительность их действия в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Отличительные особенности этих ситуаций по уровням, времени и негативному результату воздействия. Вредность и травмоопасность.

Типы опасных и вредных факторов техносферы для человека и природной среды: ингредиентные, биологические и энергетические загрязнения, деградация природной среды, информационно-психологические воздействия. Виды опасных и вредных факторов техносферы: выбросы и сбросы вредных химических и биологических веществ в атмосферу и гидросферу, акустическое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения, промышленные и бытовые твердые отходы, информационные и транспортные потоки. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. Естественные негативные факторы и причины их возникновения. Роль изменения абиотических свойств биосферы (изменение климата, излучения Солнца, показателей водной среды, рельефа местности и др.). Значимость опасных природных явлений, приводящих к стихийным бедствиям.

Антропогенные опасности, их причины, виды и роль в формировании естественных и техногенных опасностей. Понятие загрязнения природной среды. Закон о неизбежности образования отходов жизнедеятельности.

Загрязнение атмосферного воздуха. Виды загрязнений. Вклад отраслей экономики в загрязнение атмосферного воздуха в России. Вторичные явления, приводящие к загрязнению атмосферного воздуха: фотохимический смог, кислотные осадки, парниковый эффект, истощение озонового слоя. Влияние загрязнений на состояние атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонного слоя, кислотные осадки, смог.

Загрязнение поверхностных вод. Биологическое, химическое и физическое загрязнение. Источники и динамика сброса сточных вод, состояние водоемов.

Загрязнение земель. Причины и масштабы загрязнения. Захоронение отходов. Седиментация (осаждение) токсичных веществ из атмосферы. Опасные отходы: пестициды и их метаболиты, тяжелые металлы, углеводороды.

Энергетические загрязнения техносферы. Радиоактивное загрязнение

Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Исторические, управленческие и технико-экономические причины формирования неблагоприятной для жизни и существования человека техносферы. Критерии и параметры безопасности техносферы - средняя продолжительность жизни, уровень профессиональных и экологически обусловленных заболеваний.

Неизбежность расширения техносферы. Современные принципы формирования техносферы. Архитектурно-планировочное зонирование территории на селитебные, промышленные и рекриационно-парковые районы, транспортные узлы. Приоритетность вопросов безопасности и сохранения природы при формировании техносферы. Долгосрочное планирование развития техносферы, минимизация опасных и вредных факторов за счет комплексной и экологической логистики жизненного цикла материальных потоков в техносфере. Понятие о городской и техносферной логистике жизненного цикла продукции и услуг как метод повышения безопасности и формирования благоприятной для человека среды обитания. Культура безопасности личности и общества как фактор обеспечения безопасности в техносфере.

Глобальные экологические кризисы на протяжении геологической истории Земли и в историческое время. Система представлений о современном глобальном экологическом кризисе. Аспекты экологического кризиса: экспроприация энергии, потеря биоразнообразия, нарушение круговорота воды, эвтрофикация водных объектов, опустынивание, химическая деформация окружающей среды.

Экологические проблемы и экономика. Научно-технический прогресс. Экологический эквивалент индустриальных и сельскохозяйственных технологий.

Человек, население и окружающая среда. Человек как один из биологических видов. Неолитическая (сельскохозяйственная) революция и ее последствия. Рост населения в период промышленной революции. Динамика роста населения Земли и его итоги в настоящее время. Тенденции роста продолжительности жизни. Связь продолжительности жизни с величиной валового внутреннего продукта (ВВП) государства. Демографические ожидания.

Демографическая ситуация в современной России: продолжительность жизни, рождаемость, уровень и структура смертности. Смертность от внешних неестественных причин, пути ее сокращения: здоровый образ жизни, роль личных и коллективных мер безопасности.

Экологически обусловленные изменения в здоровье населения. Медико-экологический мониторинг. Природные геохимические аномалии как причина нарушений в состоянии здоровья населения. Зоны техносферы с высокой совокупностью негативных факторов: окружающая среда регионов и крупных городов, производственная среда. Понятия «зона чрезвычайной экологической ситуации», «зона экологического бедствия», «зона повышенного экологического риска», здоровье и продолжительность жизни людей на указанных территориях.

Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Устойчивое развитие социума в формирующемся обществе риска. Культура безопасности как фактор устойчивого развития.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Декан биологического факультета iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического...
Декан биологического факультета iconСанкт-Петербургский Государственный Университет Технологии и Дизайна
Сурженко Е. Я., декан фитм энтин В. Я., директор иоги просвирницын А. В., декан факультета прикладной химии и экологии Новоселов...
Декан биологического факультета iconРабочая программа ординарного курса «биология с основами экологии»...
«биология с основами экологии» для для студентов биологического факультета Кубанского гос университета, специализирующихся на кафедре...
Декан биологического факультета iconПрограмма для студентов биологического факультета специальности 020201...
Предназначено для самостоятельной работы студентов биологического факультета специальности 020201 «Биология», рейтингового контроля...
Декан биологического факультета icon«Патологическая анатомия, секционный курс»
Зав кафедрой патологической Декан медико-профилактического факультета, факультета, профессор
Декан биологического факультета iconПрограмма 080200. 68-12 Международный бизнес
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Декан биологического факультета iconРабочая программа учебной дисциплины менеджмент
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Декан биологического факультета iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Социология повседневной жизни
Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии
Декан биологического факультета iconДисциплина: Судебная медицина для студентов специальности 030501 юриспруденция
Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии
Декан биологического факультета iconВ матрице swot-анализа в внешней среде относят факторы ( м б. 2-3 ответа)
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Декан биологического факультета iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по...
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Декан биологического факультета iconМетодические указания для студентов по дисциплине «патологическая анатомия»
Методические указания предназначены для студентов III курса сгму лечебного факультета, международного факультета врача общей практики,...
Декан биологического факультета iconРуководство по подготовке и оформлению выпускных квалификационных...
С. И. Карась, Г. А. Суханова, А. В. Ратькин, В. С. Чучалин. Руководство по подготовке и оформлению выпускных квалификационных работ...
Декан биологического факультета iconУтверждено Советом Факультета экономики Председатель декан Факультета...
Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический...
Декан биологического факультета iconДекан факультета
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан биологического факультета iconДекан факультета технологического
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск