Декан факультета





НазваниеДекан факультета
страница1/4
Дата публикации30.10.2014
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Химия > Документы
  1   2   3   4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ































СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ















































































УТВЕРЖДАЮ



















Декан факультета



















агрономического



















профессор



















А.Н. Есаулко



















« »







2013 г.































Рабочая программа учебной дисциплины































Агрохимическое обследование и мониторинг почвенного плодородия

наименование дисциплины





























































120700.62 – Землеустройство и кадастры

направление подготовки
































































Земельный кадастр, городской кадастр, оценка и мониторинг земель, кадастр недвижимости

профили подготовки





























































Бакалавр

Квалификация (степень) выпускника





























































Форма обучения

очная























































































































































Ставрополь, 2013

  1. Цели освоения дисциплины


Целью освоения дисциплины (модуля) Агрохимическое обследование и мониторинг почвенного плодородия является освоение методики проведения комплексного агрохимического обследования почв сельскохозяйственных угодий, результаты которых могут быть использованы для поддержания и повышения их плодородия, снижения и предотвращения негативных антропогенных воздействий на почву, повышения урожая и его качества.

Для этого предусмотрено выполнение следующих задач:

- изучение методики агрохимического образования почв в сельскохозяйственных предприятиях различных форм землепользования и землевладения применительно к почвенно-климатическим условиям СКФО;

- ознакомление с методиками отбора почв в полевых условиях и аналитических работ по подготовке образцов к анализу;

- проведение анализов почвенных образцов на содержание в них основных макро- и микроэлементов согласно существующих методик.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Учебная дисциплина Б2.В.ОД.1. Агрохимическое обследование и мониторинг почвенного плодородия является дисциплиной вариативной части дисциплин федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и входит в число обязательных дисциплин.

Для успешного освоения дисциплины должны быть сформированы компетенции ОК -9, ПК - 2 и ВК - 3 на повышенном уровне.

Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Почвоведение и инженерная геология

Знания: основные положения почвенно-геоботанических, геологических и гидрологических изысканий и съемок для целей бонитировки и кадастровой оценки земель.

Умения: проводить почвенно-экологическое обследование и использовать его результаты.

Навыки: по разработке мероприятий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду в пределах региона, области, района и населенных пунктов (сельских и городских)

Основы природопользования,

Знания: экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Умения: проводить районирование территории по почвенно-экологическим условиям.

Навыки: владеть методами почвенно-экологического обеспечения землеустройства и кадастров.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- землеустройство

- государственный контроль за использованием земельных ресурсов

- агроэкологическая оценка земель

- мелиорация и рекультивация земель

3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:

а) общекультурных (ОК)

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, ориентироваться в базовых положениях экономической теории, особенностях рыночной экономики (ОК-9)

    б) профессиональных (ПК):

    способностью использовать знания о земельных ресурсах страны и мира, мероприятиях по снижению антропогенного воздействия на территорию в пределах конкретного землепользования, муниципального образования, субъекта Федерации, региона (ПК-2)

    в) внутривузовских;

    способностью выполнять основные операции при проведении химического эксперимента, способствующие выработке профессиональных компетенций (ВК-3)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- методику по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

- методику агрохимического обследования почв в сельскохозяйственных предприятиях различных форм землепользования и землевладения применительно к почвенно-климатическим условиям СКФО;

- методику отбора почв в полевых условиях и аналитических работ по подготовке образцов к анализу;

- методику проведения анализов почвенных образцов на содержание в них основных макро- и микроэлементов.

уметь:

- проводить комплексную оценку плодородия почв необходимую для разработки и установления очередности проведения по контурам, земельным участкам (полям) агрохимических, агротехнических, мелиоративных, фитосанитарных и других мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв;

- нанести маршрутные ходы на поля с различной конфигурацией и площадью;

- выделить элементарные поля для отбора образцов;

- отобрать и оформить смешанный образец;

- сдать исходные образцы заведующему аналитическим отделом;

- подготовить и отобрать среднюю лабораторную и аналитическую пробы к анализу;

- в связи с применением заданных ситуаций оперативно внести коррективы отбора проб в полевых условиях;

- в лаборатории провести анализ отобранных образцов на содержание в них основных макро- и микроэлементов;

- нанести полученные значения содержания питательных веществ на картографическую основу в соответствии с градацией обеспеченности;

- согласно полученных агрохимических картограмм обосновать применение удобрений.

владеть:

- основными положениями почвенно-геоботанических, геологических и гидрологических изысканий и съемок для целей бонитировки и кадастровой оценки земель;

- методами и методиками почвенно-экологического обследования и использовать его результаты;

- проводить районирование территории по почвенно-экологическим условиям;

- методами комплексного учета всех агрохимических и экологических факторов, необходимых для нормального роста и развития растений, формирования урожая и его качества, недопущения деградации земель;

- системным анализом и оценкой получаемой информации.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Данные по рабочему учебному плану: 216 час., 6 зачёт. ед.

Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Трудоемкость по Госстандарту -

из них:



























216

Экзамен -
















36







36

самостоятельная работа -














72


18








90

аудиторные занятия –

в том числе:

























90

лекции -













18

18







36

лабораторные -













18

36







54

семинарские -




























практические -






























Семестры

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

недель в семестре













18

17










Форма контроля:




























экзамен
















+







+

зачет













+










+

курсовая работа
















+







+

курсовой проект




























одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ пп

Разделы дисциплины и темы занятий

Количество часов

(очная форма обучения)

Формы текущего контроля успеваемости

Коды формируемых компетенций

Всего

Лекции

Лабораторные

Сам. работы

1

Предмет, методы и задачи агрохимического обследования.

8

2

2

6

устный опрос

ОК-9,

ПК-2

2

Особенности питания растений

12

2

2

10

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

3

Состав почвы.

12

2

2

10

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

4

Поглотительная способность почвы.

12

2

2

10

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

5.

Виды почвенной кислотности и щёлочности. Степень насыщенности основаниями и буферность почвы.

12

2

2

10

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

6.

Агрохимическая характеристика основных типов почв.

16

2

2

14

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

7.

Проблемы азота в современном земледелии.

12

2

2

10

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

8

Проблемы фосфора в современном земледелии.

12

2

2

10

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

9

Проблемы калия в современном земледелии.

12

2

2

10

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

10

Проблемы микроэлементов в современном земледелии

8

2

4

4

коллоквиум

ПК-2,

ВК-3

11.

Азотные удобрения.

8

2

4

4

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

12.

Фосфорные и калийные удобрения.

8

2

4

4

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

13.

Микроудобрения. Комплексные удобрения.

8

2

4

4

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

14.

Виды органических удобрений и условия их применения.

8

2

4

4

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

15

Значение системы удобрения. Система удобрения отдельных культур.

8

2

4

4

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

16

Агрохимические показатели почв.

8

2

4

4

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

17

Составление и оформление агрохимических карт.

8

2

4

4

устный опрос

ПК-2,

ВК-3

18

Использование агрохимических карт для правильного применения удобрений.

8

2

4

4

коллоквиум

ПК-2,

ВК-3

экзамен

36

36

54

90

экзамен 36

ОК-9,

ПК-2,

ВК-3

ИТОГО

216













СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекционный курс


Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Содержание раздела

Всего часов

1. Введение. Особенности питания растений.

Лекция 1. Предмет, методы и задачи агрохимического обследования. Химизация земледелия, состояние и перспективы применения удобрений. Значение агрохимического обследования почв.

Лекция 2. Особенности питания растений. Питание растений в связи со свойствами почвы, периодичность питания и химический состав растений. Механизм поглощения элементов питания растениями. Внешние условия поглощения растениями питательных веществ.

4


2. Свойства почвы в связи с питанием и применением удобрений.


Лекция 3. Состав почвы. Почва как сложная саморегулирующаяся единая система. Фазы почвы. Минеральная и органическая часть почвы и их химический состав. Гумусовые вещества.

Лекция 4. Поглотительная способность почвы. Биологическая, механическая, физическая, химическая, физико-химическая (обменная) поглотительная способности почвы. Емкость поглощения и состав поглощенных катионов почв. Роль ЕКО в применении удобрений.

Лекция 5. Виды почвенной кислотности и щелочности. Степень насыщенности основаниями и буферность почвы. Реакция почвенного раствора. Виды кислотности. Роль разных видов кислотности почв в питании растений. Сумма поглощенных оснований. Что такое буферность, и какова ее роль в питании растений и применении удобрений.

Лекция 6. Агрохимическая характеристика основных типов почв. Плодородие почвы, виды и пути его регулирования. Агрохимическая характеристика чернозёмов и каштановых почв. Солонцы и солончаковые почвы, зона их распространения.

8

3. Проблемы плодородия почвы в современном земледелии.


Лекция 7. Проблемы азота в современном земледелии. Азотное питание: источники азота, формы азота в почве. Превращение азота в почве в связи с микробиологической деятельностью, поглотительной способностью и реакцией почвенной среды. Баланс азота в земледелии.

Лекция 8. Проблемы фосфора в современном земледелии. Питание растений фосфором. Превращение фосфора в почве в связи с микробиологической деятельностью, поглотительной способностью и реакцией почвенной среды. Баланс фосфора в земледелии.

Лекция 9. Проблемы калия в современном земледелии. Питание растений калием. Превращение калия в почве в связи с микробиологической деятельностью, поглотительной способностью и реакцией почвенной среды. Баланс калия в земледелии.

Лекция 10. Проблемы микроэлементов в современном земледелии. Железо. Бор. Медь. Марганец. Молибден. Цинк. Поведение микроэлементов в почвенном растворе.

8

4. Удобрения и их свойства.

Лекция 11. Азотные удобрения. Классификация удобрений. Действующее вещество и доза удобрения. Приемы внесения удобрений. Способы внесения. Классификация азотных удобрений. Условия применения азотных удобрений.

Лекция 12. Фосфорные и калийные удобрения. Классификация фосфорных и калийных удобрений. Способы повышения эффективности фосфорных и калийных удобрений. Состав, свойства и условия их применения.

Лекция 13. Микроудобрения. Комплексные удобрения. Комплексные удобрения и их классификация. Ассортимент микроудобрений. Состав, свойства и условия их применения.

Лекция 14. Виды органических удобрений и условия их применения. Навоз: хранение (накопление), Действие навоза на почву и растения, применение навоза. Бесподстилочный навоз. Навозная жижа. Птичий помет. Торф. Солома как удобрение. Сапропель. Городской мусор. Компосты. Сидераты. Эффективность органических удобрений.

8

5. Система удобрения в севообороте и отдельных культур.

Лекция 15. Значение системы удобрения. Система удобрения отдельных культур. Значение, задачи и принципы построения систем удобрений. Методика определения оптимальных доз удобрений под планируемый урожай. Баланс питательных элементов и гумуса. Особенности удобрения отдельных культур: озимой пшеницы, озимого ячменя, кукурузы, гороха, озимого рапса.

2

6. Мониторинг агрохимических показателей почвенного плодородия. Методика агрохимического обследования почв землепользования хозяйства и составление агрохимических карт.


Лекция 16 - Агрохимические показатели почв. Роль органических и минеральных удобрений в сохранении почвенного плодородия и увеличении продуктивности сельскохозяйственных культур; анализ динамики основных агрохимических показателей почвы и мероприятия для поддержания и повышения ее эффективного плодородия.

Лекция 17. - Составление и оформление агрохимических карт. Подготовка к агрохимическому обследованию почв хозяйства. Полевые и лабораторные агрохимические исследования. Правила отбора почвенных образцов, сроки отбора, частота отбора объединенных проб, порядок оформления организационных документов полевого комплексного агрохимического обследования почв. Правила составления агрохимических карт и агрохимического очерка.

Лекция 18. - Использование агрохимических карт для правильного применения удобрений. Обобщение результатов агрохимического обследования почв сельскохозяйственных угодий.

6

Итого

36

2. Перечень лабораторных работ

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Наименование лабораторных работ

Всего часов

1. Введение. Особенности питания растений.

Занятие 1. Инструктаж по технике безопасности. Правила отбора почвенных проб.

4

2. Свойства почвы в связи с питанием и применением удобрений.


Занятие 2. Определение в почве нитратного азота дисульфофеноловым методом по Грандваль-Ляжу

Занятие 3. Определение нитрификационной способности почвы по Кравкову в модификации Почвенного института им. В.В. Докучаева

Занятие 4. Колориметрическое определение содержания аммонийного азота с помощью реактива Неслера

Занятие 5. Определение фосфора в почве

Занятие 6. Определение калия в почве

16

3. Проблемы плодородия почвы в современном земледелии.


Занятие 7. Определение рН почвы и гидролитической кислотности.

Занятие 8. Определение в почве гумуса по методу И.В. Тюрина в модификации ЦИНАО.

Занятие 9. Определение суммы поглощенных оснований по Каппену-Гильковицу

8

4. Удобрения и их свойства.

Занятие 10. Коллоквиум по теме: «Свойства почвы в связи с питанием растений и применением удобрений».

Занятие 11. Изучение свойств удобрений.

Занятие 12. Распознавание минеральных удобрений в производственных условиях


10

5. Система удобрения в севообороте и отдельных культур.

Занятие 13. Признаки удобрений и качественные реакции при определении их свойств.

2

6. Мониторинг агрохимических показателей почвенного плодородия. Методика агрохимического обследования почв землепользования хозяйства и составление агрохимических карт.


Занятие 14. Оформление агрохимических картограмм

Занятие 15. Составление агрохимического очерка

Занятие 16. Использование агрохимических картограмм при разработке систем удобрения

Занятие 17. Составление сводных ведомостей результатов комплексного агрохимического обследования

Занятие 18. Использование агрохимических картограмм при разработке системы удобрения

14

Итого

54

3. Курсовая работа, предусмотрена учебным планом.

Семестр № __6__

    на тему: «Агрохимическое обследование и мониторинг почвенного плодородия в название хозяйства «название района»


Содержание

Введение

1. Мониторинг показателей почвенного плодородия в связи с длительным сельскохозяйственным использованием

1.1. Общие сведения о хозяйстве

1.2. Влияние минеральных и органических удобрений и других способов мобилизации плодородия на агрохимические показатели почв

1.3. Динамика почвенного плодородия в хозяйстве

2. Проведение комплексного агрохимического обследования почв сельскохозяйственных угодий

2.1. Цели и периодичность комплексного агрохимического обследования почв

2.2. Планирование и организация работы, камеральная подготовка картографической основы для проведения агрохимического обследования почв

2.3. Правила отбора почвенных образцов

3. Составление агрохимических очерков
3.1. Оформление агрохимических картограмм

3.1.1. Картограмма реакции почвенной среды (pH)

3.1.2. Картограмма содержания доступного фосфора

3.1.3. Картограмма содержания обменного калия

3.1.4. Картограмма содержания гумуса

3.2. Примерное содержание агрохимического очерка

4. Использование агрохимических картограмм при разработке систем удобрений в севообороте

4.1. Определение потребности растений в элементах питания

4.2. Расчёт норм удобрений под планируемый урожай

4.3. Проектирование систем удобрения

4.4 Определение годовой потребности в минеральных удобрениях и мелиорантах

4.5. Расчёт площади склада

Библиографический список
Приложения
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА


№ п/п

№ семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

Коды

формируемых

компетенций

1.



5


1. Введение. Особенности питания растений.

Работа с материалами лекций, основной и дополнительной литературой, подготовка к выполнению лабораторных работ

18

ОК-9,

ПК-2

2.

  1. Свойства почвы в связи с питанием и применением удобрений.




Работа с материалами лекций, основной и дополнительной литературой, подготовка к выполнению лабораторных работ

22

ПК-2,

ВК-3

3.

  1. Проблемы плодородия почвы в современном земледелии.




Работа с материалами лекций, основной и дополнительной литературой., подготовка к выполнению лабораторных работ Подготовка к коллоквиуму.

32

ПК-2,

ВК-3

ИТОГО часов в семестре: 72 часа




4.

6

4. Удобрения и их свойства.

Работа с материалами лекций, основной и дополнительной литературой, подготовка к выполнению лабораторных работ. Выполнение курсовой работы.

6

ПК-2,

ВК-3

5.

5. Система удобрения в севообороте и отдельных культур.

Работа с материалами лекций, основной и дополнительной литературой. Подготовка реферата. Выполнение курсовой работы.

6

ПК-2,

ВК-3

6.

6. Мониторинг агрохимических показателей почвенного плодородия. Методика агрохимического обследования почв землепользования хозяйства и составление агрохимических карт.

Работа с материалами лекций, основной и дополнительной литературой, подготовка к выполнению лабораторных работ. Выполнение курсовой работы.

Подготовка к коллоквиуму.

6

ОК-9,

ПК-2,

ВК-3

ИТОГО часов в семестре: 18 часов




Итого всего часов: 90 часов



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Декан факультета iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Г. А. Ахмина; начальник учебно-методического управления М. В. Савушкин; начальник учебной части Н. А. Уткина; декан экономического...
Декан факультета iconСанкт-Петербургский Государственный Университет Технологии и Дизайна
Сурженко Е. Я., декан фитм энтин В. Я., директор иоги просвирницын А. В., декан факультета прикладной химии и экологии Новоселов...
Декан факультета iconПрограмма 080200. 68-12 Международный бизнес
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Декан факультета icon«Патологическая анатомия, секционный курс»
Зав кафедрой патологической Декан медико-профилактического факультета, факультета, профессор
Декан факультета iconРабочая программа учебной дисциплины менеджмент
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Декан факультета iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Социология повседневной жизни
Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии
Декан факультета iconВ матрице swot-анализа в внешней среде относят факторы ( м б. 2-3 ответа)
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Декан факультета iconДисциплина: Судебная медицина для студентов специальности 030501 юриспруденция
Председатель ученого совета факультета, декан факультета политических наук и социологии
Декан факультета iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Основы менеджмента по...
Председатель ученого совета факультета, Декан факультета политических наук и социологии
Декан факультета iconУтверждено Советом Факультета экономики Председатель декан Факультета...
Для обучения по курсу «Статистика (Введение в обработку данных)» студенты должны обладать базовыми знаниями по курсам «Математический...
Декан факультета iconТестовые задания
Декан факультета указал на то; о том], что рефераты следует сдать вовремя
Декан факультета iconДекан факультета технологического
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан факультета iconДекан факультета технологического
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан факультета iconДекан факультета авт, профессор
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76
Декан факультета iconДекан факультета агробиологии и
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Декан факультета iconУчебной работе профессор А. Б. Ходжаян 20 г. «Согласовано» декан...
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск