Скачать 89.68 Kb.
|
Урок 8. ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ Ц е л и : обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии. Оборудование: репродукции картин П. Брейгеля «Падение Икара», В. Хеды «Завтрак с омаром», П. П. Кончаловского «Сирень в кошелке на полу». С л о в а р ь : язык изобразительного искусства. Ход урока I. Организационный момент. 1. Приветствие. 2.Проверка готовности учащихся куроку. З.Смачивание красок. II. Сообщение темы и цели урока. У ч и т е л ь . Язык изобразительного искусства служит художнику средством выражения его мыслей и чувств, его отношения к действительности. Что же входит в это понятие? 0б этом вы узнаете сегодня на уроке. III. Повторение изученного. У читель . Вспомните, что вам известно об орнаменте. Какую роль играет орнамент в изобразительном искусстве? В своих ответах воспользуйтесь толково-сочетаемостным словарем по искусству. Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов, исполненный средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение. Классификация орнаментов: - по родам и видам изобразительного искусства: декоративный, миниатюрный и др.; скульптурный и др.;
Вид по оценке зрителей: изысканный, красивый, оригинальный, самобытный, своеобразный. Какой-либо орнамент в виде каких-либо предметов: вьюна, зубчиков, листьев, полосок, поясков и т. п. Какой-либо орнамент из каких-либо фигур: веточек, листочков, квадратов, крестиков, виноградных лоз, кругов, полос, штрихов; из какого-либо материала: бисера, стекляруса и др. Какой-либо орнамент на каких-либо предметах: ковре, ковше, одеҗце, посуде, потолке и т. п. Моделировать, реставрировать орнамент; вырезать, вышить, исполнить, набить на холсте, написать, нарисовать, обогатить чем-либо (цветом ...), окружить чем-либо (каким-либо фоном ...), разработать, уточнить какой-либо орнамент. Заменить что-либо (какое-либо изображение заполнить что-либо (рисунок ...), насытить что-либо (композицию...), ограничить какую-либо плоскость, окружить что-то (какой-либо мотив ...), подчеркнуть какой-либо элемент, украсить что-либо (одежду ...) каким-либо орнаментом. Орнамент (от лат. Ornamentum «украшение») выполняет декоративную функцию; является частью произведения искусства, изделия. Каждый орнамент выделяется каким-либо образом; допускает какое-либо (композиционное, цветовое ...) решение; идет от какого-либо (придворно-религиозного ...) искусства; олицетворяет что-либо (пышное цветение природы ...); отличается какой-либо особенностью (виртуозностью, изяществом, легкостью рисунка); подчеркивает что-то, производит определенное впечатление; располагается где-либо (по краю ...); свидетельствует о чем-либо. Орнамент строится по определенным принципам (на четком ритме, из фигур ...), придает предмету какой-либо вид; украшает его; может быть выполнен в разной технике: выжжен; вылеплен; наложен, нанесен; написан; окрашен; построен. Орнамент охарактеризовать можно словами: изыскан; нежен, оригинален; плоскостен; ритмичен и др. В скульптурном образе глиняной фигуры женщины с ребенком воплощена богиня жизни - «мать-земля», а элементы декоративной росписи в виде круга, квадрата, ромба, зигзагов, украшающие зти фигурки, таят в себе, как и орнамент, давно забытье понятия, связанные с почитанием солнца. IV. Изучение нового материала. 1. Сообщение теоретических сведений. У ч и т е л ь . Под понятием «язык изобразительного искусства» подразумевается широкий круг вопросов - от выбора ширины и толщины мазка краски до решения сложнейших колористических задач, от поисков формата и размеров картаны или рисунка до использования неисчерпаемых возможностей композиции с целью заострения внимания зрителя на главном. Язык изобразительного искусства неразрывно связан с содержанием произведения, он необходим художнику-реалисту с момента зарождения замысла. 2. Б е с е д а по картине П. Брейгеля «Падение Икара». Учитель. Посмотрите, как с помощью композиции нидерландский художник эпохи Возрождения Питер Брейгель раскрывает в своей картине «Падение Икара» (1567 г.) целую жизненную философик». Античный миф рассказывает о юноше, взлетевшем в небо на восковых крьшьях: он слишком приблизился к солнцу, воск растопился, и Икар упал в море. Красивая легенда о безумстве храбрых. Картина П. Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой, а по морю плывут суда. Где же Икар, и при чем тут его падение? Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Обычная жизнь течет как всегда. Для крестьянина его пашня, для пастуха его стадо, для рыболова его удочка куда важнее, чем чьи-то полеты и падения. Смысл выходящих из ряда вон событий обнаруживается не скоро: современники его не замечают, погруженные в свое повседневное. Так можно «прочесть» эту картину, и это высказано всего лишь композицией -расположением фигур в пространстве. 3. Анализ языка изобразительного искусства на примере на-тюрморта. Учитель. У каждого вида изобразительного искусства свой специфический язык. Рассмотрим картину В. Хеда «Завтрак с омаром». В олифковом сумраке мерцают хрусталь и серебро. Любовно вглядывется голландский художник VII века В. Хеда (например, натюрморт «Завтрак с омаром») в каждый изгиб завернувшейся спиралью лимонной корочки, в каждую складку скатерти. Тща-тельно выписывает подробности, стремясь передать свежесть соблазнительного окорока, румянец сдобных булочек, искристость вина. И на холсте возникает поэма, посвященная тихой, спокойной жизни, полной достатка, радости общения с красивыми вещами. Спустя двести пятьдесят лет другой художник, француз Дюбуа-Пилле написал натюрморт: лампу, бросающую на поверхность стола ровный свет, лист бумаги, чернильницу... Художник писал свой натюрморт так называемой «оптической смесью», то есть мельчайшими разноцветными точками, которые от близкого соседства друг с другом создавали на расстоянии новые оттенки, и цвета при-глушались или загорались ярче. Его интересовали не столько предметы как таковые, сколько их окраска, воздух и пространство вокруг них, впечатление от всей группы предметов в целом. Дюбуа-Пилле был пуантилистом - художником, использовавшим способ письма, основанный на законах физики. Приверженцы этой художественной техники заявляли, что для них главное - рас-положение линий и красок, а не верное изображение природы, человека или вещей. На дощатом полу веранды ветки сирени. Чуть увядшие ярко-зеленые листья обрамляют белые, фиолетовые и почти красные гроздья цветов. Огромный пышный букет сирени и в кошелкё, по-ставленной рядом с деревянной скамьей. Свет мягкий, рассеянный говорит о том, что на дворе пасмурно. Но именно в пасмурный светло-серый день сирень еще краше, цвет ее насыщеннее, глубже. «Сирень в кошелке на полу» - натюрморт художника П. П. Конча-ловского, написанный в 1955 году. Это не просто натюрморт, это картина, повествующая о желании принести людям радость своим творчеством. Мы познакомились с тремя натюрмортами. Как своеобразен язык каждого, как различны они между собой! Язык натюрморта В. Хеды тщательно отточен, изыскан, по-своему возвышен. Он совершенно определенно выражает отношение живописца к изображаемому, служит средством создания ху-дожественного образа. И небольшой размер холста, и компактность всей группы предметов, и тщательность передачи их фактуры служат главной цели - показать красоту и взаимосвязь вещей, пре-лесть уюта и благополучия, привносимых ими. Язык натюрморта Дюбуа-Пилле эффектен, красочен, детально отработан, однако за ним теряется смысловая связь предметов. Ведь художнику важнее не что сказать, а как сказать. Он выдвигает на первый план проблемы передачи цвета и пространства, крайне увлекается необычной техникой письма, которая и бросается сразу в глаза зрителю, заслоняя все остальное. Натюрморт Кончаловского колоритен, он выражает оптимизм, жизнелюбие художника. Такое ощущение создает прежде всего феерия белых, лиловых, зеленых, красных пятен листьев и цветов. Как видите, даже самая общая характеристика трех натюрмортов, написанных в разные эпохи, выявляет принципиальные различия между ними при выборе языка изобразительного искусства. Если же пройти по залам Третьяковской галереи, то сразу нетрудно заметить индивидуальность манеры каждого художника и вместе с тем национальное своеобразие представителей разных народов и стран. Национальные особенности языка изобразительного искусства выражаются в предпочтении тех или иных законов композиции, характера колорита, приемов письма и т. д. Особенности изобразительного языка зависят от профессионализма художника, его образованности. Полученное образование, восприятие определенных традиций, творческое осмысление опыта мастеров - все это помогает художнику обрести главное, то, без чего немыслимо подлинное искусство, - индивидуальную манеру. Итак, основными выразительными средствами в изобразительном искусстве являются рисунок, композиция и колорит. Не только художник должен овладеть языком изобразительного искусства. Зритель тоже должен его освоить. Ведь только тогда наступит полное понимание зрителем рисунка. V. Актуализация знаний. 1. Подготовительный этап к выполнению практической работы. У ч и т е л ь. Сегодня вы выполните рисунок на свободную тему, самостоятельно выбирая вид (живопись, графика) и жанр изобразительного искусства. Выбор художественных материалов, композиционное решение будет зависеть от вашего замысла, от того, что вы хотите выразить в рисунке; от того, какое настроение вы хотите передать зрителю, будет зависеть колористическое решение вашего рисунка. 2.Устное рисование. Задания:
Физкультминутка Упражнение для мышц глаз. Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя. Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении - налево, вниз, направо, вверх. VI. Практическая работа. Задание. Выполнить рисунок на свободную тему красками или карандашами. Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правилъности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненнойработы. VII. Итог урока. 1. В ы ставка работ учащихся. 2.3аключительное слово учителя. Ценность любого произведения искусства определяется, помимо заложенной в нем идеи, своеобразием, оригинальностью ее воплощения, неповторимостью, использованных автором языковых средств. Различны жанры и живопись ваших рисунков, но все они отличаются большим разнообразием индивидуальных стилей, настроений, которые вы хотели передать зрителю. VIII Домашнее задание: написать реферат по теме; выполнить рисунок по замыслу. IX Уборка рабочих мест |
Программа курса «основы adobe Photoshop» Введение. Назначение и применение программы. Настройка программы. Параметры растровых изображений. Изменение размеров изображения.... | Урок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль... Урок разработала: Зыкова Эльвира Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе моу «Косолаповская средняя общеобразовательная... | ||
Методические основы создания курса дистанционного обучения письменному... ... | Изображения земной поверхности Картографические проекции ~ способы изображения земной поверхности на плоскости | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: ввести понятие плоского зеркала. Построение изображения в плоском зеркале. Особенности этого изображения | Урок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных... Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы латнского языка с медицинской... Автор: преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории ооау спо... | "Объемные изображения в скульптуре" Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины Теоретические основы курса английского... Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования... | Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской... Автор: преподаватель дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией высшей квалификационной категории ооау спо «лмк»... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской... Автор: преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории ооау спо... | Урок №50 «Зрительный анализатор» Задачи Рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения... | Рабочая программа основы теории первого иностранного языка направление: 035700 Лингвистика Основы теории первого иностранного языка: рабочая программа / авт сост. Ю. П. Вышенская, М. Л. Малаховская, Э. В. Седых, Н. А. Трофимова.... | ||
Урок русского языка во 2 классе «Состав слова» Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О.... | Урок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка |