Урок основы языка изображения





Скачать 89.68 Kb.
НазваниеУрок основы языка изображения
Дата публикации25.12.2014
Размер89.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок


Урок 8. ОСНОВЫ ЯЗЫКА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Ц е л и : обобщить знания о видах изобразительного искусства, художественных материалах, их выразительных возможностях, художественном творчестве и художественном восприятии.

Оборудование: репродукции картин П. Брейгеля «Падение Икара», В. Хеды «Завтрак с омаром», П. П. Кончаловского «Сирень в кошелке на полу».

С л о в а р ь : язык изобразительного искусства.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

2.Проверка готовности учащихся куроку.

З.Смачивание красок.

II. Сообщение темы и цели урока.

У ч и т е л ь . Язык изобразительного искусства служит художнику средством выражения его мыслей и чувств, его отношения к действительности. Что же входит в это понятие? 0б этом вы узнаете сегодня на уроке.

III. Повторение изученного.

У читель . Вспомните, что вам известно об орнаменте. Какую роль играет орнамент в изобразительном искусстве? В своих ответах воспользуйтесь толково-сочетаемостным словарем по искусству.

Орнамент - узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов, исполненный средствами живописи, рисунка, скульптуры или вышивки; художественное украшение.

Классификация орнаментов:

- по родам и видам изобразительного искусства: декоративный, миниатюрный и др.; скульптурный и др.;

  • по изобразителъному началу: геометрический, геральдический, глазковый, крючковатый, растительный, ромбический, сетчатый, точечный, травный; фантастический;

  • по географическому, националъному признакам, художественной школе: восточный, западноевропейский, скандинавский; русский, хохломской (Нижегородская область) и др.;

  • по художественному стилю: готический, классицистический, ренессансный и др.;

  • по композиции: затейливый, криволинейный, простой, четкий; дробный, ритмичный и др.;

  • по признакам цвета: зеленый, золотой, красочный, насыщенный по колориту, пестрый, цветной, яркий;

  • по образности художественной речи: беспокойный, богатый, певучий, плавный, праздничный, скромный.

Вид по оценке зрителей: изысканный, красивый, оригинальный, самобытный, своеобразный.

Какой-либо орнамент в виде каких-либо предметов: вьюна, зубчиков, листьев, полосок, поясков и т. п.

Какой-либо орнамент из каких-либо фигур: веточек, листочков, квадратов, крестиков, виноградных лоз, кругов, полос, штрихов; из какого-либо материала: бисера, стекляруса и др.

Какой-либо орнамент на каких-либо предметах: ковре, ковше, одеҗце, посуде, потолке и т. п.

Моделировать, реставрировать орнамент; вырезать, вышить, исполнить, набить на холсте, написать, нарисовать, обогатить чем-либо (цветом ...), окружить чем-либо (каким-либо фоном ...), разработать, уточнить какой-либо орнамент.

Заменить что-либо (какое-либо изображение заполнить что-либо (рисунок ...), насытить что-либо (композицию...), ограничить какую-либо плоскость, окружить что-то (какой-либо мотив ...), подчеркнуть какой-либо элемент, украсить что-либо (одежду ...) каким-либо орнаментом.

Орнамент (от лат. Ornamentum «украшение») выполняет декоративную функцию; является частью произведения искусства, изделия. Каждый орнамент выделяется каким-либо образом; допускает какое-либо (композиционное, цветовое ...) решение; идет от какого-либо (придворно-религиозного ...) искусства; олицетворяет что-либо (пышное цветение природы ...); отличается какой-либо особенностью (виртуозностью, изяществом, легкостью рисунка); подчеркивает что-то, производит определенное впечатление; располагается где-либо (по краю ...); свидетельствует о чем-либо.

Орнамент строится по определенным принципам (на четком ритме, из фигур ...), придает предмету какой-либо вид; украшает его; может быть выполнен в разной технике: выжжен; вылеплен; наложен, нанесен; написан; окрашен; построен.

Орнамент охарактеризовать можно словами: изыскан; нежен, оригинален; плоскостен; ритмичен и др.

В скульптурном образе глиняной фигуры женщины с ребенком воплощена богиня жизни - «мать-земля», а элементы декоративной росписи в виде круга, квадрата, ромба, зигзагов, украшающие зти фигурки, таят в себе, как и орнамент, давно забытье понятия, связанные с почитанием солнца.

IV. Изучение нового материала.

1. Сообщение теоретических сведений.

У ч и т е л ь . Под понятием «язык изобразительного искусства» подразумевается широкий круг вопросов - от выбора ширины и толщины мазка краски до решения сложнейших колористических задач, от поисков формата и размеров картаны или рисунка до использования неисчерпаемых возможностей композиции с целью заострения внимания зрителя на главном.

Язык изобразительного искусства неразрывно связан с содержанием произведения, он необходим художнику-реалисту с момента зарождения замысла.

2. Б е с е д а по картине П. Брейгеля «Падение Икара».

Учитель. Посмотрите, как с помощью композиции нидерландский художник эпохи Возрождения Питер Брейгель раскрывает в своей картине «Падение Икара» (1567 г.) целую жизненную философик».

Античный миф рассказывает о юноше, взлетевшем в небо на восковых крьшьях: он слишком приблизился к солнцу, воск растопился, и Икар упал в море. Красивая легенда о безумстве храбрых. Картина П. Брейгеля изображает мирный пейзаж на берегу моря: пахарь идет за плугом, пастух пасет овец, рыболов сидит с удочкой, а по морю плывут суда. Где же Икар, и при чем тут его падение? Нужно внимательно всмотреться, чтобы увидеть в правом углу жалкие голые ноги, торчащие из воды. Икар упал с неба, но этого даже никто не заметил. Обычная жизнь течет как всегда. Для крестьянина его пашня, для пастуха его стадо, для рыболова его удочка куда важнее, чем чьи-то полеты и падения. Смысл выходящих из ряда вон событий обнаруживается не скоро: современники его не замечают, погруженные в свое повседневное. Так можно «прочесть» эту картину, и это высказано всего лишь композицией -расположением фигур в пространстве.

3. Анализ языка изобразительного искусства на примере на-тюрморта.

Учитель. У каждого вида изобразительного искусства свой специфический язык. Рассмотрим картину В. Хеда «Завтрак с омаром».

В олифковом сумраке мерцают хрусталь и серебро. Любовно вглядывется голландский художник VII века В. Хеда (например, натюрморт «Завтрак с омаром») в каждый изгиб завернувшейся спиралью лимонной корочки, в каждую складку скатерти. Тща-тельно выписывает подробности, стремясь передать свежесть соблазнительного окорока, румянец сдобных булочек, искристость вина. И на холсте возникает поэма, посвященная тихой, спокойной жизни, полной достатка, радости общения с красивыми вещами.

Спустя двести пятьдесят лет другой художник, француз Дюбуа-Пилле написал натюрморт: лампу, бросающую на поверхность стола ровный свет, лист бумаги, чернильницу... Художник писал свой натюрморт так называемой «оптической смесью», то есть мельчайшими разноцветными точками, которые от близкого соседства друг с другом создавали на расстоянии новые оттенки, и цвета при-глушались или загорались ярче. Его интересовали не столько предметы как таковые, сколько их окраска, воздух и пространство вокруг них, впечатление от всей группы предметов в целом.

Дюбуа-Пилле был пуантилистом - художником, использовавшим способ письма, основанный на законах физики. Приверженцы этой художественной техники заявляли, что для них главное - рас-положение линий и красок, а не верное изображение природы, человека или вещей.

На дощатом полу веранды ветки сирени. Чуть увядшие ярко-зеленые листья обрамляют белые, фиолетовые и почти красные гроздья цветов. Огромный пышный букет сирени и в кошелкё, по-ставленной рядом с деревянной скамьей. Свет мягкий, рассеянный говорит о том, что на дворе пасмурно. Но именно в пасмурный светло-серый день сирень еще краше, цвет ее насыщеннее, глубже. «Сирень в кошелке на полу» - натюрморт художника П. П. Конча-ловского, написанный в 1955 году. Это не просто натюрморт, это картина, повествующая о желании принести людям радость своим творчеством.

Мы познакомились с тремя натюрмортами. Как своеобразен язык каждого, как различны они между собой!

Язык натюрморта В. Хеды тщательно отточен, изыскан, по-своему возвышен. Он совершенно определенно выражает отношение живописца к изображаемому, служит средством создания ху-дожественного образа. И небольшой размер холста, и компактность всей группы предметов, и тщательность передачи их фактуры служат главной цели - показать красоту и взаимосвязь вещей, пре-лесть уюта и благополучия, привносимых ими.

Язык натюрморта Дюбуа-Пилле эффектен, красочен, детально отработан, однако за ним теряется смысловая связь предметов. Ведь художнику важнее не что сказать, а как сказать. Он выдвигает на первый план проблемы передачи цвета и пространства, крайне увлекается необычной техникой письма, которая и бросается сразу в глаза зрителю, заслоняя все остальное.

Натюрморт Кончаловского колоритен, он выражает оптимизм, жизнелюбие художника. Такое ощущение создает прежде всего феерия белых, лиловых, зеленых, красных пятен листьев и цветов.

Как видите, даже самая общая характеристика трех натюрмортов, написанных в разные эпохи, выявляет принципиальные различия между ними при выборе языка изобразительного искусства.

Если же пройти по залам Третьяковской галереи, то сразу нетрудно заметить индивидуальность манеры каждого художника и вместе с тем национальное своеобразие представителей разных народов и стран.

Национальные особенности языка изобразительного искусства выражаются в предпочтении тех или иных законов композиции, характера колорита, приемов письма и т. д.

Особенности изобразительного языка зависят от профессионализма художника, его образованности. Полученное образование, восприятие определенных традиций, творческое осмысление опыта мастеров - все это помогает художнику обрести главное, то, без чего немыслимо подлинное искусство, - индивидуальную манеру.

Итак, основными выразительными средствами в изобразительном искусстве являются рисунок, композиция и колорит. Не только художник должен овладеть языком изобразительного искусства. Зритель тоже должен его освоить. Ведь только тогда наступит полное понимание зрителем рисунка.

V. Актуализация знаний.

1. Подготовительный этап к выполнению практической работы.

У ч и т е л ь. Сегодня вы выполните рисунок на свободную тему, самостоятельно выбирая вид (живопись, графика) и жанр изобразительного искусства.

Выбор художественных материалов, композиционное решение будет зависеть от вашего замысла, от того, что вы хотите выразить в рисунке; от того, какое настроение вы хотите передать зрителю, будет зависеть колористическое решение вашего рисунка.

2.Устное рисование. Задания:

  1. выберите тему рисунка;

  2. опишите, что вы хотите изобразить;

  3. предположите, какое колористическое решение будет соот-ветствовать вашему изображению.




Физкультминутка
Упражнение для мышц глаз.

Посмотрите прямо вперед. Не поворачивая головы, переведите взгляд направо и сохраните такое положение, считая про себя до 3. Поступайте таким же образом, переводя глаза вниз, налево и вверх. Не забывайте, что голову поворачивать нельзя.

Отдохнув немного, повторите то же движение в обратном направлении - налево, вниз, направо, вверх.

VI. Практическая работа.

Задание. Выполнить рисунок на свободную тему красками или карандашами.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правилъности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненнойработы.

VII. Итог урока.

1. В ы ставка работ учащихся.

2.3аключительное слово учителя.

Ценность любого произведения искусства определяется, помимо заложенной в нем идеи, своеобразием, оригинальностью ее воплощения, неповторимостью, использованных автором языковых средств. Различны жанры и живопись ваших рисунков, но все они

отличаются большим разнообразием индивидуальных стилей, настроений, которые вы хотели передать зрителю.

VIII Домашнее задание: написать реферат по теме; выполнить рисунок по замыслу.

IX Уборка рабочих мест

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок основы языка изображения iconПрограмма курса «основы adobe Photoshop»
Введение. Назначение и применение программы. Настройка программы. Параметры растровых изображений. Изменение размеров изображения....
Урок основы языка изображения iconУрок по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль...
Урок разработала: Зыкова Эльвира Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе моу «Косолаповская средняя общеобразовательная...
Урок основы языка изображения iconМетодические основы создания курса дистанционного обучения письменному...
...
Урок основы языка изображения iconИзображения земной поверхности
Картографические проекции ~ способы изображения земной поверхно­сти на плоскости
Урок основы языка изображения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательная: ввести понятие плоского зеркала. Построение изображения в плоском зеркале. Особенности этого изображения
Урок основы языка изображения iconУрок русского языка в 4-м классе "Правописание безударных падежных...
Мы начинаем урок русского языка. А урок у нас – необычный. Это – приключение полное загадок и неожиданностей, путешествие к Земле...
Урок основы языка изображения iconРабочая программа учебной дисциплины основы латнского языка с медицинской...
Автор: преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории ооау спо...
Урок основы языка изображения icon"Объемные изображения в скульптуре"
Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим...
Урок основы языка изображения iconРабочая учебная программа дисциплины Теоретические основы курса английского...
Рабочая учебная программа предназначена для преподавания теоретических основ английского языка на отделении дошкольного образования...
Урок основы языка изображения iconРабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской...
Автор: преподаватель дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией высшей квалификационной категории ооау спо «лмк»...
Урок основы языка изображения iconРабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской...
Автор: преподаватель дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» высшей квалификационной категории ооау спо...
Урок основы языка изображения iconУрок №50 «Зрительный анализатор» Задачи
Рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию
Урок основы языка изображения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения...
Урок основы языка изображения iconРабочая программа основы теории первого иностранного языка направление: 035700 Лингвистика
Основы теории первого иностранного языка: рабочая программа / авт сост. Ю. П. Вышенская, М. Л. Малаховская, Э. В. Седых, Н. А. Трофимова....
Урок основы языка изображения iconУрок русского языка во 2 классе «Состав слова»
Урок французского языка в 6 классе «Систематизация грамматических навыков по типу степени сравнения прилагательных» (Чернышова О....
Урок основы языка изображения iconУрок русского языка. Тема: Слова с сочетанием жи-ши
Учитель: Здравствуйте, дети. Меня зовут Мария Анатольевна. Сейчас у нас будет урок русского языка


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск