Скачать 319.78 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества города Белореченск муниципального образования Белореченский район Утверждаю: Директор МБОУ ДОД ЦДТ Шевченко А.Н._________ Протокол педсовета ЦДТ от 2013 г. № РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) «Сольное пение» (наименование объединения) «Сольное пение» (наименование учебной дисциплины, курса)
(срок реализации программы)
модифицированная (вид программы)
5 -17 лет (возраст обучающихся) Составила: Т.Н.Павленко педагог дополнительного образования г. Белореченск Пояснительная записка. Цели образовательной деятельности:
Поставленные в программе цели способствуют решению ряда задач. Задачи:
В современной музыке, эстрадное пение занимает особое место. Пожалуй, нет другого жанра, вызывающего такой интерес. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразие форм и направлений. Даже специалисты, порой, затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки. Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо вокальной школе в эстрадном вокале. Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологический принципах в работе голосового аппарата и является направлением вокальной педагогики. Основным назначением учебного курса являются: изучение теоретических основ, необходимых для формирования музыканта-любителя; овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям исполнительного эстрадного искусства. Программа рассчитана на преподавание предмета «Сольное пение» на 2 года обучения, из расчёта 4-х часов в неделю (первый год обучения), из расчёта 6-ти часов в неделю (второй год обучения). Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки воспитанника и решаемых в обучении задач. Основной целью программы обучения в творческом объединении «Сольное пение» является практическое овладение голосом для любительской певческой деятельности. Занятия в объединении имеют практический характер, проходят как в форме групповых занятий, так и в виде индивидуальных уроков, что даёт возможность отдельным исполнителям коллектива устранить недостатки и достичь более грамотного и яркого исполнения в своих и сольных партиях. Критериями практического владения голосом являются:
Основные дидактические единицы. Изучение эстрадно-вокальных «стандартов»; изучение исполнительских штрихов; овладение навыками вокальной техники, развитие диапазона, работа над интонацией, дыханием, кантиленой, вокализы, упражнения-распевки, вокальная культура; фразировка, артикуляция, дикция, динамика, сценическое поведение; наличие в репертуаре произведений различных стилей и жанров; знание специальной вокальной литературы; умение проанализировать произведение с точки зрения стиля, характера выразительных средств, штрихов; накопление репертуара, включающее произведения различных жанров, форм, стилей. В объединение « Эстрадный вокал» принимаются дети всех возрастов (от 5 лет до 18 лет) при наличии достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься эстрадным пением. Достаточно исполнения одной, двух песен для выявления у поющего качества голоса, диапазона, точности интонирования. Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Руководитель должен знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии. Голоса детей в процессе развития можно разделить на 3 группы: голоса чисто детские, формирующиеся голоса и голоса сформировавшиеся. Голоса первой группы (от 5 лет до 11 лет) характеризуются лёгким головным звучанием, когда при пении работают лишь края ещё не развившихся связок. Обычный диапазон – от «до» первой октавы до «ми бемоль» второй октавы. Голоса второй группы (от 12 лет до 14 лет) характеризуются большей точностью и яркостью звучания. На этой стадии необходима охрана от перегрузки насыщенным, так называемым грудным звучанием. Диапазон – от «си» малой октавы до «ми» второй октавы. К третьей группе относятся голоса подростков от 15 до 17 лет, почти сформировавшиеся. В этом возрасте уже намечается основной характер голоса – более высокий или более низкий, а так же характерные индивидуальные черты тембра. При обучении пению, всегда необходимо идти от простого к сложному, постепенно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства. В течение первого года обучения создаются условия для развития творческого потенциала учащихся, выявляются способности. На втором году обучения приобретаются вокальные навыки исполнения, увеличивается диапазон, формируется певческая культура. Учебно-тематический план первого года обучения.
Содержание программы.
Образный рассказ и показ музыкальных распевок, упражнений и их роль в развитии творческих, певческих навыков. Практические занятия: а) пение на одном звуке «На одном звуке мы поём»; б) слоговое пение на одной ноте (Т-Д-Т); в) пение на стаккато (Т-Д-Т); г) пение с мелодическим движением; д) пение звуков в восходящем и нисходящем движении (гамма); е) пение трезвучий.
Обучение межрёберно-диафрагмическому дыханию (упражнения на стаккато для активизации диафрагмы, упражнения на легато для развития плавного дыхания, проточного выдоха, работа над правильной осанкой, мышечные упражнения для снятия зажимов – двигательная активность). Развитие резонаторных ощущений (головные и грудные), грудной и головной механизмы в работе связок, первичность гортани и вторичность резонаторов, формирование правильной вокальной позиции, нахождение места звучания, раскрытие глотки.
Одновременная работа грудного и головного механизмов голосовых связок (упражнения на середине диапазона в примерных тонах, плавное соединение соседних звуков на легато, роль дыхания в правильной фразировке, выдержанные на одном тоне звуки). Работа над раскрытием естественного тембра (упражнения на выравнивание гласных). Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями, работа над тембровым соотношением голосов.
Работа над навыками певческого дыхания не может вестись изолированно от воспитания правильного певческого звука и других компонентов певческого развития – динамики, сценической пластики, имиджа. Все требования к исполнению необходимо связывать с содержанием исполняемой песни, добиваться выразительного художественного исполнения.
Отчётные концерты, праздничные поздравительные программы, юбилеи, творческие вечера, участие в городских, краевых смотрах-конкурсах – один из показателей успеха в работе объединения.
На протяжении учебного года планируется проведение цикла бесед о жизни и творчестве замечательных людей в мире музыки, о достижениях в области культуры, искусства, о современных направлениях и стилях в музыке, которые способствуют расширению общего кругозора учащихся, развитию музыкального слуха и повышению общей культуры.
В процессе работы возникает необходимость ознакомления с техническим оборудованием (магнитофоном, пультом, микрофонами, кассетами, электроклавишным инструментом). Следует соблюдать правила техники безопасности, установленные правила и нормы, чтобы по возможности избежать поломки аппаратуры.
Работа на сцене воспитывает и развивает чувство уверенности в себе, творческой свободы, раскрепощенности и взаимопонимания со зрителем. Любая сценическая площадка должна стать ареной творческого перевоплощения, театром действия артиста.
Знакомство с образцами высокого искусства, с выдающимися людьми современности оказывают большое влияние на формирование духовности учащихся, обогащают их мировоззрение. Учебно-воспитательный процесс обязательно включает в себя спектр деятельности – творческие встречи, знакомства, экскурсии, как обмен опытом и повышение качества знаний педагога и учащихся.
Построение занятий сольного пения как уроков творчества предполагает такие практические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация и др. Занятия по импровизации могут преследовать две взаимосвязанные цели: выработку интонационного и ладового слуха и развитие творческой фантазии. При импровизации от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и закончить её в тонике заданной тональности. Импровизации могут быть ритмические, изменяющие характер, темп, динамику исполнения. Методическое обеспечение программы. Образовательный стандарт программы (результаты) 1 год обучения.
|
Основная образовательная программа по специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 073403 Сольное и хоровое... | Рабочая программа учебная дисциплины од. 11 Основы безопасности жизнедеятельности... «Вокальное искусство» 072601 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы» | ||
Основная образовательная программа составлена на основе Примерной... Основная образовательная программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы специальности 073403 «Сольное... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен... «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен... «Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями... | Программа вступительных испытаний творческой направленности по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная программа является комплексной, которая включает в себя следующие направления: хоровое, ансамблевое и сольное пение | ||
Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Н. В. Солдатиковой, заместителем директора фгоу спо «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории... | Основная образовательная программа среднего профессионального образования... Н. В. Солдатиковой, заместителем директора фгоу спо «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе... | Примерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса... Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности... | ||
1. Общие положения С. С. Прокофьева по специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение – является системой учебно-методических документов, сформированной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Хоровое дирижирование, Сольное и хоровое народное пение, Теория музыки, Музыкальное искусство эстрады (по видам), Музыкальное звукооператорское... |