Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение»





Скачать 319.78 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение»
страница1/3
Дата публикации01.01.2015
Размер319.78 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества города Белореченск

муниципального образования Белореченский район

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ЦДТ

Шевченко А.Н._________

Протокол педсовета ЦДТ

от 2013 г. №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(КУРСА)

«Сольное пение»

(наименование объединения)
«Сольное пение»

(наименование учебной дисциплины, курса)

3 года

(срок реализации программы)




модифицированная

(вид программы)




5 -17 лет

(возраст обучающихся)
Составила: Т.Н.Павленко

педагог дополнительного образования


г. Белореченск
Пояснительная записка.
Цели образовательной деятельности:


  1. Обучая участников объединения, способствовать формированию навыков певческой установки и творческой индивидуальности.

  2. Формировать и развивать навыки певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса.

  3. Воспитывать культуру общения, высокие нравственные качества, способствовать творческому и личностному самовыражению учащихся.

Поставленные в программе цели способствуют решению ряда задач.
Задачи:


  1. Способствовать музыкально-эстетическому воспитанию детей путём пропаганды вокального искусства и знакомства с мировой школой вокала.

  2. Приобщать воспитанников к достижениям мировой культуры, российским тенденциям, культурно-национальным особенностям.


В современной музыке, эстрадное пение занимает особое место. Пожалуй, нет другого жанра, вызывающего такой интерес. В отличие от классического вокала, выросшего из духовной музыки, эстрадное пение возникло из бытового фольклора разных культур, и отличается многообразие форм и направлений. Даже специалисты, порой, затрудняются в классификации различных стилистических направлений джазовой, рок и поп музыки.

Разные способы звукоизвлечения не позволяли долгое время сформироваться какой-либо вокальной школе в эстрадном вокале.

Несмотря на существенные различия с классическим вокалом, эстрадный вокал базируется на тех же физиологический принципах в работе голосового аппарата и является направлением вокальной педагогики.

Основным назначением учебного курса являются: изучение теоретических основ, необходимых для формирования музыканта-любителя; овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям исполнительного эстрадного искусства.

Программа рассчитана на преподавание предмета «Сольное пение» на 2 года обучения, из расчёта 4-х часов в неделю (первый год обучения), из расчёта 6-ти часов в неделю (второй год обучения). Распределение учебного материала в программе довольно условно, так как последовательность освоения вокальной техники определяет педагог в зависимости от уровня подготовки воспитанника и решаемых в обучении задач.

Основной целью программы обучения в творческом объединении «Сольное пение» является практическое овладение голосом для любительской певческой деятельности.

Занятия в объединении имеют практический характер, проходят как в форме групповых занятий, так и в виде индивидуальных уроков, что даёт возможность отдельным исполнителям коллектива устранить недостатки и достичь более грамотного и яркого исполнения в своих и сольных партиях.
Критериями практического владения голосом являются:


    • смешанный (межрёберно-диафрагмический) тип дыхания;

    • певческая опора;

    • свободное, физиологическое звучание голоса;

    • сформированность тембра;

    • чистота интонации;

    • хорошая дикция;

    • чувство ритма;

    • чувство стиля;

    • владение приёмами жанра;

    • осмысленность исполнения.


Основные дидактические единицы.
Изучение эстрадно-вокальных «стандартов»; изучение исполнительских штрихов;

овладение навыками вокальной техники, развитие диапазона, работа над интонацией, дыханием, кантиленой, вокализы, упражнения-распевки, вокальная культура;

фразировка, артикуляция, дикция, динамика, сценическое поведение; наличие в репертуаре произведений различных стилей и жанров;

знание специальной вокальной литературы;

умение проанализировать произведение с точки зрения стиля, характера выразительных средств, штрихов;

накопление репертуара, включающее произведения различных жанров, форм, стилей.
В объединение « Эстрадный вокал» принимаются дети всех возрастов (от 5 лет до 18 лет) при наличии достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься эстрадным пением. Достаточно исполнения одной, двух песен для выявления у поющего качества голоса, диапазона, точности интонирования.

Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Руководитель должен знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии и психологии. Голоса детей в процессе развития можно разделить на 3 группы: голоса чисто детские, формирующиеся голоса и голоса сформировавшиеся.

Голоса первой группы (от 5 лет до 11 лет) характеризуются лёгким головным звучанием, когда при пении работают лишь края ещё не развившихся связок. Обычный диапазон – от «до» первой октавы до «ми бемоль» второй октавы.

Голоса второй группы (от 12 лет до 14 лет) характеризуются большей точностью и яркостью звучания. На этой стадии необходима охрана от перегрузки насыщенным, так называемым грудным звучанием. Диапазон – от «си» малой октавы до «ми» второй октавы.

К третьей группе относятся голоса подростков от 15 до 17 лет, почти сформировавшиеся. В этом возрасте уже намечается основной характер голоса – более высокий или более низкий, а так же характерные индивидуальные черты тембра.

При обучении пению, всегда необходимо идти от простого к сложному, постепенно поднимаясь к вершинам исполнительского мастерства.

В течение первого года обучения создаются условия для развития творческого потенциала учащихся, выявляются способности. На втором году обучения приобретаются вокальные навыки исполнения, увеличивается диапазон, формируется певческая культура.
Учебно-тематический план

первого года обучения.




Тема

Количество часов

всего

теория

практика

индив

1

Тренировочно-дыхательная гимнастика

20

-

20

-

2

Работа над постановкой голосового аппарата.

24

2

14

8

3

Вокальная работа.

24

2

14

8

4

Работа над динамикой, пластикой, имиджем, физическим раскрепощением.

20

2

12

6

5

Концертная деятельность.

12

-

6

6

6

Беседы о задачах и особенностях вокального искусства.

6

6

-

-

7

Работа с техническим оборудованием.

14

2

8

4

8

Сценическая работа.

10

-

6

4

9

Творческие встречи, экскурсии.

10

-

10

-

10

Занятия по импровизации.

4

2

2

-




Итого:

144

16

92

36


Содержание программы.


  1. Тренировочно - дыхательная гимнастика (20 часов).


Образный рассказ и показ музыкальных распевок, упражнений и их роль в развитии творческих, певческих навыков.

Практические занятия:

а) пение на одном звуке «На одном звуке мы поём»;

б) слоговое пение на одной ноте (Т-Д-Т);

в) пение на стаккато (Т-Д-Т);

г) пение с мелодическим движением;

д) пение звуков в восходящем и нисходящем движении (гамма);

е) пение трезвучий.



  1. Работа над постановкой голосового аппарата(24 часа).



Обучение межрёберно-диафрагмическому дыханию (упражнения на стаккато для активизации диафрагмы, упражнения на легато для развития плавного дыхания, проточного выдоха, работа над правильной осанкой, мышечные упражнения для снятия зажимов – двигательная активность).

Развитие резонаторных ощущений (головные и грудные), грудной и головной механизмы в работе связок, первичность гортани и вторичность резонаторов, формирование правильной вокальной позиции, нахождение места звучания, раскрытие глотки.


  1. Вокальная работа (24 часа).


Одновременная работа грудного и головного механизмов голосовых связок (упражнения на середине диапазона в примерных тонах, плавное соединение соседних звуков на легато, роль дыхания в правильной фразировке, выдержанные на одном тоне звуки). Работа над раскрытием естественного тембра (упражнения на выравнивание гласных).

Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся в процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями, работа над тембровым соотношением голосов.


  1. Работа над динамикой, пластикой, имиджем, физическим раскрепощением (20 часов).


Работа над навыками певческого дыхания не может вестись изолированно от воспитания правильного певческого звука и других компонентов певческого развития – динамики, сценической пластики, имиджа. Все требования к исполнению необходимо связывать с содержанием исполняемой песни, добиваться выразительного художественного исполнения.


  1. Концертная деятельность (12 часов).


Отчётные концерты, праздничные поздравительные программы, юбилеи, творческие вечера, участие в городских, краевых смотрах-конкурсах – один из показателей успеха в работе объединения.


  1. Беседы о задачах и особенностях вокального искусства (6 часов).


На протяжении учебного года планируется проведение цикла бесед о жизни и творчестве замечательных людей в мире музыки, о достижениях в области культуры, искусства, о современных направлениях и стилях в музыке, которые способствуют расширению общего кругозора учащихся, развитию музыкального слуха и повышению общей культуры.


  1. Работа с техническим оборудованием (14 часов).


В процессе работы возникает необходимость ознакомления с техническим оборудованием (магнитофоном, пультом, микрофонами, кассетами, электроклавишным инструментом). Следует соблюдать правила техники безопасности, установленные правила и нормы, чтобы по возможности избежать поломки аппаратуры.


  1. Сценическая работа (10 часов).


Работа на сцене воспитывает и развивает чувство уверенности в себе, творческой свободы, раскрепощенности и взаимопонимания со зрителем. Любая сценическая площадка должна стать ареной творческого перевоплощения, театром действия артиста.


  1. Творческие встречи, экскурсии (10 часов).


Знакомство с образцами высокого искусства, с выдающимися людьми современности оказывают большое влияние на формирование духовности учащихся, обогащают их мировоззрение.

Учебно-воспитательный процесс обязательно включает в себя спектр деятельности – творческие встречи, знакомства, экскурсии, как обмен опытом и повышение качества знаний педагога и учащихся.


  1. Занятия по импровизации (4 часа).


Построение занятий сольного пения как уроков творчества предполагает такие практические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация и др. Занятия по импровизации могут преследовать две взаимосвязанные цели: выработку интонационного и ладового слуха и развитие творческой фантазии. При импровизации от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и закончить её в тонике заданной тональности. Импровизации могут быть ритмические, изменяющие характер, темп, динамику исполнения.
Методическое обеспечение программы.

Образовательный стандарт программы (результаты)

1 год обучения.




п/п

Разделы

программы

Основы, термины,

понятия, определения

Необходимо

знать

Необходимо

уметь

1

Тренировочно-дыхательная гимнастика

Пение на legato, staccato, слоговое пение

Восходящее и нисходящее движение звуков

Удерживать дыхание, петь гамму, трезвучие

2

Постановка голосового аппарата

Атака звука. Артикуляция

Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения

Выравнивать гласные при пении на «и-э-а-о-у» в сочетании с различными согласными

3

Вокальная работа.

Мелодичность, ритмичность и динамичность; интонация, тембр.

Фразеровку, сочетание в пении грудного и голосового механизмов.

Точно интонировать основную мелодичную линию

4

Динамика, пластика, имидж, физическое раскрепощение

Динамика, пластика, имидж

Характер песни

Раскрыть содержание песни посредством образа

5

Концертная деятельность

Диалог – зритель, артист

Правила работы на сценической площадке

Свободно и красиво вести себя на сцене

6

Беседы о задачах и особенностях вокального искусства

Стили, жанры, направления в музыке

Основные музыкальные понятия, термины.

Владеть собственной речью, выражать мысли

7

Работа с техническим оборудованием

Пульт, микрофон, минидиск, магнитофон

Звукоусиливающие и звукопроизводящие части аппаратуры

Исполнять в микрофон

8

Сценическая работа

Сцена, роль, артист, спектакль – компоненты успеха


Театр действия, искусство перевоплощения


Заставить зрителя слышать, видеть и чувствовать

9

Творческие встречи, экскурсии

Этика и культура общения, творческое развитие

Образцы высокого искусства, лучших исполнителей, коллективы и их руководителей

Самостоятельно расширять свой кругозор

10

Искусство импровизации

Импровизация, лад, тоника

Законы музыкального движения

Продолжить заданный ритм, мелодию.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconОсновная образовательная программа по специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение
Основная образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая по специальности 073403 Сольное и хоровое...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconРабочая программа учебная дисциплины од. 11 Основы безопасности жизнедеятельности...
«Вокальное искусство» 072601 «Декоративно – прикладное искусство и народные промыслы»
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconОсновная образовательная программа составлена на основе Примерной...
Основная образовательная программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы специальности 073403 «Сольное...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования и требованиями...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Сольное пение» составлен...
«Сольное пение» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и требованиями...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconПрограмма вступительных испытаний творческой направленности по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62
Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа является комплексной, которая включает в себя следующие направления: хоровое, ансамблевое и сольное пение
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Н. В. Солдатиковой, заместителем директора фгоу спо «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconОсновная образовательная программа среднего профессионального образования...
Н. В. Солдатиковой, заместителем директора фгоу спо «Академический музыкальный колледж при Московской государственной консерватории...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconРабочая программа учебной дисциплины
Краткая характеристика курса «Теория государства и права» как учебной дисциплины, е целей и задач (пояснительная записка к программе...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconПримерная программа учебной дисциплины слушание музыки разработала преподаватель
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconРабочая программа учебной дисциплины (рпуд) 10 I. Аннотация курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Продовольственный комплекс стран атр» разработан для студентов 2 курса по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» icon1. Общие положения
С. С. Прокофьева по специальности 073403 Сольное и хоровое народное пение – является системой учебно-методических документов, сформированной...
Рабочая программа учебной дисциплины (курса) «Сольное пение» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Хоровое дирижирование, Сольное и хоровое народное пение, Теория музыки, Музыкальное искусство эстрады (по видам), Музыкальное звукооператорское...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск