МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа искусства, культуры и спорта
Согласовано
| «УТВЕРЖДАЮ»
| (Школа искусства, культуры и спорта ДВФУ)
| Заведующая (ий) кафедрой
_культурологии и искусствоведения__
(название кафедры)
| Руководитель ОП
|
| _____________ __Дударенок С.М..____
(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)
| ______________ __Малинина Н.Л.___
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
| «__29___»___августа____2012_г.
| «__29__»__августа___2012__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД) История и методология науки Направление — 033000.68; Культурология Форма подготовки – Очная Название Школы – Школа искусства, культуры и спорта
Название кафедры – Культурологии и искусствоведения
курс – 1, семестр –1
лекции 6 час.
практические занятия 30 час.
семинарские занятия _______ час.
лабораторные работы ___2____ час.
консультации час.
всего часов аудиторной нагрузки 38 час.
самостоятельная работа 34 час.
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
экзамен – 1 семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000.68 Культурология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 6.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Культурологии и искусствоведения ШИКС «__29_____» ___августа__2012 г.
Заведующая кафедрой к.ф.н., доцент, Малинина Н.Л.
Составитель: д-р филос. наук, профессор Арташкина Т.А.Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «__29__» __августа____ 2012_ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Малинина Н.Л.
(подпись)
II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 201_ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________ Малинина Н.Л.
(подпись)
Аннотация
Рабочая программа дисциплины «История и методология науки» разработан для студентов-магистрантов 1-го курса по направлению 033000.68 «Культурология». Дисциплина «История и методология науки» входит в базовую часть общенаучного цикла.
Учебная дисциплина «История и методология науки» относится к базовой части общенаучного цикла дисциплин (М1.Б.1.). Данная дисциплина связана со следующими учебными курсами учебного плана:
системная культурология;
история и методология изучения культуры;
современные исследований культуры в Российской Федерации;
исследования культуры в современном мире;
современные техники анализа текстов культуры;
межпредметный семинар по социокультурным исследованиям,
а также с научно-исследовательской и научно-производственной практиками.
Цель курса «Философия и методология науки» – показать магистранту панораму методологических принципов и подходов к научному исследованию. На всех этапах развития науки решающую роль играл метод, т.е. стратегия подходов, умозрительных принципов, пути построения каркаса, решетки научного знания с целью последующего выполнения его архитектуры и возведения самого здания науки.
Обсуждаемые в курсе проблемы развития науки призваны показать не только особенности развития науки в рамках современной техногенной цивилизации, но изменение ее социальных функций в современном обществе, а также возрастающую роль современной науки в изменении геополитической ситуации.
Дисциплина направлена на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций выпускника:
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов(ОК-7);
способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности (ПК-1);
способность применять культурологическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике; владение теориями, категориями и методами, связанными с изучением культурных форм, процессов и практик (ПК-2);
способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований и решать их – с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта (ПК-4);
способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследования; свободное владение методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК-5).
В результате изучения дисциплины «История и методология науки» магистр должен знать: методы научного познания и историю их появления в науке;
критерии научного познания, а также пределы научного познания;
структуру научного познания и место своей исследовательской области в системе наук;
уметь:
мыслить, рефлектировать на предмет методов научного познания,
структуры научного познания, а также своего профессионального отношения к системе научного познания;
отличать подлинно научное исследование и его результаты от
идеологических, политических, псевдонаучных, религиозных построений;
применять полученные знания для научной исследовательской работы
в своей специальной области;
ориентироваться в научной, научно-популярной псевдонаучной
литературе.
владеть:
логико-категориальным аппаратом естественного и
социогуманитарного научного познания;
общенаучными методами познания, а также специальными методами
научного познания и исследовательскими приемами соответствующими специализации.
СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Тема 1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции – 2ч
Основные этапы развития науки Античности и Средневековья
Рождение экспериментального естествознания в Новое время
Наука XX века
Тема 2. Общие основы философии и методологии науки
(2 часа)
1. Две культуры в науке.
2. Структура и динамика научного знания.
3.Метод и методология. Основная функция метода. Классификация методов научного исследования Тема 3. Рост и развитие научного знания. Современные концепции развития науки. – 2ч
Кумулятивисткая модель развития знания, ее сущность и основные
Концепция развития знания И. Лакатоса
3.Развитие научного знания в свете основных идей Т. Куна
СТРУКТУРА И содержание практической части курса
Практические занятия (30 часов)
Занятие 1. Наука как форма культуры – 2ч
Наука как социокультурный феномен.
Наука как специализированная форма познания.
Специфические признаки науки.
Исторический возраст науки.
Занятие 2. Основные этапы истории науки -2ч
Зарождение науки в древних обществах.
Античная наука.
Наука в Западной Европе в эпоху средневековья.
Арабская наука в эпоху средневековья.
Наука в эпоху Возрождения.
Наука Нового времени.
Занятие 3. Становление и развитие отечественной науки – 2ч
Уровень научных знаний в допетровскую эпоху.
Значение петровских реформ для становления отечественной науки.
Российская наука в XIX веке.
Развитие науки в советское время.
Отечественная наука в 1990-е гг.
Пути реформирование науки в настоящее время.
Занятие 4. Общие модели истории науки -2ч
Кумулятивистская модель истории науки.
Научные революции в истории науки.
«Кейс стадис» как метод исследования.
Занятие 5. Многообразие форм знания – 2ч
Научное и вненаучное знание как альтернативные формы знания.
Научное и обыденное знание.
Формы и виды вненаучного знания.
Рост антисциентистских настроений в российском обществе в конце XX века
Лженаука и причины ее появления и роста в обществе.
Социальные последствия лженауки.
Занятие 6. Революции в процессе познания -2ч
Историческая смена типов научной рациональности.
Общее понятие научных революций и их общая типология.
Особенности глобальных научных революций.
Промышленный переворот и глобальные технологические революции.
Информационные революции.
Занятие 7. Проблема научных традиций -2ч
Общая характеристика научных традиций.
Понятие парадигмы как отражение научных традиций.
Значение книги Т. Куна «Структура научных революций» для понимания научных традиций.
Взаимосвязь периодизации общественного развития и периодизации истории науки.
Занятие 8. Естественнонаучная и гуманитарная культуры -2ч
Объяснение, понимание и предсказание как основные функции науки.
Понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры.
Научные деятели, одновременно являющиеся представителями обеих культур.
Запаздывание гуманитарной картины мира.
Занятие 9. Изменение социального субъекта в информационном обществе -2ч
Информационные революции в истории цивилизации.
Основные теории становления информационного общества.
Факторы, влияющие на процесс изменения субъекта в информационном обществе.
Проблема информационной безопасности.
Общее представление о концепции эволюционного трансгуманизма.
Занятие 10. Структура и динамика научного знания -2ч
Основные причины изменения научного знания.
Дифференциация и интеграция научного знания – два основных подхода в накоплении научных знаний.
Особенности и общая характеристика процессов интеграции научного знания в конце XX века.
Общая структура научного знания.
Проблема классификации наук.
Основные подходы к классификации научного знания.
Занятие 11. Общие основы методологии науки -2ч
Метод и методология. Основная функция метода.
Классификация методов научного исследования.
Основные понятия современной методологии.
Занятие 12. Научные сообщества и школы -2ч
Наука как социальный институт.
Научные сообщества и школы.
Наука и образование.
Занятие 13. Изменение социальной роли науки -2ч
Гносеологические функции современной науки.
Динамика социальных функций науки.
Основные направления изменения социальной роли науки в техногенной цивилизации.
Основные направления изменения социальной роли науки в постиндустриальном обществе.
Занятие 14. Глобальные проблемы современной науки -2ч
Основные причины, породившие глобальные проблемы современной науки.
Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Расширение и трансформация поля ответственности.
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
Занятие 15. Этика науки и ответственность ученого -2ч
Рост антисциентистских настроений в конце XX – начале XXI вв.
Ценностно-нормативная структура науки.
Социальная ответственность ученого в процессе развития научного знания.
Ограничение свободы научных исследований.
Лабораторные работы 2ч
Занятие 1. Создание презентации по выбранной теме
Возможные темы презентаций 1. Подходы к изучению культуры во французском классицизме.
2.Формирование научных методов изучения культуры в европейском Просвещении.
3. Интерпретации понятия “метод” в культуре романтизма.
4. Вклад Ф.Ницше в методологию культуры.
5. Методология школы “культурно-исторического синтеза”.
6.Роль структурно-функционального подхода в исследовании средневековой европейской культуры.
7. Методы изучения культуры в трудах А. Лосева.
8.Неомарксистский подход к изучению истории культуры: Франкфуртская школа.
9. Влияние лингвопсихоанализа на методологию культуры: Ю.Кристева.
10. Структурно-семиотический подход к изучению культуры в московско-тартусской школе.
11. Методология культуры в трудах Ю.М.Лотмана.
12. Подходы Б.А. Успенского к исследованию русской культуры.
12. Проблемы методологии массовой культуры: Ж. Бодрийяр.
13. Историко-антропологический подход к изучению средневековой культуры в трудах А.Я.Гуревича.
14. Проблемы исследования истории культуры в трудах Ю.Л. Бессмертного.
15. Методология исследования мифа в трудах Е.М.Мелетинского.
16. Микроисторический подход к изучению культуры в работах К.Гинзбурга.
17. Бирмингемская школа культурных исследований: исследовательские подходы и методы изучения современной культуры.
18. Гендерный подход к изучению истории культуры: современные немецкие исследования.
19. Методологические проблемы культуры в работе Р.Барта “Фрагменты речи влюбленного”.
20. Критика онтологического структурализма в работе У.Эко “Отсутствующая структура. Введение в семиологию”.
контроль достижения целей курса
Вопросы к экзамену
Исторический возраст науки.
Наука как социокультурный феномен.
Научное и вненаучное знание как альтернативные формы знания.
Многообразие форм вненаучного знания.
Общие модели истории науки.
Историческая смена типов научного знания.
Особенности глобальных научных революций.
Общее понятие метода и методологии научного исследования.
Общая классификация методов научного исследования.
Структура и динамика научного знания.
Проблема классификации наук.
Общее понятие естественнонаучной и гуманитарной культуры.
Интеграция и дифференциация научного знания.
Информационный взрыв и его социокультурные последствия.
Общая характеристика научно-технической революции.
Научно-технологические революции.
Техногенная цивилизация и ее социокультурные особенности.
Вступление человечества в информационное общество.
Динамика социальных функций науки.
Глобальные проблемы современной науки.
Соединение науки с властью.
Роль науки в изменении общепланетарной геополитической ситуации.
тематика И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И рефератов
Рефераты
Модуль 1. Основные особенности и характеристики истории науки
Зарождение науки в древних обществах.
Наука и магия.
Общекультурные истоки античных позитивных знаний.
Переход от античной науки к средневековой.
Арабская система знаний в Средние века.
Наука и техника средневековой Европы.
Возрождение и подъем науки в XIV – XV вв.
Наука Нового времени.
Роль современной науки в развитии цивилизации.
Уровень научных знаний в допетровскую эпоху.
Реформы Петра I и создание российской Академии наук.
Развитие науки и техники в России в XIX в.
Наука и техника в Советском Союзе.
Наука в современной России.
Модуль 2. Общие основы философии и методологии науки
Структура научных революций и их влияние на развитие цивилизации.
Технологические и информационные революции и их роль в развитии цивилизации.
Методы и формы познания эмпирического уровня.
Методы и формы познания теоретического уровня.
Язык как средство построения и развития научного знания.
Специализация научного знания и проблемы его синтеза.
Научная картина мира.
Научные сообщества и школы.
Наука и образование.
Эволюция инженерной и проектировочной деятельности и знания в XX столетии.
Компьютеризация науки и образования, ее когнитивные и социальные последствия.
Экологические и этические аспекты взаимодействия науки и техники.
Современные глобальные проблемы науки.
Этика науки.
V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
1.Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учеб. для студ. вузов, / Б.Н. Бессонов. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 394
2. Бучило, Н.Ф. история и философия науки: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: проспект, 2012. – 427 с.
3. Зеленов, Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 472 с.
4.Перлов А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания. М., 2009.
5. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учеб. для студ. Вузов / Б.Н. Бессонов. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 394 с.
6. Зеленов Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 472 с.
7.Кохановский В.П. Основы философии науки учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 603 с.
8. Бермус А. Г. Введение в гуманитарную методологию: Научная монография. М., 2007. 160с.
9. http://znanium.com/bookread.php?book=200710#none - История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов; Под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. - 335 с.
10. http://znanium.com/bookread.php?book=141950#none - История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / С.К. Булдаков. - М.: РИОР, 2008. - 141 с
11. http://znanium.com/bookread.php?book=241695#none Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: Учебное пособие / А.В. Павлов; Министерство образования и науки РФ - М.: Флинта: Наука, 2010. - 344 с.
Дополнительная литература
История и философия науки в 4 кн.: учеб. пособие по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. управления; [В.Г. Борзенков]. Кн.1. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 263 с.
История и философия науки в 4 кн.: учеб. пособие по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. управления; [Г.И. Маринко, Е.М. Панина]. Кн.2. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 237 с.
История и философия науки в 4 кн.: учеб. пособие по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, Фак. гос. Управления. Кн.3. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. - 288 с.
История и философия науки в 4 кн.: учеб. пособие по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соиск. учен. степ. канд. наук / Моск. гос. ун-т им .М.В. Ломоносова, Фак. гос. Управления. Кн.4. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 266 с.
Касьян, А.А. Идеология и наука: дискуссии советских ученых середины ХХ века / [А.А.Касьян (рук. авт. кол.) и др.]; отв. ред. А.А.Касьян. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – 286 с.
Кузнецова, Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России (ХVIII – середина ХIХ вв.) / Н.И. Кузнецова; РАН, Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 174 с.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М.: АСТ, 2001. – 605 с.
Лесков, Л.В. Наука как самоорганизующаяся система // Общественные науки и современность. – 2003. – № 4. – С. 147-158.
Философия и методология науки. Часть I. – М .: SvR-Apryc, 1994. – 304 с.
Философия и методология науки. Часть II. – М.: SvR-Apryc, 1994. – 200 с.
Этос науки / отв. ред.: Л.П. Киященко, Е.З. Мирская; РАН, Ин-т философии; Ин-т истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова. – М.: Academia, 2008. – 535 с.
|