МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ) Школа искусства, культуры и спорта
Согласовано
| «УТВЕРЖДАЮ»
| (Школа искусства, культуры и спорта ДВФУ)
| Заведующая (ий) кафедрой
_культурологии и искусствоведения__
(название кафедры)
| Руководитель ОП
|
| _____________ __Дударенок С.М..____
(подпись) (Ф.И.О. рук. ОП)
| ______________ __Малинина Н.Л.___
(подпись) (Ф.И.О. зав. каф.)
| «__29___»___августа____2012_г.
| «__29__»__августа___2012__г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД) История и методология изучения культуры 033000.68 - Культурология Форма подготовки – Очная Название Школы – Школа искусства, культуры и спорта
Название кафедры – Культурологии и искусствоведения
курс – 1, семестр –1,2
лекции - 12 час.
практические занятия - 62час.
семинарские занятия –час.
лабораторные работы __4 час.
консультации - 0 час.
всего часов аудиторной нагрузки – 78 час.
самостоятельная работа - 66 час.
реферативные работы (количество)
контрольные работы (количество)
зачет ___1___ семестр
экзамен – 2___ семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 033000.68 Культурология, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13 января 2010 г. № 6.
Рабочая программа дисциплины обсужден на заседании кафедры
культурологии и искусствоведения_____________ «___29___» __августа _____2012__г.
Заведующий кафедрой к.ф.н., доц., Малинина Н.Л.
Составитель: к. ф. н., доцент Н.Л.Малинина, к.ф.н., доцент Н.Ю.Малкова
Оборотная сторона титульного листа РПУД
I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «__29_» _августа__ 2012 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ Малинина Н .Л.
(подпись)
II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:
Протокол от «_____» _________________ 20 _ г. № ______
Заведующий кафедрой _______________________
(подпись) Аннотация
Учебный курс «История и методология изучения культуры» предназначен для студентов, обучающихся по направлению подготовки 033000.68 «Культурология» (квалификация (степень) «Магистр»).
Учебная дисциплина относится к профессиональному циклу базовой части (М2.Б.1) и предполагает рассмотрение проблем методологии культуры в контексте новоевропейской интеллектуальной истории, анализ содержания основных подходов к исследованию культурных феноменов, форм и процессов.
Для освоения материалов курса студенты должны обладать базовыми знаниями дисциплин подготовки бакалавров культурологии: «Теория культуры», «Методология культуры», «Культурная антропология», «Социология культуры», «Философия культуры».
Дисциплина связана с такими учебными курсами, как «История мировой культуры», «История культуры России», «Исследования культуры в современном мире», «Современные исследования культуры в РФ», «Современные техники анализа текстов» а также с научно-исследовательской практикой.
Обсуждаемые в курсе проблемы призваны помочь студентам овладеть исследовательскими подходами, методами, познавательными приемами, осознать их культурно-историческую обусловленность и необходимость их соотнесения с подвижным изменчивым интеллектуальным контекстом.
Цели и задачи учебногокурса
Цель курса «История и методология изучения культуры» состоит в формировании как общекультурных, так и профессиональных компетенций в избранной сфере деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по культурологии.
Задачи курса.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО курс должен способствовать формированию у магистров следующих компетенций.
Общекультурные компетенции:
Способности совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
Способность свободно пользоваться русским и иностранными языками, как средством делового общения (ОК- 3);
способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК – 5);
способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (ОК – 7).
Выпускник должен также обладать следующими профессиональными компетенциями:
Способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской и научно-практической деятельности (ПК-1);
способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований (в соответствии с целями ООП магистратуры) и решать их с помощью свободно выбираемых теорий и методов, информационных технологий с использованием мирового опыта (ПК – 4);
способность понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования и представлять результаты исследований; свободным владением методами обработки, анализа и синтеза информации (ПК – 5).
готовностью представлять результаты исследования в форме научных отчетов, рефератов, обзоров, докладов, статей; составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-6);
готовность к использованию современного знания о культуре в организационно-управленческой работе (ПК-7);
способность строить межличностные и межкультурные коммуникации; владение навыками и приемами делового общения (ПК-8);
способность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, владением приемами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-9);
способность рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-10);
готовность к проектно-аналитической работе в сферах социокультурной деятельности на основе системного подхода, к разработке и управлению инновационными проектами (ПК-11);
способность строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений; формулировать проектно-технические задания; готовностью пользоваться нормативными документами, определяющими параметры проведения работ в сферах социокультурной деятельности (ПК – 12);
способность свободно пользоваться современными методами обработки и интерпретации комплексной информации для решения научных и практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-15);
способность к разработке и осуществлению художественно-творческих планов и программ в сферах социокультурной жизни (ПК – 20);
способность к педагогическому и учебно-методическому осуществлению учебного процесса, к разработке и использованию новых методик и инновационных форм учебной работы (ПК-24);
готовность к планированию и реализации образовательно-воспитательной работы; владение навыками разработки образовательных программ (ПК-25).
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
- иметь представление:
об истории культурологии и ее месте в современном гуманитарном знании; о сущности культуры, ее структуре и основных функциях; о языках культуры, роли знаков и символов в культуре; о генезисе и динамике культуры;
- знать: предмет, основные категории и понятия теории и методологии культуры; сравнительную историю культурологических учений, роль культурологии в решении
глобальных проблем.
- уметь: свободно ориентироваться в подходах, теориях, школах мировой и отечественной
культурологии; различать типы культур, типы культурно-исторического наследования и способы
трансляции культурной информации; свободно ориентироваться в культурологической литературе на русском и одном из
иностранных языков, владеть навыками библиографического анализа; иметь навыки использования полученных знаний для анализа современной социокультурной ситуации, уметь делать прогнозы и принимать решения.
СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса
Тема 1. Культура как специфический объект исследования – 2ч
Значение методологической рефлексии для осознания особенностей
философского понимания культуры
Понятие "культурный объект"
Методологические приемы исследования культуры
Тема 2. Уровни познания культуры – 2ч
Эмпирическое изучение наличного бытия культуры
Философская, общенаучная и конкретнонаучная методологии в культурологических исследованиях
Антропологический подход к изучению культуры
Тема 3. Символическая философия культуры и ее методология – 2ч
Культура как символическая реальность
Символические дефиниции культуры
Семиотический метод исследования культуры
Тема 4 . Позитивизм и интуитивизм в XIX в – 2ч
Позитивизм как метод изучения культуры
Социологический метод в исследованиях культуры
Интуитивизм как новый метод исследования культуры
Тема 5. Герменевтика и неокантианство. Немецкий историцизм – 2ч
Герменевтический метод и культурные исследования
Неокантианство в методологических исследованиях
«Немецкий историзм и его значимость для исследования культуры
Тема 6. Психологические методы исследования культуры – 2ч
Психоанализ (З. Фрейд) и новый поворот в исследованиях культуры
Постфрейдизм и отличие от учения Фрейда в интерпретации культуры
Архетипика К.Г. Юнга и прогресс в исследовании культуры
СТРУКТУРА И содержание практической части курса
Занятие 1. Рационализм и формирование подходов к изучению культуры в XVII в. (2 часа).
План:
Проблемы формирования метода в гуманитарном познании Р.Декарта.
Классицизм и подходы к изучению культуры.
Занятие 2. Подходы к изучению культуры в европейском Просвещении (2 часа).
План:
Проблема изучения культуры в «Основании новой науки» Дж. Вико.
Антропологический подход к исследованию культуры в работах И.Гердера.
Занятие 3. Позитивизм и методология культурно-историческх исследований в XIX в. (2 часа).
План:
Подход Г.Бокля к изучению истории цивилизации в Англии как «культурной истории».
Разработка новых методов изучения культуры в трудах Я.Буркхарда.
Занятие 4. Подходы к изучению культуры в «философии жизни» и неолкантианстве (2 часа).
План:
Разработка В.Дильтеем методологических проблем культуры.
Ценностный подход к исследованию культуры Г.Риккерта.
Занятие 5. Культурно-исторический подход в европейской историографии первой трети XX в. (2 часа).
План:
Проблема методологии истории культуры в трудах Й.Хезенга.
Занятие 6. Функциональный метод в исследованиях общества и культуры. Б.Малиновский. (2 часа)
План:
Специфика функционально метода Б. Малиновского в исследовании общества и культуры.
Трактовка Малиновским понятия «функция», трактовка культуры с точки зрения «функциональной универсальности».
Роль кросс-культурного контекста в функциональном исследовании культуры.
Занятие 7. Методы культурно-исторических исследований школы «Анналов» (2 часа).
План:
Поиск новых подходов к изучению истории культуры в работах М.Блока.
Методологические новации историков второго поколения школы «Анналов»
Занятие 8. Структурно-функциональный метод в исследованиях культуры. А. Рэдклифф – Браун. В. Проппа. (2 часа)
Трактовка функции А. Радклиффом-Брауном.
Анализ примитивных культур.
Алгоритм структурно-функционального анализа в работах А. Радклиффа-Брауна.
«Морфология сказки» В.Проппа. Понятия «морфология» и «структура» в его тактовке.
Трактовка функции героев волшебной сказки. Структура сказки как последовательность реализации функций героев.
Занятие 9. Структурный (структурно-фугкциональный, структурно-семиотический) метод. К. Леви-Строс (2 часа).
План:
Основные категории структурного анализа, предложенные К.Леви-Строссом.
Научная позиция определяющая стратегию структурного метода: выявление общих законов мышления, универсалий культур и специфического в культура.
Временной срез методологии структурализма. Бинарные оппозиции как основной анализ «примитивных» или традиционных культур.
Полемика между К.Леви-Строссом и В.Проппом.
Методологические достоинства и недостатки структурного (структурно-функционального) анализа культурных тестов.
Занятие 10. Интерпретационный метод (2 часа).
План:
Методы исследования культуры в интепретативной антропологии К. Гирца.
Опыт этнографического исследования «системы» Т.Щепанской
Занятие 11. Структурализм второй половины XX в. и проблемы методологии культуры (2 часа).
План:
Подходы Р.Барта к изучению культуры.
Методы изучения культуры в трудах У.Эко.
Занятие 12. Структурный анализ текстов культуры в отечественной науке. Ю. М. Лотман. (2 часа)
План:
«Формальная школа».
Специфика структурного метода в исследованиях текстов культуры.
Условия и границы применения стукутрного метода.
Основные методологические позиции структурного анализа текстов.
Занятие 13. Возможности и условия применения психологических подходов к исследованиям культуры. Психоаналитический метод. (2 часа)
План:
Специфика психоаналитического метода в исследованиях культуры. Границы и условия его применения.
Стратегия различия в методологическом плане алгоритмов психоаналитического метода в анализе текстов культуры З.Фрейда и его последователями и К.Юнгом и его сторонниками.
Различия психоаналитического метода в исследованиях культуры и психологического подхода.
Занятие 14. Семиотический (структурно-семиотический) метод в исследовании культуры (2 часа).
План:
Необходимые и достаточные условия семиотического анализа текстов культуры.
Основные категории и понятия семиотического метода в исследовании культуры.
Семиотическая традиция рассмотрения культуры как текста.
Роль оппозиций и антиномий в анализе семиотических систем культуры.
Занятие 15. Методологические возможности информационного (информационно-семиотического) подхода к исследованиям культуры. Специфика применения (2 часа).
План:
Условия и сферы применения информационно-семиотического подхода к исследованиям культуры.
Взаимосвязь и взаимообусловленность «знака» и «информации» в культуре. Определение информационного процесса, его структурные элементы. Принципы подхода к тексту как системе закодированной культурно-исторической информации.
Условия и приемы декодирования культурной информации.
Динамика культуры как процесс увеличения объема, скорости обработки и передачи информации.
Занятие 16. Системный метод в анализе текстов культуры – 2ч
План:
Основные категории системного анализа культуры, ее артефактов и явлений. Необходимые и достаточные условия применения системного метода в исследовании культуры.
Необходимость «дополнительности» в нем начал функциональности и исторического ракурса.
Применение системного метода в работах М.С. Кагана и Ю.М. Лотмана.
Занятие 17. Синергетический метод в анализе культуры – 2ч
План:
Условия и причины формирования синенргетической парадигмы в исследованиях общества и культуры.
Категории и понятия синенргетинческого анализа общества и культуры. Методологический алгоритм синергетического исследования.
Отличие синергетического метода от системного в исследованиях культуры.
Занятие 18. Феноменологические основания анализа культуры - 2ч
План:
Этапы формирования феноменологической традиции интерпретации текстов.
Основные понятия и категории феноменологического анализа. Интенциональность сознания в феноменологической теории.
Роль феноменологической редукции в феноменнологичеком познании сущностей.
Возможности и границы применения феноменологического метода в исследованиях культуры.
Методологический алгоритм феноменологического анализа текстов культуры.
Занятие 19. Герменевтика: методологическая специфика. Особенности применения в анализе текстов культуры. – 2ч
План:
Герменевтика как понимание «себя через Другого».
«Герменевтический круг», «круговой цикл интерпретации».
Роль классического герменевтического анализа в становлении современных структуралистического и семиотического методов в исследовании текстов культуры.
Методологический алгоритм герменевтического анализа.
Занятие 20. Парадигма посмодернисткой интерпретации текста – 2ч
План:
Понятия «постсовременность», «постмодернизм» «постструктурализм». Теоретико-методологические предпосылки формирования постмодернистких практик интерпретации текста.
Соединение в посмодернисткой парадигме философско-литературно-критических и методологических интересов.
Стартегическая цель новой исследовательской (интерпретационной) модели. Особенности отечественной постструктуралисткой школы.
Занятие 21. Деконструкция как методологическая практика прочтения (интерпретации) текстов – 4ч
План:
Методолгическая стратегия деконструктивной интепретации текста.
Понимание текста деконструктивистами как самодостаточной сущности, полностью неподвластной автору (создателю текста) и читателю (интерпретатору текста).
Теоретические поструктуралистские позиции. Определившие констатацию Ж.Деррида «смерти автора».
Результат деконструкции.
Роль «претекстов» в создании текста.
Занятие 22. Дискурс в анализе текстов культуры 2ч
План:
Трактовка дискурса М.Фуко.
Стратегия дискурсивного анализа текста.
Властная природа дискурса.
Категории дискурсивной практики анализа – «символический капитал», «поле литературы», «управление», «перераспределение власти», «письменный проект».
Основные научные школы дискурсивного анализа.
Занятие 23. Гендерный подход в исследованиях культуры: к проблеме методологического статуса - 2ч
План:
Основные этапы становления гендерных исследований.
Роль феменисткого движения в становлении гендерной теории и гендерного подхода.
Основные нерешенные проблемы гендерного подхода к текстам культуры. Основные сферы применения гендерного анализа.
Методологические достоинства и недостатки гендерного анализа текстов культуры.
Занятие 24. Структурализм 2-ой пол. ХХ В. и проблема методологии культуры – 2ч
План
1. Подходы Р.Барта к изучению культуры.
2. Методы изучения культуры в трудах У.Эко.
Занятие 25. Методология изучения истории культуры М.Фуко – 2ч
План:
1.Концепция истории культуры М.Фуко.
2. Разработка М.Фуко нового методологического инструментария. Занятие 26. Направления изучения культуры в России ХХ в. – 2ч
План
1.Роль русской формальной школы в исследовании культуры.
Работы В.Шкловского, Ю.Тынянова, В.Проппа.
2.Методологические новации в изучении и представлении культуры в трудах М.Бахтина.
3.Взаимосвязь теории, подходов и языка анализа культурных форм и процессов. Подходы к исследованию теории и истории культуры в работах А.Лосева. Занятие 27. Воздействие философии и социологии науки на подходы к исследованию явлений культуры. – 2ч
План
1.Т.Кун. М. Полани. П.Фейерабенд. У.Куайн. Значение понятия научной парадигмы.
2.Обновление принципов концептуализации истории культуры. Занятие 28. Методологические новации в феминистских исследованиях культуры. 2ч
План
1.«Женские исследования» и поиски феминистской теории познания.
2.Труды Дж.Скотт, Д.Батлер, Ю.Кристевой, Л.Иригарэ.
3.Гендерный подход к изучению культуры и его разновидности в социально-гуманитарном знании. Занятие 29. Социоисторизм второй половины ХХ века – 2ч
План
1.Феномены «новой культурной истории», «новой интеллектуальной истории» в гуманитарном знании второй половины ХХ века. Н.Дэвис. Р.Дарнтон. К.Гинзбург. Р.Шартье. Ж.Ревель. Ю.Бессмертный. Л.Баткин. 2.Обновление подходов и познавательных процедур при изучении теории и истории культуры.
3.Микро- и макро-исследования культуры. Занятие 30. Направление «cultural studies» 2ч
План
1.«cultural studies»в современном гуманитарном знании и его модификации в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии. Р.Уильямс. С.Холл. 2.Методы изучения культуры ХХ века в “cultural studies”.
контроль достижения целей курса
Вопросы к зачету
Понятия «метод», «методология», «методика анализа»
Компаративистика в исследованиях культуры.
Кросс-культурыные исследования.
Сравнительно-исторический и историко-генетический методы
Понятия «идея», «идеальный тип» в трактовке М.Вебера.
Четыре методологические задачи анализа общества и культуры, выявления культурного значения исторического факта, явления, процесса, определенные М.Вебером.
Условия и правила веберовского анализа алгоритма типологизации.
Виды типологий, существующие в исследованиях культуры.
Необходимые, обязательные и достаточные условия для осуществления типологических процедур.
Стратегия типологических построений.
Вопросы к экзамену
Рационализм и формирование подходов к изучению культуры в XVII в.
Подходы к изучению культуры в европейском Просвещении
Позитивизм и методология культурно-историческх исследований в XIX в.
Подходы к изучению культуры в «философии жизни» и неолкантианстве
Проблема методологии истории культуры в трудах Й.Хезенга.
Функциональный метод в исследованиях общества и культуры. Б.Малиновский.
Методы культурно-исторических исследований школы «Анналов»
Структурно-функциональный метод в исследованиях культуры. А. Рэдклифф – Браун. В. Проппа.
Структурный (структурно-фугкциональный, структурно-семиотический) метод. К. Леви-Строс
Интерпретационный метод
Структурализм второй половины XX в. и проблемы методологии культуры
Структурный анализ текстов культуры в отечественной науке. Ю. М. Лотман.
Возможности и условия применения психологических подходов к исследованиям культуры.
Психоаналитический метод.
Семиотический (структурно-семиотический) метод в исследовании культуры
Методологические возможности информационного (информационно-семиотического) подхода к исследованиям культуры. Специфика применения
Системный метод в анализе текстов культуры
Синергетический метод в анализе культуры
Феноменологические основания анализа культуры
Герменевтика: методологическая специфика. Особенности применения в анализе текстов культуры.
Парадигма посмодернисткой интерпретации текста
Деконструкция как методологическая практика прочтения (интерпретации) текстов
Дискурс в анализе текстов культуры
Гендерный подход в исследованиях культуры: к проблеме методологического статуса
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:
Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учеб. для студ. вузов, / Б.Н. Бессонов. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 394
Бучило, Н.Ф. история и философия науки: учеб. пособие / Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2012. – 427 с.
Зеленов, Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 472 с.
Перлов, А.М. История науки: введение в методологию гуманитарного знания / А.М. Перлов. - М.: РГГУ, 2009. – 315 с.
Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учеб. для студ. Вузов / Б.Н. Бессонов. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2010. – 394 с.
Зеленов, Л.А. История и философия науки: учеб. пособие / Л.А. Зеленов, А.А. Владимиров, В.А. Щуров. – М.: Флинта; Наука, 2008. – 472 с.
Кохановский, В.П. Основы философии науки учеб. пособие для аспирантов / В.П. Кохановский, Т.Г. Лешкевич, Т.П. Матяш, Т.Б. Фатхи. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 603 с.
Бермус, А. Г. Введение в гуманитарную методологию: Научная монография / А.Г. Бермус. - М.: КомКнига, 2007. - 160с.
http://znanium.com/bookread.php?book=125058 – Викторов, В. В. Культурология: Учебник / В.В. Викторов; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Вузовский учебник, 2007. - 400 с.:
http://znanium.com/bookread.php?book=150593 Культурология: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Драча. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 413 с.:
http://znanium.com/bookread.php?book=127535 – Малюга, Ю. Я. Культурология: Учебное пособие / Ю.Я. Малюга; Московский государственный индустриальный университет. - 2-e изд., доп. и испр. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 333 с
Дополнительная литература:
Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. – СПб, 1997. 727 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_ant_cult1/~phil_ant_cult1.htm
Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М., 1989. 615 с. [Электронный ресурс] – Р
ежим доступа: yanko.lib.ru/books/cultur/bart-all.htm
Бокль Г. История цивилизаций. История цивилизации в Англии. – М., Директ-Медиа, 2007 [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.biblioclub.ru/author.php?action=book&auth_id=1701И
Блок М. Короли-чудотворцы. Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Blok/index.php
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVIII вв. В 3-х тт. – М., 1987. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.twirpx.com/file/210344/
Буркхардт. Я. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. Юристъ. Москва. 1996. [Электронный ресурс] – Режим доступа: yanko.lib.ru/books/hist/burkhardt=srednev_mir_voobraj=ann.htm
Вико. Дж. Основания Новой науки об общей природе наций. – М., 1994, [Электронный ресурс] – Режим доступа: platonanet.org.ua
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. [Электронный ресурс] – Режим доступа: platonanet.org.ua
Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках / Декарт Р. Сочинения: В 2 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1989. С. 250–296. [Электронный ресурс] – Режим доступа: grachev62.narod.ru/decart/chapt00.htm
Декарт Р. Правила для руководства ума. / Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.- М.: Мысль, 1989. - 654 с.- (Филос. наследие; Т. 106).- С.77-153. [Электронный ресурс] – Режим доступа: filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000535/index.shtml
Дильтей. В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. // Культурология. XX век. Антология. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.alleng.ru/d/cult/cult048.htm
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1994 [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lev-Str/index.php
Леви-Стросс К. Сьруктурная антропология. – М., 2001. [Электронный ресурс] – Режим доступа: yanko.lib.ru/books/cultur/stross_struktur_antrop.htm
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Goff/index.php
Литературные манифесты западноевропейских классицистов. – М., 1980. [Электронный ресурс] – Режим доступа: uchenyjkot.ru/infusions/pro_download_panel/download.php?did...
Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.twirpx.com/file/390132/
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология ХХ век. Антология.- М., 1995, с.69-101. [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/rikk/nauk_pr.php
Фуко М. Археология знания. – СПб., 2012.
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.- СПб., 1994. [Электронный ресурс] – Режим доступа: filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000549/index.shtml
Хейзинга Й. Осень средневековья библиотека всемирной истории [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Huiz/
Хёйзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс - Традиция, 1997. [Электронный ресурс] – Режим доступа: anna-ganzha.narod.ru/huizinga_homo_ludens.pdf
Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. — ТОО ТК «Петрополис», 1998. [Электронный ресурс] – Режим доступа: belpaese2000.narod.ru/Teca/Nove/eco_struttura.htm
|