Рефераты
История и динамика становления культурологического знания.
Культурно-антропологические школы и концепции.
Культурологическая концепция Л.Уайта.
Проблема определения предметной области культурологии в постмодернистских концепциях.
Компаративная культурология.
Математическое моделирование социокультурных процессов.
Место культурологии в системе инженерного образования.
Дайте сравнительный анализ определений предметного поля культурологии как области социогуманитарного знания по доступным вам учебникам и источникам.
Проведите культурологический анализ какого-нибудь проекта, технической системы, инженерного сооружения, технологии, имеющей отношение к вашей будущей профессиональной деятельности, выделив задачи и критерии этого анализа.
Генезис культурных форм и социокультурных систем.
Компаративный (сравнительный) анализ подходов к определениям культуры.
Культура в социологической традиции.
Культура и социальная структура.
Культура в структурно-функциональном анализе.
Психологические подходы к культуре.
Постмодернистское понимание культуры.
Эволюция представлений о культуре в российской научной традиции.
Понятие субкультуры, ее разновидности.
Массовая и элитарная культура: анализ соотношения и взаимовлияния.
Место и роль Интернета в современной массовой культуре.
Общее и специфическое в обыденной и специализированной областях культуры.
Прокомментируйте с точки зрения динамики
Проблема Восток — Запад: противостояние или диалог культур?
Проблема национальной идентичности.
Этногенез в концепции Л. Гумилева.
Дилемма: "единая мировая культура" или "история локальных цивилизаций".
Стиль как основание для типологизации художественной культуры.
" Глобальный эволюционизм" о будущем цивилизации.
Генетическая и культурная информация: нерешенные вопросы.
Волновые и циклические модели социокультурной динамики.
От традиционного к постиндустриальному обществу.
Синергетическая модель социокультурной динамики.
Кризисы в развитии мировой культуры: уроки преодоления.
Древнейшие представления о развитии общества и современные концепции социокультурной динамики: общее и особенное.
Многообразие форм и механизмов культурных изменений.
Информационные процессы в культуре и обществе.
Принцип информационного ускорения и социокультурная динамика.
Культура как информационная система.
Знаки и знаковые системы.
Естественные и искусственные знаки.
Знак и символ.
Культура как текст.
Культура как знаковая система.
Специфика символа как средства языка культуры.
Семантика храма.
Семантика мусульманского искусства.
Знаковая система культуры и художественный язык.
Символ в искусстве: знак и образ.
Мифологические модели мира.
Символика и символизм в культуре.
Проблема символа и реалистическое искусство.
Семиотика как наука.
Концепция семиосферы Ю.Лотмана.
Семиотический анализ религии.
Наука как знаковая система. Специфика научных языков.
Символика цвета в различных культурах.
Современные информационные языки.
Сущность гипертекста.
Символический язык священных текстов.
Языки современных средств массовой информации.
Мир культуры индивида как способ интеграции человека в социальную систему.
Ценности "повседневного гуманизма" как культурная основа жизнестойкости народов России и предпосылка сохранения ее целостности.
Психологическая культура личности.
Интеллектуальная культура личности.
Нравственная культура личности.
Охарактеризуйте с культурологической точки зрения, что такое этноцентризм, и покажите его роль в социокультурном пространстве.
Покажите, из чего складывается интеллектуальная культура личности.
Художественная культура и искусство.
Эстетическая культура как система отношений и ценностей, связанных с эстетической деятельностью.
Художественно-эстетические ценности.
Эстетические явления в природе, искусстве, культуре повседневности.
Проблема генезиса искусства.
Синкретизм первобытного искусства.
Искусство в системе культуры.
Социокультурные смыслы искусства.
Искусство и философия.
Искусство и нравственность.
И. Искусство во взаимодействии с экономикой и политикой.
Художественная и научная картина мира.
Элитарное и массовое искусство.
Взаимодействие искусства и техники в современной культуре.
Религиозное искусство в контексте мировых религий.
Специфика мусульманского искусства.
Красота как сущность искусства.
Динамика художественной культуры.
Типология искусств: реалистическое и условное.
Классика и модернизм.
Новая художественная картина мира в современных направлениях и жанрах искусства.
Концепция "дегуманизации искусства" X. Ортеги-и-Гассета.
Система и виды искусств.
Взаимодействие и синтез искусств в современной культуре.
Влияние новых технологий на художественную культуру.
Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.
Модели мира: религиозное и научное понимание.
Духовный мир человека в зеркале религии и науки.
Роль мифа в становлении религиозного и научного сознания.
Наука и религия как символические модели мира.
Специфика соотношения религии и науки в рамках христианства, буддизма, ислама.
Наука как признание и профессия (по работе М. Вебера).
Религия и проблема научной рациональности в европейской культуре.
Биоантропологические и социокультурные основы происхождения техники и инженерии.
Социокультурные доминанты развития техники и инженерии.
Техника и наука: эволюция взаимоотношений.
Этос техники и инженерии.
Техника и искусство.
Техника и личность.
Оценочные критерии и идеалы техники.
Современная и будущая техника: могущество или угроза.
Техногенная цивилизация: есть ли будущее?
Техника и проблема исторической ответственности инженера.
Техника, цивилизация, культура.
Современный глобальный кризис и ответственность инженера за судьбу человечества.
Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева.
Концепция цивилизации А.Тойнби.
Концепция цивилизации П.Сорокина.
Типология цивилизаций.
Коэволюция и проблема устойчивого развития.
Природный фактор и кризисы цивилизации.
Качественные изменения инженерной профессиональной культуры и техногенной цивилизации.
Природа и общество: единство процессов самоорганизации.
Тенденции и перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.
Культурология как интегративное знание.
Социальные и теоретические предпосылки культурологического знания.
Антропология как общая система наук о человеке.
Концепция культуры Э. Б. Тайлора.
Функционализм как направление культурологической мысли.
«Рациовитализм» X. Ортеги-и-Гассета.
Концепция культуры З.Фрейда.
Человек как биологическое, социальное и культурное существо.
Культура и личность.
Традиция и новация в культуре.
Культура и цивилизация (могут быть рассмотрены концепции О.Шпенглера, А.Тойнби, Н.Я.Данилевского и др.).
Проблема генезиса культуры.
Миф как явление культуры.
Теория мифа А. Ф.Лосева.
Рефлексия как импульс к возникновению культуры (по П.Тейяру де Шардену).
Игровая концепция культуры.
К. Г. Юнг об архетипах культуры.
К. Леви-Стросс о первобытном мышлении.
Э.Б.Тайлор о первобытной культуре.
Концепция «ноосферы» В. И. Вернадского.
Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.
Теория социокультурной динамики П.Сорокина.
Проблема социокультурной динамики и синергетика.
История мировой культуры или круговорот «локальных цивилизаций»?
Соотношение изменчивости и устойчивости в культуре.
Проблема историко-культурной типологии.
Культурологические воззрения Н.Я.Данилевского.
Сравнительный анализ культурологических воззрений Н. Я. Данилевского, О.Шпенглера и А.Тойнби.
Россия в системе Восток — Запад: противостояние или диалог культур?
Мифы древности и их значение для современности.
Массовая и элитарная культура.
Молодежная субкультура.
Культура как текст.
Символ в искусстве: знак и образ.
Символика цвета в различных культурах.
Язык сакральных текстов.
Сакральные тексты мировых религий.
Смеховая и зрелищная культура русского средневековья.
Анализ русской волшебной сказки В.Я. Проппа.
Концепция Н.Рериха «Мир через культуру».
Научный и художественный взгляды на мир.
Гений в искусстве и науке.
Религия и наука в контексте культуры.
Техника как социокультурное явление.
Религия как способ хранения и передачи общечеловеческих ценностей.
Искусство и религия.
Составляющие профессиональной культуры.
Русские народные воспитательные традиции.
Традиционная культура и процесс цивилизация.
Культура стыда и культура чести.
Свое и чужое в культуре.
Дом и квартира: эволюция жилища
Еда: разделенное удовольствие.
Одежда и нагота в культуре.
Воспитание и образование в культуре.
Забота о душе в разных религиозных традициях.
Христианская мораль
Роль протестантской этики в становлении капитализма
Этикет, манеры, стиль поведения
Коммунальные и индивидуальные пространства существования человека
Право и мораль – их роль в культуре.
Человек в пространстве большого города.
Права человека и государственные добродетели.
Эволюция представлений о главных добродетелях мужчин и женщин в разные периоды истории культуры.
Примечание: Вы можете выбрать любую тему либо сформулировать свою собственную тему исследования (например, по разным аспектам истории культуры, специфическим чертам русской культуры и т.д.). Можно оформить тему не в виде текста, а в виде презентации – так ее будет легче использовать в Вашей педагогической практике. |