Скачать 281.76 Kb.
|
Рассмотрено Утверждено на заседании ШМО решением педагогического Протокол № _____ совета от «__» _________20__ г. Протокол № __ от__________ Руководитель ШМО _______________________ Приказ № __ от ____________ Директор МАОУ СОШ №42 _________________ Р.А.Каримов МАОУ СОШ № 42 с углубленным изучением отдельных предметов Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Программу разработала: учитель изобразительного искусства Давлетбаева Фирдалия Вилдановна 2011 г. Пояснительная записка к рабочей программе по Изобразительному искусству в 5-7 классах. Планирование по ИЗО в 5-7 классах составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)общего образования по ИЗО, примерной программе о среднего (полного)общего образования по ИЗО, авторской программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.Н. Неменский, Н. А. Горяева, Г.Е Гуров, А.А. Кобзоев, Л.А. Неменская, А.С. Питерских. В 5-7 классах общеобразовательной школы образовательная область «Искусство» (предмет «Изобразительное искусство») ставит целью преподавания изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно прикладное искусство) художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение школьника к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эффективного средства формирования , развития личности, и решает следующие задачи: - воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека пластических искусств: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуры и дизайна в профессиональных и народных формах; - формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, искусству, как основ развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально-этического облика; -обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (работа с натуры, по воображению- тематическое рисование, декоративная работа, лепка, аппликация и т.д.); -систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умение выражать в художественных образах творческую задачу, художественный и конструкторский замысел; -приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о закономерностях культурно-исторического процесса с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств; -воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, явлениям художественной культуры, народным художественным традициям. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (образовательная область «Искусство») на изучение предмета «Изобразительное искусство»в 5-7 классах в инвариантной части выделяется 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. На изучение регионального компонента в рабочей программе выделяется 10% времени инвариантной части. Содержание обучения: 5 класс. Тема: Древние корни народного искусства (8 часов). Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня». Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка, полотенце. Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу». Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. Тема: Связь времен в народном искусстве (8 часов) Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной игрушки. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель. Жостово. Городец. Тема: Декор- человек, общество, время (10 часов) Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма. Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. Русский костюм и современная мода. Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод». Народные промыслы родного края. Красота земли родной. Тема: Декоративное искусство в современном мире (8 часов). Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта. Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика. Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья. О чем рассказывают гербы. Что такое эмблемы, зачем они нужны людям. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. В результате обучения в V классе дети должны понимать, знать и уметь: -значение древних корней народного искусства; -связь времен в народном искусстве; -место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена; -особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области; -различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен; -представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства; -создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслах; -создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой. 6 класс. Тема: Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8 часов) Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок-основа изобразительного искусства. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. Тема: Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов). Художественное познание: реальность и фантазия. Изображение предметного мира -натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Тема: Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. (10 часов). Образ человека- главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека. Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты. Тема: Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов). Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила линейной и воздушной перспективы. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства. Пейзаж – настроение. Природа и художник. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. В результате обучения в VI классе дети должны знать и уметь: -особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, гафики, скульптуры; -основные жанры изобразительного искусства; -известнейшие музеи своей страны и мира; -выдающиеся произведения отечественного изобразительного искусства; -работать с натуры в живописи и графике над натюрмортом и портретом; -выбирать наиболее подходящий формат листа при работе над натюрмортом, портретом, пейзажем; -добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема; -передавать при изображении предмета пропорции и характер формы; -передавать при изображении головы человека ( на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица; -передавать пространственные планы в живописи и графике с применением знаний воздушной и линейной перспективы; -в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов; -пользоваться различными графическими техниками: монотипия, линогравюра. 7 класс. Тема: Изображение фигуры человека и образ человека. (8 часов) Изображение фигуры человека в истории искусства. Пропорции и строение фигуры человека. Красота фигуры человека в движении. «Великие скульпторы». Изображение фигуры человека с использованием таблицы. Набросок фигуры человека с натуры. Человек и его профессия. Выставка работ «Моя будущая профессии Тема: Поэзия повседневности и видения мира (8 часов) Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры в изобразительном искусстве. Изображение фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Лепка фигуры человека. Поэзия повседневной жизни в истории искусств. Жанровые темы в европейском искусстве. Сюжет и содержание в картине. Умение видеть жизнь вокруг себя. Тема: Великие темы жизни (12 часов). Исторические и мифологические темы в изобразительном искусстве. Тематическая картина в европейском искусстве XIX в. Процесс работы над тематической картиной. Художественно-творческие проекты. Конструктивное, изобразительное и декоративное начала в изобразительном искусстве. Библейские темы в изобразительном искусстве. Тематическая картина в искусстве XX века. Стиль, направление и творческая индивидуальность художника. Тема: Реальность жизни и художественный образ. (8 часов) Слово и изображение. Искусство иллюстрации. В результате обучения в VII классе дети должны знать и уметь: -о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах: бытовом, историческом, о мифологических и библейских темах в искусстве; -о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов; -о роли искусства в создании памятников большим историческим событиям, о влиянии образа, созданного художником на понимание событий истории; -наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусств; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX – XX столетий; -иметь первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; -владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; -развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; -иметь творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения. Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира. Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов, деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы, работа с интернетом), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно – их организация в единое целое. Контроль: тестирование, выставки, поисковые задания, игровые формы проверки знаний, творческие проекты. Учебно-методический комплект представлен: Рабочие программы по изобразительному искусству. 5-7 классы ( по программе Б.М.Неменского)/Авт.-сост. И.В. Буланова.- 2-е изд., стереотип.- М.: Планета, 2012. Изобразительное искусство. Учебник для учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений РБ- Под редакцией Пурик Э.Э.- Уфа: Китап, 2006. Изобразительное искусство и художественный труд . Под руководством Б.М. Неменского. 1-9 классы. 7-е издание. Москва « Просвещение» 2011. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.С. Питерских, Г.Е Гуров; под ред. Б.Н. Неменского.- 4-е изд. – М.: Просвещение, 2011. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011. Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского/ авт.-сост. О.М.Гусева- Москва: « ВАКО». 2011. Календарно – тематическое планирование по Изобразительному искусству 5 класс.
|
Конспект занятия по изобразительному искусству. Тема: «Введение в... Задачи: ознакомление с программой по изобразительному искусству; нетрадиционными приемами изображения пейзажа – кляксографией, тычком;... | Программа по искусству «Изобразительному искусству» Пояснительная записка к рабочей программе по искусству (Изобразительному искусству) для 5 класса | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе... Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному искусству... | Рабочая программа по изобразительному искусству (название предмета) Рабочая программа по изобразительному искусству построена на основе авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству в 6-ом классе (базовый... Рабочая программа по изобразительному искусству для 6-го класса разработана на основе следующих документов | Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс ... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс ... | Пояснительная записка по изобразительному искусству Класс: 4 Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5-7 классах мбоу «Ратчинская оош» Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | Рабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе составлена на основе программы курса изобразительного искусства для учащихся... | Рабочая программа по изобразительному искусству 6-7 классы основное общее образование Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования(приказ мо и н РФ от... | ||
Программа по изобразительному искусству 2 класс Пояснительная записка Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе | Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена... Цели и задачи, реализуемые рабочей программой, совпадают с целями и задачами примерной программы среднего общего образования по изобразительному... | ||
М. П. рабочая программа по изобразительному искусству для умк «Школа 2100 …» Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного... | Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 7 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе |