1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии





Скачать 282.53 Kb.
Название1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии
страница1/4
Дата публикации23.01.2015
Размер282.53 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3   4
Содержание


Введение 3

1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии 4

2. Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии 7

3. Примеры изучения народных промыслов на занятиях по предмету «технология» 12

Заключение 24

Список использованной литературы 26



Введение



В учебный процесс начальной школы должно быть включено изучение богатства народной, в том числе и региональной, культуры. При ознакомлении с народным декоративно-прикладным искусством, народным промыслами, отражающими опыт многих поколений, накопленный на протяжении веков и даже тысячелетий, исключительно важным является изучение народных традиций. Именно эти виды искусства, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитавший в себя мудрость и талант многовекового коллективного творчества, позволяет открыть широкий простор для эстетического образования детей, делает их жизнь духовно богаче. Народные промыслы способствуют развитию местных самобытных культурных традиций, выражению народного художественного мировоззрения, эстетики коллективного труда. Традиции народной культуры имеют огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к эстетическим ценностям1. Вышеизложенное подчеркивает актуальность выбранной темы.

Цель работы – выявить значение и особенности изучения народных промыслов учащимися начальной школы на уроках трудового обучения.

Поставленная цель определила следующие задачи:

- выявить сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии;

- изучить методы разработки учебно-методического комплекса организации и проведения уроков технологии;

- рассмотреть примеры изучения народных промыслов на занятиях по предмету «технология».

1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии



Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству, знакомство детей с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа на уроках и во внеурочной деятельности – одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Начало XXI века обозначило рост интереса к духовной культуре нации. Люди пытаются глубже изучить историю своего народа, вникнуть в сущность национальных ценностей и интересов. Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Среди многих проблем современного народного искусства проблемы традиций едва ли не самые существенные и сложные. Они вызывают многолетние споры, временами переходящие в организованные дискуссии. Однако и сегодня эту тему нельзя считать исчерпанной; скорее наоборот, чем дальше идет развитие народного искусства, тем большую актуальность она приобретает. Причем актуальность не только теоретического характера, но в еще большей мере практического, связанного с повседневной жизнью современных народных промыслов. На создание стиля и формирование традиций искусства промысла оказывали влияние многие факторы, одни более опосредованно и как бы неуловимо во внешнем проявлении, другие - явно и непосредственно воздействуя на характер искусства и структуру художественного образа2.

Конкретно-исторический подход к анализу всех факторов, участвующих в создании и развитии народного промысла, показывает, что их роль на разных этапах развития промысла и в разное время могла быть неоднозначной.

Какие же конкретные факторы влияют на создание традиций искусства народного промысла и какова их роль в развитии и сегодняшнем состоянии местного искусства?

Называя тот или иной промысел, мы говорим: вологодское кружево, хохломская роспись, палехская лаковая миниатюра, дымковская игрушка, то есть называем вид искусства и местность, давшую ему жизнь. Эта взаимосвязь нередко недооценивается и даже игнорируется. Между тем взаимозависимость местности и искусства играла и продолжает играть решающую роль не только в момент возникновения промысла, когда началась художественная обработка природного местного материала - глины, кости, дерева, но и на протяжении всей истории промысла, когда местные условия быта, культуры, социально-экономические, торговые отношения постоянно в той или иной форме и степени воздействовали на его жизнь, формирование стиля и традиций.

Наряду с традиционными формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Что подразумевают под понятием нетрадиционная форма урока?

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нетрадиционных форм урока. Первый подход НФУ как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

Второй подход трактует НФУ как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.).

При планировании и организации нетрадиционных форм проведения занятий технологии, как и при проведении уроков, учитель должен опираться на общедидактические принципы, представляющие собой основные, исходные положения, определяющие эффективность и целесообразность педагогической деятельности (принцип систематичности, научности отбора учебного материала, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей школьников, принцип связи теории с практикой, принцип сознательности и активности школьников в различных видах деятельности и пр.)3.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconПлан Введение 3 Глава Методика проведения нетрадиционных уроков физики...
«Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике»
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconУроках математики
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconИспользование заданий технологии проблемного обучения на уроках биологии
...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconМетодическая разработка использование технологии проектного обучения...
Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconКомпьютерные презентации как средство усовершенствования традиционных...
Наиболее распространенная трактовка понятия «инновация» звучит так: «Это процесс освоения новшества». При этом под новшеством понимается...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconПервичный инструктаж по технике безопасности на уроках фк и легкой...
Пояснительная записка: данный урок соответствует требованиям фгос, применены новые образовательные технологии (активные методы обучения)...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconРекомендации по использованию данной технологии на уроках
Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо разнообразить формы, средства, методы и технологии обучения и методического...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обоснование значимости опыта использования технологии мастерских и технологии проблемного обучения на уроках литературы
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconРеферат Использование нетрадиционных форм урока при обучении иностранному языку в школе
Iii. Практические разработки некоторых видов нестандартных уроков
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconСпецифика подготовки менеджеров в области обучения письменному переводу...
В настоящем издании раскрывается сущность понятия pr и подробно рассматриваются все направления по связям с общественностью. Материал...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование культурологической компетенции учащихся через использование нетрадиционных форм деятельности
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии icon«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии»
Моу kоробовской сош проходил семинар-практикум для учителей технологии Шатурского муниципального района по теме: «Использование информационно-коммуникационных...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconИспользование технологии интегрированного обучения на уроках литературы и русского языка

1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconРегулярно использую на своих уроках современные образовательные технологии:...
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния...
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии iconУроках математики Фамилия Назарбегова
Технологии обучения – традиционные и личностно ориентированные
1. Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии icon1. Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и...
Тема Сущность и функции денег. Дискуссионные вопросы по сущности и функциям денег на современном этапе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск