Скачать 369 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА и ЗДОРОВЬЯ им. Я.С.Ярыгина КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебно-методический комплекс дисциплины ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Специальность 050104.65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура» Квалификация – Педагог безопасности жизнедеятельности и физической культуре Форма обучения – очная (3 семестр) Общая трудоемкость дисциплины – 90 час Форма аттестации - зачет Красноярск 2012 Учебно-методический комплекс дисциплины «Общая и специальная гигиена» составлен ст. преподавателем Морозовой Е.Ф. _____________ В УМКД внесены следующие изменения :
УМКД пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теории и методики медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности 10 сентября 2012 г., протокол № 1 Заведующий кафедрой к.м.н., доцент ______________ О.Я. Шарова Согласован и одобрен научно-методическим советом ИФКСиЗ 19 сентября 2012 г. Председатель НМС _____________ А.И. Завьялов Дополнения и внесенные изменения на 2012-2013 гг. утверждаю Зам. Директора ИФКСиЗ по учебной работе ______________ А.Д.Какухин Содержание
Учебно-методический комплекс по дисциплине "Гигиена физического воспитания и спорта" составлен в соответствии с разработанным и утвержденным КГПУ им. В.П. Астафьева стандартом УМКД. Он включает в себя: I. Организационные документы. II. Методические рекомендации. III. Учебные материалы. I. Организационные документы – это: 1. Учебная программа по дисциплине, 2. Карта ресурсов, 3. Рейтинг-контроль. Рабочая модульная программа состоит из: Содержательной части: а) введение; б) объем дисциплины (в часах) и виды учебной работы для студентов очной и форм обучения; в) содержание дисциплины – разделы дисциплины и виды занятий в часах (лекции, семинары, самостоятельная работа) для студентов очной форм обучения; г) краткое содержание разделов и тем лекционного курса ; д) рекомендуемая литература; е) темы рефератов; ж) вопросы для подготовки к экзамену. Учебно-методической карты дисциплины (тематическая карта), которая представляет собой перечень двух модулей с указанием бюджета времени и трудоемкости (в часах и кредитах) на лекционный курс, семинарские занятия, самостоятельную работу по каждому модулю. Здесь также указаны формы контроля. Учебно-методические карты дисциплины представлены для очной формы обучения. Карты самостоятельной работы студента по дисциплине, которая включает график самостоятельной учебной работы студентов по дисциплине с указанием ее содержания по модулям, объема в часах, сроков ее выполнения и форм контроля. 2. Карта ресурсов – это блок их трех карт: карты литературы, карты учебных материалов и карты оборудования. Карта литературы включает в себя обязательную и дополнительную литературу. В нашем случае и обязательная, и дополнительная литература, связанная со спецификой дисциплины. Карта обеспеченности учебными материалами включает информацию о количестве имеющихся в наличии учебных материалов, необходимых для проведения аудиторных занятий (лекций и семинаров) и самостоятельной работы студентов. Приведен также перечень наглядных пособий с указанием количества экземпляров. Карта обеспеченности оборудованием – это перечень технического оборудования, необходимого для изучения дисциплины с указанием количества. 3. Рейтинг-контроль включает в себя: технологическую карту дисциплины, определяющую количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях; журнал рейтинга (в формате MS Excel) для работы со студентами на занятиях. В журнале рейтинга обозначены номера занятий и формы работы с количеством необходимых баллов. 2. Методические рекомендации для студентов 3. Учебные материалы Темы рефератов, курсовых работ, вопросы к экзамену представлены в Информационно-методическом центре факультета физической культуры и спорта (каб. 1-34). МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. Астафьева» ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА и ЗДОРОВЬЯ им. Я.С.Ярыгина КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Учебная программа дисциплины ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Красноярск 2012 2.1. Выписка из образовательного стандарта Данная дисциплина входит в цикл дисциплин дополнительной специализации и в государственном образовательном стандарте для специальности «Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью» отсутствует. 2.2 Введение Цель дисциплины — сформировать у студентов знания, исследовательские и практические умения по организации физического воспитания различных групп населения и тренировочного процесса в отдельных видах спорта на основе современных гигиенических принципов и норм. Задачи дисциплины:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент должен знать: основные этапы развития общей гигиены и гигиены физического воспитания и спорта; гигиенические основы физического воспитания и спорта; методы и организацию гигиенического контроля в физическом воспитании и физической подготовке; о взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностях организма; о факторах риска нарушения здоровья и основных гигиенических средствах и методах профилактики заболеваний. Студент должен уметь: осуществлять санитарно-гигиенический контроль условий и организации физического воспитания и спорта; планировать и проводить санитарно-гигиенические мероприятия по профилактике спортивного травматизма; использовать различные средства и методы закаливания организма; формировать физическую активность различных групп населения, здоровый стиль жизни на основе гигиенических знаний; осуществлять консультативную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-спортивных занятий лиц разного возраста и пола; владеть средствами и методами формирования здорового стиля жизни с использованием гигиенических факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых. 2.3. Содержание дисциплины I. Гигиена воздуха Физические свойства воздуха, их гигиеническое значение. Понятие о микроклимате. Химический состав воздуха Нормирование качества воздушной среды в спортивных сооружениях. Основные загрязнители воздуха, их гигиеническое значение. Профилактика их неблагоприятного воздействия на здоровье. Особенности физического воспитания и тренировочного процесса в различных климатогеографических условиях. II. Гигиена воды и почвы Физиологическое значение воды. Гигиенические требования к качеству питьевой воды. Эпидемиологическое значение воды. Выбор источников водоснабжения. Основные загрязнители воды и их гигиеническое значение. Методы улучшения качества питьевой воды. Гигиенические требования к качеству воды в спортивных сооружениях. Гигиенические требования к водоему. Гигиеническое значение почвы. Эпидемиологическое значение почвы. Виды почв. Структура и свойства почвы. Показатели загрязнения почвы. Учет характера почвы при проектировании, строительстве и эксплуатации спортивных сооружений. III. Гигиенические требования к спортивным сооружениям Гигиенические основы проектирования и строительства спортивных сооружений. Гигиенические требования к ориентации спортивных сооружений. Гигиенические требования к строительным и отделочным материалам. Гигиенические требования к освещению, отоплению и вентиляции спортивных сооружений. Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. Гигиенические требования к закрытым спортивным сооружениям. Гигиенические требования к физкультурно-оздоровительным сооружениям. IV. Личная гигиена спортсмена. Рациональный суточный режим спортсмена. Биологические ритмы. Суточный режим спортсмена в различные периоды тренировочного цикла. Уход за кожей, руками, волосами. Профилактика гнойничковых заболеваний. Вредные привычки и борьба с ними. V. Гигиена спортивной одежды и обуви Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в легкой атлетике. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в плавании. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивных играх. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в гимнастике. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в спортивной борьбе. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в боксе. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в тяжелой атлетике. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в конькобежном спорте. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в мотоспорте. Гигиенические требования к спортивному оборудованию, инвентарю и экипировке спортсменов в велосипедном спорте. VI. Гигиена закаливания Физиология закаливания. Закаливание в практике физического воспитания и спорта. Закаливание воздухом, солнцем и водой. Искусственные источники ультрафиолетового излучения в практике закаливания. Гигиенические требования к местам закаливания. Гигиеническая оценка эффективности закаливания. VII. Гигиена питания Понятие о достаточном и сбалансированном питании. Режим питания. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Их физиологическая роль и гигиеническое значение. Общие гигиенические принципы построения питания. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола, возраста и характера профессиональной деятельности. VIII. питание спортсмена Общие гигиенические принципы построения питания спортсменов. Гигиенические нормы питания спортсменов с учетом пола и возраста. Особенности питания спортсменов в различных видах спорта. Питание спортсменов во время соревнований. Питание спортсменов в восстановительном периоде. Питание спортсменов в различных климатогеографических зонах. IX. Гигиена физического воспитания детей и подростков Гигиенические требования к организации занятий по физической культуре в школе. Планировка и эксплуатация спортивных сооружений общеобразовательной школы. Гигиенические требования к оборудованию, инвентарю спортивным сооружениям общеобразовательной школы. X. Гигиена физической культуры в среднем и пожилом возрасте Понятие о двигательной активности. Понятие о гипокинезии и гиперкинезии. Гигиенические нормы суточной двигательной активности лиц среднего и пожилого возраста. Гигиенические основы дозирования физических нагрузок для лиц среднего и пожилого возраста. Гигиеническое нормирование нагрузок в среднем и пожилом возрасте. XI. Гигиенические основы массовой физической культуры Производственная гимнастика. Вводная гимнастика. Физкультурная пауза. Физкультурные минутки. Микропаузы активного отдыха. Восстановительная гимнастика. Занятия в физкультурно-оздоровительных центрах. Физкультурно-оздоровительные занятия по месту жительства. XII. гигиеническое обеспечение подготовки юных спортсменов в отдельных видах спорта Гигиенические требования к организации и планированию учебно–тренировочному процесса юных спортсменов. Нормирование спортивных нагрузок для юных спортсменов с учетом возраста, пола и уровня физической подготовленности. Особенности питания юных спортсменов. Лабораторный практикум Гигиена воздуха: определение физических свойств воздуха; определение микроклимата в закрытых спортивных сооружениях. Гигиена воды и почвы: определение физических свойств воды; определение органолептических показателей воды. Гигиенические требования к спортивным сооружениям: определение ориентации спортивных сооружений; гигиеническая оценка игрового зала. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви: гигиеническая оценка экипировки гимнаста. Гигиена питания: расчет энерготрат при различных видах деятельности; построение рациона питания для лиц разного возраста и пола. Питание спортсмена: расчет энерготрат при занятиях легкой атлетикой; построение рациона питания для спринтера – юноши 18 лет. Гигиена физического воспитания детей и подростков: оценка собственной суточной двигательной активности нормирование физических нагрузок при занятии физической культурой в школе. 2.5.Объем дисциплины и виды учебной работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины древние языки и культуры... Умкд примерными образцами заданий на экзамен в связи с разработкой нового стандарта умкд кгпу им. В. П. Астафьева | Учебно-методический комплекс дисциплины Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен д м н., профессором кафедры специальной психологии исп кгпу шиловым С. Н | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Умкд составлен к м н., доцентом кафедры специальной психологии исп кгпу бардецкой Я. В | Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов Института психологии,... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Этикет» для студентов очной формы обучения по специальности 100110. 65 «Домоведение»... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины социология физической культуры... Умкд пересмотрен и одобрен на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания «10» сентября 2012 г., протокол №1 | Учебно-методический комплекс (умкд) Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс курсы по выбору направление подготовки: 030801. 65 «Религиоведение» Умкд разработан в 2008 г к и н., доцентом кафедры отечественной истории кгпу им. В. П. Астафьева к и н., доцентом И. Н. Ценюга, актуализирован... | Учебно-методический комплекс включает в себя учебную рабочую программу... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... |