Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель





Скачать 312.09 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель
страница1/3
Дата публикации15.02.2015
Размер312.09 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российский государственный гуманитарный университет
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Учебно-методический комплекс


Для специальности №020300 – социология

Составитель

Д.с.н., профессор С.Н.Щеглова
Ответственный редактор

Д.ф.н., чл.-кор. РАН, проф. Ж.Т.Тощенко
Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры прикладной социологии

Москва - 2005
Вступительная статья

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в России оказывает серьезное влияние на положение и социальное развитие российской молодежи. Особую остроту ряда молодежных проблем обусловливает также особенность протекания этого возрастного периода в жизни человека. Научный анализ процессов формирования ценностно-нормативной системы молодежи, экономических, политических и социокультурных условий ее социализации имеет в современных условиях большое поле практического применения: при принятии решений в области государственной молодежной политики, программ социального развития и регуляции социального поведения этой возрастной группы. Социология молодежи является одной из активно развивающихся отраслей в современной социологии, здесь активно происходит поиск новых методических подходов к исследованиям и разработка теоретических парадигм. Именно этим продиктована необходимость изучения курса студентами-социологами, его место в учебном плане и логика построения курса.

Цель спецкурса – формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению молодёжи в рамках отраслевой социологии.

Задачи спецкурса:

  • дать представления о сущности молодёжи как социально-демографической группы, с точки зрения её роли и места в общественном воспроизводстве.

  • изложить основных социальных проблем, возникающих в связи с положением молодёжи в социальной структуре общества, с особенностями её сознания и поведения;

  • обеспечить необходимые знания о методах социологического исследования социальных проблем молодежи;

  • дать представление об основных направлениях и формах реализации молодёжной политики государства.


Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на первом-четвертых годах обучения, и ориентирован на сознательное освоение социологических теорий молодежи и специфических методов и техник исследования ювенальных групп.

Учитывая специфику курса при его освоении большое внимание уделяется самостоятельной креативной работе с текстами современных ученых и классиков, а также аспектам подготовки студентов к возможной будущей преподавательской деятельности. Акцент при самостоятельной работе ставится на визуализации теоретических и практических материалов, развитии навыков оценивания и контроля.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социология молодежи»
Специалист должен:

Знать основные функции социологии молодежи, современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных субкультур;

Иметь представления о теоретических концепциях молодежи, социализации и взросления, об основных этапах социализации и возрастных кризисах молодежи;

Быть компетентным в определении специфики научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики.

В результате прохождения курса студенты обучаются следующим практическим навыкам:

  • организации социологического исследования в предметном поле социологии молодежи, получения информации от различных ювенальных групп;

  • использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации.


Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Социология молодежи»


Индекс


Дидактические единицы


Всего часов




Социальный возраст. Социально-возрастная стратификация. Возрастной статус молодежи. Возрастная роль. Возрастное неравенство. Возрастные этапы в структуре жизненного пути. Поколение и возрастная когорта. Социологические концепции молодежи. Молодежные субкультуры. Молодежная политика. Специфика исследовательской и социально-проектной работы с молодежными возрастными группами.


72




Словарь – минимум основных понятий, необходимых для успешного усвоения курса
Возрастная когорта

Возрастная роль

Возрастная стратификация

Возрастной кризис

Возрастное неравенство

Возрастные этапы в структуре жизненного пути

Молодежная политика

Молодежная субкультура

Молодёжное движение

Молодёжные проблемы

Молодежь

Молодость

Молодые взрослые

Подростки

Поколение

Социальный возраст

Социологические концепции молодежи

Социология молодёжи

Статус молодежи

Ювенальная группа

Юность

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА






Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Возраст как объект научного исследования.


2

2

4

2.

Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества

2

2

4

3.

Молодежь как объект социологического исследования

2




2

4.

Социология молодежи как отрасль

социологии: предмет, объект, цели, задачи

2

2

4

5.

Современные социологические концепции

молодёжи

2

2

4

6.

Молодежные субкультуры

2

2

4

7.

Социальный статус молодежи в современном российском обществе

2

2

4

8.

Государственная молодёжная политика


2




2

9.

Методы и процедуры социологических

исследований ювенальных групп

2

2

4




Итого:

18

14

32

Данная дисциплина специализации предназначена для студентов-социологов V курса.

Курс предполагает 18 часа лекций, 14 часов семинарских занятий и 10 часов контрольных работ, в том числе итоговой письменной работы.

Основными видами занятий являются:

1. Лекции (18 часов), в которых обеспечивается целостное представление о предмете спецкурса, о его структуре, связь с другими курсами, даётся анализ существующих теоретических подходов, раскрывается содержание разделов и тем, обосновываются определения и дефиниции, демонстрируются возможности применения получаемых знаний на практике;

2. Практические и семинарские занятия (10 часов), направленные на закрепление пройденного материала, на рассмотрение дополнительной литературы, на обсуждение домашних заданий,;

3. Групповые дискуссии (4 часа), в ходе которых обсуждаются конкретные проблемы, связанные с различными сферами жизнедеятельности молодёжи, вырабатываются исследовательские подходы к эмпирическим исследованиям молодежи.

4. Домашние задания, преследующие цель углублённой проработки наиболее сложных тем спецкурса на основе дополнительной литературы.

Доклады и выступления на практических и семинарских занятиях, участие в групповых дискуссиях, выполнение домашних заданий являются формами промежуточного контроля знаний студентов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Возраст как объект научного исследования
Понятие возраста в науке. Абсолютный, календарный, хронологический возраст. Условный возраст как возраст развития. Установление условного возраста. Периодизация как структурирование течения времени, выделение в нем определенных, имеющих содержательное значение хронологических элементов (периодов).

Понятия «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл» в описаниях индивидуального развития.

Биологический возраст. Психический возраст. Концепции жизненного пути в психологии.

Социальный возраст. Соотнесение процессов биологического, психического, социального развития человека. Возрастная самоидентификация индивида. Межличностная гетерогенность. Внутриличностная гетерогенность – несовпадение темпов созревания и инволюции человека.

Возрастные циклы в структуре жизненного пути. Обряды перехода от одного жизненного этапа к другому (обряд инициации). Возрастной кризис и критический период.

Возрастная периодизация в Российской Федерации. Границы молодежного возраста и периодизация внутри возраста. Сравнение периодизации в России, Европе и др. странах.

Тема 2. Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества
Развитие общества как процесс последовательной смены и преемственности возрастных когорт. Понятие «возрастного слоя-страты», «возрастная когорта», «поколение».

Поколение как социально-историческое явление. Преемственность поколений. Смена поколений как универсальный процесс. К.Мангейм и его понятия «поколенное положение», «поколенная взаимосвязь», «поколенное единство». 5 подходов в российской социологии к определению поколения: демографическое поколение, антропологическое поколение, историческое поколение, хронологическое поколение, символическое поколение.

Система возрастной стратификации. Социально-демографической аспект: возрастной состав и структура населения. Социально-экономический аспект: возрастная структура участия в общественном воспроизводстве. Социально-политический аспект: возрастная структура властных отношений, системы институтов и организаций. Социокультурный аспект: преобладание элементов субкультуры определенного возраста в культуре общества. Место и роль молодежной группы в социальной структуре общества: история и современные тенденции.

Возрастная стратификация как система связанных с возрастом социально-психологических экспектаций и санкций. Методы и приемы изучения социальной стратификации, построенной на возрастном принципе. Факторы устойчивости и изменчивости, влияние демографических переменных, внешних условий.
Тема 3. Молодежь как объект социологического исследования.
Различные подходы к определению понятия «молодёжь». Определение социологической сущности молодёжи. Молодёжь как социально-демографическая группа.

Социальный статус групп разного возраста. Элементы возрастного статуса: права и обязанности, нормы и возрастные роли, статусная символика, образ жизни, возрастное видение мира.

Социальная стратификация внутри молодежного возраста. Неравенство стартовых возможностей молодежи в современном российском обществе.

Молодежь как социальная роль и статус. Понятие «психосоциального моратория». Самоидентификация и социализация молодежи. Периодизация внутри молодежного возраста: старшие подростки, юношество, молодежь, «молодые взрослые».

Трансформация границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости в современном обществе.
Тема 4. Социология молодежи как отрасль социологии: предмет, объект, цели, задачи
Отрасль социологии, изучающая молодежь как особую социально-демографическую группу, ее функции в обществе, взаимодействие общества и молодежи, социальную политику по отношению к молодежи, разрабатывающая основные методологические и методические принципы ее исследования.

Молодежные проблемы как предмет изучения. Специфика подходов к молодежи как объекту изучения в социологии, различия подходов в других специальных социологических отраслях: социологии воспитания, социологии семьи и социологии образования. Задачи социологии молодежи. Уровни социологии молодежи: общесоциологические теории, методология и методика исследований, историография научных исследований. Социальное прогнозирование и социально-проектная деятельность в рамках социологии молодежи.

Возникновение социологии молодежи. Этапы институализации социологии молодежи как отдельной отрасли социологии.
Тема 5. Современные социологические концепции молодёжи
Молодежь как носитель психо-биологических свойств молодости. Психоаналитическая ориентация. З.Фрейд и неофрейдизм. Эпигенетический принцип Э.Эриксона. Р.Бенедикт о «социальном характере». Теории внутрифазового развития и жизненного пути личности в трудах отечественных социологов.

Структурно-функциональный подход к исследованию молодежи. Теоретическое наследие Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Т.Парсонса в социологических концепциях молодёжи.

Молодежь как объект и субъект процесса смены поколений. Теория социального наследования К.Мангейма. Концепция межпоколенного взаимодействия в трудах отечественных социологов.

Концепции молодежи как источника конфликта поколений. Молодежь как феномен культуры.

Общесоциологическая концепция С.Айзенштадта. Функционирование одновозрастных групп и объединений в социуме, условия их возникновения. Понятие и сущность возрастной субкультуры.

Конфликт поколений. Причины возрастного конфликта. М.Мид и ее работа «Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями». Разрешение конфликта поколений социальными средствами. Способы нейтрализации социально-возрастного конфликта в традиционных и современных обществах.

Концепция социального развития молодёжи В.И.Чупрова. Молодёжь как субъект общественного воспроизводства и её сущностные характеристики.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «связи с общественностью»...
Код и наименование специальности по Перечню направлений подготовки (специальностей) 020300
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «информационный менеджмент»...
Код и наименование специальности по Перечню направлений подготовки (специальностей) 020300
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс (умк) составлен на основании Государственно...
Учебно-методические комплексы для студентов дневного отделения специальности 040201. 65 Социология
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама Согласовано...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс дисциплины имиджелогия
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030501 юриспруденция...
Учебно-методический комплекс «Судебная экспертиза» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 16 Политическая социология...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология Составитель iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск