Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Анжеро – Судженского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова»
-
Рассмотрено и принято
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 30.03.2012г.
| Утверждаю
Директор МБОУ «СОШ № 3
с УИОП им. Г. Панфилова»
________Павлова В.Ю.
Приказ №77а от 04.04.2012г.
|
|
|
|
|
|
|
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАНАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯг. Анжеро-Судженск
2012
СОДЕРЖАНИЕI. Целевой раздел ………………………………………………… 3-22
Пояснительная записка …………………………………….. 3-11
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального
общего образования ………………………………………….12-17
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы
начального общего образования…………………………….17-22
II. Содержательный раздел……………………………………....22-780
Программа формирования универсальных учебных
действий у обучающихся на ступени начального
общего образования …………………………………………22-44
Программы отдельных учебных предметов и курсов
внеурочной деятельности …………………………………...45-733
Программа духовно-нравственного развития,
воспитания обучающихся на ступени начального
общего образования………………………………………….733-750
Программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни……………………751-764
5. Программа коррекционной работы………………………….765-780
III. Организационный раздел…………………………………….781-8021. Учебный план начального общего образования ………….. 781-786
2. План внеурочной деятельности……………………………….786-791
3. Система условий реализации основной образовательной
программы в соответствии с требованиями ФГОС ….……..791-802
I. Целевой раздел1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОсновная образовательная программа начального общего образования будет реализовываться в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов имени Германа Панфилова» (далее МОУ «СОШ №3 с УИОП и. Г. Панфилова»).
(Тип общеобразовательное учреждение,
вид средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов).
Основная образовательная программа начального общего образования (далее Программа) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, примерной основной образовательной программой начального общего образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования МОУ «СОШ №3 с УИОП и. Г. Панфилова», рассмотрена и принята педагогический советом, протокол № 7 от 24 августа 2011 года. Пояснительная записка спроектирована рабочей группой в составе заместителей директора по УВР, заместителя директора по ВР, заместителя директора по УМР, руководителя методического объединения учителей начальных классов, педагогов - психологов, под руководством директора школы. Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлялась с привлечением Управляющего совета, обеспечивающего государственно - общественный характер управления.
ООП НОО разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»; (статья 14, 15);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06 октября 2009 года, Приказ Министерства образования и науки РФ № 1241 от 26 ноября 2010 года «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»);
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
Устав МОУ «СОШ №3 с УИОП и. Г. Панфилова»;
Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительством РФ в редакции от 23 декабря 2002 г. № 919 (пункт 44);
Сан ПиН 2.4.2. 2821-10;
Конвенция о правах ребёнка;
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения;
Основная образовательная программа ОС «Школа 2100»;
Основная образовательная программа ОС «Начальная школа XXI века»
а также социального заказа родителей младших школьников.
Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок 4 года (6,5 - 10,5 (11) лет), который полностью соответствует младшему школьному возрасту.
Реализация основной образовательной программы начального общего образования будет осуществляться МОУ «СОШ №3 с УИОП и Г. Панфилова» на основании лицензии на образовательную деятельность (Серия А 00000564 выдана 15.03.2011 года бессрочно).
Цели и задачиЦелью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья на основе УМК «Школа 2100» и «Начальная школа ХХ1века». Разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:
Достижение личностных результатов обучающихся:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
Достижение метапредметных результатов обучающихся:
Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.
Структура и содержание
Программа содержит следующие разделы:
целевой
пояснительная записка;
планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
системаоценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
содержательный
программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
программа коррекционной работы;
организационный
учебный план начального общего образования;
план внеурочной деятельности;
система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта;
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации "Об образовании". Это:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;
обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Обучение ведётся по двум образовательным системам «Школа 2100» и «Начальная школа 21 века», которые разработаны в соответствии с требованиями
ФГОС НОО.
Образовательные системы, вошедшие в образовательную программу, опираются на следующие психолого-педагогические принципы:
«Школа 2100»
| «Начальная школа 21 века»
|
Личностно- ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
| Личностно-ориентированное обучение предполагает:
сохранность и поддержку индивидуальности ребенка;
предоставление возможностей каждому ребенку работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности;
обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей обучения;
создание условий для реализации творческих возможностей школьника.
|
Культурно ориентированные принципы (принцип образа мира принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной
| Природосообразностъ обучения рассматривает как соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала,
|
функции знаний, принцип овладения культурой)
| успешного развития одаренных детей.
|
Деятелъностно- ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие, креативный принцип)
| Принцип педоцентризма предполагает отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей данного возрастного этапа развития, знаний, умений, универсальных действий, актуальных для младших школьников.
|
Принцип кулътуросообразности предполагает предоставление учащемуся для познания лучших объектов культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, архитектура, народное творчество и др.), что обеспечивает интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника
|
Организация процесса обучения в форме учебного диалога (диалогичность процесса образования) подразумевает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений между обучающими и обучающимися.
|
Преемственность и перспективность обучения. Преемственные связи методической системы обучения с дошкольным, а также основным звеном образования.
|
Особенности первой ступени общего образованияООП НОО сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:
•с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
•с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
•с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
•с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в
учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;
•с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
•с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитывались также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные -психологические новообразования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
Образовательная программа реализуется в режиме 5-дневной учебной недели (для 1-ых классов), в режиме 6-дневной учебной недели (для 2-4 классов). Занятия проводятся в 2 смены. Учебный год начинается 1 сентября. Его продолжительность в 1 кл. составляет не менее 33 недель, в 2-4 классах - не менее 34 недель.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям школы обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей.
Домашние задания даются с учетом возможности их выполнения (согласно п.2.9.19 СанПиН 2.4.2.1178-02), в 1 классе - со 2 полугодия.
Планируемые результатыК числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех учебных предметов.
Обобщенным результатом общего образования 1 ступени является портрет выпускника, обладающего следующими основными чертами:
желанием и умением учиться, потребностью самостоятельного познания окружающего мира;
элементарной грамотностью в рамках содержания отдельных учебных предметов, функциональной грамотностью в области чтения и математики;
инициативностью, навыками сотрудничества в разных видах деятельности;
ответственностью, готовностью отвечать за свои поступки;
- осознанным принятием правил здорового и безопасного образа жизни и регуляцией своего поведения в соответствии с ними.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Название программы (подпрограммы)
| Краткая аннотация
|
Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)
| В программе раскрываются виды учебных универсальных
действий, особенности их развития у обучающихся начальных
классов и их место в учебно-воспитательном процессе.
|
Программы отдельных учебных предметов
| Включает программы по следующим предметам:
русский язык, литературное чтение, математика,
английский язык, окружающий мир, музыка,
изобразительное искусство, физическая культура, технология;
информатика и ИКТ.
|
Программы внеурочной деятельности
| Включает программы по следующим направлениям развития
личности: спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное,
общеинтеллектуальное, общекультурное.
|
Программа духовно- нравственного развития, воспитания
| В программе раскрывается система базовых национальных ценностей.
|
Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
| В программе раскрываются представления о позитивных факторах,
влияющих на здоровье.
|
Программа коррекционной работы
| В программе отражается система работы с одаренными детьми.
|
В рамках ООП НОО используются программы и подпрограммы, представленные в таб.
Учредитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с УИОП им. Г. Панфилова» - управление образования администрации Анжеро-Судженского городского округа.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с УИОП им. Г. Панфилова» существует с 1973 года и располагается в центральном микрорайоне Анжеро- Судженского городского
1 округа Кемеровской области.
Внеурочная деятельностьДля начальных классов предусмотрена внеурочная деятельность, позволяющая в полной мере реализовать требования ФГОС НОО.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличной от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся 1-4 классов в соответствии с ООП НОО.
Задачи внеурочной деятельности:
- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
-создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье;
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- воспитание ценностного отношения к природе и окружающей среде (экологическое воспитание);
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется по направления развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное). И по видам деятельности (игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение,
досугово-развлекательная (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная деятельность), спортивная и оздоровительная, туристско-краеведческая).
Внеурочная деятельность, осуществляется во второй половине дня, не учитывается при определении максимально допустимой аудиторной учебной нагрузки и не дублирует урочную систему обучения. Внеурочная деятельность может организовываться в формах: кружок, студия, секция, клуб, объединение, факультатив, научное общество, конференция, олимпиада, соревнование, слет, игра, турнир, конкурс, встреча, концерт, спектакль, экскурсия, культпоход, туристический поход, поисковые исследования и других.
Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.Внеурочная деятельность является продолжением урочной деятельности и может быть использована для реализации воспитательного потенциала современных учебных программ, закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов, на введение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Исходя из задач, фор и содержания внеурочной деятельности, для её организации предусмотрена модель на основе базовой организационной модели.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО. Основными критериями отнесения дополнительных образовательных программ к внеурочной деятельности выступают цели и задачи этой деятельности, а также её содержание и методы работы. Данная модель предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Во внеурочной деятельности педагоги школы могут использовать рабочие программы, которые разрабатывают на основе примерных (рекомендованных Министерством образования и науки РФ), авторских программ или самостоятельно с соответствующими приложениями к ним, а также программы других образовательных учреждений, отвечающие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО).
Программы дополнительного образования разрабатываются учреждениями дополнительного образования детей, культуры и спорта в соответствии с ФГОС НОО.
Все реализуемые во внеурочной деятельности программы утверждаются в школе.
Механизмом реализации внеурочной деятельности является план внеурочной деятельности.